Конспект занятия по развитию диалогической речи (старшая группа) «Путешествие в сказку»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Абдуллина Наталья Анатольевна

Oбучение детей использованию диалогической речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx28.71 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 7 , ПГТ СЕРЫШЕВО

Конспект занятия по развитию диалогической речи (старшая группа)

«Путешествие в сказку»

Воспитатель МАДОУ

детский сад № 7

Абдуллина Н.А.

пгт Серышево

2017 г


Конспект занятия по развитию диалогической речи

(старшая группа)

«Путешествие в сказку»

Цель: обучение детей использованию диалогической речи.

Задачи:

Образовательные

– формировать у детей умений задавать вопросы и отвечать на вопросы;

– повторить названия сказочных героев;

– повторить тему «животные»;

– уточнить активный и пассивный словарь детей по различным темам (лес, продукты питания, профессии, семья, транспорт).

Воспитательные:

– порождать у детей интерес к занятию путём использования игровых приемов и яркого наглядного материала;

– воспитывать умение слушать друг друга.

Развивающие:

– развивать высоту и силу голоса;

– развивать у детей внимание, память, воображение, творческие способности и словесно-логическое мышление.

Оборудование:

- цветные карандаши;

- бейджик Василисы;

- бейджи с изображением животных;

- не цветные картинки для орг. момента и задания 2;

- карта волшебной страны с изображением замка и разноцветных дорожек;

- вырезанные из бумаги изображения белки, принцессы, Белоснежки, Кота-Баюна, Бабы-Яги и Змея Горыныча.


Ход занятия:

I. Организационный момент.

На столах разложены картинки(разукрашки) с изображениями различных сказочных героев. Дети стоят около доски. Педагог просит детей выбрать себе бейджик с изображением понравившегося животного (лягушка, волк, мышка, лиса, заяц, медведь). Себе берет бейджик Василисы.

Воспитатель: Здравствуйте дети, я Василиса, сегодня я приглашаю вас в сказку, но чтобы пройти в сказку, вам придётся ответить на мои вопросы. Подходите ко мне поближе.

II. Основная часть.

  1. Игра «Кто ты».

Воспитатель: Итак, ребята, теперь вы все герои, пришедшие к нам из разных сказок, и сначала давайте познакомимся. Каждый из вас назовёт себя и спросит у соседа: а ты кто, интонация должна быть вопросительной, например: Я Василиса, а ты кто?

Далее педагог предлагает детям назвать свое животное и спросить друг у друга: кто ты? После того, как ребенок ответил на вопрос, воспитатель хвалит его и предлагает сесть за стол, где лежит определенная картинка (с изображениями медведя, волка, избушки, гнома, Белоснежка), картинки по возможности подбираются с учетом умения детей раскрашивать. Аналогичные вопросы Василиса задает всем детям.

1 ребенок: Я лиса. (Обращается к следующему ребенку.) А ты кто?

2 ребенок: Я мышка. А ты кто? и т. д.

Воспитатель: Молодцы, а теперь давайте расскажем, кто из вас из какой сказки к нам пришёл. Я Василиса, я пришла сюда из сказки «Иван-царевич и серый волк», а ты лягушка из какой сказки пришла?

ребенок: Я пришла из сказки «Теремок», а ты, лиса, из какой сказки пришла? И т. д.

  1. Игра «Дорога в волшебный замок».

Воспитатель: Итак, все герои представились, теперь мы знаем кто вы и из какой сказки.

Воспитатель: А сейчас, любезные мои, вы видите перед собой карту волшебной страны, все дороги в ней ведут в волшебный замок. Сейчас каждый из вас выберет себе дорожку, но учтите, дороги в волшебной стране извилистые, на каждой из них вас ждет определенное препятствие, преодолев которое вы попадете в замок. Но карта у нас только одна, так что по дорожкам вы пойдете по очереди, остальные в это время будут раскрашивать картинки.

Далее воспитатель предлагает детям взять цветные карандаши и положить перед собой картинки, лежащие на краю стола, после того, как дети выполняют эти действия, воспитатель предлагает первому ребенку выбрать дорожку (дорожки имеют разные цвета: оранжевая, зеленая, желтая, синяя, красная, фиолетовая, коричневая).

Воспитатель: (обращаясь к одному из детей) Лягушка, какую дорогу ты выберешь?

Лягушка: Я выберу зеленую дорожку.

(От ребенка следует добиться ответа полным предложением).

Воспитатель: вот пошла лягушка по зеленой дорожке и встретила Белку.

(Когда воспитатель называет героя, которого встречает ребенок, он одновременно прикрепляет его изображение к дорожке, после «разговора» ребенка с героем фигурка героя остается на дорожке.)

Белка: Здравствуй лягушка.

Лягушка: Здравствуй белка.

(Если ребенок не догадывается сам, что надо ответить, то ему подсказывает воспитатель.)

Белка: Меня зовут Маша, а тебя как зовут?

Лягушка: Меня зовут Костя.

(Добиться у ребенка ответа полным предложением.)

Белка: Я живу в лесу и собираю орехи и шишки, а что еще можно собирать в лесу?

Лягушка: Грибы и ягоды.

Белка: Молодец, лягушка, ступай дальше в замок.

(Педагог предлагает ребенку раскрашивать картинку и спрашивает следующего ребенка.)

Воспитатель: Мышка, какую дорожку ты выбираешь?

Мышка: Я выбираю фиолетовую дорожку.

Воспитатель: Идёшь ты, мышка, по фиолетовой дорожке и встречаешь Змея Горыныча.

Змей Горыныч: Не бойся меня мышка, я сегодня добрый, как тебя зовут?

Мышка: Меня зовут Настя.

Змей Горыныч: Настя, какое чудесное имя, расскажи-ка мне, Настя, каких животных ты знаешь.

Мышка: Я знаю (перечисляет).

Змей Горыныч: Ох, многих из них я ел, многих. Но знаешь, мне больше по вкусу домашние животные, дикие, они какие-то жесткие, а каких домашних животных ты знаешь?

Мышка: Я знаю….

(Перечисляет. Если ребенок говорит, что не знает, то Змей Горыныч помогает наводящими вопросами типа: Кошка – это дикое или домашнее животное?)

Змей Горыныч: Какая ты молодец мышка, ступай дальше по фиолетовой дорожке, а то я что-то проголодался.

(Воспитатель предлагает ребенку дальше раскрашивать картинку и обращается к следующему ребенку.)

Воспитатель: Волк, а какую дорожку ты выберешь?

Волк: Я выбираю желтую дорожку.

Воспитатель: Вот пошел ты по желтой дорожке и встретил Кота-Баюна.

Кот: Здравствуй волк, я кот, звать меня Баюн, а тебя как зовут?

Волк: Меня зовут Костя.

Кот: А из какой сказки ты пришел?

Волк: Я пришел из сказки «Теремок»

Кот: А в каких сказках еще встречается волк?

Волк: Волк и семеро козлят, Иван-царевич и серый волк.

Кот: Молодец волк Костя, ступай дальше.

Воспитатель предлагает ребенку дальше раскрашивать картинку, а следующему ребенку выбирать дорожку.

Воспитатель: А по какой дорожке у нас пойдет лиса?

Лиса: Я пойду по красной дорожке.

Воспитатель: идет лиса по красной дорожке и встречает принцессу.

Принцесса: Здравствуй лиса.

Лиса: Здравствуйте.

Принцесса: Я – принцесса, мои мама и папа – король и королева. А кем работают твои мама и папа?

Далее воспитатель разворачивает диалог в зависимости от ответа ребенка, в конце принцесса хвалит ребенка и предлагает ему продолжать свой путь дальше, педагог обращается к  следующему ребенку - выбрать дорожку.

Воспитатель: А ты, медведь, какую дорожку выбираешь.

Медведь: Я выбираю коричневую дорожку.

Воспитатель: Вот идёт медведь по коричневой дорожке, а на встречу ему летит в ступе Баба-Яга.

Яга: Фу-фу, медвежьим духом запахло, ну здравствуй мишка.

Медведь: Здравствуйте.

Яга: Я сейчас лечу в свою избушку, а ты куда идёшь?

Медведь: Я иду в замок.

Яга: И кого ты там хочешь встретить?

(Дальше диалог разворачивается в зависимости от ответа ребенка, в конце Баба-Яга предлагает Мишке идти дальше в замок). Воспитатель предлагает следующему ребенку выбирать дорожку.

Воспитатель: И какую же дорожку у нас выберет зайчик?

Заяц: Я выбираю синюю дорожку.

Воспитатель: Скачет зайка по синей дорожке, а на встречу, ему идет Белоснежка.

Белоснежка: Здравствуй зайка, меня зовут Белоснежка, а тебя как зовут?

Заяц: Меня зовут Кристина.

Белоснежка: Ой, Кристиночка, подскажи мне, пожалуйста, как сварить суп моим гномам, что туда надо положить?

Заяц: Надо взять капусту, морковку, лук …

Белоснежка: И в какую же посуду я должна все это положить?

Заяц: В кастрюлю.

Белоснежка: И куда же я эту кастрюлю должна поставить, наверно в погреб?

Заяц: Нет, на плиту.

Белоснежка: Ой, спасибо тебе, зайка, всё ты мне рассказала, ступай дальше по дорожке.

Далее воспитатель предлагает детям посмотреть, какие красивые картинки у них получились, и отложить их на край стола.

  1. Игра «По какой дорожке вы сюда пришли и кого встретили».

Василиса: Ну вот, вы все пришли в волшебный замок и теперь вам наверно интересно, кто по какой дорожке сюда шел и кого встретил. Сейчас каждый из вас спросит это у соседа, а сосед ему ответит. Например: Мышка, по какой дорожке ты сюда пришла и кого встретила?

Мышка: Я пришла сюда по фиолетовой дорожке и встретила Змея Горыныча.

Василиса: Спроси лягушку, по какой дорожке она шла и кого встретила.

Мышка: Лягушка, по какой дорожке ты сюда шла и кого встретила? (И так далее со всеми детьми.)

4. Игра «Что я спросила?»

Василиса: А я пришла сюда по оранжевой дорожке и встретила Бабу-Ягу, Змея Горыныча, белку, Белоснежку, принцессу и Кота Баюна. Каждому из них я задавала вопросы, но вот запамятовала, что я у них спрашивала. Помогите мне ребята, (обращается к одному из детей) Зайка, как ты думаешь, что я спросила у Кота Баюна, если он мне ответил, что он сегодня в прекрасном настроении.

Заяц: Вы спросили, какое у него настроение.

Василиса: Ой, вспомнила, точно. Мишка, как ты думаешь, что я спросила у белочки, если она мне ответила, что она питается грибами и орешками.

Медведь: Вы спросили, что она кушает.

Василиса: Точно, молодец мишка. Лягушка, как ты думаешь, что я спросила у Бабы-яги, если она мне сказала, что она живет в избушке на курьих ножках.

Лягушка: Вы спросили, где она живет.

Василиса: Спасибо лягушка, правильно мне подсказала. Мышка, а что я спросила у Белоснежки, если она сказала, что она идет к себе домой.

Мышка: Вы спросили, куда она идет.

Василиса: Спасибо мышка, волк, а ты как думаешь, что я спросила Змея Горыныча, если он сказал, что за обедом он съел три теленка, четыре барашка и одну курицу.

Волк: Вы спросили, что он ел на обед.

Василиса: Молодец волк. Лиса, а что же я спросила у Принцессы, если она сказала, что ее папу зовут Петр Петрович.

Лиса: Вы спросили, как зовут ее папу.

Василиса: Ой, спасибо лиса, помогла мне вспомнить.

Динамическая пауза.

Дети выходят из-за столов и образуют круг около Василисы.

Василиса: Ребята, мы уже так долго в сказке, а вы еще не показали, что же умеют ваши животные, как они разговаривают. Сейчас каждый из вас по очереди покажет, как ходит ваше животное

Каждый из детей показывает

Василиса: А сейчас я буду называть разные слова, если вы слышите среди них название животного, вы начинаете приветствовать его так, как это умеет ваше животное: лягушка и зайка прыгают, мишка переваливается с ноги на ногу, лисичка красуется, мышка виляет хвостиком, волк воет и скребется коготками. (Каждый ребенок показывает, как он будет это делать.)

Слова: чашка, корова, лошадь, папуас, тигр, кот, колобок, слон, девочка, панда, троллейбус, кресло, лось, ёж, кабан, вилка, жираф, тумба, бегемот, лев, комбинезон, коза, шофер, шарф, утконос.

(После динамической паузы дети садятся на места.)

  1. Игра «Вопросная перестрелка».

Воспитатель просит детей разбиться на пары (если дети сидят по двое, то сидящие за одной партой и образуют пару).

Василиса: Итак, вы уже многое друг о друге узнали, но наверняка хотите узнать еще больше. Сейчас вы будете задавать друг другу вопросы, но помните, что вы все разные животные и говорить вы должны так, как говорит ваше животное. Например, мышка должна говорить очень-очень тихо, а мишка должен говорить очень низким голосом.

Далее воспитатель обращается к первой паре детей.

Василиса: Мышка, узнай у лягушки все про ее семью.

Дети сами строят диалог, а педагог помогает им наводящими вопросами, затем дети меняются ролями, лягушка спрашивает у мышки про ее семью».

После воспитатель переходит к следующей паре детей.

Василиса: А теперь мишка спроси у зайчика все про транспорт, который он знает.

Дети строят диалог, а педагог им помогает.

Далее воспитатель переходит к следующим детям.

Василиса: А вы, лисичка и волк, поговорите о сказках. Расскажите друг другу, какие сказки вам читали родители, какие сказки вы любите, какие сказки вам не понравились. Начни ты, волк.

Дети строят диалог, а воспитатель им помогает.

III. Подведение итогов занятия.

Воспитатель: Итак, ребята, вы сегодня задавали друг другу много вопросов и наверно хорошо научились это делать. Сейчас каждый из вас выйдет сюда и задаст своим товарищам различные вопросы.

Приглашает первого ребенка.

Воспитатель: Диана, спроси у товарищей, что им понравилось на занятии. Только, обратись к каждому по имени, например: Полина, что тебе понравилось на занятии? И т. д.

Далее воспитатель приглашает следующего ребенка и предлагает ему спросить у товарищей, какими сказочными героями они хотели бы стать. Аналогично вызывает других детей, и предлагает им, спросить:

  • какую сказку им недавно читали,
  • какого сказочного героя они хотели бы увидеть на занятии,
  • какой сказочный герой им не нравится,
  • кто, по их мнению, мог бы жить в волшебном замке.

Затем воспитатель хвалит детей за то, что они не побоялись и как настоящие воспитатели провели маленький кусочек занятия, благодарит детей за занятие и прощается с ними.


Использованная литература:

Володина В. С. Альбом по развитию речи. Изд. Росмэн – М., 2005.

Стрельченко Т. С. Сказка учит, сказка лечит…// Дети с проблемами в развитии 2004 №3 С54-57.

Чудесные русские сказки/ под ред. Л. Кондрашова изд. Эксмо – М., 2004.

Интернет ресурсы

Хрестоматия для детей старшей группы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи (подготовительная группа) «Мои любимые сказки».

Цель занятия: развитие речи детей, через сочинение сказок по иллюстрациям, по названию, по набору картинок с персонажами сказок.Задачи:Развивать у детей творческое мышление, фантазию пр...

План-конспект занятия по театрализованной деятельности в старшей группе "Путешествие в сказку"

план-конспект занятия по театрализованной деятельности в старшей группеЦели: Формирование умений детей проводить элементарную инсценировку сказки, точно отражать некоторые игровые действия, передавать...