Конспект по развитию речи " Задаем вопросы вместе с любопытным Слоненком Р. Киплинга" для детей старшей группы
план-конспект занятия по развитию речи

Конспект по развитию речи " Задаем вопросы вместе с любопытным Слоненком Р. Киплинга" для детей старшей группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи

«Задаем вопросы вместе с любопытным Слоненком Р. Киплинга»

для детей старшей группы

Задачи:

речевое развитие:

  • совершенствовать речь детей;
  • познакомить с формами постановки вопросов, вопросительными словами «кто?», «что?», «где?»,«когда?», «как?», «почему?»
  • совершенствовать умение задавать вопросы по сюжету мультфильма, серии картинок и из личного опыта;
  • учить задавать цепочку вопросов по образцу;
  • развивать умение составлять рассказ по серии картинок;

социально-коммуникативное развитие:

  • формировать умение понимать и обозначать словом эмоциональное состояние;
  • побуждать детей рассказывать о том, как они воспринимают поступки персонажей мультфильма;
  • учить понимать скрытые мотивы поведения героев;

познавательное развитие:

  • развивать познавательный интерес, познавательную активность;
  • мотивировать детей к формулированию (постановке) вопросов;
  • способствовать пониманию того, что вопрос является средством получения новых знаний;
  • расширять представления детей о животных жарких стран, особенностях их внешнего вида;

художественно-эстетическое развитие:

  • обучать танцевальным движениям;
  • учить передавать через движения характер музыки, ее эмоционально-образное содержание;
  • совершенствовать навыки восприятия музыки;

физическое развитие:

  • совершенствовать двигательные умения и навыки;

совершенствовать умение ритмично выполнять движения в соответствии с текстом;

Предварительная работа:

познакомить детей с вопросительными словами, таблицей мнемосимволов;

показать за день до занятия мультфильм «Слоненок» (Союзмультфильм, 1967 год).

Ход занятия:

Введение

(Развитие у детей позитивной мотивации к задаванию вопросов)

Воспитатель: Ребята, вчера мы с вами смотрели мультфильм. Вспомните, как он называл- ся? (Дети отвечают.)

Правильно, мультфильм назывался «Слоненок». Он был снят по сказке английского писателя Редьярда Киплинга. Сейчас мы посмотрим фрагмент из этого мультфильма и затем побеседуем о нем.

(Присаживайтесь на стулья. Просмотр и обсуждение первого фрагмента мультфильма)

Дети усаживаются на стулья. Воспитатель включает мультфильм «Слоненок» и воспроизводит его до момента, когда Слоненок решает уйти на берег реки от родственников. После просмотра воспитатель задает детям вопросы.

Воспитатель: Ребята, что любил делать Слоненок? Дети:        Задавать вопросы.

Воспитатель: А что он чувствовал, когда задавал вопросы?

Дети: Ему было интересно. (Если дети затрудняются, воспитатель сам отвечает.)

Воспитатель: Да, Слоненок был любопытным. Ему было интересно все вокруг. А что мы, ребята, получаем, приобретаем, когда задаем вопросы и получаем на них ответы?

Дети: Знания!

Воспитатель: Правильно. Действительно, если мы задаем вопросы и получаем на них ответы, мы приобретаем новые знания об окружающем мире. Поэтому интересоваться тем, что происходит вокруг вас, и задавать вопросы – это хорошо! А скажите, почему тетушки и дядюшки Слоненка не отвечали ему, а давали тумаки?

Дети:        Им было неинтересно. Они не хотели общаться. Ленились или очень устали. Все верно. А теперь предлагаю вам поиграть в Слоненка.

Физкультминутка «прогулка слоненка по Африке»

Дети встают со стульев. По показу или самостоятельно изображают животных, о которых рассказывает воспитатель.

Воспитатель: Маленький Слоненок вышел погулять. У него были большие уши и маленький нос.

Дети показывают руками большие уши и маленький нос.

Воспитатель: Вдруг Слоненку встретился кто?

Дети:        Гиппопотам (бегемот)!

Дети показывают руками, какой Гиппопотам был большой, как он открывал огромную пасть.

Воспитатель: А затем кто?

Дети: Страус!

Дети показывают, как Страус прятал голову в песок: наклоняют голову вперед, кладут на голову руки. Затем показывают, как он высовывал голову: поднимают голову, опускают руки, выпрямляют спину. Комплекс повторяют 2–3 раза.

Воспитатель:        А потом?

Дети:        Бабуин (обезьяна)!

Дети приседают 2–3 раза, показывают движения, имитирующие «карабканье» руками по дереву.

Воспитатель:     Звери обижали Слоненка,  и он от них убежал,  покажем как?  (Дети бегают по кругу.) Потом Слоненок устал и пошел отдыхать в укромное место. (Дети садятся на стулья.) А теперь давайте послушаем песенку, которую пел Слоненок.

Прослушивание песенки слоненка (второй фрагмент мультфильма)

Воспитатель включает 2-й фрагмент мультфильма, где Слоненок поет песню «Есть у меня шестерка слуг…». После просмотра фрагмента воспитатель задает вопросы.

Воспитатель: Какая шестерка слуг была у Слоненка?

Дети:        Вопросы, слова, с которых начинаются вопросы.

Воспитатель: Давайте вспомним, с каких слов начинаются вопросы в песенке?

Дети:        Кто? Что? Когда? Где? Как? Почему?

Воспитатель:        Правильно, ребята.

Тренировка детей в постановке вопросов

На экране демонстрируется картинка из мультфильма «Слоненок», где крокодил схватил слоненка за хобот.

Воспитатель: Посмотрите на картинку на экране. Подумайте, какие вопросы можно задать друг другу по этой картинке с помощью слов «кто», «что», «когда», «где», «поче- му», «как»? Потренируйтесь сами задавать вопросы. Поможет вам в этом таблица с мнемосимволами. Вспомните и расскажите, какие вопросительные слова означают символы на карте.

таблица с мнемосимволами

 

Воспитатель показывает таблицу с мнемосимволами. Дети отвечают, какое вопросительное слово означает каждый символ, а затем по очереди задают вопросы по картинке.

Примеры вопросов по картинке из мультфильма «Слоненок»

Кто изображен на картинке?

Кто тянет Слоненка за нос?

Кто помогает Слоненку?

Что хочет сделать Крокодил?

Что в зубах у Крокодила?

Что делает Удав?

Когда Крокодил схватил Слоненка за нос?

Где жил Крокодил?

Почему хобот у Слоненка стал длинным?

Что сказал Удав о пользе длинного носа?

Воспитатель отмечает в таблице с мнемосимволами слова, которые дети использовали в вопросах.

Воспитатель:     Ребята,  а с какими словами не получилось задать вопросы?  (Выделяет мнемосимвол с этим словом, например, «как»)

Да, иногда сложно придумать вопрос по картине с каким-нибудь из этих слов. Попробуйте задать вопрос со словом «как» не по этой картинке, а из вашего опыта. Только задавайте такой вопрос, на который вы сами знаете ответ. Например, «Как нарисовать цветок?», «Как правильно одеться на прогулку?» (Дети задают друг другу вопросы и отвечают на них.)

Экспрессивный этюд «Заинтересованный человек»

Воспитатель:        Ребята, вы много задавали вопросов. Что вы при этом чувствовали?

Дети:        Мы были любопытными, хотели получать знания, участвовать во всем, проявляли интерес.

Воспитатель:        А как выглядит человек, которому что-то интересно?

Дети: Он внимательно слушает, смотрит.

Воспитатель:        Правильно. А кто из вас может показать, как выглядит человек, когда ему интересно?

2–3 ребенка выходят по очереди и изображают заинтересованного человека.

Воспитатель:        Молодцы. А теперь давайте все вместе изобразим такого человека.

Все дети изображают, как выглядит заинтересованный человек.

Воспитатель:        Ребята, предлагаю вам станцевать под песенку Слоненка.

Совместный танец «Есть у меня шестерка слуг»

Звучит песня «Есть у меня шестерка слуг…» из мультфильма «Слоненок». Дети танцуют, повторяют за воспитателем движения и слова песни.

Воспитатель:Есть у меня шестерка слуг,

Проворных, удалых.

И все, что вижу я вокруг, –

Все знаю я от них.

(Дети идут по кругу, держась за руки.)

Они по зову моему являются в нужде.

(Дети складывают руки у рта рупором.)

Зовут их: Как и Почему, Кто, Что, Когда и Где.

(Дети на каждое вопросительное слово загибают пальцы.)

Я их гоняю так и сяк

В ненастье, дождь и тьму,

Пять тысяч где, семь тысяч как, Сто тысяч почему.

(Дети ритмично выполняют приседания.)

Игра «Интервью» (тренировка в задавании вопросов)

Воспитатель: Ребята, вам понравилось задавать вопросы? А хотите еще что-нибудь спросить друг у друга? Давайте поиграем в игру «Интервью». Вы должны будете взять любую карточку с символом и задать вопрос, который начинается со слова, которое обозначено на карточке. Например, я беру карточку с символом «часы?». Этот символ обозначает вопросительное слово «когда». Я задаю вопрос «Когда мы делаем зарядку?» или «Когда опадают листья с деревьев?».

На столе лежат карточки с мнемосимволами.

Каждый ребенок по очереди берет одну карточку и задает вопрос. Например, ребенок вытащил карточку «стол и стул – ?» и задает вопрос со словом «что»: «Что любит пить котенок?». Группа отвечает на его вопрос.

Завершение

Воспитатель:        Мы помним, что Слоненок был любопытным, а есть в русском языке еще слово

«любознательный». Как вы думаете, ребята, что оно означает?

Дети:        Когда человек любит получать знания.

Воспитатель:        Верно! А вы были сегодня любознательными? Что вам было интересно?

Дети делятся мыслями и эмоциями от занятия.

Воспитатель: Спасибо, ребята! Мне тоже было интересно вас спрашивать, слушать, играть и танцевать с вами!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по художественной литературе и развитию речи Тема: «В гостях у русской народной сказки «Гуси-лебеди» Старшая группа

Программное содержание: Беседа по русской народной сказке «Гуси-лебеди»Развитие речи: ответы на вопросы по содержанию сказки.Развитие воображения: придумывание новых эпизодов сказки.Развити...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Рассказывание по серии сюжетных картин «Девочка и еж» в старшей группе

В этом конспекте я стараюсь расскрыть методику рассказывания по сюжетным картинам. Научить детей составлять самостоятельно рассказ и понимать его содержание, учить рассказывать связно и последовательн...

Конспект НОД по развитию речи и обучению грамоте с использованием картины- панно для детей старшего дошкольного возраста на тему:"Насекомые".

Тема: « Насекомые». Программное содержание:1.Формирование навыков планирования репродуктивного развернутого высказывания со стороны его содержания.2.Развитие умений анализировать содержание произ...

Конспект занятия по развитию речи с элементами логоритмики по теме "Зимовье зверей" для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи

Данное занятие направлено на развитие речевой активности с помощью приемов логоритмики у детей 5 лет с  общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития). В ходе занятия у детей актуализир...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи на тему «Составление рассказа о лопате будущего» для детей старшего дошкольного возраста

1.     Продолжать учить детей составлять рассказ,  используя  типовые приемы фантазирования.2.     Формировать целостное представление объектов с помо...

конспект по развитию речи «Задаем вопросы с любопытным Слоненком»

Образовательная область: Речевое развитиеВид деятельности: Развитие речиТема: «Задаем вопросы с любопытным Слоненком»ЗадачиОбразовательные:познакомить с формами постановки вопросов, вопрос...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по развитию речи на тему: Заучивание стихотворения И. Сурикова «Зима» для детей старшей группы.

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по развитию речи на тему: Заучивание стихотворения И. Сурикова «Зима» для детей старшей группы....