Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Рассказывание по серии сюжетных картин «Девочка и еж» в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Саввина Наталья Петровна

В этом конспекте я стараюсь расскрыть методику рассказывания по сюжетным картинам. Научить детей составлять самостоятельно рассказ и понимать его содержание, учить рассказывать связно и последовательно. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад комбинированного вида № 33 «Теремок»

Конспект

 непосредственно образовательной деятельности

по развитию речи

«Рассказывание по серии сюжетных картин «Девочка и еж».

в старшей группе

                             Подготовила воспитатель

                          высшей категории

                             Саввина Наталья Петровна

г.Елец

Программное содержание:

  1. Обучать детей умению сочинять повествовательные рассказы по картинам.
  2. Закреплять умение понимать содержание составленного рассказа.
  3. Формировать умение связно, последовательно описывать изображенное.
  4. Упражнять в употреблении сложноподчиненных предложений.
  5. Воспитывать доброжелательное отношение ко всему живому.

Методические приемы:  дидактические игры – «Подзорная труба», «Ищем друзей»; совместное рассказывание с воспитателем, коллективный рассказ, вопросы, указания.

Предварительная работа:  

  1. рассматривание картины «Ежи» из серии «Дикие животные»;
  2. чтение потешки «Я по лесу, по зеленому бреду…»;
  3. лепка «Как еж готовится к зиме»;
  4. дидактические игры « Кто больше слов скажет», «Кто заблудился».

Ход  деятельности:

Вос-ль:  Дети, сегодня у нас в гостях Волшебник. Он подарил всем по подзорной трубе, через которую на картине виден только один предмет или живое существо. Посмотрите на картину в свои подзорные трубы и скажите: «Кого или что вы там видите?»

Дети:  Девочку, бельчонка на дереве, маленьких ежат, папу – ежа, маму – ежа.

Вос-ль:  Молодцы! Спасибо Волшебнику, что подарил нам подзорные трубы, в них вы так много увидели. Ребята, Волшебник просит нас найти на картине друзей. Кто с кем дружит?

Дети:  Белочка дружит с ежатами, папа- еж и мама -  ежиха дружат с ежатами, ежата дружат друг с другом, белочка дружит с девочкой, девочка дружит с ежатами.

Вос-ль:  Как вы догадались, почему они дружат?

Дети:  Потому что они улыбаются и машут руками.

Вос-ль:  Верно. А как вы думаете, почему звери подружились с девочкой?

Дети:  Девочка заблудилась – ёжики ей помогли; девочка собирала грибы, ёжики ей помогали.

Вос-ль:  Как вы думаете, когда девочка собирала грибы и почему?

Дети:  Девочка собирала грибы осенью, потому что грибы растут осенью.

Вос-ль:  Как можно узнать какое время года на картине?

Дети:  По одежде девочки, потому что ежи не спят, по цвету листьев и травы в лесу.

Вос-ль:  Правильно, ребята!  Рассмотрите внимательно одежду девочки, цвет листьев и травы.

Дети:  Девочка одета в платье , листья и трава зеленые. Значит девочка собирала грибы летом. Ежики осень ложатся спать.

Вос-ль:  Правильно, конечно на картине нарисовано лето. Ведь грибы можно собирать не только осенью, но и летом.

Вос-ль:  Как можно начать рассказ?

Дети:  Однажды… один раз… как-то раз…

Вос-ль:  Правильно, можно еще добавить : «Однажды летом…»

Вос-ль:   Посмотрите внимательно на картину и скажите, где случилась эта история?

Дети:  На лесной полянке, на лесной опушке, в лесу.

Вос-ль: Правильно. Но прежде чем мы начнем наш рассказ, давайте немножко отдохнем и разомнемся.

Физкультминутка.

Ежик топал по тропинке

И грибочек нес на спинке.

Ежик топал не спеша,

Тихо листьями шурша.

А навстречу скачет зайка,

Длинноухий попрыгай-ка.

В огороде чьём-то ловко

Раздобыл косой морковку.

Вос-ль:  Рассказ о девочке начну я, а вы его продолжите, подумайте, о чем будете рассказывать: как ежики помогли девочке найти дорогу или как ежики помогали собирать грибы девочке. Подумали? Начинаем рассказ.

Вос-ль:  Как-то раз девочка пошла в лес…

Дети:  Собирать грибы.

Вос-ль:  День был теплый, летний. Шла она, шла и вышла…

Дети: На лесную опушку.

Вос-ль:  А на опушке было …

Дети:  Видимо-невидимо грибов.

Вос-ль:  Растерялась девочка и подумала…

Дети:  «Как  много грибов! Я их все не соберу!»

Вос-ль:  Только сорвала первый гриб, как увидела…

Дети:  Ёжиков.

Вос-ль:  Ежики ей говорят…

Дети:  Давай мы тебе поможем.

Вос-ль: И стали они….

Дети: Собирать грибы вместе.

Вос-ль:  Набрала девочка грибов полную корзинку…

Дети: Помахала ежикам рукой и пошла домой.

Вос-ль:  Замечательный рассказ у нас с вами получился. Давайте, теперь расскажем  о том, как девочка заблудилась в лесу.  Рассказывать будем по очереди.

(Воспитатель вызывает 3-х детей.  Дети рассказывают).

1-й ребенок:  Однажды летом девочка пошла в лес за грибами. Вышла она на лесную полянку и увидела, что там грибов много - премного. Насобирала она полную корзинку.

2-й ребенок:  Взяла она корзинку и хотела идти домой.  Но не знает она куда ей идти. Стала она плакать и кричать: «Ау!».

3-й ребенок:  Услышали ежи, как кричит девочка. Выбежали они на полянку и показали, как выйти из леса. Помахала им девочка рукой и пошла домой.

Вос-ль:  Ваш рассказ, дети, получился еще интересней. Вы рассказывали вместе, а теперь давайте повторим рассказ от начала до конца.

(Воспитатель вызывает для рассказа еще двух детей.  Дети по очереди рассказывают. Воспитатель напоминает, что рассказ должен быть у каждого свой.)

Вос-ль:  замечательно вы сегодня рассказывали историю про девочку и ежей. А теперь проходите и садитесь за столы. Давайте вылепим разных ежиков: больших и маленьких с грибочками на спинке, а потом поиграем с ними. Но прежде чем начнем работать, разомнем пальчики и сделаем для них гимнастику.

Пальчиковая гимнастика.

Дети в лес грибной пошли       Дети идут указательным и средним пальцами

И грибочки там нашли.             обеих рук по столу.

Часть из них потом сварили,       Загибают или разгибают пальцы на руке,

Засолили, засушили,                     рассказывая, что они сделали с грибами.

Заморозили немножко

И поджарили с картошкой.

(Дети лепят ежиков и грибы. Потом играют с ними.)

Список используемой литературы:

  1. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада.– М.: Мозаика-Синтез, 2011г.
  2. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет. – М.: Совершенство, 1998г.
  3. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста– М.: Совершенство, 1998г.
  4. Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. – Творческий центр, М., 2002 г.
  5. Короткова Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду. –М., Просвещение, 1978 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по направлению коммуникация на тему "Язык-друг, язык-враг" с детьми старшей группы.

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по направлению коммуникация на тему "Язык-друг, язык-враг"  с  детьми старшей группы....

Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием ИКТ с учетом ФГОС Тема: «Екатерина II и фонтаны» (старшая группа)

Данный материал, имеющий под собой историческую платформу, является опорным для воситателя и позволит ему четко и синхронно провести занятие по познавательному развитию с элементами экспериментировани...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с использованием технологии В. В. Воскобовича (старшая группа) Тема: «Как Малыш Гео шел в гости к Девочке Дольке»

Конспект непосредственнойобразовательной деятельности по формированию элементарных математических представленийс использованием технологии В. В. Воскобовича(старшая группа)Тема: «Как Малыш Гео ш...