Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Рассказывание по серии сюжетных картин «Девочка и еж» в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
В этом конспекте я стараюсь расскрыть методику рассказывания по сюжетным картинам. Научить детей составлять самостоятельно рассказ и понимать его содержание, учить рассказывать связно и последовательно.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад комбинированного вида № 33 «Теремок»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по развитию речи
«Рассказывание по серии сюжетных картин «Девочка и еж».
в старшей группе
Подготовила воспитатель
высшей категории
Саввина Наталья Петровна
г.Елец
Программное содержание:
- Обучать детей умению сочинять повествовательные рассказы по картинам.
- Закреплять умение понимать содержание составленного рассказа.
- Формировать умение связно, последовательно описывать изображенное.
- Упражнять в употреблении сложноподчиненных предложений.
- Воспитывать доброжелательное отношение ко всему живому.
Методические приемы: дидактические игры – «Подзорная труба», «Ищем друзей»; совместное рассказывание с воспитателем, коллективный рассказ, вопросы, указания.
Предварительная работа:
- рассматривание картины «Ежи» из серии «Дикие животные»;
- чтение потешки «Я по лесу, по зеленому бреду…»;
- лепка «Как еж готовится к зиме»;
- дидактические игры « Кто больше слов скажет», «Кто заблудился».
Ход деятельности:
Вос-ль: Дети, сегодня у нас в гостях Волшебник. Он подарил всем по подзорной трубе, через которую на картине виден только один предмет или живое существо. Посмотрите на картину в свои подзорные трубы и скажите: «Кого или что вы там видите?»
Дети: Девочку, бельчонка на дереве, маленьких ежат, папу – ежа, маму – ежа.
Вос-ль: Молодцы! Спасибо Волшебнику, что подарил нам подзорные трубы, в них вы так много увидели. Ребята, Волшебник просит нас найти на картине друзей. Кто с кем дружит?
Дети: Белочка дружит с ежатами, папа- еж и мама - ежиха дружат с ежатами, ежата дружат друг с другом, белочка дружит с девочкой, девочка дружит с ежатами.
Вос-ль: Как вы догадались, почему они дружат?
Дети: Потому что они улыбаются и машут руками.
Вос-ль: Верно. А как вы думаете, почему звери подружились с девочкой?
Дети: Девочка заблудилась – ёжики ей помогли; девочка собирала грибы, ёжики ей помогали.
Вос-ль: Как вы думаете, когда девочка собирала грибы и почему?
Дети: Девочка собирала грибы осенью, потому что грибы растут осенью.
Вос-ль: Как можно узнать какое время года на картине?
Дети: По одежде девочки, потому что ежи не спят, по цвету листьев и травы в лесу.
Вос-ль: Правильно, ребята! Рассмотрите внимательно одежду девочки, цвет листьев и травы.
Дети: Девочка одета в платье , листья и трава зеленые. Значит девочка собирала грибы летом. Ежики осень ложатся спать.
Вос-ль: Правильно, конечно на картине нарисовано лето. Ведь грибы можно собирать не только осенью, но и летом.
Вос-ль: Как можно начать рассказ?
Дети: Однажды… один раз… как-то раз…
Вос-ль: Правильно, можно еще добавить : «Однажды летом…»
Вос-ль: Посмотрите внимательно на картину и скажите, где случилась эта история?
Дети: На лесной полянке, на лесной опушке, в лесу.
Вос-ль: Правильно. Но прежде чем мы начнем наш рассказ, давайте немножко отдохнем и разомнемся.
Физкультминутка.
Ежик топал по тропинке
И грибочек нес на спинке.
Ежик топал не спеша,
Тихо листьями шурша.
А навстречу скачет зайка,
Длинноухий попрыгай-ка.
В огороде чьём-то ловко
Раздобыл косой морковку.
Вос-ль: Рассказ о девочке начну я, а вы его продолжите, подумайте, о чем будете рассказывать: как ежики помогли девочке найти дорогу или как ежики помогали собирать грибы девочке. Подумали? Начинаем рассказ.
Вос-ль: Как-то раз девочка пошла в лес…
Дети: Собирать грибы.
Вос-ль: День был теплый, летний. Шла она, шла и вышла…
Дети: На лесную опушку.
Вос-ль: А на опушке было …
Дети: Видимо-невидимо грибов.
Вос-ль: Растерялась девочка и подумала…
Дети: «Как много грибов! Я их все не соберу!»
Вос-ль: Только сорвала первый гриб, как увидела…
Дети: Ёжиков.
Вос-ль: Ежики ей говорят…
Дети: Давай мы тебе поможем.
Вос-ль: И стали они….
Дети: Собирать грибы вместе.
Вос-ль: Набрала девочка грибов полную корзинку…
Дети: Помахала ежикам рукой и пошла домой.
Вос-ль: Замечательный рассказ у нас с вами получился. Давайте, теперь расскажем о том, как девочка заблудилась в лесу. Рассказывать будем по очереди.
(Воспитатель вызывает 3-х детей. Дети рассказывают).
1-й ребенок: Однажды летом девочка пошла в лес за грибами. Вышла она на лесную полянку и увидела, что там грибов много - премного. Насобирала она полную корзинку.
2-й ребенок: Взяла она корзинку и хотела идти домой. Но не знает она куда ей идти. Стала она плакать и кричать: «Ау!».
3-й ребенок: Услышали ежи, как кричит девочка. Выбежали они на полянку и показали, как выйти из леса. Помахала им девочка рукой и пошла домой.
Вос-ль: Ваш рассказ, дети, получился еще интересней. Вы рассказывали вместе, а теперь давайте повторим рассказ от начала до конца.
(Воспитатель вызывает для рассказа еще двух детей. Дети по очереди рассказывают. Воспитатель напоминает, что рассказ должен быть у каждого свой.)
Вос-ль: замечательно вы сегодня рассказывали историю про девочку и ежей. А теперь проходите и садитесь за столы. Давайте вылепим разных ежиков: больших и маленьких с грибочками на спинке, а потом поиграем с ними. Но прежде чем начнем работать, разомнем пальчики и сделаем для них гимнастику.
Пальчиковая гимнастика.
Дети в лес грибной пошли Дети идут указательным и средним пальцами
И грибочки там нашли. обеих рук по столу.
Часть из них потом сварили, Загибают или разгибают пальцы на руке,
Засолили, засушили, рассказывая, что они сделали с грибами.
Заморозили немножко
И поджарили с картошкой.
(Дети лепят ежиков и грибы. Потом играют с ними.)
Список используемой литературы:
- Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада.– М.: Мозаика-Синтез, 2011г.
- Ушакова О.С. Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет. – М.: Совершенство, 1998г.
- Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста– М.: Совершенство, 1998г.
- Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. – Творческий центр, М., 2002 г.
- Короткова Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду. –М., Просвещение, 1978 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект Непосредственно – образовательной деятельности (НОД) Направления: познание (формирование элементарных математических представлений) и здоровье. «Юные исследователи» Старшая группа.
Конспект НОД по математике....
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по направлению коммуникация на тему "Язык-друг, язык-враг" с детьми старшей группы.
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по направлению коммуникация на тему "Язык-друг, язык-враг" с детьми старшей группы....
Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему:"Приключения на необитаемом острове"( с использованием интерактивных технологий) в старшей группе №8
Закрепить умения самостоятельно обследовать и сравнивать геометрические фигуры...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием ИКТ с учетом ФГОС Тема: «Екатерина II и фонтаны» (старшая группа)
Данный материал, имеющий под собой историческую платформу, является опорным для воситателя и позволит ему четко и синхронно провести занятие по познавательному развитию с элементами экспериментировани...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с использованием технологии В. В. Воскобовича (старшая группа) Тема: «Как Малыш Гео шел в гости к Девочке Дольке»
Конспект непосредственнойобразовательной деятельности по формированию элементарных математических представленийс использованием технологии В. В. Воскобовича(старшая группа)Тема: «Как Малыш Гео ш...