Конспект НОД по развитию речи и обучению грамоте с использованием картины- панно для детей старшего дошкольного возраста на тему:"Насекомые".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Тема: « Насекомые».
Программное содержание:
1.Формирование навыков планирования репродуктивного развернутого высказывания со стороны его содержания.
2.Развитие умений анализировать содержание произведения (отражения содержания рассказа с помощью опорных картинок).
3.Развитие навыков текущего контроля за построением развернутого высказывания.
4.Развитие общих речевых навыков (звукопроизношения, четкости дикции, звучности и подвижности голоса).
5.Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов.
6.Формирование грамматических представлений и обобщений на основе работы с языковым материалом пересказываемого произведения.
7.Активизация и обогащение словарного запаса по теме «Насекомые».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechidokument_microsoft_word_2.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте с использованием картины- панно для детей старшей группы.
Тема: « Насекомые».
Программное содержание:
1.Формирование навыков планирования репродуктивного развернутого высказывания со стороны его содержания.
2.Развитие умений анализировать содержание произведения (отражения содержания рассказа с помощью опорных картинок).
3.Развитие навыков текущего контроля за построением развернутого высказывания.
4.Развитие общих речевых навыков (звукопроизношения, четкости дикции, звучности и подвижности голоса).
5.Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов.
6.Формирование грамматических представлений и обобщений на основе работы с языковым материалом пересказываемого произведения.
7.Активизация и обогащение словарного запаса по теме «Насекомые».
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций «Насекомые».
- Чтение книги С. Зотова «Лесная мозаика».
- Чтение сказок Н.В. Нищеевой.
- Отгадывание загадок.
Оборудование:
- Предметные картинки с изображением насекомых.
- Магнитофон.
- Цветные карандаши.
- Карточки с контурным изображением бабочки.
Ход занятия:
1. Организация занятия. Совершенствование навыка слогового анализа слов.
На наборном полотне выставлены картинки с изображением насекомых.
Педагог: - Ребята, если вы хотите побывать сегодня в сказке, то назовите тех, кто изображен на картинках, и разделите их названия на слоги.
Ко-мар. В этом слове два слога.
Ба-боч-ка. В этом слове три слога.
Пче-ла. В этом слове два слога.
Педагог: - Как всех их можно назвать одним словом? Правильно, это насекомые. Вот мы и отправимся сегодня в сказку про насекомых.
2. Рассказывание педагогом сказки «Как кузнечик помогал слабым».
По мере рассказывания сказки на наборное полотно выставляются опорные картинки.
Весна была в разгаре. Пригревало солнышко. Зеленела травка. Уже появились первые одуванчики. В выходные девочка вместе с папой и мамой поехала в город. Утром она вышла на лужайку перед домом и сразу же очутилась в сказке. Она увидела, как широкий лист одуванчика приподнялся, и кто-то крикнул: «Пора вставать!». Как вы думаете, кто это мог быть? Ни за что не догадаетесь! Это был кузнечик. Он вскочил со своей зеленой постели и стал заниматься зарядкой: приседал, прыгал, потом обтерся росой.
А потом кузнечик надел свой зеленый мундир, потому что это был не простой, а боевой кузнечик, и запел свою боевую песню: У меня закон простой!
Побеждаю всех, кто злой!
Кто же слабый - помогу.
Я иначе не могу!
И только он пропел песню, как увидел страшную картину: маленького зайчонка догнала лиса и уже открыла рот, чтобы им позавтракать.
Но тут кузнечик закричал:- Отпусти зайчонка, не то худо будет!
- Мне худо? Да я тебя одной лапой раздавлю! Засмеялась лиса.
- Ах, так? – воскликнул кузнечик и отдал приказ своему адъютанту- комару. Комар затрубил, понесся к лисе и впился ей прямо в кончик носа. Лиса тотчас выпустила зайчонка, завопила и убежала. А зайчонка и след простыл. Вот как его спас боевой кузнечик.
Только кузнечик спас зайчонка, как увидел, что совершается новое злодейство. Страшный жук- рогач обижает красавицу- бабочку. Он страшный лентяй и заставляет бабочек крылышками чистить его рога. Крылышки от этого портятся, и бабочки погибают. Увидев это, кузнечик вскочил на стрекозу - свой боевой вертолет - и полетел прямо на жука. Налетел кузнечик на жука, и закипел бой.
Жук хотел поранить кузнечика рогами, но кузнечик был ловким, он отпрыгнул в сторону, рога жука застряли в трухлявом пне. Так тебе и надо, злой жук! Не обижай больше бабочек! И бабочки закружились вокруг кузнечика и стали его благодарить.
3. Упражнение на развитие общей моторики, общих речевых навыков. Координация речи с движением.
Раз, два, три, четыре, (движение с руками перед грудью
Расправляем плечи шире. с поворотом влево-вправо).
На носочках покружились, (кружатся, руки на поясе).
Низко- низко поклонились, ( наклоны вперед)
А потом поприседали. ( приседают).
От зарядки мы устали! ( расслабиться, уронить голову и
руки).
4. Лексический разбор текста. Вопросы:
- Какое время года было в разгаре? (весна).
- Что пригревало? (солнце).
- Что зеленело? (трава).
- Что появилось? (первые одуванчики).
- Кто решил поехать в город вместе с папой и мамой?
- Куда вышла девочка?
- Кого увидела девочка на широком листе одуванчика?
- Кого увидел кузнечик?
- Кто догонял зайчонка?
- Что сделал лисе комар?
- Какое новое злодеяние увидел кузнечик?
- Что заставлял сделать жук?
- Что после этого случается с бабочками?
- На кого вскочил кузнечик?
- Где застряли рога жука?
- Что сказал кузнечик?
5. Работа над правильным речевым дыханием. Развитие речевого слуха (магнитофон, звучит музыка).
а) Чистоговорка про бабочку.
У бабочки - не усы, не усищи, а усики.
б) отгадывание загадок.
Вот большое коромысло
Над речушкою повисло.
А кого так называют
Кто быстрее всех летает? (стрекоза).
Рыцарь в латах,
Очень страшный и усатый.
Он над веткою кружит.
От жужжанья весь дрожит. (жук)
Копошится, суетится
Всех спасает,
Очень добрым он бывает
Весь зеленый, озорной
Догадайся, кто такой? (кузнечик).
Кружится рядом, над ухом звенит.
Укусит - потом это место зудит.
Питается кровью зверей и людей
Кто это, дети? Ответьте скорей (комар).
6. Развитие зрительного внимания.
Игра « Четвертый лишний».
Какого героя не было в этой сказке?
Бабочка, кузнечик, таракан, жук.
Стрекоза, кузнечик, бабочка, пчела.
Кузнечик, божья коровка, бабочка, комар.
7. Беседа по сказке. Развитие памяти. Совершенствование навыка звукового анализа.
Педагог: - Девочке так понравилась сказка, что она и не заметила, как она закончилась. И девочка пошла домой. А мы давайте вспомним, каких насекомых девочка увидела в сказке.
Дети: Девочка увидела в сказке кузнечика, стрекозу, жука, бабочку.
Педагог:- Подумайте, сколько звуков в слове жук?
Дети:- В слове жук три звука.
Педагог: - Перечислите звуки по порядку.
Дети: - Ж, У, К.
Педагог: - Сколько гласных звуков в этом слове?
Дети:- В этом слове один гласный звук У.
Педагог: - Сколько согласных в этом слове?
Дети:- В этом слове два согласных звука Ж, К.
Педагог: - Какие это звуки?
Дети: - Это твердые согласные звуки.
8. Пересказ. Повторное чтение с установкой на пересказ.
Педагог: - Как называется сказка, в которой мы сегодня побывали?
Дети:- Это сказка «Как кузнечик помогал слабым ».
Педагог: - Вспомните описание природы из начала сказки.
Дети: - Стояла весна. Пригревало солнышко. Зеленела травка. Уже появились первые одуванчики.
Педагог: - Понравился ли вам боевой кузнечик? Почему?
Дети: - Нам понравился кузнечик, потому что он был сильным, смелым, помогал слабым.
Педагог: - Кому помог кузнечик?
Дети: - Кузнечик помогал зайцу и бабочке.
9. Развитие мелкой моторики, творческого воображения.
Педагог: Садитесь за столы и заштрихуйте бабочек на карточках разноцветными карандашами. Крылышки заштрихуйте вертикальными волнистыми линиями, а туловище- горизонтальными прямыми. Посмотрим, у кого получится самая нарядная бабочка.
10. Итог. Положительная оценка деятельности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие в страну Словандия» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие в страну Словандия» для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте с использованием социо-игровых технологий в подготовительной к школе группе. «Школа актёрского мастерства».
Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте с использованием социо-игровых технологий в подготовительной к школе группе. «Школа актёрского мастерства»....
Дополнительная общеразвивающая программа по обучению грамоте «ГОТОВИМ ПАЛЬЧИКИ К ПИСЬМУ» для детей старшего дошкольного возраста (стартовый уровень)
Главная задача дошкольного обучения - научить детейучиться развивать их умственные способности, не стремясьпри этом к обилию знаний.В.Ф. Одоевский.Пояснительная записка О...
Конспект по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста по теме "Насекомые"
Занятие для подгрупповой формы работы по теме "Насекомые" Актуально использовать в конце учебного года, как итоговое....
Рекомендации по обучению грамоте на летний период для родителей детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
Рекомендации разработы для повторения пройденного материала программы старшей группы компенсирущей направленности. Материал удобно использовать как логопедам, так и воспитателям. Представлен в виде за...
Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром и природой для детей старшего дошкольного возраста
Одна из наиболее актуальных тем современного образования – это патриотическое воспитание подрастающего поколения. Детство и юность – самая благодатная пора для привития священног...