Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по развитию речи на тему: Заучивание стихотворения И. Сурикова «Зима» для детей старшей группы.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по развитию речи на тему: Заучивание стихотворения И. Сурикова «Зима» для детей старшей группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект НООД по развитию речи на тему: Заучивание стихотворения И. Сурикова "Зима" | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по развитию речи на тему: Заучивание стихотворения И. Сурикова «Зима» для детей старшей группы.
ФИО педагога, должность: Соловьева Наталия Владимировна, воспитатель
Возрастная группа воспитанников: старшая группа
Наименование образовательной организации: Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 82 открытого акционерного общества «Российские железные дороги» г. Буй.
Тема непосредственно организованной образовательной деятельности: Заучивание стихотворения И. Сурикова «Зима»
Цель: развитие связной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой при помощи опорных схем.
- Закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.
- Подбирать эпитеты, сравнения, метафоры для описания снега.
- Словарная работа объяснить детям понятие «непробудно».
Развивающие:
- Развивать логическое мышление, память, речь, словообразование, грамматический строй речи.
- Развивать восприятие, внимание, умение анализировать.
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
- Воспитывать культуру поведения, умение слушать друг друга.
Интегрируемые образовательные области: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.
Методы и приемы: беседа, рассказ, игровое упражнение, дидактическая игра, ответы на вопросы, рассматривание картины, указания, обследование, поощрения, повторное чтение, рассуждение и выводы детей, сюрпризный момент, создание игровой ситуации, образец чтения стихотворения воспитателем, работа детей в парах, использование мнемотаблиц, анализ.
Вид детской деятельности, лежащей в основе организации образовательной ситуации: познавательно - исследовательская, игровая, коммуникативная.
Форма организации детей: групповая.
Материал и оборудование (раздаточный и демонстрационный): иллюстрации (картинки) с пейзажами (разные по характеру, настроению, содержанию), коробка со снегом, мольберт, маркер, магниты для крепления листа, лист А3, картинки: снег, зима, сугроб, шапка, лес, солнце, мороз, листы белой бумаги, ножницы.
Предварительная деятельность с воспитанниками: рассматривание иллюстраций и сюжетных картинок о зиме, чтение и заучивание стихотворений, целевая прогулка, развивающие игры и упражнения на развитие речи, отгадывание загадок, подвижные игры: «Ветер и снежинки» и др.
Планируемый результат: Дети выучат стихотворение И. Сурикова «Зима».
Части НООД | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Способы поддержки детской инициативы |
1 часть – вводная | Цель: Переключение внимания детей на предстоящую деятельность | 1.Развивать активный интерес к окруж. миру. | |
Создание образовательной ситуации | - Доброе утро, ребята! - Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся. Ребята, какой замечательный сегодня день, давайте поприветствуем друг друга и зарядимся хорошим настроением. | Дети заходят в группу, здороваются и встают в круг, берутся за руки. Дети говорят слова приветствия, прикасаясь друг к другу ладонями и называя по имени. | 2. Создавать разнообразные условия и ситуации побуждающие детей к активному применению знаний |
Мотивация детей на предстоящую деятельность | - Дети, посмотрите, пожалуйста, тут лежит какая – то коробка! А вы хотите узнать, что в ней находится? - Но, что бы узнать, что в коробке, вы должны отгадать загадку, согласны? Загадка: Он пушистый, серебристый, Но рукой его не тронь: Станет капелькою чистой, Как поймаешь на ладонь. - Молодцы! Это снег. Значит, у меня в коробочке лежит снег. Посмотрите! - Какой бывает снег? - А что происходит со снегом, когда становится тепло? - А на улице снег тает? - А почему? - А по каким признакам вы догадались, что на улице зима? - А хотите послушать стихотворение И. Сурикова «Зима»? - Тогда, садитесь поудобней и слушайте. | Дети обращают внимание на коробку, рассматривают ее, отвечают на вопросы воспитателя: - Да, хотим! - Да! Дети внимательно слушают воспитателя и дают ответ: - Это снег! Дети заглядывают в коробочку и убеждаются в том, что там действительно лежит снег. - Снег белый, мягкий, пушистый, холодный, хрустящий и т.д. - Он тает, превращается в воду. - Нет. - Потому что на улице холодно, зима - На улице холодно, кругом лежит снег, на реках лед, на крышах лежит снег, деревья в снегу, солнце светит редко, дует холодный ветер. | 3. Побуждать и поощрять детскую инициативу. |
2 часть – основная | Цель: Формирование умения выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой при помощи опорных схем. | ||
Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми | Послушайте стихотворение И.Сурикова «Зима» Белый снег, пушистый, В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится. И под утро снегом Поле побелело, Точно пеленою Все его одело. Темный лес, что шапкой, Принакрылся чудной И заснул под нею Крепко, непробудно... Стали дни коротки, Солнце светит мало, Вот пришли морозцы — И зима настала. | Дети внимательно слушают стихотворение. | Способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относиться таким попыткам с вниманием и с уважением. |
Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым | Беседа по содержанию. - Какое время года описывается в стихотворении? - Как вы догадались? - Вы заметили, какие разные слова подобрал поэт, чтобы сказать о снеге? С чем сравнивает поэт снег? - Ребята, в стихотворении есть такие строчки: Темный лес, что шапкой, Принакрылся чудной И заснул под нею Крепко, непробудно. - Как вы понимаете эти слова? О какой шапке говорит поэт? - Как вы думаете, что значит слово «непробудно»? - Послушайте, я вам еще раз прочитаю стихотворения И. Сурикова «Зима». А вы его внимательно слушайте и запоминайте. Потом вы будете его рассказывать наизусть сами. Договорились? | Примерные ответы детей: - Зима - Белый снег в воздухе кружится, на землю падает снег, и под утро поле побелело, лес вес в снегу. - Он сравнивает его с шапкой. - О снеговой шапке. Снег укрыл весь лес, все деревья, как шапкой, чтобы им было тепло, и они не погибли зимой. Снег охраняет деревья от морозов. - Деревья спят долго, до весны. Дети внимательно слушают стихотворение. | |
Этап осуществления самостоятельной работы детьми | - Ребята, вы хотите послушать стихотворение еще раз? Только рассказывать мы его будем по картинкам – схемам (мнемотаблицам). - Давайте попробуем запомнить стихотворение с помощью рисунков. Повторное рассказывание. - Ребята, я буду читать, а те, кто запомнил слова, вместе со мной повторяет (1-2 раза), а потом самостоятельно. - Ребята, а сейчас давайте попробуем рассказать это стихотворение. Пожалуйста, Света расскажи нам стихотворение. - Ребята, вот как Света хорошо запомнила стихотворение. Вам понравилось? - Света молодец! Кто еще хочет рассказать стихотворение. Иди, Никита, попробуй. - Молодец, Никита! А сейчас попробуем рассказать стихотворение парами. Рита начнет рассказывать стихотворение, а Виолетта продолжит. Остальные ребята внимательно слушают, а если они что-то забудут, пропустят, то мы им подскажем. - Ребята, вам понравилось, как рассказали стихотворение девочки? Молодцы Рита и Виолетта! Кто еще хочет рассказать стихотворение? Миша, ты начнешь, а Варя продолжит. - Молодцы! Хорошо рассказали стихотворение. Все были просто молодцы. А сейчас нам еще раз расскажет стихотворение Саша. Молодец! - Дети, я предлагаю вам немного отдохнуть. Физминутка «Зимой» Как интересно нам зимой! На санках едем мы гурьбой, Потом в снежки мы поиграем, Все дружно лыжи одеваем, Потом все встали на коньки, Зимой веселые деньки! - Зима, красивое время года, давайте превратим обычные слова в красивые, называя их ласково. Игра «Назови ласково» - Я буду вам показывать картинки, а вы называть эти слова в уменьшительно – ласкательной форме. - Снег - Зима - Сугроб - Шапка - Лес - Солнце - Мороз | Дети внимательно рассматривают картинки. Дети рассказывают стихотворение наизусть при помощи схематического изображения. Дети рассказывают стихотворение вместе с воспитателем. Затем еще пару детей рассказывают стихотворение без схем: Света рассказывает стихотворение. - Да! - Никита рассказывает стихотворение. Рита и Виолетта рассказывают стихотворение. - Да, очень понравилось. Миша и Варя рассказывают стихотворение. Саша рассказывает стихотворение. Показывают большим пальцем вверх Имитируют катание на санках Имитируют лепку и бросание снежков «Одевают» лыжи, «берут» палки, «едут» Изображают катание на коньках Показывают большим пальцем вверх Дети соглашаются играть в игру. Дети называют слова: - Снежок. - Зимушка. - Сугробик. - Шапочка. - Лесок. - Солнышко. Морозец. | |
3 часть – заключительная | Цель: Подведение итогов деятельности детей. | ||
Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей | Анализ. Молодцы! Все дети сегодня очень старались! Света рассказала стихотворение громко, а Миша рассказал так красиво, что мы увидели красоту зимней природы. Рита – молодец! -Ребята, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? Что нового вы узнали. - А что вас больше всего заинтересовало? - А какие были трудности? - Какие задания вам понравились? - Вам понравилось рассказывать стихотворение и я вам предлагаю рассказать стихотворение дома, и порадовать своих родных Вы все молодцы, хорошо рассказывали стихотворение, громко, выразительно, хорошо выполняли задания, были внимательными, умными. Если вам понравилось наше занятие, то поднимите веселые смайлики, если в процессе деятельности были трудности - грустные. | Дети отвечают на вопросы, выполняется рефлексия: - Мы слушали стихотворение Зима. - Его написал И. Суриков. - Мы пытались рассказать это стихотворение по картинкам. - Хотелось выучить это стихотворение. - Сначала было тяжело запомнить стихотворение. - Понравилось рассказывать по картинкам. | Вводить адекватную оценку результата деятельности ребёнка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей |
Плавный вывод детей из непосредственно образовательной деятельности в самостоятельную деятельность | - Я предлагаю вам пройти к столу и вырезать из бумаги снежинки. Из этих снежинок мы сделаем красивую гирлянду. | Дети проходят к столам, вырезают снежинки и изготавливают гирлянду для украшения группы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи на тему «Составление рассказа о лопате будущего» для детей старшего дошкольного возраста
1. Продолжать учить детей составлять рассказ, используя типовые приемы фантазирования.2. Формировать целостное представление объектов с помо...
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по развитию речи с детьми раннего возраста Тема: «Веселый петушок»
Конспект занятия по развитию речи с детьми раннего возраста...
Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности по развитию речи во 2 младшей группе «Игрушки в гостях у ребят»
Конспектнепосредственной организованной образовательной деятельности по развитию речи во 2 младшей группе«Игрушки в гостях у ребят»...
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по развитию речи с использованием игровых технологий в средней группе по средством сюжетно-ролевой игры. Тема: "Экскурсия по зоопарку". Образовательная область: "Коммуникативное разви
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по развитию речи с использованием игровых технологий в средней группепо средством сюжетно-ролевой игры.Тема: "Экскур...
Конспект непосредственно - организованной образовательной деятельности по развитию речи с элементами театральной деятельности в подготовительной группе «Мы артисты»
Конспект непосредственно - организованной образовательной деятельности по развитию речи с элементами театральной деятельности в подготовительной группе «Мы артисты»...
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Путешествие в страну сказок».
Развитие всех компонентов устной речи детей....
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по развитию речи «Звуковая культура речи: звуки[м], [мь]. Дидактическая игра «Вставь словечко»».
Цель: Упражнять детей в четком произношении звуков м, мь, в словах и в фразах....