«Знакомство с рассказом Л. Н. Толстого «Косточка» с детьми 5-6 лет
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Виткова Оксана Александровна

«Знакомство с рассказом Л. Н. Толстого «Косточка»

с детьми 5-6 лет 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx38.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  непосредственной образовательной деятельности

по образовательной области « Речевое развитие»

 Тема: «Знакомство с рассказом Л. Н. Толстого «Косточка»

с детьми 5-6 лет

.                                       

Цель: знакомство детей  с рассказом Л. Н. Толстого «Косточка», создание условий к осмыслению общечеловеческих ценностей и осознанию собственной внутренней позиции.

Задачи:

Образовательные

  1. Обогащать словарный запас детей фразеологизмом: «Покраснел  как рак», словами  горница, сочла, побледнел,  учить детей понимать их значение.
  2. Продолжать формировать умения детей отвечать полным ответом на вопросы воспитателя.
  3. Углублять представления детей о нравственных нормах и ценностях , как неотъемлемых качеств человека.
  4. Формировать у детей умения объяснять с опорой на прочитанное, мотивы поведения героев произведения.
  5. Продолжать работу по развитию умения различать звук [с] среди: звуков, слогов, слов.

Развивающие

  1. Развивать умение поддерживать беседу.
  2. Развивать слуховое и зрительное внимание, память детей.
  3. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные

  1. Воспитывать интерес и любовь к русской литературе, родному языку, через знакомство с произведениями Л.Н.Толстого.
  2. Воспитывать понятие, что обманывать – это плохо.

Предварительная работа:

Чтение рассказов Л. Н. Толстого, оформление книжной выставки с портретом писателя.

Просмотр презентации: «Жизнь и творчество Л. Н. Толстого»

Используемый материал:

- Демонстрационный материал: портрет Л. Н. Толстого, выставка книг писателя.

- Иллюстрации к рассказу Л. Н. Толстого «Косточка».

- Использование ИКТ – музыкальная физкультминутка.

- Дидактический материал – контурное изображение из трех предметов на каждого, мелки

Используемая литература:

Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи». Ефименкова Л.И. «Формирование речи у дошкольников». Бородич А.М. «Методика развития речи детей». Хватцев М.Е «Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста». Ред. Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи в датском саду». Гербова В.В. «Занятия по развитию речи в старшей группе»

Методические приемы: беседа, демонстрация наглядных пособий, использование ИКТ

Ход занятия:

  1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

Здравствуйте,  ребята!  Настал  новый  день,  давайте  встретим его  с  улыбкой.  Я  улыбнусь  вам,  а  вы  улыбнётесь  мне  в  ответ.  Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту и здоровье, а выдохните через рот все обиды и огорчения. (повторяем несколько раз).

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ЗНАКОМСТВО С ТЕМОЙ, ЦЕЛЬЮ.

- Ребята вы обратили внимание на книжный уголок? Я оформила выставку книг одного автора, вот его портрет. - Кто знает, как его зовут? (Лев Николаевич Толстой)

- Расскажите о нем?   (Детские годы маленького писателя прошли в Ясной Поляне. Лев Толстой начальное образование получил дома, уроки ему давали французские и немецкие преподаватели. Он рано потерял родителей. Мать Льва Толстого умерла, когда ему было полтора года, а отец скончался, когда мальчику шел девятый год. Осиротевших детей (трех братьев и сестру) взяла к себе их тетка, жившая в Казани, прожил шесть лет.

Учится в Казанском  университете. Занятия по программе и учебникам тяготили его и проучивший 3 года, он решает покинуть заведение.

Молодому Льву Толстому хотелось проверить себя, храбрый ли он человек, и увидеть своими глазами, что такое война. Он поступил в армию, сначала был юнкером, потом сдав экзамены, получил младший офицерский чин.

Лев Николаевич Толстой был участником обороны города Севастополя. Награжден орденом святой Анны с надписью "За храбрость" и медалями "За защиту Севастополя. Вернувшись обратно в Ясную Поляну, родовое имение Лев Толстой открывает школу для крепостных детей. Лев Николаевич Толстой объявил, что школа будет бесплатная, что в ней не будет телесных наказаний. Дело в том, что в те времена было принято наказывать детей, их били розгами (тонким прутиком) за плохое поведение, за неправильный ответ, за не выученный урок, за непослушание. В Толстовской школе, ребята учились читать, писать, считать, были у них уроки по истории, естествознанию, рисованию и пению. Дети чувствовали себя в школе свободно и весело. В классе маленькие ученики рассаживались, кто, где хотел: на лавках, на столах, на подоконнике, на полу. Каждый мог спросить учителя обо всем, о чем ни пожелает, разговаривал с ним, советовался с соседями, заглядывал к ним в тетрадки. Уроки превращались в общую интересную беседу, а иногда и в игру. На дом уроков не задавали.

На переменах и после занятий Лев Толстой рассказывал ребятам что-нибудь интересное, показывал им гимнастические упражнения, играл с ними в игры, бегал наперегонки. Зимой катался с детьми на санках с гор, летом водил их на речку или в лес за грибами и ягодами.

В то время книг для детей было мало. Лев Николаевич Толстой решает написать книгу для детей. Азбука. В этой книге Лев Николаевич собрал лучшие сказки, басни, пословицы, рассказы, былины и поговорки. Маленькие поучительные произведения, заставляют детей во всем мире сочувствовать и переживать, радоваться и огорчаться.

Произведения, написанные Львом Николаевичем Толстым, хранят полезные и мудрые советы, учат понимать окружающий мир и взаимоотношения между людьми.)


- А какие рассказы Толстого мы читали?  (ответы детей)
- Посмотрите, вот некоторые его книги: рассказ «Котёнок», «Прыжок», «Слон», «Пожар».

- сегодня я хочу познакомить вас еще с одним рассказом Льва Николаевича Толстого, «Косточка»

Присаживайтесь на стульчики…

Словарная работа. ….

-В рассказе встретится такое выражение «покраснел как рак», как вы думаете, что оно может обозначать? (от стыда стал красного цвета)

- Правильно, в природе раки серого цвета , но когда их варят они краснеют, поэтому в народе и появилось такое выражение «покраснел как рак»,  когда человеку становится стыдно, он тоже краснеет и говорят: «Покраснел от стыда».

- А что такое горница? (Светлая, красивая комната)

- как вы понимаете слово СОЧЛА- (посчитала)

- Побледнел? (стал белым, бледным от испуга)

Приготовились слушать рассказ, сели правильно, красиво, выпрямили спинки…

Чтение рассказа «Косточка»…..

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.

Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит:
— А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?

Все сказали:
— Нет.

Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:
— Нет, я не ел.

Тогда отец сказал:
— Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.

Ваня побледнел и сказал:
— Нет, я
косточку бросил за окошко.

И все засмеялись, а Ваня заплакал.

Беседа по содержанию….

- Про кого этот рассказ? (Про мальчика Ваню)

-А сейчас я посмотрю, как вы внимательно слушали рассказ.

-Ребята, когда мать хотела дать детям сливы? (Мать хотела дать детям сливы после обеда)

-Где лежали сливы? (сливы лежали на тарелке)

-Почему Ваня всё нюхал сливы? – (они очень ему нравились. Ваня никогда не ел сливы, ему очень хотелось попробовать их. Он всё нюхал их…Он всё ходил мимо слив…)

-Смог ли Ваня удержаться? – (Ваня не смог удержаться)

-А что он сделал? – (пока никого не было в горнице (в комнате) он взял сливу и съел. не просто взял, он схватил одну сливу и съел.)

-Как вы думаете, почему он именно схватил сливу, а не просто взял ? (он схватил сливу, что бы никто не увидел)

-Как мама узнала ? (Перед обедом мать сочла сливы и видит – одной нет. Она сказала отцу.)

-Что спросил за обедом отец? (Отец спросил, не съел ли кто одну сливу)

-А что ему ответили дети? (Дети ответили, что не ели сливу)

-А Ваня признался ? (Нет, Ваня не признался)

-А как он себя повёл? (Покраснел, как рак,  сказал что не ел)

-Почему он покраснел как рак? (Ване стало стыдно, лицо у него покраснело от стыда, как вареный рак.)

-А почему ему стало стыдно? (ему стало стыдно, потому – что он соврал, взял без спроса, и сказал, что тоже не ел.)

-А что отец сказал дальше? (Отец сказал, что боится, если кто-то проглотит косточку от сливы, то через день умрёт.)

-А что же случилось с Ваней после таких слов отца? Что сказал Ваня? (он побледнел испугался и сказал, что косточку бросил за окошко)

- А что же произошло дальше? – (все засмеялись, а Ваня заплакал.)

-Почему все засмеялись? –(потому что Ваня выдал себя, сказав, что косточку выбросил за окошко)

- А как вы думаете, почему Ваня заплакал? (ему стало стыдно)

-А кто – же ему помог признаться? –(испуг   -папа  )

-Конечно, папа помог ему признаться. Он не стал его сразу ругать, а схитрил и придумал. Что от косточки можно умереть, если её проглотить. Ведь от того, что съешь косточку умереть нельзя. Но Ваня, то этого не знал. И от страха Ваня смог признаться.

-Видите, какой хороший, умный у Вани папа. Конечно, папа любит Ваню и он дал ему урок, он помог ему признаться.

- Как вы думаете, а как поступит Ваня в следующий раз ? – (В следующий раз он признается. - В следующий раз Ваня не будет врать, не возьмет без спросу)

- Ребята, можем ли мы осуждать Ваню? (–да , нет)

-А почему? (потому что он не удержался и съел)

-Я не осуждаю Ваню ведь никогда не ел слив и очень, очень хотел их попробовать и не смог сдержаться. Такая ситуация как с Ваней может случиться с каждым. Но мы должны помнить, что если так произойдёт что нужно сделать? –(попросить прощения, а лучше спросить разрешение у взрослого)

- Молодцы!

В: А сейчас немножко отдохнем. ФИЗМИНУТКА

Музыкальная физкультминутка……  

- присаживаемся за столы

- Ребята что Ваня съел? (сливу)

- ребята скажите в слове Cccлива – какой звук находится в начале слова? (звук [с])…..

- А давайте поиграем в игру «Поймай звук»

- в звуках А – У – С – М – Р – Ш – С- М – И – С – Ы – О – Э – Р – Ш – Ф – Л - С  – В – З  

           Ж – Х- С  – Ы – А

- в слогах- СО- РУ-МЫ-СА- ПУ- МА- КО- СЫ- ШУ-НА-СУ-ЛУ

- в словах- КАРАНДАШ - СОМ - ФЛАЖОК – КУСТ – ТОПОР – РАКЕТА – АВТОБУС –

                   КЛЮЧ –    ЧАЙНИК- СТУЛ -  КОШКА – АНАНАС - МАК – ШКАФ- СТРЕКОЗА.

- какие слова , где прозвучал звук [с] вы запомнили? (сом, куст,  автобус, стул, ананас, стрекоза )

- Молодцы справились.

- Перед вами карточки, назовите все предметы которые вы видите?(……дети называют…)

- Назовите предмет в названии которого, вы услышали звук [с] ? (…дети называют..)

- Раскрасьте его……(дети раскрашивают)

- Назовите слово и разделите на слоги.   (дети называют слово и   прохлопывают, делят на части.)

- Молодцы!

- Выходите из-за столов и сядьте на коврик.

  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

- Какие задания вам показались сложными? (ответы детей)

- Что больше понравилось на занятии? (дети высказываю свое мнение)

-Ребята, а кто запомнил, как называется рассказ, который мы сегодня читали ? (Косточка) 

Правильно, А кто автор этого рассказа? (Лев Николаевич Толстой великий, русский писатель)

- Чему же научил вас этот рассказ,  («этот рассказ учит нас о том, что главное, это найти в себе силы признаться в плохом поступке, сказать правду и попросить прощение.)

Ребята, есть такая пословица «Тайное всегда становится явным», как вы думаете она подходит к нашему рассказу?(да )

- Почему? (Потому что Ваня съел сливу, думал никто не узнает об этом, но все узнали, и ему стало стыдно.)

-Думаю, если с вами случиться такая ситуация, вы обязательно поступите правильно.

- Перед сном я еще раз прочитаю вам этот рассказ, а вы не забудьте дома рассказать историю о мальчике Ване родителям, сестренкам и братишкам.

-Спасибо вам, вы большие молодцы! Мне понравилось, как вы активно отвечали на вопросы, выполняли задания.

-Занятие законченно.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

  1. Вводная часть

- организация детей.

  1. Основная часть

- сообщение темы занятия

- беседа о Л.Н.Толстого

- чтение рассказа Л.Н.Толстого «Косточка»

-беседа по содержанию

-  музыкальная физминутка

- игра «Поймай звук»

- игра «Задания с контурными изображениями»

  1. Заключительная часть

-подведение итога занятия с помощью пословицы «Тайное всегда становится явным», чему нас учит рассказ Л.Н.Толстого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная область Коммуникация Тема: Пересказ рассказа Л.Н.Толстого "Косточка"

Программное содержание:1. Учить детей пересказывать литературное произведение близко к тексту.2. Учить понимать мотивы поведения героев и характеризовать их.3. Развивать умение, пересказывать, опираяс...

КОММУНИКАЦИЯ Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Косточка»

Чётко прослеживается ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Безопасность», «Музыка». Очень интересное занятие как для детей , так и д...

Конспект ООД ОО "Речевое развитие" по теме "Пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Косточка»

Программные задачи:ОО «Познавательное развитие»1.     Закрепить представление детей о фруктах2.     Развивать мышление, воображение, внимание, зрительное воспри...

НОД Фрукты. Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Косточка».

Фрукты. Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Косточка».Задачи: Учить детей пересказывать литературное произведение близко к тексту. Учить понимать мотивы поведения героев и характеризовать их. Развивать у...

Развернутый конспект занятия по пересказу рассказа Л.Н. Толстого «Косточка»

Цель: Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить  предложения....

Конспект НОД по развитию связной речи с детьми 6-го, 7-го года жизни. Пересказ рассказа Л.Н. Толстого "Косточка".

Закреплять правильное употребление в речи детей имён существительных в творительном падеже....

Тема: «Знакомство с рассказом Л. Н. Толстого «Косточка» с детьми 5-6 лет

Цель: знакомство детей с рассказом Л. Н. Толстого «Косточка», создание условий к осмыслению общечеловеческих ценностей и осознанию собственной внутренней позиции.Задачи:Образовательны...