«Знакомство с рассказом Л. Н. Толстого «Косточка» с детьми 5-6 лет
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
«Знакомство с рассказом Л. Н. Толстого «Косточка»
с детьми 5-6 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie.docx | 38.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия непосредственной образовательной деятельности
по образовательной области « Речевое развитие»
Тема: «Знакомство с рассказом Л. Н. Толстого «Косточка»
с детьми 5-6 лет
.
Цель: знакомство детей с рассказом Л. Н. Толстого «Косточка», создание условий к осмыслению общечеловеческих ценностей и осознанию собственной внутренней позиции.
Задачи:
Образовательные
- Обогащать словарный запас детей фразеологизмом: «Покраснел как рак», словами горница, сочла, побледнел, учить детей понимать их значение.
- Продолжать формировать умения детей отвечать полным ответом на вопросы воспитателя.
- Углублять представления детей о нравственных нормах и ценностях , как неотъемлемых качеств человека.
- Формировать у детей умения объяснять с опорой на прочитанное, мотивы поведения героев произведения.
- Продолжать работу по развитию умения различать звук [с] среди: звуков, слогов, слов.
Развивающие
- Развивать умение поддерживать беседу.
- Развивать слуховое и зрительное внимание, память детей.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательные
- Воспитывать интерес и любовь к русской литературе, родному языку, через знакомство с произведениями Л.Н.Толстого.
- Воспитывать понятие, что обманывать – это плохо.
Предварительная работа:
Чтение рассказов Л. Н. Толстого, оформление книжной выставки с портретом писателя.
Просмотр презентации: «Жизнь и творчество Л. Н. Толстого»
Используемый материал:
- Демонстрационный материал: портрет Л. Н. Толстого, выставка книг писателя.
- Иллюстрации к рассказу Л. Н. Толстого «Косточка».
- Использование ИКТ – музыкальная физкультминутка.
- Дидактический материал – контурное изображение из трех предметов на каждого, мелки
Используемая литература:
Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи». Ефименкова Л.И. «Формирование речи у дошкольников». Бородич А.М. «Методика развития речи детей». Хватцев М.Е «Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста». Ред. Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи в датском саду». Гербова В.В. «Занятия по развитию речи в старшей группе»
Методические приемы: беседа, демонстрация наглядных пособий, использование ИКТ
Ход занятия:
- ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
Здравствуйте, ребята! Настал новый день, давайте встретим его с улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне в ответ. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту и здоровье, а выдохните через рот все обиды и огорчения. (повторяем несколько раз).
- ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ЗНАКОМСТВО С ТЕМОЙ, ЦЕЛЬЮ.
- Ребята вы обратили внимание на книжный уголок? Я оформила выставку книг одного автора, вот его портрет. - Кто знает, как его зовут? (Лев Николаевич Толстой)
- Расскажите о нем? (Детские годы маленького писателя прошли в Ясной Поляне. Лев Толстой начальное образование получил дома, уроки ему давали французские и немецкие преподаватели. Он рано потерял родителей. Мать Льва Толстого умерла, когда ему было полтора года, а отец скончался, когда мальчику шел девятый год. Осиротевших детей (трех братьев и сестру) взяла к себе их тетка, жившая в Казани, прожил шесть лет.
Учится в Казанском университете. Занятия по программе и учебникам тяготили его и проучивший 3 года, он решает покинуть заведение.
Молодому Льву Толстому хотелось проверить себя, храбрый ли он человек, и увидеть своими глазами, что такое война. Он поступил в армию, сначала был юнкером, потом сдав экзамены, получил младший офицерский чин.
Лев Николаевич Толстой был участником обороны города Севастополя. Награжден орденом святой Анны с надписью "За храбрость" и медалями "За защиту Севастополя. Вернувшись обратно в Ясную Поляну, родовое имение Лев Толстой открывает школу для крепостных детей. Лев Николаевич Толстой объявил, что школа будет бесплатная, что в ней не будет телесных наказаний. Дело в том, что в те времена было принято наказывать детей, их били розгами (тонким прутиком) за плохое поведение, за неправильный ответ, за не выученный урок, за непослушание. В Толстовской школе, ребята учились читать, писать, считать, были у них уроки по истории, естествознанию, рисованию и пению. Дети чувствовали себя в школе свободно и весело. В классе маленькие ученики рассаживались, кто, где хотел: на лавках, на столах, на подоконнике, на полу. Каждый мог спросить учителя обо всем, о чем ни пожелает, разговаривал с ним, советовался с соседями, заглядывал к ним в тетрадки. Уроки превращались в общую интересную беседу, а иногда и в игру. На дом уроков не задавали.
На переменах и после занятий Лев Толстой рассказывал ребятам что-нибудь интересное, показывал им гимнастические упражнения, играл с ними в игры, бегал наперегонки. Зимой катался с детьми на санках с гор, летом водил их на речку или в лес за грибами и ягодами.
В то время книг для детей было мало. Лев Николаевич Толстой решает написать книгу для детей. Азбука. В этой книге Лев Николаевич собрал лучшие сказки, басни, пословицы, рассказы, былины и поговорки. Маленькие поучительные произведения, заставляют детей во всем мире сочувствовать и переживать, радоваться и огорчаться.
Произведения, написанные Львом Николаевичем Толстым, хранят полезные и мудрые советы, учат понимать окружающий мир и взаимоотношения между людьми.)
- А какие рассказы Толстого мы читали? (ответы детей)
- Посмотрите, вот некоторые его книги: рассказ «Котёнок», «Прыжок», «Слон», «Пожар».
- сегодня я хочу познакомить вас еще с одним рассказом Льва Николаевича Толстого, «Косточка»
Присаживайтесь на стульчики…
Словарная работа. ….
-В рассказе встретится такое выражение «покраснел как рак», как вы думаете, что оно может обозначать? (от стыда стал красного цвета)
- Правильно, в природе раки серого цвета , но когда их варят они краснеют, поэтому в народе и появилось такое выражение «покраснел как рак», когда человеку становится стыдно, он тоже краснеет и говорят: «Покраснел от стыда».
- А что такое горница? (Светлая, красивая комната)
- как вы понимаете слово СОЧЛА- (посчитала)
- Побледнел? (стал белым, бледным от испуга)
Приготовились слушать рассказ, сели правильно, красиво, выпрямили спинки…
Чтение рассказа «Косточка»…..
Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.
Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит:
— А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?
Все сказали:
— Нет.
Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:
— Нет, я не ел.
Тогда отец сказал:
— Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.
Ваня побледнел и сказал:
— Нет, я косточку бросил за окошко.
И все засмеялись, а Ваня заплакал.
Беседа по содержанию….
- Про кого этот рассказ? (Про мальчика Ваню)
-А сейчас я посмотрю, как вы внимательно слушали рассказ.
-Ребята, когда мать хотела дать детям сливы? (Мать хотела дать детям сливы после обеда)
-Где лежали сливы? (сливы лежали на тарелке)
-Почему Ваня всё нюхал сливы? – (они очень ему нравились. Ваня никогда не ел сливы, ему очень хотелось попробовать их. Он всё нюхал их…Он всё ходил мимо слив…)
-Смог ли Ваня удержаться? – (Ваня не смог удержаться)
-А что он сделал? – (пока никого не было в горнице (в комнате) он взял сливу и съел. не просто взял, он схватил одну сливу и съел.)
-Как вы думаете, почему он именно схватил сливу, а не просто взял ? (он схватил сливу, что бы никто не увидел)
-Как мама узнала ? (Перед обедом мать сочла сливы и видит – одной нет. Она сказала отцу.)
-Что спросил за обедом отец? (Отец спросил, не съел ли кто одну сливу)
-А что ему ответили дети? (Дети ответили, что не ели сливу)
-А Ваня признался ? (Нет, Ваня не признался)
-А как он себя повёл? (Покраснел, как рак, сказал что не ел)
-Почему он покраснел как рак? (Ване стало стыдно, лицо у него покраснело от стыда, как вареный рак.)
-А почему ему стало стыдно? (ему стало стыдно, потому – что он соврал, взял без спроса, и сказал, что тоже не ел.)
-А что отец сказал дальше? (Отец сказал, что боится, если кто-то проглотит косточку от сливы, то через день умрёт.)
-А что же случилось с Ваней после таких слов отца? Что сказал Ваня? (он побледнел испугался и сказал, что косточку бросил за окошко)
- А что же произошло дальше? – (все засмеялись, а Ваня заплакал.)
-Почему все засмеялись? –(потому что Ваня выдал себя, сказав, что косточку выбросил за окошко)
- А как вы думаете, почему Ваня заплакал? (ему стало стыдно)
-А кто – же ему помог признаться? –(испуг -папа )
-Конечно, папа помог ему признаться. Он не стал его сразу ругать, а схитрил и придумал. Что от косточки можно умереть, если её проглотить. Ведь от того, что съешь косточку умереть нельзя. Но Ваня, то этого не знал. И от страха Ваня смог признаться.
-Видите, какой хороший, умный у Вани папа. Конечно, папа любит Ваню и он дал ему урок, он помог ему признаться.
- Как вы думаете, а как поступит Ваня в следующий раз ? – (В следующий раз он признается. - В следующий раз Ваня не будет врать, не возьмет без спросу)
- Ребята, можем ли мы осуждать Ваню? (–да , нет)
-А почему? (потому что он не удержался и съел)
-Я не осуждаю Ваню ведь никогда не ел слив и очень, очень хотел их попробовать и не смог сдержаться. Такая ситуация как с Ваней может случиться с каждым. Но мы должны помнить, что если так произойдёт что нужно сделать? –(попросить прощения, а лучше спросить разрешение у взрослого)
- Молодцы!
В: А сейчас немножко отдохнем. ФИЗМИНУТКА
Музыкальная физкультминутка……
- присаживаемся за столы
- Ребята что Ваня съел? (сливу)
- ребята скажите в слове Cccлива – какой звук находится в начале слова? (звук [с])…..
- А давайте поиграем в игру «Поймай звук»
- в звуках А – У – С – М – Р – Ш – С- М – И – С – Ы – О – Э – Р – Ш – Ф – Л - С – В – З
Ж – Х- С – Ы – А
- в слогах- СО- РУ-МЫ-СА- ПУ- МА- КО- СЫ- ШУ-НА-СУ-ЛУ
- в словах- КАРАНДАШ - СОМ - ФЛАЖОК – КУСТ – ТОПОР – РАКЕТА – АВТОБУС –
КЛЮЧ – ЧАЙНИК- СТУЛ - КОШКА – АНАНАС - МАК – ШКАФ- СТРЕКОЗА.
- какие слова , где прозвучал звук [с] вы запомнили? (сом, куст, автобус, стул, ананас, стрекоза )
- Молодцы справились.
- Перед вами карточки, назовите все предметы которые вы видите?(……дети называют…)
- Назовите предмет в названии которого, вы услышали звук [с] ? (…дети называют..)
- Раскрасьте его……(дети раскрашивают)
- Назовите слово и разделите на слоги. (дети называют слово и прохлопывают, делят на части.)
- Молодцы!
- Выходите из-за столов и сядьте на коврик.
- ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
- Какие задания вам показались сложными? (ответы детей)
- Что больше понравилось на занятии? (дети высказываю свое мнение)
-Ребята, а кто запомнил, как называется рассказ, который мы сегодня читали ? (Косточка)
Правильно, А кто автор этого рассказа? (Лев Николаевич Толстой великий, русский писатель)
- Чему же научил вас этот рассказ, («этот рассказ учит нас о том, что главное, это найти в себе силы признаться в плохом поступке, сказать правду и попросить прощение.)
Ребята, есть такая пословица «Тайное всегда становится явным», как вы думаете она подходит к нашему рассказу?(да )
- Почему? (Потому что Ваня съел сливу, думал никто не узнает об этом, но все узнали, и ему стало стыдно.)
-Думаю, если с вами случиться такая ситуация, вы обязательно поступите правильно.
- Перед сном я еще раз прочитаю вам этот рассказ, а вы не забудьте дома рассказать историю о мальчике Ване родителям, сестренкам и братишкам.
-Спасибо вам, вы большие молодцы! Мне понравилось, как вы активно отвечали на вопросы, выполняли задания.
-Занятие законченно.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
- Вводная часть
- организация детей.
- Основная часть
- сообщение темы занятия
- беседа о Л.Н.Толстого
- чтение рассказа Л.Н.Толстого «Косточка»
-беседа по содержанию
- музыкальная физминутка
- игра «Поймай звук»
- игра «Задания с контурными изображениями»
- Заключительная часть
-подведение итога занятия с помощью пословицы «Тайное всегда становится явным», чему нас учит рассказ Л.Н.Толстого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная область Коммуникация Тема: Пересказ рассказа Л.Н.Толстого "Косточка"
Программное содержание:1. Учить детей пересказывать литературное произведение близко к тексту.2. Учить понимать мотивы поведения героев и характеризовать их.3. Развивать умение, пересказывать, опираяс...
КОММУНИКАЦИЯ Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Косточка»
Чётко прослеживается ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Безопасность», «Музыка». Очень интересное занятие как для детей , так и д...
Конспект ООД ОО "Речевое развитие" по теме "Пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Косточка»
Программные задачи:ОО «Познавательное развитие»1. Закрепить представление детей о фруктах2. Развивать мышление, воображение, внимание, зрительное воспри...
НОД Фрукты. Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Косточка».
Фрукты. Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Косточка».Задачи: Учить детей пересказывать литературное произведение близко к тексту. Учить понимать мотивы поведения героев и характеризовать их. Развивать у...
Развернутый конспект занятия по пересказу рассказа Л.Н. Толстого «Косточка»
Цель: Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения....
Конспект НОД по развитию связной речи с детьми 6-го, 7-го года жизни. Пересказ рассказа Л.Н. Толстого "Косточка".
Закреплять правильное употребление в речи детей имён существительных в творительном падеже....
Тема: «Знакомство с рассказом Л. Н. Толстого «Косточка» с детьми 5-6 лет
Цель: знакомство детей с рассказом Л. Н. Толстого «Косточка», создание условий к осмыслению общечеловеческих ценностей и осознанию собственной внутренней позиции.Задачи:Образовательны...