Развернутый конспект занятия по пересказу рассказа Л.Н. Толстого «Косточка»
план-конспект занятия по развитию речи на тему
Цель: Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 59.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Развернутый конспект занятия по пересказу рассказа Л.Н. Толстого «Косточка»
Конспект занятия по речевому развитию
Тема дня: Эмоции
Тема НОД: Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Косточка»
Цель: Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения.
Вид деятельности | Интеграция образовательных областей | Задачи | Оборудование | Содержание работы | Примечание |
Занятие по речевому развитию Предварительное чтение рассказа Л.Н. Толстого «Косточка» | 1.Познавательное развитие 2. Речевое развитие 3. Чтение художественной литературы 4.Безопасность | Образовательные: 1.Продолжать формировать интерес детей к книгам; 2 Развивать монологическую речь, умение содержательно и выразительно пересказывать литературный текст. 3.Активизировать словарь по лексической теме. Развивающие: 1. Развивать память, логическое мышление, произвольное внимание 2. Развивать слуховое восприятие; упражнять в различении неречевых звуков, тембра голоса. 3.Развитие диалогической речи Воспитательные: 1.Воспитывать чуткость, справедливость ,умение признать ошибку. 2.Умение понимать и управлять эмоциями. | Карточки с изображением эмоций. Рассказ Л.Н. Толстого " Косточка" Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. | Предварительная работа: Беседа" Наши эмоции и наше поведение" Вводная часть 1.Организационный момент. В: Ребята посмотрите у каждого на столе лежат карточки . Как вы думаете что на них изображено? Д: Разные лица В: Ребята посмотрите где-то личико улыбается , где-то грустит. Это наши эмоции. Эмоции у человека отражаются на лице в зависимости от настроения, ситуации, в которой находится человек. Эмоции бывают положительные или отрицательные. Сейчас вы поднимите карточку, которая соответствует вашему настроению. Д: поднимают выбранную карточку 2. Подготовка к восприятию текста. В: вижу эмоции у вас радостные и есть среди нас и любопытные. Ответы детей В: Сегодня я познакомлю вас с рассказом-былью Льва Николаевича Толстого « Косточка» (показ портрета) Лев Николаевич Толстой жил очень давно, в то время, когда жили ваши прапрабабушки и прапрадедушки, почти 200 лет назад. И сегодня мы попробуем понять, чему учит рассказ «Косточка». Какие эмоции пережил герой этого рассказа. 3. Чтение рассказа. Первичное чтение произведения без установки на запоминание. 4.Задаю вопросы (словарная работа) В:В рассказе есть такое выражение: «покраснел как рак», что оно означает? Д: От стыда стал красного цвета, как вареный рак. В: А что такое горница? Д: Светлая, красивая комната. В: Как вы понимаете слово «сочла»? Д: Посчитала. В: Побледнел? Д: Стал белым, бледным от испуга. 5. Провожу беседу по содержанию прочитанного, направленную на анализ и запоминание текста. Развитие диалогической речи. дети отвечают полным предложением. Задаю детям вопросы: В: Что купила мама? Д: Мама купила сливы. В: Как вел себя Ваня? Д: Ваня ходил вокруг слив и все их нюхал. В: Почему они интересовали Ваню? Д: Они ему очень понравились, он никогда не ел слив. В: Как повел себя Ваня, когда остался один в комнате? Д: Ваня не удержался, схватил одну сливу и съел. В: Кто заметил, что одной сливы не стало? Д: Мама сосчитала сливы и заметила, что одной не хватает. В:Признался ли Ваня в своем поступке? Д: Дети ответили, что сливы они не ели и Ваня сказал тоже, что он не ел слив. В: Почему беспокоился папа? Д: Он сказал, что если съел кто-нибудь из детей сливу - это не хорошо; но беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто проглотит косточку, то через день умрет. В: Что ответил Ваня? Д: Ваня заплакал потому, что ему стало стыдно за свой поступок. В:Какие эмоции испытал Ваня? Д: Стыд и испуг. В: А как бы вы поступили на месте Вани? Д: Я бы подождал, когда мама сама даст слив. Если бы я съел сливу без спроса, то признался бы в этом сам. В: Есть такая пословица «Тайное всегда становится явным». Как вы ее понимаете? Д: Нужно сразу признаться в том, что совершил плохой поступок, потому что все равно узнают об этом. | Дети сидят за рабочими столами. На столах разложены карточки с изображением эмоций. |
Основная часть | |||||
Занятие по речевому развитию Повторное чтение рассказа. Пересказ детьми литературного произведения Л.Н. Толстого «Косточка» | 1. Речевое развитие 2.Социально коммуникативное развитие 3. Чтение художественной литературы 4.Физическое развитие | Образовательные: 1. Учить связанно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие фрагменты литературного произведения. Развивающие: 1.Развивать монологическую форму речи. 2. Развитие психических процессов - мыслительные операции: анализ, умозаключение, память; 3. Развитие физических качеств; умение восстанавливать силы перед предстоящей работой. Воспитательные: 1.Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; умение выслушивать сверстников. | Физкультминутка «На ветке» Вот на ветке – абрикос, Потянуться руками вверх, Он на солнце так подрос! Развести руки в стороны Ты за ним тянись, тянись, Подняться на носочки, потянуться руками вверх, Но смотри, не оступись! Быстро присесть | 6.Повторное чтение с установкой на последующий пересказ. В: Сейчас я вам прочитаю рассказ еще раз, а вы внимательно послушайте, и будете пересказывать его. (Повторное чтение рассказа) 7. Пересказ рассказа детьми В: Расскажите историю про мальчика Ваню. (инсценировка рассказа детьми) А сейчас мы с вами усложним задание и попробуем пересказать этот рассказ в лицах. Затем пересказ от имени мамы и от имени папы. Когда дети начинают пересказ, по необходимости подсказываю нужные слова или фразы, исправляю ошибки. Физкультминутка «На ветке» | Дети стоят рядом с рабочими столами. |
Заключительная часть | |||||
1.Речевое развитие 2.Познавательное развитие 3.Социально-коммуникативное развитие 4.Развитие игровой деятельности | Образовательные: 1.Обогощать речь детей существительными и прилагательными; Развивающие: 1.Развитие психических процессов - восприятие, мыслительные операции: сравнение анализ умозаключение память; 2.Развивать познавательную активность. Воспитательные: 1. Воспитывать творческую самостоятельность; | Дидактическая игра «Составь предложение из трех слов» А сейчас мы с вами поиграем в игру. Называется она «Составь предложение из трех слов». Вам надо придумать предложения из трех слов, а чтобы не ошибиться я буду выкладывать ваши предложения на столе кубиками. Каждый кубик это одно слово. (Игра проводится 3-4 раза) Итог: Как называется рассказ, который вы пересказывали? Кто его автор? Чей рассказ вам больше понравился и почему? С какими эмоциями мы сегодня познакомились? Мне понравились все ваши рассказы, вы старались пересказывать близко к тексту. Молодцы! Не забудьте дома рассказать историю о мальчике Ване родителям, сестренкам и братишкам. |
Используемая литература:
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014.-368 с.;
- Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 144 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/02/picture-760847-1456944116.jpg)
Конспект ООД ОО "Речевое развитие" по теме "Пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Косточка»
Программные задачи:ОО «Познавательное развитие»1. Закрепить представление детей о фруктах2. Развивать мышление, воображение, внимание, зрительное воспри...
Конспект НОД по образовательной области "Речевое развитие" на тему «Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Косточка» в подготовительной группе
Пересказ рассказа Л. Н. Толстого "Косточка"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/07/01/picture-939032-1625142765.jpg)
Конспект по обучению пересказа "Пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Косточка» Для детей старшей группы
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»Зада...
Конспект НОД по развитию связной речи с детьми 6-го, 7-го года жизни. Пересказ рассказа Л.Н. Толстого "Косточка".
Закреплять правильное употребление в речи детей имён существительных в творительном падеже....
Занятие по развитию речи "Пересказ рассказа Л. Н. Толстого "Косточка""
Занятие для детей старшего дошкольного возраста группы ТНР...
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/17/picture-42337.jpg)
Занятие по развитию речи для детей подготовительной группы компенсирующей направленности пересказ рассказа Л. Н. Толстого "Косточка"
Разработанное занятие направлено на создание условий для развития у детей умения связывать отдельные части рассказа в единое целое....