Тема: «Знакомство с рассказом Л. Н. Толстого «Косточка» с детьми 5-6 лет
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: знакомство детей с рассказом Л. Н. Толстого «Косточка», создание условий к осмыслению общечеловеческих ценностей и осознанию собственной внутренней позиции.
Задачи:
Образовательные: Обогащать словарный запас детей фразеологизмом: «Покраснел как рак», словами горница, сочла, побледнел, учить детей понимать их значение. Продолжать формировать умения детей отвечать полным ответом на вопросы воспитателя. Формировать у детей умения объяснять с опорой на прочитанное, мотивы поведения героев произведения.
Развивающие: Развивать умение поддерживать беседу. Развивать слуховое и зрительное внимание, память детей.
Воспитательные: Воспитывать интерес и любовь к русской литературе, родному языку, через знакомство с произведениями Л.Н.Толстого. Воспитывать понятие, что обманывать – это плохо.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 20.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия непосредственной образовательной деятельности
по образовательной области « Речевое развитие»
Тема: «Знакомство с рассказом Л. Н. Толстого «Косточка»
с детьми 5-6 лет
.
Цель: знакомство детей с рассказом Л. Н. Толстого «Косточка», создание условий к осмыслению общечеловеческих ценностей и осознанию собственной внутренней позиции.
Задачи:
Образовательные: Обогащать словарный запас детей фразеологизмом: «Покраснел как рак», словами горница, сочла, побледнел, учить детей понимать их значение. Продолжать формировать умения детей отвечать полным ответом на вопросы воспитателя. Формировать у детей умения объяснять с опорой на прочитанное, мотивы поведения героев произведения.
Развивающие: Развивать умение поддерживать беседу. Развивать слуховое и зрительное внимание, память детей.
Воспитательные: Воспитывать интерес и любовь к русской литературе, родному языку, через знакомство с произведениями Л.Н.Толстого. Воспитывать понятие, что обманывать – это плохо.
Предварительная работа:
Чтение рассказов Л. Н. Толстого, оформление книжной выставки с портретом писателя.
Просмотр презентации: «Жизнь и творчество Л. Н. Толстого»
Используемый материал:
- Демонстрационный материал: портрет Л. Н. Толстого, выставка книг писателя.
- Иллюстрации к рассказу Л. Н. Толстого «Косточка».
- Использование ИКТ – музыкальная физкультминутка.
- Дидактический материал – контурное изображение из трех предметов на каждого, мелки
Методические приемы: беседа, демонстрация наглядных пособий.
Словарная работа: горница; сочла; проглотил;
Ход занятия:
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
Здравствуйте, ребята! Настал новый день, давайте встретим его с улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне в ответ. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту и здоровье, а выдохните через рот все обиды и огорчения. (повторяем несколько раз).
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ЗНАКОМСТВО С ТЕМОЙ, ЦЕЛЬЮ.
- Ребята вы обратили внимание на книжный уголок? Я оформила выставку книг одного автора, вот его портрет. - Кто знает, как его зовут? (Лев Николаевич Толстой)
- Расскажите о нем?
Л.Н.Толстой жил очень давно, ещё во времена ваших прапрабабушек, почти 200 лет назад. Он родился в усадьбе Ясная Поляна в большой дворянской семье. Был он четвертым ребёнком. Когда мальчику исполнилось 2 года, умерла его мама. Отец тоже умер рано. Воспитанием детей занималась дальняя родственница. Всю свою жизнь, а прожил Толстой 82 года, он посвятил литературе. Он любил учиться и самостоятельно изучил историю и медицину, занимался музыкой, рисованием. Л.Николаевич открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей и сам учил их. Он начал работать над «Азбукой», им было написано более 100 новых сказок и рассказов, среди которых «Три медведя», «Ёж и заяц», «Косточка», «Филиппок» и др. Его произведения переведены на многие языки мира.
- А какие рассказы Толстого мы читали? (ответы детей)
- Посмотрите, вот некоторые его книги: рассказ «Котёнок», «Прыжок», «Слон», «Пожар».
- сегодня я хочу познакомить вас еще с одним рассказом Льва Николаевича Толстого, «Косточка»
Присаживайтесь на стульчики…
Словарная работа. ….
-В рассказе встретится такое выражение «покраснел как рак», как вы думаете, что оно может обозначать? (от стыда стал красного цвета)
- Правильно, в природе раки серого цвета , но когда их варят они краснеют, поэтому в народе и появилось такое выражение «покраснел как рак», когда человеку становится стыдно, он тоже краснеет и говорят: «Покраснел от стыда».
- А что такое горница? (Светлая, красивая комната)
- как вы понимаете слово СОЧЛА- (посчитала)
- Побледнел? (стал белым, бледным от испуга)
Приготовились слушать рассказ, сели правильно, красиво, выпрямили спинки…
Чтение рассказа «Косточка»…..
Беседа по содержанию….
- Про кого этот рассказ? (Про мальчика Ваню)
-А сейчас я посмотрю, как вы внимательно слушали рассказ.
-Ребята, когда мать хотела дать детям сливы? (Мать хотела дать детям сливы после обеда)
-Где лежали сливы? (сливы лежали на тарелке)
-Почему Ваня всё нюхал сливы? – (они очень ему нравились. Ваня никогда не ел сливы, ему очень хотелось попробовать их. Он всё нюхал их…Он всё ходил мимо слив…)
-Смог ли Ваня удержаться? – (Ваня не смог удержаться)
-А что он сделал? – (пока никого не было в горнице (в комнате) он взял сливу и съел. не просто взял, он схватил одну сливу и съел.)
-Как вы думаете, почему он именно схватил сливу, а не просто взял? (он схватил сливу, что бы никто не увидел)
-Как мама узнала? (Перед обедом мать сочла сливы и видит – одной нет. Она сказала отцу.)
-Что спросил за обедом отец? (Отец спросил, не съел ли кто одну сливу)
-А что ему ответили дети? (Дети ответили, что не ели сливу)
-А Ваня признался? (Нет, Ваня не признался)
-А как он себя повёл? (Покраснел, как рак, сказал что не ел)
-Почему он покраснел как рак? (Ване стало стыдно, лицо у него покраснело от стыда, как вареный рак.)
-А почему ему стало стыдно? (ему стало стыдно, потому – что он соврал, взял без спроса, и сказал, что тоже не ел.)
-А что отец сказал дальше? (Отец сказал, что боится, если кто-то проглотит косточку от сливы, то через день умрёт.)
-А что же случилось с Ваней после таких слов отца? Что сказал Ваня? (он побледнел испугался и сказал, что косточку бросил за окошко)
- А что же произошло дальше? – (все засмеялись, а Ваня заплакал.)
-Почему все засмеялись? –(потому что Ваня выдал себя, сказав, что косточку выбросил за окошко)
- А как вы думаете, почему Ваня заплакал? (ему стало стыдно)
-А кто – же ему помог признаться? –(испуг -папа )
-Конечно, папа помог ему признаться. Он не стал его сразу ругать, а схитрил и придумал. Что от косточки можно умереть, если её проглотить. Ведь от того, что съешь косточку умереть нельзя. Но Ваня, то этого не знал. И от страха Ваня смог признаться.
-Видите, какой хороший, умный у Вани папа. Конечно, папа любит Ваню и он дал ему урок, он помог ему признаться.
- Как вы думаете, а как поступит Ваня в следующий раз ? – (В следующий раз он признается. - В следующий раз Ваня не будет врать, не возьмет без спросу)
- Ребята, можем ли мы осуждать Ваню? (–да , нет)
-А почему? (потому что он не удержался и съел)
-Я не осуждаю Ваню ведь никогда не ел слив и очень, очень хотел их попробовать и не смог сдержаться. Такая ситуация как с Ваней может случиться с каждым. Но мы должны помнить, что если так произойдёт что нужно сделать? – (попросить прощения, а лучше спросить разрешение у взрослого)
- Молодцы!
В: А сейчас немножко отдохнем. ФИЗМИНУТКА
- ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
- Какие задания вам показались сложными? (ответы детей)
- Что больше понравилось на занятии? (дети высказываю свое мнение)
-Ребята, а кто запомнил, как называется рассказ, который мы сегодня читали? (Косточка)
Правильно, А кто автор этого рассказа? (Лев Николаевич Толстой великий, русский писатель)
- Чему же научил вас этот рассказ, («этот рассказ учит нас о том, что главное, это найти в себе силы признаться в плохом поступке, сказать правду и попросить прощение.)
Ребята, есть такая пословица «Тайное всегда становится явным», как вы думаете она подходит к нашему рассказу? (да)
- Почему? (Потому что Ваня съел сливу, думал никто не узнает об этом, но все узнали, и ему стало стыдно.)
-Думаю, если с вами случиться такая ситуация, вы обязательно поступите правильно.
-Спасибо вам, вы большие молодцы! Мне понравилось, как вы активно отвечали на вопросы, выполняли задания.
-Занятие законченно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная область Коммуникация Тема: Пересказ рассказа Л.Н.Толстого "Косточка"
Программное содержание:1. Учить детей пересказывать литературное произведение близко к тексту.2. Учить понимать мотивы поведения героев и характеризовать их.3. Развивать умение, пересказывать, опираяс...
КОММУНИКАЦИЯ Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Косточка»
Чётко прослеживается ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Безопасность», «Музыка». Очень интересное занятие как для детей , так и д...
Конспект ООД ОО "Речевое развитие" по теме "Пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Косточка»
Программные задачи:ОО «Познавательное развитие»1. Закрепить представление детей о фруктах2. Развивать мышление, воображение, внимание, зрительное воспри...
«Знакомство с рассказом Л. Н. Толстого «Косточка» с детьми 5-6 лет
laquo;Знакомство с рассказом Л. Н. Толстого «Косточка»с детьми 5-6 лет...
Конспект НОД по образовательной области "Речевое развитие" на тему «Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Косточка» в подготовительной группе
Пересказ рассказа Л. Н. Толстого "Косточка"...
Конспект НОД по развитию связной речи с детьми 6-го, 7-го года жизни. Пересказ рассказа Л.Н. Толстого "Косточка".
Закреплять правильное употребление в речи детей имён существительных в творительном падеже....
Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Речевое развитие» (чтение художественных произведений) Тема: «Знакомство с творчеством Льва Николаевича Толстого и чтение его рассказа «Прыжок»
Цель: формирование эмоционального отношения к литературному произведению.Задачи:Образовательные: упражнять внимательно и заинтересованно слушать рассказы; осмысливать и оценивать характеры героев...