Образовательная деятельность в подготовительной группе «Дорогою добра»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Образовательная деятельность в подготовительной группе
«Дорогою добра»
Воспитатель: Нигалидзе Елена Николаевна
Цель: воспитывать у детей потребность творить добро; содействовать воспитанию доброты.
Задачи:
Образовательные: формировать навыки культуры поведения в общественных местах, культуры общения со сверстниками. Создавать условия для пространства общения. Развивать связную, выразительную речь, обогащать словарный запас детей в использовании слов вежливости.
Развивающие: развивать логическое мышление, память, внимание, умение играть и работать в коллективе, закрепить навык счета до семи.
Воспитательные: воспитывать чувство доброжелательности, милосердия, терпимости, заботы об окружающих, стремление доставить радость близким людям.
Методические приёмы:
Словесный – беседа, вопросы познавательного характера, художественное слово.
Наглядный – показ иллюстраций
Стимулирования – создание мотивации, поощрение, сюрпризный момент.
Создание условий для проведения игрового путешествия: стол, мини-прилавок с атрибутами для игры в «Магазин» и муляжами продуктов, карточки с сюжетными картинками по содержанию сказки, фартук, головной убор продавца, «деньги», мольберт с прикрепленной серединкой цветка, отдельные лепестки цветка, столик с вазой и карточками, ноутбук, игрушки на кукольном диванчике, снег в ведерке, лопатка, поднос.
Ход занятия.
- Вводная часть (7 мин.)
Воспитатель: Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые!
(Обращаясь к детям:)
Сегодня такой прекрасный день, и я приготовила вам сюрприз. Хотите узнать, какой?
Дети: Да! Конечно!
Воспитатель: Ну, тогда смотрите! (Снимает накидку с мольберта и открывает стебель без лепестков с грустным лицом). Ой, цветочек где-то потерял свои лепестки и очень грустит.
1.1 Введение в тему (создание проблемной ситуации)
А из какой сказки может быть этот цветок, вы догадались?
Дети: Да! Из сказки «Цветик – семицветик»!
Воспитатель: Сейчас проверим! Здесь лежат какие-то карточки с картинками. Давайте соберем их и посмотрим, что на них изображено. (Дети собирают карточки, рассматривают получившиеся картинки).
-Как вы думаете, правильно вы догадались из какой сказки этот цветок?
Дети: Да! Из сказки «Цветик-семицветик». Здесь изображено то, что происходило в сказке и девочка Женя с баранками.
Воспитатель: Правильно.
1.2 Мотивация деятельности детей
Звенит колокольчик. Входит почтальон.
Почтальон: Здравствуйте!
Дети и воспитатель: Здравствуйте! Проходите, пожалуйста.
Почтальон: Это группа « »
Воспитатель: Да, это здесь. А что вы хотели?
Почтальон: У меня для вас письмо. Но просто так я вам его не отдам! Мне сказали отдать его детям, которые знают волшебные слова. (Хитро) А ваши дети их знают?
Воспитатель: Дорогой почтальон, вы как раз попали по адресу! Наши дети точно знают эти волшебные слова. Правда, ребята?
Дети: Да, знаем!
Воспитатель: Давайте расскажем, ребята, какие волшебные слова вы знаете.
Почтальон: Ну-ка, ну-ка, расскажите, а я послушаю.
Дети: Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, как поживаете?
Воспитатель: Когда мы прощаемся, мы говорим ...?
Дети: Всего хорошего, до скорой встречи, до свидания, будьте здоровы, спокойной ночи!
Воспитатель: А когда вас ругают за шалости, вы говорите ...?
Дети: Извините, простите меня, пожалуйста!
Воспитатель: А если нам надо что-то попросить и поблагодарить, мы говорим...?
Дети: Спасибо, будьте любезны, будьте добры, разрешите, пожалуйста, прошу вас, благодарю вас, очень вам признательны!
Воспитатель: Ну как, товарищ почтальон, знают наши дети «волшебные слова»? Теперь вы отдадите нам письмо?
Почтальон: Конечно, отдам! Это ж я почему не хотел вам письмо отдавать? Потому, что думал, детки еще маленькие, таких слов не знают. А тут и сам у вас научился вежливости. Так что, будьте любезны, возьмите, пожалуйста, ваше письмо!(Отдает письмо воспитателю) И будьте здоровы, до свидания!
Дети: Спасибо, благодарим вас! И вы будьте здоровы! До свидания!
1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности)
Воспитатель:(Осматривает конверт) Вот это да! Сюрпризы еще не закончились! Письмо-то из Королевства сказок ...(Вскрывает письмо и читает)
«Дорогие ребята!
Я знаю, что вы любите сказки! Но в моем Королевстве сказок случилась беда. Сильный северный ветер разбросал все лепестки цветика-семицветика. Помогите, пожалуйста, их найти. Подсказка уже у вас, на карточках с картинками. Дружественный нам южный ветер принес их к вам. Расставьте карточки в той последовательности, как идет сказка. Это и будет ваш путеводитель. Он поможет вам отыскать 7 станций. Если вы сделаете все правильно, то соберете все 7 лепестков и отгадаете волшебное слово, которое скрывает цветик-семицветик.
С благодарностью. Король Королевства сказок».
Воспитатель: Ну что, ребята, поможем Королевству сказок?
Дети: Да!
- Основная часть: (20 мин.)
- Актуализация ранее приобретенных знаний
Воспитатель: Тогда давайте, вспомним сказку «Цветик-семицветик» и правильно расставим карточки с картинками.
(Дети раскладывают карточки одну за другой, вспоминая и описывая события из сказки)
Воспитатель: Какие вы молодцы, как хорошо вы знаете сказку. Теперь давайте посмотрим на наш путеводитель и подумаем, куда мы отправимся сначала?
Дети: В «Булочную»!
Воспитатель: Верно!
(Идут в уголок «Магазин».Возле уголка стоит стол, на котором оформлен мини-прилавок с атрибутами для игры в «Магазин» и муляжами продуктов)
Воспитатель: Продукты люди покупают чаще всего. И вы, ребята, сейчас покажете, как надо вежливо вести себя в магазине, находясь в очереди. Кто-то из вас будет в роли продавца, а кто-то в роли покупателей. Выбрать продавца нам поможет загадка. Кто первый ее отгадает и поднимет руку, тот и будет продавцом.
Воспитатель читает загадку:
Плачет Митя у витрины:
- Мама, я хочу машину!
Таня подошла:
- Не плачь,
Вот возьми мой новый мяч!
Глаз чарует красота,
А поступки ...(Доброта)
Воспитатель: Нам сегодня нужно купить хлеб и молоко. В этом нам помогут ...(назвать двоих-троих детей). А мы их подождем возле магазина.
(Выбранный ребенок одевает фартук и головной убор продавца и встает за прилавок. Дети-покупатели получают «деньги» для оплаты товара и выстраиваются в очередь, мальчики уступают место в очереди девочкам. Последний ребенок находит прикрепленный к покупке лепесток с буквой «Д»)
Воспитатель: А вот и наш первый лепесток нашелся! Тут написана какая-то буква. Какая?
Дети: Буква «Д»!
Воспитатель: Какие вы хорошие, вежливые покупатели! Любому продавцу будет приятно обслуживать таких людей. Давайте вернем этот первый лепесток нашему цветику, может и у него поднимется немного настроение.
(Дети крепят лепесток на мольберт магнитом)
Воспитатель: Куда же мы отправимся теперь? Посмотрим в путеводитель.
Дети: Домой, к девочке Жене.
(Дети идут в кукольный уголок, где стоит столик с вазой и карточками, двумя листами черной и зеленой бумаги)
Воспитатель: А какой плохой поступок совершила девочка Женя дома?
Дети: Разбила вазу, не сказала об этом маме, обманула ее.
Воспитатель: Вы правы. Женя ведь понимала, что поступила нехорошо, и все равно не призналась маме. И сейчас мы сыграем в игру «Что такое хорошо, что такое плохо» и попробуем разобраться, какие поступки хорошие и добрые, а какие поступки совсем не украшают человека.
(Воспитатель вместе с детьми обсуждает картинки, и отделяют положительные поступки от отрицательных поступков)
Воспитатель: А как вы думаете, где здесь может быть спрятан второй лепесток? С каким предметом был связан плохой поступок девочки Жени?
(Дети находят второй лепесток с буквой «О» под вазой, называют букву и прикрепляют его на мольберт)
Воспитатель: Куда теперь мы держим путь?
Дети: На Северный полюс!
Звучит фонограмма «Вьюга».
(Дети и воспитатель подходят к природному уголку)
2.2 Добывание (сообщение и приятие) нового знания
Воспитатель: Как здесь холодно, брр-р-р! Везде снег и лед! (Открывает ведерко со снегом и перекладывает его лопаткой на поднос). Потрогайте, какой он холодный. Вот так же обидное, злое слово леденит душу и охлаждает дружбу. Давайте «согреем» друг друга ласковым, теплым словом и сыграем в игру «Передача добра» и посмотрим, растает ли этот снег от нашего душевного тепла.
Игра «Передача добра»
Дети становятся в кружок, поднос со льдом в центре. Дети по кругу, гладя друг другу ладони, говорят добрые слова и комплименты, называя друг друга по имени ласково.
Воспитатель: Смотрите, а снег-то тает! Теперь вы убедились, что ласковое, доброе слово согрело нас и растопило даже холодный снег? Ой, а что это под лотком?
Дети: Лепесток!
Воспитатель: Значит, мы все делаем правильно, раз нашли его. Какая на нем буква?(ответы детей) Вернем и его цветику.
(Дети крепят лепесток с буквой «Б» на мольберт)
Воспитатель: А где же спрятан следующий лепесток? (Делает вид, что ищет) Может он у художника?
(Дети находят лепесток с буквой «Р» и, назвав букву, крепят его на мольберт)
Воспитатель: Куда же нам теперь?
Дети: К игрушкам!
Воспитатель: Почему? (Ответы) А где сегодня нас ждут новые игрушки?
(Дети осматриваются и идут в уголок к игрушкам, которые расположились на кукольном диванчике)
Воспитатель: Посмотрите, сколько здесь красивых игрушек! Хотите взять их и рассмотреть поближе? Подойдите, возьмите их в руки. Ой, посмотрите, что мы нашли! (Дети разбирают игрушки и находят под ними лепесток с буквой «О», крепят его на мольберт.
Ваше желание исполнилось, у вас в руках игрушки. А какие желания вы бы загадали для других детей, чтобы и им было хорошо? (Ответы)
Воспитатель: Ну что ж, тогда осталось произнести волшебные слова из сказки, чтобы ваши пожелания исполнились. Вы помните эти слова?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда скажем их все вместе:
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели!
Вели, чтобы все дети улыбались, были здоровыми, счастливыми, исполнялись все их желания...
Воспитатель: Нам пора двигаться дальше. После любой игры что вы делаете с игрушками?
Дети: Убираем их на место!
Воспитатель: Давайте и мы сейчас бережно и аккуратно положим игрушки туда, где они были.
(Дети складывают игрушки на диванчик)
Воспитатель: Посмотрите сколько уже лепестков мы нашли! А сколько осталось?
Дети: Нашли пять лепестков, осталось два!
Воспитатель: Да, нам осталось отыскать два лепестка. Ребята, посмотрите, пустой стол. Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что Женя отказалась от игрушек, и ей пришлось потратить на это еще один лепесток.
(Идут к пустому столу.Под столом стоит накрытый тканью ноутбук)
Воспитатель: Я думаю, вы правы, но под столом все же что-то есть. Давайте угадаем, что это. Послушайте загадку:
Не телевизор, но все покажет,
Не радио, но все расскажет.
Не почтальон, а письмо доставит,
В труде и учебе он другом станет.
Дети: Это ноутбук!
Воспитатель: (Достает, ставит его на стол) Вы правильно отгадали, это ноутбук. Он и поможет нам решить загадку-ребус.
На доске изображены ряд картинок. Внимательно выслушайте задание. Вы должны составить и записать слово, взяв по первой букве из названия предметов. На клавиатуре найдите нужную букву, напишите её на листе и вы увидите какое получится слово.
(Дети подбирают и записывают нужные буквы и демонстрируют результат гостям)
Воспитатель: Какое слово у нас получилось? ( Дети называют буквы и складывают их в слово: добро ). Молодцы, какие вы дружные и сообразительные! Наверное, и в школе будете учиться только на «4» и «5». А как вы сами думаете, что означает слово «ДОБРО»? (Ответы детей).
Воспитатель обобщает: Одно значение слова добро – это вещи человека, которые можно потрогать руками. Это сокровища, книги, картины, драгоценности, игрушки. Другое значение слова добро можно услышать – это музыка, стихи, песни, нежные слова. Но есть такое добро, которое нельзя услышать или потрогать – это доброе сердце и душа, это добрые поступки людей. В народе это ценилось превыше всего, и о таких людях слагались пословицы и поговорки. А вы знаете какие-нибудь пословицы о добре?
Дети поднимают руки и по очереди произносят пословицы о добре:
Доброе дело два века живет.
Доброму везде добро.
Добро не лихо, ходит тихо.
Добро не горит, не тонет.
Добро творить - себя веселить.
Добро не умрет, а зло пропадет.
Добро того учит, кто слушает.
Воспитатель: Ребята, а где же спрятан наш лепесток? Что вам помогло угадать слово «ДОБРО»?
Дети: Ноутбук!
Воспитатель: Значит, лепесток где-то здесь. Поищем его.
(Под ноутбуком дети находят прикрепленный лепесток, называют букву и крепят его на мольберт)
Воспитатель: А где же последний лепесток? Посмотрите внимательно.
(Ребята находят и прикрепляют его на мольберт)
Воспитатель: Ребята, мы справились со всеми заданиями, нашли все лепестки и составили волшебное слово и наш цветик-семицветик больше не грустит, а радуется (перевернуть ротик цветка на улыбку). Наше путешествие подошло к концу. Но какое слово у нас получилось, можете прочитать?
Дети: «ДОБРОТА»!
Воспитатель: Правильно, какие вы умницы и умники!
(Звучит тихая, мелодичная музыка)
Доброта - вещь удивительная.
Быть легче добрым или злым?
Быть добрым – значит, отдавать тепло свое другим.
Быть добрым –значит, понимать и близких и чужих.
И радости порой не знать, заботясь о других.
Конечно, доброму трудней, и все же посмотри:
Как много у него друзей!...А злой - всегда один ...
2.3Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания
Воспитатель: (Обращает внимание детей на бейсболку, лежащую на столе с настольными играми или на стуле рядом со столом) Смотрите, что это? Кому бы она могла принадлежать?
Дети: Наверное, Вите, больному мальчику из сказки «Цветик-семицветик».
Воспитатель: А что это под ней? Какие-то бумажные детали. Попробуем разобраться. Это игра «Собери эмоцию». Если вы правильно соберете кусочки картинки, то человечек на ней вам улыбнется.
(Дети самостоятельно собирают кусочки головоломки)
- Заключительная часть (3 мин.)
Воспитатель: А теперь давайте вспомним, где мы сегодня побывали? (ответы)
Для чего мы это делали, чего добились в конце пути? (Собрали лепестки и составили слово «доброта»)
3.1Анализ и самоанализ деятельности детей
Какие задания вам больше всего понравились? Почему? Что помогло вам преодолеть все трудности и выполнить все задания? (ответы детей) А что еще вам помогло, кроме дружбы, взаимовыручки, помощи друг другу?
Это ваша... доброта!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе "Волшебство доброго слова". Автор - составитель Махова Н.П. г.Оренбург МБДОУ №142
Это занятие поможет воспитать в детях такие качества, как доброта, умение дружить, внимательно относиться к своим друзьям и близким, понимать и заботиться о них....
Конспект организации непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Дорогою добра».
воспитывать у детей чувство доброты и дружбы, вежливое и внимательное отношение к окружающим.воспитывать желание заботиться и помогатьпобуждать детей высказывать собственное мнениеучить детей видеть к...
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по духовно – нравственному воспитанию дошкольников в подготовительной группе «Дорогою Добра»
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности «Дорогою Добра» разработан для детей дошкольного возраста 6-7 лет. ...
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе «Дорога хлебушка к столу
Цель: формирование у детей представления о ценности хлеба...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Дорога к доброму здоровью»
Конспект непосредственно образовательной деятельности...
Конспект коррекционно-образовательной деятельности в старшей группе "Дорогою добра"
Цель: Создание условий для развитияя у детей умения сочувствовать, сопереживать, помогать друг другу.Задачи: Обучающие: Познакомить де...
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе "Дорогою добра"
Цель: создание социальной ситуации развития в процессе игровой ситуации "Путешествие по дороге добра"...