Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по духовно – нравственному воспитанию дошкольников в подготовительной группе «Дорогою Добра»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Затовканюк Елена Валентиновна

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности «Дорогою Добра» разработан для детей дошкольного возраста  6-7 лет.

            Методическая разработка направлена на развитие личности  ребенка, духовно и нравственно развивающегося, обладающего культурой мышления, нравственными ориентирами, способностью к саморазвитию.Совместная деятельность позволяет детям, стимулировать самую разнообразную их творческую деятельность, способствует развитию творческих способностей, воспитанию чувства уверенности в своих силах. А главное способствует формированию духовно-нравственных качеств ребенка.

ОД  имеет интегрированный характер (согласно ФГОС, работа с детьми строиться на основе интеграции образовательных областей («Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»«Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»).

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОСТЕРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности

по духовно – нравственному воспитанию дошкольников

в  подготовительной группе

«Дорогою Добра»

                                                                                 Воспитатель: Затовканюк Е.В. 

2019 год

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности «Дорогою Добра» разработан для детей дошкольного возраста  6-7 лет.  

            Методическая разработка направлена на развитие личности  ребенка, духовно и нравственно развивающегося, обладающего культурой мышления, нравственными ориентирами, способностью к саморазвитию.  

         Совместная деятельность позволяет детям, стимулировать самую разнообразную их творческую деятельность, способствует развитию творческих способностей, воспитанию чувства уверенности в своих силах. А главное способствует формированию духовно-нравственных качеств ребенка.

ОД  имеет интегрированный характер (согласно ФГОС, работа с детьми строиться на основе интеграции образовательных областей («Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»,  «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»).

Цель: способствовать формированию  у детей  духовно-нравственных качеств через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательной, музыкально-эстетической, продуктивной.

Задачи

Образовательные:

- расширять представления детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека;

- побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей и осознанию собственной внутренней позиции;

- познакомить детей с игрушкой-свистулькой Смоленского края как видом народного декоративно-прикладного искусства;

- активизировать словарь детей (добро, милосердие, сострадание,  радость, счастье, забота, внимание);

- закрепить знания детей о  геометрических фигурах;

- совершенствовать  вычислительные навыки решения арифметических задач;

способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности;

Развивающие:

- совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать        свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей);

- развивать познавательный интерес к истории и культуре своего народа;

 - развивать связную речь детей;

- развивать у детей логическое мышление, внимание, память, умение объяснять свои действия, воображение,  инициативность;

- развивать детское творчество в продуктивной деятельности. 

Воспитательные:

- воспитывать желание быть добрым, отзывчивым и  милосердным;

- воспитывать интерес, любовь к родному краю, искусству народных умельцев, бережное отношение к изделиям русских мастеров;

- воспитывать желание и умение взаимодействовать со сверстниками при создании совместной работы;

- воспитывать аккуратность во время продуктивной деятельности.

Создание среды для организации и проведения ООД

- Проектор, компьютер для просмотра презентации;

- Презентация   «Страна Добра» (со звуковыми файлами: В. Шаинский «Облака, белогривые лошадки», песня  «Дорога добра» из кинофильма "Маленький Мук"; видеописьмо от Шапокляк);

- облака из белой ткани по количеству детей;

- магнитная доска с ватманом;

-  прямоугольники из картона (кирпичики) с цифрами;

Картинки с изображением поступков людей: хорошие и плохие

Виды детской деятельности:

игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, чтение (восприятие) художественной литературы, двигательная, музыкально – художественная, трудовая.

Приемы руководства деятельностью детей в ООД:

1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: сюрпризный момент, фрагмент видеобращения Шапокляк, ситуация выбора.

2. Приемы активизации деятельности детей в процессе ООД: создание развивающей предметно-пространственной  среды, художественное слово, создание проблемной ситуации, ситуация успеха, игровая ситуация.

3. Приемы организации практической деятельности детей: наглядный материал, художественное слово, прослушивание музыки,

3. Приемы поддержания интереса у детей: просмотр презентации со звуковыми файлами, физкультминутка, ситуация выбора, планирование, чередование видов детской деятельности.

4. Приемы оценки и самооценки: поощрения, взаимопомощь с детьми.

Методы и приёмы: Создание заинтересованности, активизация словаря, динамические паузы, просмотр слайдов, уточняющие вопросы, использование художественного слова (стихи, пословицы, использование мнемотаблиц, анализ и самооценка деятельности взрослым и детьми.

Оборудование: цветок макет «Цветик семицветик»; лепестки по количеству детей; сундучок; письмо; картинки хороших и плохих поступков,

Планируемые результаты

- умения детей действовать самостоятельно;

- проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со сверстниками и взрослым;

- способны к деятельной доброте и непримиримы ко всем проявлениям зла.

- развитие понимания о том, что доброта – это основа взаимоотношений между людьми;

- формирование общей культуры поведения;

- самостоятельно может рассказать о свистульке Смоленского края.

                                Ход ООД:

1.Организационный этап.

В-ль: (звенит колокольчик)

Колокольчик озорной

Ты ребят в кружок построй.

-Здравствуйте, ребята! Каждый новый день нужно начинать с хорошим настроением. И чтобы наше настроение было хорошим и весёлым, встанем в круг. Покажите ваши ладошки, потрите их ладошка об ладошку. Что вы чувствуете (тепло).

Это тепло ваших добрых рук и сердец. Давайте поделимся друг с другом своим теплом. Возьмёмся за руки.

-Меня зовут Елена Валентиновна. Мне очень приятно с вами познакомиться.

-Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие. Там на опушке Радости, у приветливой речки, на улыбчивой поляне располагается волшебная страна Добра.

-Как вы думаете, какие жители могут населять эту страну? (ответы детей). Почему?

- На чём же мы отправимся в путешествие? (ответы детей).

-Ребята, а вы, когда- нибудь, летали на облаках? Я предлагаю вам отправиться в волшебную страну на облаках,  дорогою Добра.

(дети садятся на облака под музыку)

В-ль: -Сядьте поудобнее, закройте глаза, глубоко вдохните и выдохните. Представьте, что вы сидите на пушистом облаке, и медленно поднимаетесь в небо, чувствуете, как ветерок обдувает ваше лицо, а весёлый лучик солнца решил с вами поиграть, щекочет ваши носики, погрейтесь под его теплом.

(музыка стихает, на слайде изображена страна Добра)

2.Основной этап

В-ль: - Ну, вот мы с вами и очутились в стране Добра. Как здесь красиво!

(раздаётся стук, воспитатель находит письмо)

В-ль:       Кто-то бросил нам в оконце, посмотрите, письмецо,

                Может это лучик солнца, что щекочет нам лицо?

 - Не успели мы очутиться в стране Добра, как кто- то прислал нам письмо.

-Хотите узнать, от кого оно? Давайте попробуем догадаться по этой песенке-подсказке.

(звучит песня старухи Шапокляк)

Дети: (отгадывают, от Шапокляк)

В-ль:-Молодцы, правильно, а вот и она!

(на слайде появляется Шапокляк)

В-ль: -Ребята, Шапокляк прислала нам видеописьмо, посмотрим и послушаем, что же нам эта дама скажет.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Воздушные шары занесли меня далеко в незнакомый город. А тут мне встречаются злые жители, а дом, который построили крокодил Гена и Чебурашка остался далеко позади. Мне очень грустно и одиноко здесь, помогите мне, пожалуйста! Я больше никогда не буду вредничать и хулиганить»

Ваша Шапокляк.

В-ль: - Как же нам быть, ребята, путешествовать по улицам страны Добра или помочь Шапокляк? (ответы)

В-ль: - Как же мы поможем Шапокляк?(ответы детей)

В-ль: - А я хочу предложить вам нашей Шапокляк построить дом Добра. Согласны? Из чего мы можем построить этот  дом? (ответы детей)

В-ль: - Я предлагаю вам построить прочный дом из кирпичиков, но так как мы находимся в стране Добра, кирпичики для дома будут особенные. На каждом из них будет задание, с которым нам необходимо будет справиться.

-Надеюсь, вы понимаете, что работа предстоит не простая, одно задание-один кирпичик, один кирпичик-это часть нашего дома Добра для Шапокляк.

-Вы готовы? Тогда за работу!

(на слайде появляется страна Добра)

(дети проходят к столу, на столе разбросаны кирпичики с цифрами)

В-ль:-Друзья, здесь так много кирпичиков, с какого же начать? (ответы детей: 1)

В-ль:-Вот и наше первое задание! Игра: «Выбери хорошие поступки»

-Задание здесь сложное, вот послушайте какое стихотворение написано на кирпичике:

Подумайте сами, ребята,

случается так почему –

котенка один обижает,

другой -  лечит лапку ему.

Подобных примеров немало,

подобных поступков не счесть.

Закон доброты правит жизнью,

у всех доброта в сердце есть!

В-ль: - Как вы думаете, ребята, о каких поступках говорится в стихотворении? (о хороших и плохих)

В-ль:-Кто совершает добрые дела? (добрый)

В-ль:- А какой он добрый человек? (ответы: хороший, веселый, ласковый, внимательный, заботливый, не жадный)

В-ль:- А что делает плохой человек? (ответы: обижает, дразнит)

-На картинках изображены поступки людей: хорошие и плохие, нам надо разделить их. Для этого мы поделимся на команды: одна команда складывает картинки, где нарисованы добрые дела рядом с добрым смайликом, вторая команда картинки с  плохими поступками складывает рядом с не добрым смайликом

(дети выполняют задание по командам, несколько картинок разбираем)

В-ль: - Молодцы! Вот и наш кирпичик!

(прикрепляем первый кирпич)

В-ль:-Кирпичик под каким номером нам необходим дальше? (ответ №2)

- Следующее задание: вот волшебный цветок, к сожалению, без лепестков. Их куда –то унёс ветер.

-Где же они? (дети находят лепестки).

-На обратной стороне его лепестков,  написаны примеры, необходимо их решить. Возьмите каждый по лепестку, посчитайте и запомните ответ.

-Давайте проверим примеры и приклеим лепестки.

(дети проговаривают примеры и по очереди приклеивают к сердцевинке цветка)

В-ль:-Посмотрите, цветок – то и в самом деле волшебный, на лепестках что-то написано, кто хотел бы прочитать? (читают-милосердие)

В-ль: Какое красивое слово! Как вы думаете, что оно обозначает? (ответы детей) (значение слова – милосердие)

В-ль:-Молодцы! Прикрепляем ещё один кирпичик нашего дома для Шапокляк!

(прикрепляем кирпичик)

В-ль: - Найдём следующий кирпич? (ответ №3)

В-ль: -А здесь физкультминутка, а вот и житель страны Добра!

(проводится физкультминутка)

В-ль: -Отдохнули? Как приятно видеть ваши улыбки! Продолжим

наше строительство! Берём кирпичик. №4)

В-ль: - Друзья мои,  вы все знаете, что нашу землю освещает огромная звезда – солнце! Оно светит каждый день, согревая нас своим теплом. Но, оказывается, есть ещё и маленькое солнышко, оно светит в каждом из нас

-Когда рождается малыш, его солнышко внутри  светит не очень ярко, но с каждым днём оно разгорается всё ярче, потому что наполняется лучшими человеческими качествами.

- Представьте, что эта ваза только что родившийся ребёнок, какими качествами вы хотели бы с ним поделиться? (беру камешек и бросаю в вазу) -я хочу чтобы ребёнок стал вежливым

(дети берут камешки и бросают в вазу, называя качества)

В-ль: -Мы наполнили душу ребёнка наилучшими качествами, теперь солнышко внутри его засветит намного ярче.

Вот и ещё один кирпичик.

Последний  будет под номером? (ответ №5)

В-ль: - Посмотрите, ребята, на кирпичике нарисован сундучок. Ищем сундучок  (дети ищут и находят в группе сундучок)

В-ль:-Какой красивый сундучок, вам хотелось бы узнать, что находится внутри (ответы), тогда послушайте внимательно подсказку:

Славилась Россия чудо мастерами,

Дерево и глину в сказку превращали

Красками и кистью красоту творили

Своему искусству молодых учили!

В-ль:-Догадались?(ответы)

-Давайте попробуем открыть сундучок, да тут замочек волшебный и ключи к нему есть, но какой же подходит?

(дети объясняют какой ключик подходит)

В-ль: (открываем сундук, достаю):

В-ль: -Что это?(ответы)

-Из чего они сделаны?

-Все свистульки разные и свистят они по- разному. Посмотрите, какие они все расписные, узоры отличаются один от другого

-Это какая? (показываю детям свистульки гжель, хохлома и дымка)

-А я хочу вас познакомить с ещё одной свистулькой. Эта свистулька нашего края.

-А в каком краю мы живём?(ответы)

-Называется она – смоленская свистулька. Вот она какая!

(показ слайдов)

 В-ль: -Ребята, а хотели бы вы попробовать себя в роли мастеров, но не сделать свистульки, а раскрасить их (ответы)

-Тогда присаживайтесь за столы (раздаю свистульки).

Посмотрите наши свистульки белые и скучные, давайте превратим их в настоящие музыкальные, расписные, яркие игрушки!»

-Попробуйте, подуйте в свистульки. Какой мелодичный звук.

(дети раскрашивают свистульки)

(Во время раскрашивания рассказываю детям об изготовлении свистульки)

-С давних времен свистулька была любимой детской забавой, называли  её по разному, в зависимости от местности в которой делали: сопелка, дудуха, соловей. В нашем Смоленском крае чаще называли свистулькой или соловьём.

 Каждая губерния славилась своими особенностями в изготовлении свистулек. Смоленские мастера придумали свою особенность – они заливали внутрь игрушки немного воды, что придавало ее звучанию разнообразие, трели становились журчащими (как будто соловушка поёт)

Появилась игрушка свистулька очень-очень давно,  длинными холодными зимними  месяцами наши смоленские мастера собирались по большим избам, ставили перед собой корзину с глиной, а потом, не спеша, за разговорами да песнями лепили игрушки.  Так же как и мы с вами сегодня. Мастера-игрушечники земли Смоленской чаще всего изготавливали  игрушки-свистульки в виде фигурок коня, птицы, козла, барана. Процесс изготовления игрушки-свистульки индивидуален для каждого мастера, поэтому не существует ни одной одинаковой свистульки

Смоленские  мастера-умельцы передавали свои секреты своим детям, дети – своим детям и так до нас дошло это народное искусство. Лепили смоленские мастера  с добрым сердцем и теплыми, сильными руками. Лепят и приговаривают: «Ух, серьезная какая получилась! Сейчас тебя повеселее сделаем. Давай-ка улыбнись!» вылепленные игрушки обжигали в печах. Раньше это были земляные печи, которые делали в оврагах, где добывали глину. Игрушки сначала раскалятся до красна, а потом до бела. А когда они остынут, становятся бело-розовыми и твердыми, как камень.

После обжига игрушки расписывали. На смоленских свистульках нет своей особенной росписи, как на гжеле, хохломе или дымке, которые мы видели. Каждый мастер наносил свой рисунок, не похожий на другие. И вы также, как настоящие мастера, создаёте свою неповторимую игрушку-свистульку, птичку.

0й, свистулечка какая,

Глиняная птичка,

Необычная, смешная

Птичка невеличка

У детей в ладошах птички, 
С виду птички — невелички, 
Только птички не порхают. 
В небеса не улетают.

В-ль: -Молодцы! Какие красивые свистульки у вас получились! Возьмите их и подойдите ко мне (шепчемся о том, чтобы подарить по свистульке гостям.

В-ль:-Уважаемые гости, а сейчас мы хотели бы подарить вам с ребятами свистульки в роспись которых они вложили всё своё старание, доброту и радость.

(дарим гостям свистульки),

В-ль:-Вот и готов наш дом. Мы раскрашивали с вами свистульки, это и было последнее задание.

(ставим крышу)

В-ль:- Сейчас я его сфотографирую и по электронной почте пошлю фото домика нашей Шапокляк, надеемся, что он ей понравится

( делаю видимость, что фотографирую и отправляю фото)

(слайд с Шапокляк, которая говорит спасибо)

«Ребята, большое вам спасибо! Теперь у меня есть свой замечательный домик Добра, Я буду приглашать всех жителей к себе в гости, и они обязательно станут добрее»

3.Заключительный этап

В-ль:-А нам пора возвращаться в детский сад, сядем поудобнее на наши облака и в добрый путь(включается музыка, дети закрывают глаза, музыка стихает)

В-ль:-Ребята, вам понравилось путешествие?(ответы)

- В стране с каким названием мы побывали? (ответы)

-Ребята, вы  выбрали не путешествие по улицам страны Добра, а помощь нашей Шапокляк. Это говорит о том, что вы очень добрые, отзывчивые дети!

(в детском саду)

-Друзья мои,  а ведь страна добра находится не так уж далеко, она совсем рядом. Оглянитесь, ведь каждый из нас живёт в стране Добра. Это и детский сад, и дом в котором вы живёте с родными. Главное - быть добрыми, отзывчивыми, искренними, милосердными и всегда следовать за солнышком своей души Дорогою Добра! А в память о нашей встрече, я хочу подарить вам свистульки, раскрасить которые вы сможете со своим воспитателем.

Спасибо ребята, мне очень приятно было с вами пообщаться.

Заключение

          Совместная деятельность дошкольников имеет огромное значение, так как именно в это время происходит становление личности. В этот период у детей формируются  такие духовно-нравственные качества как: взаимовыручка, отзывчивость, сотрудничество.

Я убедилась на практике, что развитие духовно-нравственных качеств, в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребёнка. Могу с уверенностью сказать, что  ребёнок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата.

        На основе полученных данных, я пришла к выводу о том, что совместная деятельность по воспитанию духовно-нравственных качеств  развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы — различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость и т.д. Создавая произведения творчества, анализируя ситуации ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает их, проникается их значимостью и глубиной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей «Путешествие дорогою добра»

Цели: сформировать у детей представление о духовно - нравственных нормах, отношениях с окружающими; воспитание доброты, человечности и внимательного отношения друг к другу.Задачи:Образо...

Конспект открытого занятия организованной образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию на тему: «Путешествие в страну Добра»

Конспект организованной образовательной деятельностипо духовно-нравственному воспитанию на тему: «Путешествие в страну Добра» для воспитанников средней группы ....

Конспект организованной образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей в старшей группе на тему «Милосердие – готовность делать добро»

Цель:Формировать у старших дошкольников представление о добре и милосердии; побуждать проявлять чувство милосердия к окружающим людям, сверстникам.Задачи:Образовательные:- продолжать учить детей разли...

План - конспект организованной образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на тему: «Добрым быть совсем не просто».

Цель: воспитание у детей эмоциональной отзывчивости на музыку.Задачи:1.   Приобщать детей к духовной культуре, используя выразительные средств языка,  музыкальные произведения и поэзию....

Конспект организованной образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию «Путешествие в страну добра» для детей подготовительной группы.

Конспект организованной образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию «Путешествие в страну добра» для детей подготовительной группы....

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие в мир церковного искусства»

Цель:Позакомить детей с  понятием  «церковное искусство».Задачи:Воспитательные:- воспитывать нравственных чувств и этического сознания;- вызывать у детей интерес, эмоциональную о...