Технологическая карта НОД по развитию речи
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Голоскокова Наталья Алексеевна

Технологическая карта занятия по развитию речи "Составление рассказа «Скворечник»  по серии сюжетных картин" в подготовительной к школе группе соответствует всем требованиям, которые предъявляются к методическому документу. Материал систематизирован, а основные направления деятельности представлены в логической последовательности. Текст  конкретный и аргументированный. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnolog.karta_goloskokovoy._posledniy_variant_docx.docx29.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад №36 «Улыбка» г. Саянск

Технологическая карта занятия воспитателя:

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности

По   развитию речи 

В  подготовительной к школе группе

Воспитатель:  Голоскокова Наталья Алексеевна

Тема: Составление рассказа «Скворечник»  по серии сюжетных картин. 

Тип – рассказывание по серии сюжетных картин,  вид – тематическое путешествие

Культурная практика коммуникативная деятельность (речевое творчество)

Возрастная группа 6 - 7 лет

Культурно-смысловой контекст путешествие  в замок Зимы, освобождение Весны из плена

Цель

Создание условий  для   развития  речевого творчества: устной монологической речи дошкольников, обобщение и закрепление знаний детей по лексической темам  «Зима»,  «Весна». 

Задачи:

- формировать умение составлять творческий  рассказ по серии сюжетных картин с добавлением последующих событий;

- совершенствовать грамматический строй речи;

- учить детей составлять распространённые предложения; 

- расширять и активизировать словарный запас детей по лексическим темам «Зима», «Весна»;

- расширять и обогащать пассивный и активный словарный запас родственными словами и синонимами;

- развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление.

Словарь:

- существительные:  скворец, скворушка, скворчонок, скворчиха, скворечник, пила, рубанок, гвозди, молоток, доски, палки и др.;

- прилагательные: тёмный, старый, дряхлый, новый, уютный и др.

- глаголы: увидели, сделали, смастерили, изготовили, сколотили, повесили, прилетели и др.

- развивать мыслительную деятельность путём установления логических связей; общую, мелкую и артикуляционную моторику;

навыки словообразования;

- создать образовательную ситуацию для закрепления умения работать в команде, формирования любознательности, инициативности, развития логического мышления, как предпосылок УУД.

- формировать позитивное отношение к процессу познания, речевому творчеству;  к сверстникам, воспитателю; результатам собственной образовательной деятельности, окружающему миру (птицам) и собственному влиянию на изменение окружающей действительности (отзывчивость, готовность прийти на помощь). 

Оборудование

интерактивная доска

Материалы (раздаточные, демонстрационные, вспомогательные инструменты)

Электронный ресурс пособие «Играйка» : «Расставь правильно (серия сюжетных картинок «Скворечник»), «Повтори – не ошибись!»,  «Я начну, а ты продолжи», «Поселим скворцов»;  презентация;  коробка, конверт, мяч.

Этапы (последовательность) деятельности 

Действия, деятельность педагога 

Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению результатов 

Планируемые результаты

I. Организационный этап (5 мин)

Введение в ситуацию.

Задача: мотивировать детей на включение в деятельность

(создание ситуации занимательности)

Дети свободно расположены в группе. Включается экран мультимедиа, звучит песня скворца. Загадка о скворце.                                     Акцентные вопросы: Чьи это звуки?  Ребята, а скворец птица какая? (перелётная); Как он здесь оказался? Почему?  А как вы догадались, что наступила весна, ведь ещё идёт снег, да и на улице холодно? Что такое календарная весна

Назовите по порядку все весенние месяцы.

Скворец  принес нам письмо. Угадывают адресата через загадку. Читают письмо.
Решают помочь Весне освободиться.

Коммуникативная:

Высказывания из опыта.  Дети рассказывают, что происходит зимой, а что весной; обосновывают ответы.

Высказывают предположение о возможности волшебного путешествия с целью выполнения заданий для освобождения Весны.

Готовность отвечать на вопросы воспитателя

Постановка проблемы и мотивация детей

Присоединение к обсуждению вопроса преодоления преград для разрушения волшебных чар.

Отвечают на вопросы, погружаются в ситуацию полета, созданную воспитателем

Ищут мотив, осознают его.

Высказывают  личное желание участвовать в путешествии и решении поставленных задач.

II. Основной этап 20 минут

Актуализация знаний и умений.

Задание №1 «Эхо» -  Игра «Повтори не ошибись!»  (повторение  цепочки слогов)

Задание №2 «Летит скворец – весны гонец» (проговаривание  скороговорки в разном темпе и с разной силой голоса)                                               

Коммуникативная: ответы, рассуждения детей.

Выполнение интерактивного задания в группах

Задание №3 «Расставь картинки правильно» Задание №4 «Рассели скворцов»

(ставит задачу перед детьми: определить место картинки  с помощью электронного ресурса).

Дети слушают инструкцию, формулируют ответы,  размышляют сопоставляют, выбирают, учатся быть доброжелательными, отзывчивыми, радоваться успехам товарищей и помогать друг другу

Умение применять знания  и речевые умения в любой образовательной ситуации, умение работать в команде, любознательность, инициативность, развитое логическое мышление

Оценка интерактивной деятельности групп

Воспитатель оценивает работу групп и просит поделиться впечатлением о работе в группах

Дают оценку работы группы и собственной образовательной деятельности

Готовность давать оценку собственной образовательной деятельности и радоваться успехам команды

Открытие детьми нового знания

Задание №5 «Придумай рассказ по картинкам»

Предлагает  рассмотреть три  иллюстрации, сообщив, что четвёртая  картинка закрыта, и окончание рассказа придётся сочинить самим. Организует беседу по вопросам:

-Какое время года изображено?

-Почему вы так решили?

-Кого вы видите на первой картине?

-Что они увидели?

-Что решили смастерить дети, когда увидели старый скворечник?

-Как можно сказать по другому: смастерить?

-Подберите слова-признаки, каким за зиму стал скворечник?  

-Что ребята делают на второй картине?

-Как они  это делают и какие инструменты используют?                                                                                   -Что нарисовано на третьей картине? - Подберите слова-признаки, какие дети сделали скворечники?  

-Куда дети повесили скворечники?

Ставит задачу перед детьми: составить план и придумать название для рассказа.

Внимательно рассматривают  каждую картинку.

Участвуют в беседе, отвечают на поставленные вопросы, строят догадки.

Делятся с ровесниками новыми знаниями  и версиями.

Развивают мышление, внимание и память.

Решают  поставленную задачу, применяют  ранее полученные знания;  развитая речь, память, мышление, внимание, умение включаться в беседу, строить догадки.

Составление  рассказа в группах

Задание №6 «Расскажите историю»                  Предлагает для  каждой группе  выбрать картинку, придумать имена героям и рассказ.

Дети сами определяют очередность выступления, последовательность рассказа; каждый из детей примеряет на себя роль автора, рассказывая по цепочке, проговаривая по одному предложению.

Созданный рассказ, умения на основе полученных знаний  и умений

Оценка деятельности групп

Воспитатель оценивает работу групп и просит поделиться впечатлением о работе в группах.

Дают оценку работы группы и собственной  речевому творчеству.

Готовность давать оценку собственному речевому творчеству и товарищей. Радоваться успехам команды

Составление заключительной части рассказа (закрытая картинка)

Задание №7 «Придумайте конец рассказа»                  Предлагает детям подумать, чем могла бы закончиться эта история. Просит детей прокомментировать каждую версию.

Желающие дети придумывают свою версию конца  рассказа.

Коллективно анализируем, оцениваем и выбираем более удачную.

III. Заключительный этап (2 мин)

Рефлексивный компонент (с опорой на внутренние мотивы, акцентом на позитивные внутренние личностные изменения, с самооценкой личностных достижений)

Наблюдает за действием детей, выслушивает комментарии

Афишируют результаты образовательной деятельности

Позитивное отношение к результатам образовательной деятельности, осознание необходимости собственных коммуникативных способностей, желание продолжить образовательную деятельность, начатую на занятии

Организация перехода к другому виду деятельности

Предлагает детям выступить с составленным рассказом перед малышами

Поддерживают  предложение воспитателя и продолжить работу по составлению рассказов по другим  картинкам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия по развитию речи в подготовительной группе

Технологическая карта занятия, это очень удобный документ, для проведения как открытого, так и традиционного занятия с детьми по той или иной области. В технологической карте отображены: тема, вид зан...

Технологическая карта (конструкт) НОД « Развитие речи »

Тема: «Петушок- золотой гребешок ».Возрастная группа: дети с 2-3 летФорма совместной деятельности:Форма организации: групповаяИнтеграция областей: речевое развитие, физическое развитие, по...

Технологическая карта ООД по развитию речи "Путешествие Колобка" в средней группе

Данный материал можно использовать педагогам при проведении итогового занятия за полугодие в средней группе по развитию речи...

Технологическая карта ОД по развитию речи "Хлеб"

Технологическая карта ОД по развитию речи...

Технологическая карта НОД по развитию речи "В стране игрушек"

Уточнение, расширение и обобщение представлений детей об игрушках, материалах, из которых они сделаны; частях, из которых они состоят. Закрепление обобщающего понятия игрушки....