Проект: «Использование мнемотехники в работе по заучиванию стихотворений с детьми старшего дошкольного возраста»
проект по развитию речи (старшая группа)
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагается готовый план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
43_sad_proektstazhirovka_21.docx | 27.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад № 21» г. Сыктывкара
Проект:
«Использование мнемотехники в работе по заучиванию стихотворений с
детьми старшего дошкольного возраста»
Автор:
Белых Ольга Викторовна
2016
Вид проекта: длительный, познавательно-исследовательский, групповой.
Участники: воспитатели старшей группы, дети старшего дошкольного возраста, родители.
Тип проекта: долгосрочный.
Срок реализации проекта: сентябрь 2016 - май 2017 г.
Цель: изучение возможностей использования мнемотехники в работе по заучиванию стихотворений с детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить научно-педагогическую литературу по использованию мнемотехники для познавательно-речевого развития дошкольников.
2. Формировать умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при заучивании стихотворений;
3. Дать информацию родителям о важности выразительного заучивания стихов, как средства развития внимания, памяти, выразительности речи, развития самосознания ребенка, всестороннего развития ребенка.
4. Формировать навыки культурного речевого общения;
5. Развивать связную и диалогическую речь посредством мнемотехники, обогащать словарный запас, психические процессы (память, внимание, мышление, воображение).
Актуальность
В дошкольный период происходит становление речи и её формирование. В эти годы ребенок усваивает звуки родного языка, учится отчетливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливает словарный запас.
Речь — явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие — необходимое условие формирования личности ребенка.
Развитие речи старшего дошкольника, умение связно, последовательно, логично излагать свои мысли, развитие фонематического слуха — важнейшие моменты в подготовке детей к школе.
Связная речь ребенка — это результат овладения им всеми сторонами родного языка: фонетикой, лексикой, грамматикой. Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. Главной задачей развития связной речи является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных проведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, заучивание стихотворений.
Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи.
Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
В нашей работе с детьми, мы выделяем следующие проблемы в речи детей: односложная, состоящая лишь из простых предложений речь; неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение; бедная диалогическая речь; недостаточный словарный запас; употребление нелитературных слов и выражений; плохая дикция.
При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Современным детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Они не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Родители нашего детского сада заинтересованы на мотивацию в получении знаний, которые нужны детям для успешной интеграции в социуме и адаптации в нем. Основной целью нашей дошкольной организации является максимальная социализация воспитанников. Поэтому наша основная задача - выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют постановленной цели развития личности. Наиболее разнообразна и продуктивна работа с модельными схемами по развитию связной речи и творческому рассказыванию.
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи. Опираясь на исследования ученых в области общего развития ребенка, можно сказать, что рассказывание рисунками - это двуединый процесс: переработка словесного образа в визуальную форму. Взяв за основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, в своей работе мы стали применять мнемотаблицы. Основным источником литературы в нашей работе является учебно – методическое пособие Т. Б. Полянской «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста». В мнемотаблице как бы пересекаются интересы и задачи взрослого и ребенка. Она обязательно должна, с одной стороны, развивать речевые способности ребенка, а с другой - приносить ему радость и удовольствие. Специфика и своеобразие мнемотаблицы как посредника между ребенком и взрослым не только в совмещении, но и во взаимообусловленности этих двух, казалось бы, противоречивых задач. Для того чтобы мнемотаблица стимулировала осмысленную речевую активность (т.е. способствовала развитию), она должна отвечать интересам ребенка, соответствовать его потребностям, быть увлекательной и привлекательной. Система работы по развитию памяти посредством мнемотехники помогает старшему дошкольнику приобрести содержание для его речи, накопить представления, знания, умения, понятия, мысли.
Дети под руководством взрослых учатся самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимают план своих действий, у детей появляется чувство заинтересованности и ответственности, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, воображение, развиваются познавательные процессы такие как, развитие диалогической речи, связной речи, развивитие у детей умения с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагается готовый план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Важнейшая задача данной методики – научить ребенка самостоятельно рассуждать, думать, высказывать свои мысли. Трудные для восприятия темы можно сделать доступными, интересными, ненавязчивыми и более легкими в понимании, в т.ч. и содержание поэтических произведений.
Мнемотехника многофункциональна. На основе их создаются разнообразные дидактические игры. Продумываются разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:
- модель должна отображать обобщённый образ предмета;
- раскрывать существенное в объекте;
- замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.
Целью дидактических игр с применением мнемотехники является развитие самостоятельности и творчества детей в речевой деятельности и организации общения со взрослыми и сверстниками. Детям очень нравиться создавать на основе других мнемотаблиц свои собственные, придумывать рифмы, мнемозагадки. Развивать индивидуальные способности детей: организаторские, художественные, творческие.
Основной «секрет» мнемотехники несложен и хорошо известен. Когда ребенок в своём воображении объединяет несколько визуальных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь и в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Работа на занятиях по мнемотаблицам может состоять из трех этапов:
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. При разучивании стихотворений суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение, символ); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
5) При использовании мнемотаблиц в ходе работы по заучиванию стихотворений, необходимо соблюдать следующую последовательность:
Взрослый выразительно читает стихотворение.
- Взрослый сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
- Взрослый задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.
- Взрослый выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
- Взрослый читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
- Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Далее идёт заучивание стихотворения по мнемотаблице, что помогает детям запомнить логическую последовательность символов, помогает освоить элементы рассказывания.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер, дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Использование мнемотехники в последнее время становиться достаточно актуальным. Методика обучения дошкольников заучиванию стихотворений на основе мнемотехники дает возможность одновременно развивать все психические процессы (восприятие, память, внимание, мышление, воображение) и интеллект. Позволяет детям освоить различные способы обработки поступающей информации.
Ожидаемый результат: дети проявят инициативу к заучиванию стихотворений, эффективность формирования связной и диалогической речи у старших дошкольников будет существенно повышена, если планировать и применять в работе мнемотехнику, а также применять комплексное использование всех средств и методов для овладения связной речи в работе с детьми.
Итоговое мероприятие: «Литературный вечер поэзии»
Этапы реализации проекта:
• I Организационно-подготовительный этап (сентябрь-октябрь)
• II Основной этап (ноябрь-апрель)
• III Заключительный (май)
1. Организационно-подготовительный этап
- Накопление информации. Мониторинг речевого развития старших дошкольников.
2. Изучение методической литературы по теме «Мнемотехника для детей». Учебно – методическое пособие Т. Б. Полянской «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» .
3. Анкетирование родителей по теме проекта, обработка анкетных данных.
- Методика оценки уровня сформированности словесно-логического мышления, мыслительных операций, исследование связной речи и взаимосвязи мышления и речи старших дошкольников, обработка данных.
4. Разработка проекта по теме.
2. Основной этап
Решение поставленных задач с родителями:
-Организована картотека для родителей «Стихи для заучивания и чтения».
-Организована выставка поэтических произведений и малых форм фольклора.
-Наглядная информация по темам «Вместе учим стихи наизусть», «Заучивание стихов с использованием приемов мнемотехники».
-Индивидуальные консультации по интересующим вопросам.
-Организация выставки рисунков, выполненных совместно родителями и детьми по стихам "Детский сад", «Осень», «Новый год», «Весна», «Космос».
-Консультация-практикум «Способы заучивания стихов».
Решение поставленных задач с детьми:
- Индивидуальная работа с детьми по заучиванию стихов и выразительному чтению стихов.
- Введение стихов в игровые действия детей.
- Придумывание мнемозагадок по мнемокартинкам
- Отгадывание мнемозагадок
- Сочинение рифмованных стишков по мнемокартинкам
- Использование мнемотаблиц для заучивания стихов и потешек.
- Образовательная ситуация - рисуем стихотворение.
- Использование воспитателем стихов на прогулке.
3. Заключительный этап
Из анкетирования родителей следует отметить, что практически все родители познакомились с картотекой «Стихи для заучивания и чтения». 85% родителей считают интересным мероприятием выставку рисунков, выполненных совместно родителями и детьми по стихам "Детский сад", «Осень», «Новый год», «Весна», «Космос».
Все родители отмечают новую интересную информацию «Заучивание стихов с использованием приемов мнемотехники», пользу проведенной консультации-практикума «Способы заучивания стихов».
Родители были заинтересованы темой и получили новую и полезную информацию, успешно опробованную на своих детях.
Дети в конце проекта проявили инициативу в чтении стихов наизусть на разные темы. Большинство детей стали выразительно читать стихи наизусть, понимать смысл стихов. Ребенок называет свои любимые стихи и объясняет, чем ему нравится это стихотворение. В конкурсе чтецов, организованном в детском саду, участвовали три дошкольника старшей группы: два ребенка поделили первое место, один ребенок занял второе место.
Дети стали активно вступать в контакт с собеседником, в беседе быстро реагировать на реплики, пользоваться различными их видами, в том числе и побуждающими партнера к речевому действию. Дети хорошо овладели повседневными речевыми этикетами, употребляют различные ее формы в зависимости от ситуации. Способны самостоятельно вести расспрос, речь становится правильной, связной. Поэтому развитие речи предполагает формирование речевой деятельности детей - развитие умения анализировать, выделять в предметах свойства, признаки, сравнивать; осуществлять обобщение, объединяя объекты по признакам, классифицировать на основе обобщения; устанавливать смысловые связи. Мнемотехника позволяет уводить детей от однообразия разговорной речи, подготовить к возможному использованию описательно-повествовательного стиля речи.
Таким образом, мы считаем, что для того, чтобы работа по заучиванию стихотворений детьми была интересной, насыщенной, результативной и способствовала решению речевых задач, возможно использование такого приема работы, как мнемотехника при заучивании стихотворений, который обеспечивает эффективное запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме.
Литература:
1) Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста – СПб, 2009.
2) Максаков А. И «Развитие правильной речи ребенка в семье» М.:Мозайка — Синтез, 2011. -144 с.
3) Гербова В. В «Развитие речи в детском саду: Старшая группа» - М.: Мозайка — Синтез, 2016 — 144 с.
4) Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения — М.: Мозайка — Синтез, 2004 г. - 128 с.
5)Земляченко М. В., Кутергина Т. В., Посохова Г. И. Формирование связной речи с помощью мнемотехники [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 125-128.
6)Рябова Д.Н., Левшина Н.И. ТЕХНОЛОГИЯ ЗАУЧИВАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЙ С ДЕТЬМИ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-3. – С. 424-425;
7)Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 2001. – 480 с.
8)Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Сфера, 2000. – 392 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс для родителей « Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми старшего дошкольного возраста»
Мастер-класс....
Эффективные методики заучивания стихотворений наизусть детьми старшего дошкольного возраста с учетом модальности восприятия.
В данном материале акцентирую Ваше внимание на важности выстраивания образовательного процесса по заучиванию стихотворений с учетом модальности восприятия....
ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ЗАУЧИВАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ЗАУЧИВАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЙС ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Заучивание стихотворений с детьми старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к детской художественной литературе.
План по самообразованию....
Методические рекомендации по заучиванию стихотворений с детьми старшего дошкольного возраста
Актуальной проблемой в наше время становится полноценное развитие детей с дошкольного возраста. Важную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребёнка являе...
Консультация "Методика заучивания стихотворений с детьми старшего дошкольного возраста"
Методика заучивания стихотворений с дошкольниками...
Использование мнемотаблиц для заучивания стихотворений с детьми старшего дошкольного возраста.
В старшем дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. У детской памяти удивительное свойство – исключительная фотографично...