Эффективные методики заучивания стихотворений наизусть детьми старшего дошкольного возраста с учетом модальности восприятия.
методическая разработка по художественной литературе по теме

Максименко Татьяна Олеговна

В данном материале акцентирую Ваше внимание на важности выстраивания образовательного процесса по заучиванию стихотворений с учетом модальности восприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zauchivanie_naizust_modalnost.docx23.7 КБ

Предварительный просмотр:

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ ЗАУЧИВАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЙ НАИЗУСТЬ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УЧЕТОМ МОДАЛЬНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ.

Максименко Татьяна Олеговна

МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад «Гармония»

         Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха, нравственных понятий.

         Чтение и заучивание стихотворений развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности, способствует выработке четкой дикции. Направлено на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи.

         Педагоги - практики знают о том, что на запоминание и воспроизведение стихотворения оказывают влияние психологические, возрастные и индивидуальные особенности усвоения материала, а также содержание и форма поэтического текста. Но не стоит забывать и о модальности восприятия информации.

         Визуалы - те, кому нужно увидеть то, что запоминается. Используем наглядный, ассоциативный метод. Обязательным является увидеть иллюстрацию или картинный план, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения.

В процессе заучивания стихотворения наизусть детям - визуалам в качестве опоры предлагаю рисунки (иллюстрации), серии картинок, мнемотаблицы.

Рисунок.

Стихи можно выучить, используя только один рисунок. Этот метод особенно удачен при заучивании малого народного фольклора, так как обычно в книге к каждому стихотворению есть красочная иллюстрация. При их рассматривании воспитатель вместе с детьми несколько раз повторяет строчки из текста.

Серия картинок.

Опора на серию рисунков превращает процесс в игру. Этот метод особенно эффективен для детей с речевой патологией, с отклонением в развитии психических процессов. Сначала нужно подобрать стихотворение и рисунки к нему (желательно по рисунку на каждую строчку). Воспитатель дает установку на запоминание: «Теперь смотрите на картинку, слушайте новое стихотворение и постарайтесь его запомнить». Читает полностью, не спеша, показывает картинку за картинкой. Потом дети читают текст хором, по группам, по одному. Серия картинок остается в группе на весь день.

Мнемотаблица.

У детей дошкольного возраста особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти, что и составляет суть мнемотехники.

Работа по мнемотаблицам состоит из трех этапов:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется процесс заучивания - эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения.

После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую схему, по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей мнемотаблицы.

По мнению Полянской Т.Б., овладение приемами работы с мнемотаблицами увлекает детей, превращает занятие в игру, значительно ускоряет процесс запоминания.

         Кинестетики - те, которые запоминают через другие анализаторы и с помощью движений. Используем двигательный прием. Опять же, после проведения предварительной работы, вы даете ребенку установку на запоминание. Затем предлагаете ему взять большую толстую нитку и «смотать» из стихотворения «клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку за строчкой на «катушку» в нашей голове. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем. Тут основной принцип в том, что ребенку - кинестетику мы даем необходимую опору - подкрепляем запоминание двигательным актом.

Обязательно в своей практике работу с детьми – кинестетиками по заучиванию стихотворений наизусть выстраиваю в направлении от движения к речи, эффективно применяя такие методики, как: «Расскажи стихи руками», «Играем» стихотворение, мелодекламация.

«Расскажи стихи руками».

«Рассказывание» стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию ритма и рифмы, произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения и образности мышления. Совместные действия с взрослыми и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребенка, которые часто связаны с речевым дефектом или личностными комплексами. Показывать можно не только содержание строки, но и каждого слова в ней. ( Например, стихотворение Э. Мошковской «Дедушка Дерево»).

«Играем» стихотворение.

Существует прямая взаимосвязь развития речи с уровнем развития общей и тонкой моторики. Совокупность движений рук и речевых органов ускоряет запоминание стихотворного текста. Интересно заучивать стихотворения, используя пальчиковый, настольный и другие театры. Пальчиковые и жестовые игры в этом процессе неоценимы. Старшим дошкольникам педагог «показывает» стихотворение два раза, затем дети хором произносят текст или кто-либо один читает стих, а другой «показывает». Ребенку будет интересно не только услышать стихотворение, но и показать его. Он включается в игру, а игра – очень важный вид деятельности.

         Аудиалы - те, кто легко запоминают на слух. Слуховой метод - это самый распространенный метод. Вы говорите детям, что сейчас вместе будете учить стихотворение наизусть. Пусть они включат в головах «магнитофончики», которые будут записывать, а потом воспроизводить стихотворение. Сначала они послушают вас. Потом вы повторите этот отрывок вместе. Потом один ребенок повторит, а за ним снова вы. Идет слухоречевая опора на рифму. При этом нужно по-разному эмоционально проговаривать текст (шепотом, громко, как медведь, как мышка …).

Дети - аудиалы и дети - кинестетики живут и развиваются в мире фантазии и игры. Их всерьёз захватывает то, что можно услышать, потрогать. Поэтому при помощи мелодекламации, можно радостно и увлеченно учить стихи, играя.

Мелодеклама́ция (от др./греч. μέλος — песнь, мелодия и лат. declamatio — упражнения в красноречии) — художественная декламация стихов или прозы с использованием музыки и атрибутики: цветов, осенних листьев, прозрачных шарфов и др., что способствует перевоплощению. (Например: мелодекламация П. Соловьевой "Подснежник»).

         В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть: педагог должен не только владеть большим арсеналом приемов и методик заучивания стихотворений наизусть, но и знать весь запас стихотворений для заучивания и, конечно же, выстраивать образовательный процесс в этом направлении с учетом индивидуальных особенностей восприятия материала каждым ребенком.

Библиографический список

  1. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Метод. пособие - М.: ТЦ Сфера, 2006.
  2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика работы с художественной литературой в детском саду // Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие. - М., 1998.
  3. Боголюбская М.К., Шевченко В.В. Художественное чтение и рассказывание в детских садах. – М., 1960.
  4.  Жуковская Р.И. Чтение стихотворений в детском саду. - М., 1981.
  5. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. – СПб, 2009.
  6. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Использование мнемотехники в работе по заучиванию стихотворений с детьми старшего дошкольного возраста»

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стих...

ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ЗАУЧИВАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИГРОВАЯ  ТЕХНОЛОГИЯ  ЗАУЧИВАНИЯ  СТИХОТВОРЕНИЙС ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Методические рекомендации по заучиванию стихотворений с детьми старшего дошкольного возраста

Актуальной проблемой в наше время становится полноценное развитие детей с дошкольного возраста. Важную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребёнка являе...

Использование мнемотаблиц для заучивания стихотворений с детьми старшего дошкольного возраста.

В старшем дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. У детской памяти удивительное свойство – исключительная фотографично...