Консультация "Методика заучивания стихотворений с детьми старшего дошкольного возраста"
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)
Методика заучивания стихотворений с дошкольниками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_zauchivaniya_stihotvoreniy_s_doshkolnikami.pptx | 371.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи. Заучивание стихотворений для дошкольников имеет огромную пользу: расширяется кругозор, развивается память, формируется культурный уровень ребенка, обогащается словарный запас, формирующий собственную речь. Выразительность исполнения развивает технику речи: дикцию, дыхание; овладение орфоэпией (правильное произношение звуков).
Требования к отбору поэтических произведений Заучивание стихов на разных возрастных этапах имеет свои особенности. В старших группах дети запоминают значительно больше по объему стихи (два четверостишия) с эпитетами (художественно-образное определение, подчеркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления) и метафорами (употребление слова в переносном значении). Существуют определенные рекомендации, составленные на основе психо - возрастных особенностей детей, по подбору стихотворений для заучивания в детском саду. В Образовательной программе предлагается список произведений, разработанный с учетом этих рекомендаций.
В старшем дошкольном возрасте совершенствуется умение осмысленно,отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявлять инициативу и самостоятельность. Для заучивания рекомендуются достаточно сложные по содержанию и художественным средствам стихи (А. С. Пушкин "Ель растет перед дворцом"; И. Суриков "Зима"; Е. Благинина "Посидим в тишине"; С. Есенин "Белая береза"). В подготовительной к школе группе даются для заучивания басни И. А. Крылова "Стрекоза и Муравей", "Ворона и Лисица", "Лебедь, Рак и Щука". Ребята очень любят их слушать и рассказывать, хотя конечно им еще сложно понять смысл басни. Но для этого, воспитатель должен провести подготовительный анализ басни, подвести детей, с помощью сравнений с нашей повседневной жизнью, к пониманию басни.
Чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать не только возрасту, но и темпераменту ребенка. Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, деткам спокойным - размеренные, плавные. Молчаливым детям тоже можно предложить ритмичные стихи, потешки, песенки. Застенчивым будет приятно услышать свое имя в потешке, поставить себя на место действующего лица.
Методика заучивания стихотворений Заучивание строится по плану: 1. Вступительная реплика (или небольшая беседа) воспитателя - подготовка детей к восприятию поэтического произведения (создание поэтической атмосферы, мотивация). 2. Чтение воспитателем всего текста (2-3) раза . Выразительное и чувственное прочтение стихотворения воспитателемПрочитать нужно так, чтобы воздействовать на сознание и чувства детей. Причем таким должно б ыть именно первое прочтение, пока не потерян момент неожиданности. 3. Беседа с детьми о стихотворении (можно задавать вопросы, раскрывающие общую картину произведения, вопросы, раскрывающие отношения ребенка к произведению, к герою, к поступкам, вопросы помогающие понять поэтическую форму и средства выражения). 4. Повторение всего текста ребенком с хорошей памятью . Вначале читают стихи те, кто лучше запоминает и изъявляет желание прочитать. Поскольку не все дети быстро запоминают текст, воспитатель помогает детям, подсказывает слова, интонаци ю , напоминает о силе голоса, темпе речи. 5. Повторение всего текста ребенком с плохой памятью . Детям с плохой памятью воспитатель помогает: ободряет взглядом, жестом, подсказывает слова, подсказывает (на первых порах просто заставляет имитировать) интонацию. 6. Повторное чтение воспитателем всего произведения с установкой на запоминание. 7 . Воспроизведение стихотворения детьми
Не следует требовать полного запоминания стихотворения с первого раза. Психологи отмечают, что для этого необходимо от 8 до 10 повторений, которые следует распределить в течение какого-то отрезка времени. Для лучшего запоминания рекомендуют менять форму повторения, читать по ролям, повторять стихи при подходящих обстоятельствах. Закреплять произведение можно в ходе НОД, режимных моментах.
Нетрадиционная методика заучивания стихотворений При разучивании можно использовать и другие виды памяти: зрительную, осязательную, двигательную. При этом не нужно забывать, что самая сильная память – это эмоциональная.Значит, разучивание должно быть для дошкольника делом веселым, эмоциональным, и при этом содержание стиха – осязаемым, видимым, представляемым.
Учим стихи по картинкам Доказано, что в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер. У детской памяти есть удивительное свойство – исключительная фотографичность. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков (действие непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти), позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение .
«Снежок», Н. Некрасов
Учим стихи в движении Применяя этот способ, педагог выразительно читает весь текст, а затем предлагает его разыграть, изобразить в движении. Воспитатель показывает, какие движения дети будут изображать на слова текста. (Движения можно придумать самому или посмотреть в литературе). Дети вместе с воспитателем произносят слова и выполняют движения.
Мнемотехника Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций . Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранеёсоединённые образы .
Театрализация Особенно быстро помогают запомнить текст с диалогами и действиями различные виды «театров» с их атрибутикой . Например. Стихотворение С. Я. Маршака «Багаж» можно выучить, если разыграть его по ролям с «вещами», которые сдавала дама (игрушками, их заменяющими). Дети 5 лет разыграют стихи и в пальчиковом театре, и в лицах. Детям 6 -7 лет могут самим выбрать вид театра, включая и «театр перед микрофоном». При этом придется постепенно выучить стихотворение: сначала диалог персонажей, а затем и слова автора. Еще можно предложить детям представить ступеньки лестницы и на этих ступенькам «разложить» весь текст стиха, а потом медленно шагать по ступенькам и читать стихотворение .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Заучивание стихотворений с детьми младшего дошкольного возраста»
Как правильно заучивать стихотворения,потешки в младшем дошкольном возрасте....
Мастер – класс для родителей « Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми старшего дошкольного возраста»
Мастер-класс....
Эффективные методики заучивания стихотворений наизусть детьми старшего дошкольного возраста с учетом модальности восприятия.
В данном материале акцентирую Ваше внимание на важности выстраивания образовательного процесса по заучиванию стихотворений с учетом модальности восприятия....
Проект: «Использование мнемотехники в работе по заучиванию стихотворений с детьми старшего дошкольного возраста»
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стих...
ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ЗАУЧИВАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ЗАУЧИВАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЙС ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Заучивание стихотворений с детьми старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к детской художественной литературе.
План по самообразованию....
Использование мнемотаблиц для заучивания стихотворений с детьми старшего дошкольного возраста.
В старшем дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. У детской памяти удивительное свойство – исключительная фотографично...