Организованная образовательная деятельность для детей 5-6 лет по обучению грамоте "Буратино в гостях у ребят"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Организованная образовательная деятельность для детей 5-6 лет по обучению грамоте "Буратино в гостях у ребят". Образовательная деятельность направлена на формирование у детей фонематического слуха, развитие звуковой культуры речи, развитие умений детей определять первый звук в слове, умение делить слова на слоги, определение ударного звука в слове.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Первомайский детский сад»
Первомайского района Тамбовской области
Конспект организованной образовательной деятельности
с детьми 5-6 лет по обучению грамоте
«Буратино в гостях у ребят».
подготовила
Калинина Ольга Викторовна
воспитатель МБДОУ
«Первомайский детский сад»
п. Первомайский 2020 г.
Цель деятельности: Совершенствование слухового восприятия детей с помощью упражнений на различение звуков, определение позиции звука в слове, выделение ударного звука.
Задачи:
- упражнять детей в отчетливом произношении звуков;
- развивать способность проводить звуковой анализ слова и качественно характеризовать звуки;
- закреплять умение делить слова на слоги;
- формировать умение выделять ударный звук в слове;
- закреплять представления о смыслоразличительной роли звука;
- совершенствовать умения подбирать слова с заданным звуком;
-развивать умения проводить графические линии по точкам в пространстве листа;
- упражнять в проговаривании чистоговорок;
- развивать познавательную активность, любознательность;
- развивать монологическую речь, умение отвечать на вопросы;
- развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление;
- воспитывать желание активно работать на занятии, эмоциональную отзывчивость, доброжелательность;
- формировать навык сотрудничества, взаимопомощи, умение слушать других;
- побуждать детей включаться в совместную с взрослыми игровую ситуацию.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная.
Словарная работа: сказочный персонаж, писатель Алексей Толстой, сказка «Золотой ключик или приключения Буратино».
Предварительная работа: знакомство с гласными звуками; знакомство с твёрдыми и мягкими согласными звуками; знакомство со звуковым анализом слова; деление слов на слоги; определение ударного гласного в слове; заучивание загадок, стихотворении, чистоговорок, движений физминутки.
Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.
Оборудование и материалы: доска, указка, пятизвуковая схема слова, фишки красного, синего, зелёного, черного цвета для звукового анализа, мяч, игрушка Буратино, книга, простые карандаши, желтые восковые мелки, рисунок с пунктирными линиями, школьные принадлежности, ключ, флешкарта с аудиозаписями, музыкальная колонка.
Ожидаемые результаты: доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности, поддерживать интерес к речевой, познавательной деятельности, развивать двигательную активность, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремлённость, взаимопомощь. Закрепить у детей знания, полученные ранее.
Ход образовательной деятельности
- Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями и начнем занятие.
- Меня зовут Ольга Викторовна, становитесь в круг, поиграем в игру «Каравай-имя называй», надо узнать по первому звуку имя девочки или мальчика среди присутствующих здесь.
(дети идут по кругу, говорят слова: «Как на наши именины испекли мы каравай, а кому испекли, его имя называй…»)
- Испекли каравай мальчику, его имя начинается на звук И., Д.;
- Испекли каравай девочке, ее имя начинается на звук А., Л.
- Весело играли, присаживайтесь на стулья.
-Ребята, скажите, вы любите сказки?
(ответы детей)
-Какие сказки вы знаете?
(ответы детей)
- Кто знает, как называется профессия человека, который пишет сказки?
(ответы детей)
- Правильно, писатель пишет сказки, рассказы.
- А каких писателей, поэтов вы знаете?
(ответы детей)
- Давайте поиграем с вами в игру «Кто, что делает?» (дети стоят у стульчиков, воспитатель бросает мяч ребенку, он отвечает)
-Повар - (готовит обед);
-Учитель - (учит детей в школе);
-Продавец - (продает товар в магазине);
-Парикмахер – (стрижет волосы);
-Шофер - (водит машины);
-Строитель - (строит дом);
-Врач - (лечит людей);
-Пожарный - (тушит огонь);
-Музыкант - (играет на музыкальных инструментах);
-Художник – (пишет картины);
-Писатель – (пишет рассказы, сказки).
- Сейчас я вам загадаю загадку о сказочном персонаже, сумеете его отгадать:
У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный…
Кто же это?..
(воспитатель вносит игрушку Буратино, сажает на стул)
- Правильно, Буратино! Веселый и озорной деревянный мальчик - главный персонаж сказки «Золотой ключик, или приключения Буратино», а сказку написал Алексей Николаевич Толстой. Писатель, считал сказку самым лучшим произведением в его творчестве и не зря - эту сказку знают и любят взрослые и дети. (показ книги)
-Ребята, наш Буратино пришел к нам с рюкзаком, он уже ходит в школу.
-Давайте вежливо попросим Буратино показать, что у него в рюкзаке?
(дети вежливо просят Буратино)
- Буратино, пожалуйста, покажи, ребятам, что еще лежит в твоем рюкзаке.
(Воспитатель достает предметы из рюкзака: тетрадь, пенал; ручка, книга, краски, клей, пинал, линейка, ластик, цветные карандаши).
- Ребята, давайте назовем предметы и при помощи хлопков поделим слова на слоги:
Тет-радь;
Ка-ран-да-ши;
Руч-ка;
То-чил-ка;
Кни-га;
Плас-ти-лин;
Крас-ки;
Лас-тик;
Клей;
Кис-точ-ка
- Молодцы, ребята, а теперь становитесь в круг, покажем Буратино, как мы живем в детском саду.
Физкультминутка: «Вот так» (под музыкальное сопровождение)
Как живешь?
- Вот так! (большие пальцы вперед)
- Как плывешь?
- Вот так! (имитация плавания)
- Как бежишь?
- Вот так! (дети «бегут» на месте)
- Вдаль глядишь?
- Вот так! (дети прикладывают кисть ко лбу)
- Ждешь обед?
- Вот так! (подпереть щеку кулачком)
- Машешь вслед?
- Вот так! (помахать кистью руки)
- Утром спишь?
- Вот так! (обе руки под щеку)
- А шалишь?
- Вот так! (хлопнуть по надутым щекам)
- Здорово у вас получилось, присаживайтесь на свои места. Ребята, Буратино так понравилось, как вы играли, вы такие дружные и сообразительные, что решил открыть вам свою тайну!
- Ребята, хотите узнать главную тайну Буратино?
(ответы детей)
- Тогда отгадайте загадку:
Вставь в замочек, поверни.
Дверь любую отопри
Ростом мал, но так могуч.
Называется он… (ключ) (воспитатель достает из рюкзака золотой ключик)
-Нашему ключику предстоит открыть замок, проходите за столы, найдем какие звуки в слове «замок».
Звуковой анализ слова «замок» (дети садятся за столы, перед ними карточки с картинкой и фишки, у доски воспитатель проводит звуковой анализ слова «замок»)
- Скажите сколько слогов в слове «замок».
-Ребята, скажите, на какой гласный звук падает ударение, и поставьте черную фишку?
-Как поменяется значение слова, если мы поставим ударение на звук «А»?
(ответы детей)
(воспитатель ставит на доску картинку замок)
- Ребята, послушайте скороговорку и попробуйте ее повторить:
Замок закрыт на замок.
У входа в замок - звонок.
(хоровые и индивидуальные ответы детей)
-Молодцы, ребята, а сейчас я вам предлагаю пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика: «Замок»
На двери висит замок —
Кто его открыть бы смог?
(Быстрое соединение пальцев в замок.)
Потянули…
(Тянем кисти в стороны.)
Покрутили…
(Волнообразные движения.)
Постучали…
(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)
И открыли!
(Пальцы расцепились.)
- Ребята, а сейчас я вам предлагаю обвести по точкам ключ и закрасить его желтым цветом, у нас будет золотой ключик, как у Буратино.
Рисование по точкам «ключ» (звучит фонограмма музыки из кинофильма «Приключения Буратино»)
Итог:
-Ребята, какие замечательные золотые ключики у вас получились, вам понравилось занятие?
(ответы детей)
- Скажите, из какой сказки к нам пришел Буратино?
(«Золотой ключик или приключение Буратино»)
-А какой писатель написал эту сказку?
(Алексей Толстой)
-На этом наше занятие заканчивается, Буратино был очень рад встретиться с вами и хочет пожелать вам здоровья и успехов, пусть золотой ключик, поможет вам открыть дверь в страну «Знаний». (Буратино машет рукой и уходит).
Литература
1. Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте для занятий с детьми 3-7 лет.- М.: Мозаика – Синтез 2012 г.
2.Журова Л.Е. Подготовка к обучению грамоте детей 4-5 / 5-6 лет. Конспекты занятий. – М.: Вентана-Граф, 2009.
3. Ушакова О.С. Придумай слово. Речевые игры. Упражнения. Методические рекомендации. Книга для воспитателей детского сада и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2014.
4. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа. Конспекты занятий. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности по развитию речи во 2 младшей группе «Игрушки в гостях у ребят»
Конспектнепосредственной организованной образовательной деятельности по развитию речи во 2 младшей группе«Игрушки в гостях у ребят»...
Конспект организованной образовательной деятельности для детей раннего возраста « Кошка в гостях у ребят»
Конспект организованной образовательной деятельности для детей раннего возраста« Кошка в гостях у ребят» Цель:развитие речевой и познавательной активности средствами малых...
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с природой в средней группе "Снегурочка в гостях у ребят"
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с природой в средней группе "Снегурочка в гостях у ребят"...
Самоанализ организованной образовательной деятельности по ознакомлению с природой в средней группе "Снегурочка в гостях у ребят"
Самоанализ организованной образовательной деятельности по ознакомлению с природой в средней группе "Снегурочка в гостях у ребят"Образовательная область: познавательное развитиеВозр...
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе по физической культуре Тема « Витаминка в гостях у ребят»
Закреплять у детей представление о значении компонентов здорового образа жизни, через подачу сюжетно-игровой ситуации....
конспект по организованной образовательной деятельности для детей 6-7 лет по обучению грамоте "Путешествие в страну знаний"
конспект по организованной образовательной деятельности для детей 6-7 лет по обучению грамоте "Путешествие в страну знаний"...
Методическая разработка образовательной деятельности для детей средней группы. ОО "Речевое развитие", "Лисичка в гостях у ребят"
Методическая разработка образовательной деятельности для детей средней группы. ОО "Речевое развитие" "Лисичка в гостях у ребят". Направлена на закрепление знаний детей о русских на...