Организованная образовательная деятельность для детей 5-6 лет по обучению грамоте "Буратино в гостях у ребят"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Калинина Ольга Викторовна

Организованная образовательная деятельность для детей 5-6 лет по обучению грамоте "Буратино в гостях у ребят". Образовательная деятельность направлена на формирование у детей фонематического слуха, развитие звуковой культуры речи, развитие умений детей определять первый звук в слове, умение делить слова на слоги, определение ударного звука в слове.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  

«Первомайский детский сад»

Первомайского района Тамбовской области  

Конспект  организованной образовательной деятельности

 с детьми 5-6 лет по обучению грамоте

«Буратино в гостях у ребят».

подготовила

Калинина Ольга Викторовна

воспитатель МБДОУ

 «Первомайский детский сад»  

                                             п. Первомайский 2020 г.

Цель деятельности: Совершенствование слухового восприятия детей с помощью упражнений на различение звуков, определение позиции звука в слове, выделение ударного звука. 

Задачи:

- упражнять детей в отчетливом произношении звуков;

- развивать способность проводить звуковой анализ слова и качественно характеризовать звуки;

- закреплять умение делить слова на слоги;

- формировать умение выделять ударный звук в слове;

- закреплять представления о смыслоразличительной роли звука;

- совершенствовать умения подбирать слова с заданным звуком;

-развивать умения проводить графические линии по точкам в пространстве листа;

- упражнять в проговаривании чистоговорок;

- развивать познавательную активность, любознательность;

- развивать монологическую речь, умение отвечать на вопросы;

- развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление;

- воспитывать желание активно работать на занятии, эмоциональную отзывчивость, доброжелательность;

- формировать навык сотрудничества, взаимопомощи, умение слушать других;

- побуждать детей включаться в совместную с взрослыми игровую ситуацию.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная.

Словарная работа: сказочный персонаж, писатель Алексей Толстой, сказка «Золотой ключик или приключения Буратино».

Предварительная работа: знакомство с гласными звуками; знакомство с твёрдыми и мягкими согласными звуками; знакомство со звуковым  анализом слова; деление слов на слоги; определение ударного гласного в слове; заучивание загадок, стихотворении, чистоговорок, движений физминутки.

Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.

Оборудование и материалы: доска, указка, пятизвуковая схема слова,   фишки красного, синего, зелёного, черного цвета для звукового анализа, мяч, игрушка Буратино, книга, простые карандаши, желтые восковые мелки,  рисунок с пунктирными линиями, школьные принадлежности, ключ, флешкарта с аудиозаписями, музыкальная колонка.

Ожидаемые результаты: доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности, поддерживать интерес к речевой, познавательной деятельности, развивать двигательную активность,  желание играть, проявляя настойчивость, целеустремлённость, взаимопомощь. Закрепить у детей знания, полученные ранее.

Ход образовательной деятельности

- Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями и начнем занятие.

- Меня зовут Ольга Викторовна, становитесь в круг, поиграем в игру «Каравай-имя называй», надо узнать по первому звуку имя девочки или мальчика среди присутствующих здесь.

(дети идут по кругу, говорят слова: «Как на наши именины испекли мы каравай, а кому испекли, его имя называй…»)

- Испекли каравай мальчику, его имя начинается на звук И., Д.;

- Испекли каравай девочке, ее имя начинается на звук А., Л.

- Весело играли, присаживайтесь на стулья.

-Ребята, скажите, вы любите сказки?

(ответы детей)

-Какие сказки вы знаете?

(ответы детей)

- Кто знает, как называется профессия человека, который пишет сказки?

(ответы детей)

- Правильно, писатель пишет сказки, рассказы.

- А каких писателей, поэтов вы знаете?

(ответы детей)

- Давайте поиграем с вами в игру «Кто, что делает?» (дети стоят у  стульчиков, воспитатель бросает мяч ребенку, он отвечает)

-Повар - (готовит обед);  

-Учитель - (учит детей в школе);

-Продавец - (продает товар в магазине);

-Парикмахер – (стрижет волосы);  

-Шофер - (водит машины);

-Строитель - (строит дом);

-Врач - (лечит людей);

-Пожарный - (тушит огонь);

-Музыкант - (играет на музыкальных инструментах);

-Художник – (пишет картины);

-Писатель – (пишет рассказы, сказки).

- Сейчас я вам загадаю загадку о сказочном персонаже, сумеете его отгадать:

У отца есть мальчик странный,

Необычный, деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой,

 Всюду нос сует свой длинный…

 Кто же это?..

(воспитатель вносит игрушку Буратино, сажает на стул)

- Правильно, Буратино! Веселый и озорной деревянный мальчик - главный персонаж сказки «Золотой ключик, или приключения Буратино», а сказку написал Алексей Николаевич Толстой.  Писатель,  считал сказку самым лучшим произведением в его творчестве и не зря - эту сказку знают и любят взрослые и дети.  (показ книги)

-Ребята, наш Буратино пришел к нам с рюкзаком, он уже ходит в школу.

-Давайте вежливо попросим Буратино показать, что у него в рюкзаке?

(дети вежливо просят Буратино)

 - Буратино, пожалуйста,  покажи, ребятам, что еще лежит в твоем рюкзаке.

(Воспитатель достает предметы из рюкзака: тетрадь, пенал;  ручка,  книга, краски, клей, пинал, линейка, ластик, цветные  карандаши).

- Ребята, давайте назовем предметы и при  помощи хлопков поделим слова на слоги:

Тет-радь;

Ка-ран-да-ши;

Руч-ка;

То-чил-ка;

Кни-га;

Плас-ти-лин;

Крас-ки;

Лас-тик;

Клей;

Кис-точ-ка

- Молодцы, ребята, а теперь становитесь в круг, покажем Буратино, как мы живем в детском саду.

Физкультминутка: «Вот так» (под музыкальное сопровождение)

 Как живешь?
- Вот так! (большие пальцы вперед)
- Как плывешь?
- Вот так! (имитация плавания)
- Как бежишь?
- Вот так! (дети «бегут» на месте)
- Вдаль глядишь?
- Вот так! (дети прикладывают кисть ко лбу)
- Ждешь обед?
- Вот так! (подпереть щеку кулачком)
- Машешь вслед?
- Вот так! (помахать кистью руки)
- Утром спишь?
- Вот так! (обе руки под щеку)
- А шалишь?
- Вот так! (хлопнуть по надутым щекам)

- Здорово у вас получилось, присаживайтесь на свои места. Ребята, Буратино так понравилось, как вы играли, вы такие дружные и сообразительные, что  решил открыть вам свою тайну!

- Ребята, хотите узнать главную тайну Буратино?

(ответы детей)

- Тогда отгадайте загадку:

Вставь в замочек, поверни.
Дверь любую отопри
Ростом мал, но так могуч.
Называется он… (ключ) (воспитатель достает из рюкзака золотой ключик)

-Нашему ключику предстоит открыть замок, проходите за столы, найдем какие звуки в слове «замок».

Звуковой анализ слова «замок» (дети садятся  за столы, перед ними карточки с картинкой  и фишки, у доски воспитатель проводит звуковой анализ слова «замок»)

- Скажите сколько слогов в слове «замок».

-Ребята, скажите, на какой гласный звук падает ударение, и поставьте черную фишку?

-Как поменяется значение слова, если мы поставим ударение на звук «А»?

(ответы детей)

(воспитатель ставит на доску картинку замок)

- Ребята, послушайте скороговорку и попробуйте ее повторить:

Замок закрыт на замок.
У входа в з
амок - звонок.

 (хоровые и индивидуальные ответы детей)

-Молодцы, ребята, а сейчас я вам предлагаю пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика: «Замок»

На двери висит замок —

Кто его открыть бы смог?

(Быстрое соединение пальцев в замок.)

Потянули…

(Тянем кисти в стороны.)

Покрутили…

(Волнообразные движения.)

Постучали…

(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)

И открыли!

(Пальцы расцепились.)

- Ребята, а сейчас я вам предлагаю обвести по точкам ключ и закрасить его желтым цветом, у нас будет золотой ключик, как у Буратино.

Рисование по точкам «ключ»  (звучит фонограмма музыки из кинофильма «Приключения Буратино»)

Итог:

-Ребята, какие замечательные золотые ключики у вас получились,  вам понравилось  занятие?

(ответы детей)

- Скажите, из какой сказки к нам пришел Буратино?

(«Золотой ключик или приключение Буратино»)

-А какой писатель написал эту сказку?

(Алексей Толстой)

-На этом наше занятие заканчивается, Буратино был очень рад встретиться с вами и хочет пожелать вам здоровья и успехов, пусть золотой ключик,  поможет вам открыть дверь в страну «Знаний». (Буратино машет рукой и уходит).

Литература

1. Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте для занятий с детьми 3-7 лет.- М.: Мозаика – Синтез  2012 г.

2.Журова Л.Е. Подготовка к обучению грамоте детей 4-5 / 5-6 лет. Конспекты занятий. – М.: Вентана-Граф, 2009.

3. Ушакова О.С. Придумай слово. Речевые игры. Упражнения. Методические рекомендации. Книга для воспитателей детского сада и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2014.

4. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа. Конспекты занятий. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2013.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности по развитию речи во 2 младшей группе «Игрушки в гостях у ребят»

Конспектнепосредственной организованной образовательной деятельности по  развитию речи во 2 младшей группе«Игрушки в гостях у ребят»...

Конспект организованной образовательной деятельности для детей раннего возраста « Кошка в гостях у ребят»

Конспект организованной образовательной деятельности  для детей раннего возраста« Кошка в гостях у ребят» Цель:развитие речевой и познавательной активности средствами  малых...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с природой в средней группе "Снегурочка в гостях у ребят"

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с природой в средней группе "Снегурочка в гостях у ребят"...

Самоанализ организованной образовательной деятельности по ознакомлению с природой в средней группе "Снегурочка в гостях у ребят"

Самоанализ организованной образовательной деятельности по ознакомлению с природой в средней группе "Снегурочка в гостях у ребят"Образовательная область: познавательное развитиеВозр...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе по физической культуре Тема « Витаминка в гостях у ребят»

Закреплять у детей представление о значении компонентов здорового образа жизни, через подачу сюжетно-игровой ситуации....

конспект по организованной образовательной деятельности для детей 6-7 лет по обучению грамоте "Путешествие в страну знаний"

конспект по организованной образовательной деятельности для детей 6-7 лет по обучению грамоте "Путешествие в страну знаний"...

Методическая разработка образовательной деятельности для детей средней группы. ОО "Речевое развитие", "Лисичка в гостях у ребят"

Методическая разработка образовательной деятельности для детей средней группы. ОО "Речевое развитие" "Лисичка в гостях у ребят". Направлена на закрепление знаний детей о русских на...