Планирование образовательной деятельности по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников в разных возрастных группах
методическая разработка по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Планирование разработано с учётом качества звукопроизношения у современных дошкольников. Например, отработка шипящих звуков в средней группе не рекомендуется, т.к. в настоящее время многие дети 4-5 лет не владеют идеальным произношением [ Ш], [Ж ], [ Щ], [Ч ]. Если обучающиеся дошкольники не справляются согласно представленному ниже планированию, необходимо рекомендовать родителям обратиться за консультацией к логопеду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Планирование по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников | 225.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЕ РЕЧИ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ ДОШКОЛЬНИКОВ
(сост. учитель-логопед Муравьева О.С., ГБДОУ д/c32 Прим. р-на)
Младшая группа
Месяц | Неделя | Звуки | Этапы работы | Игры на развитие речевых навыков |
сентябрь | 1 | А | Обследование речи. Подготовка артикуляционного аппарата. Уточнение произношения изолированно- го звука. | Игра на развитие речевого дыхания. |
2 | А | Закрепление произношения в словах и в предложениях. | ||
3 | У | Подготовка артикуляционного аппарата. Уточнение произношения изолированного звука. | ||
4 | У | Закрепление произношения в словах и в предложениях. | ||
октябрь | 1 | А-У | Закрепление и дифференциация звуков в произношении в словах и предложениях. | Игра на развитие силы и высоты голоса. |
2 | О | Подготовка артикуляционного аппарата. Уточнение произношения изолированного звука. | ||
3 | О | Закрепление произношения в словах и в предложениях. | ||
4 | О-У | Закрепление и дифференциация звуков в произношении в словах и предложениях. | ||
ноябрь | 1 | И | Подготовка артикуляционного аппарата. Уточнение произношения изолированного звука. | Игра на развитие чёткой дикции. |
2 | И | Закрепление произношения в словах и в предложениях. | ||
3 | Ы | Подготовка артикуляционного аппарата. Уточнение произношения изолированного звука. | ||
4 | Ы | Закрепление произношения в словах и в предложениях. | ||
декабрь | 1 | И-Ы | Закрепление и дифференциация звуков в произношении в словах и предложениях. | Игра на развитие слухового внимания и фонематического слуха. |
2 | Э | Подготовка артикуляционного аппарата. Уточнение произношения изолированного звука. | ||
3 | Э | Закрепление произношения в словах и в предложениях. | ||
4 | Э-О | Закрепление и дифференциация звуков в произношении в словах и предложениях. | ||
январь | 1 | Каникулы. | Игра на развитие речевого дыхания. | |
2 | Каникулы. | |||
3 | Э-Ы | Закрепление и дифференциация звуков в произношении в словах и предложениях. | ||
4 | М–М’ | Подготовка артикуляционного аппарата. Уточнение произношения изолированных звуков; закрепление в слогах, звукоподражаниях. | ||
февраль | 1 | М-М’ | Закрепление произношения в словах и в предложениях. Чистоговорки. | Игра на развитие силы и высоты голоса. |
2 | Н-Н’ | Подготовка артикуляционного аппарата. Уточнение произношения изолированных звуков; закрепление в слогах. | ||
3 | Н-Н’ | Закрепление произношения в словах и в предложениях. Чистоговорки. | ||
4 | М -Н, М’-Н’ | Закрепление и дифференциация звуков в произношении в слогах, словах и предложениях. | ||
март | 1 | П-П’ | Подготовка артикуляционного аппарата. Уточнение произношения изолированных звуков; закрепление в слогах, звукоподражаниях. | Игры на развитие темпа речи. |
2 | П-П’ | Закрепление произношения в словах и в предложениях. Чистоговорки. | ||
3 | Б-Б’ | Подготовка артикуляционного аппарата. Уточнение произношения изолированных звуков; закрепление в слогах, звукоподражаниях. | ||
4 | Б-Б’ | Закрепление произношения в словах и в предложениях. Чистоговорки. | ||
апрель | 1 | П -Б, П’-Б’ | Закрепление и дифференциация звуков в произношении в слогах, словах и предложениях. | Игры на развитие длительного речевого дыхания. |
2 | В-В’ | Подготовка артикуляционного аппарата. Уточнение произношения изолированных звуков; закрепление в слогах. | ||
3 | В-В’ | Закрепление произношения в словах и в предложениях. Чистоговорки. | ||
4 | Ф-Ф’ | Подготовка артикуляционного аппарата. Уточнение произношения изолированных звуков; закрепление в слогах, звукоподражаниях. | ||
май | 1 | Каникулы. | Игра на развитие чёткой дикции. | |
2 | Ф-Ф’ | Закрепление произношения в словах и в предложениях. Чистоговорки. | ||
3 | В - Ф, В’-Ф’ | Закрепление и дифференциация звуков в произношении в слогах, словах и предложениях. | ||
4 | Повторение чистоговорок с пройденными звуками. | |||
лето | Повторение. Игры на закрепление произношения пройденных звуков. | Игры на развитие интонационной выразительности. |
Средняя группа
месяц | Неделя | Звуки | Этапы работы | Игры на развитие речевых навыков |
сентябрь | 1 | Обследование речи. | Игра на развитие слухового внимания. | |
2 | Обследование речи. | |||
3 | Т-Т’ | Подготовка артикуляционного аппарата. Уточнение произношения изолированных звуков; закрепление в слогах, звукоподражаниях, словах. | ||
4 | Т-Т’ | Закрепление произношения в предложениях. Чистоговорки. | ||
октябрь | 1 | Д-Д’ | Подготовка артикуляционного аппарата. Уточнение произношения изолированных звуков; закрепление в слогах, звукоподражаниях, словах. | Игра на развитие фонематического слуха. |
2 | Д-Д’ | Закрепление произношения в предложениях. Чистоговорки. | ||
3 | Т-Д Т’-Д’ | Закрепление и дифференциация звуков в произношении в слогах, словах и предложениях. | ||
4 | К-К’ | Подготовка артикуляционного аппарата. Уточнение произношения изолированных звуков; закрепление в слогах, звукоподражаниях, словах. | ||
ноябрь | 1 | К-К’ | Закрепление произношения в предложениях. Чистоговорки. | Игра на развитие чёткой дикции. |
2 | Г-Г’ | Подготовка артикуляционного аппарата. Уточнение произношения изолированных звуков; закрепление в слогах, звукоподражаниях, словах. | ||
3 | Г-Г’ | Закрепление произношения в предложениях. Чистоговорки. | ||
4 | К-Г, К’-Г’ | Закрепление и дифференциация звуков в произношении в слогах, словах и предложениях. | ||
декабрь | 1 | Х-Х’ | Подготовка артикуляционного аппарата. Уточнение произношения изолированных звуков; закрепление в слогах, звукоподражаниях, словах. | Игра на развитие речевого дыхания. |
2 | Х-Х’ | Закрепление произношения в предложениях. Чистоговорки. | ||
3 | Г-К-Х, Г’-К’-Х’ | Закрепление и дифференциация звуков в произношении в слогах, словах и предложениях. | ||
4 | С’ | Подготовка артикуляционного аппарата. Уточнение произношения изолированного звука; закрепление в слогах, словах. | ||
январь | 1 | Каникулы. | Игра на развитие чёткой дикции. | |
2 | Каникулы. | |||
3 | С’ | Закрепление произношения в предложениях. Чистоговорки. | ||
4 | З’ | Подготовка артикуляционного аппарата. Уточнение произношения изолированного звука; закрепление в слогах, словах. | ||
февраль | 1 | З’ | Закрепление произношения в предложениях. Чистоговорки. | Игра на развитие силы и высоты голоса. |
2 | С’-З’ | Закрепление и дифференциация звуков в произношении в слогах и словах. | ||
3 | С’-З’ | Закрепление и дифференциация звуков в произношении в предложениях. | ||
4 | С | Подготовка артикуляционного аппарата. Уточнение произношения изолированного звука; закрепление в слогах, словах. | ||
март | 1 | С | Закрепление произношения в предложениях. Чистоговорки. | Игры на развитие темпа речи. |
2 | З | Подготовка артикуляционного аппарата. Уточнение произношения изолированного звука; закрепление в слогах, словах. | ||
3 | З | Закрепление произношения в предложениях. Чистоговорки. | ||
4 | С-З | Закрепление и дифференциация звуков в произношении в слогах и словах. | ||
апрель | 1 | С-З | Закрепление и дифференциация звуков в произношении в предложениях. | Игры на развитие длительного речевого дыхания. |
2 | Ц | Подготовка артикуляционного аппарата. Уточнение произношения изолированного звука; закрепление в слогах, словах. | ||
3 | Ц | Закрепление произношения в предложениях. Чистоговорки. | ||
4 | С-Ц | Закрепление и дифференциация звуков в произношении в слогах и словах. | ||
май | 1 | Каникулы. | Игра на развитие интонационной выразительности. | |
2 | С-Ц | Закрепление и дифференциация звуков в произношении в предложениях. | ||
3 | Ц-Т’ | Закрепление и дифференциация звуков в произношении в слогах и словах. | ||
4 | Ц-Т’ | Закрепление и дифференциация звуков в произношении в предложениях. | ||
лето | Повторение. Игры на закрепление произношения пройденных звуков. Стихи, потешки, диалоги, скороговорки, пословицы, поговорки и т.п. | Игры на развитие интонационной выразительности. |
Старшая группа
Месяц | Неделя | Звуки | Этапы работы | Игры на развитие речевых навыков |
сентябрь | 1 | Обследование речи. | Игра на развитие слухового внимания, фонематического слуха. | |
2 | Обследование речи. | |||
3 | Й, ЙА, ЙУ, ЙО,ЙЭ | Подготовка артикуляционного аппарата. Уточнение произношения изолированных звуков; закрепление в слогах, словах. | ||
4 | Й, ЙА, ЙУ, ЙО,ЙЭ | Закрепление произношения в предложениях. | ||
октябрь | 1 | Й, ЙА, ЙУ, ЙО,ЙЭ | Закрепление и дифференциация звуков в произношении в связной речи. | Игра на развитие речевого дыхания. |
2 | Ш | Подготовка артикуляционного аппарата. Уточнение произношения изолированного звука. | ||
3 | Ш | Закрепление произношения звука в слогах и словах. | ||
4 | Ш | Закрепление произношения звука в предложениях. Чистоговорки. | ||
ноябрь | 1 | Ш | Закрепление произношения звука в связной речи. | Игра на развитие силы и высоты голоса. |
2 | Ж | Подготовка артикуляционного аппарата. Уточнение произношения изолированного звука. | ||
3 | Ж | Закрепление произношения звука в слогах и словах. | ||
4 | Ж | Закрепление произношения звука в предложениях. Чистоговорки. | ||
декабрь | 1 | Ж | Закрепление произношения звука в связной речи. | Игры на развитие темпа речи. |
2 | Ш-Ж | Закрепление и дифференциация звуков в произношении в слогах и словах. | ||
3 | Ш-Ж | Закрепление и дифференциация звуков в произношении в предложениях. | ||
4 | Ш-Ж | Закрепление и дифференциация звуков в произношении в связной речи. | ||
январь | 1 | Каникулы. | Игра на развитие чёткой дикции. | |
2 | Каникулы. | |||
3 | Ч | Подготовка артикуляционного аппарата. Уточнение произношения изолированного звука. | ||
4 | Ч | Закрепление произношения звука в слогах и словах. | ||
февраль | 1 | Ч | Закрепление произношения звука в предложениях. Чистоговорки. | Игра на развитие интонационной выразительности. |
2 | Ч | Закрепление произношения звука в связной речи. | ||
3 | Ч-Т’ | Закрепление и дифференциация звуков в произношении в слогах, словах, предложениях. | ||
4 | Ч-Т’ | Закрепление и дифференциация звуков в связной речи. | ||
март | 1 | Щ | Подготовка артикуляционного аппарата. Уточнение произношения изолированного звука. | Игры на развитие темпа речи. |
2 | Щ | Закрепление произношения звука в слогах и словах. | ||
3 | Щ | Закрепление произношения звука в предложениях. Чистоговорки. | ||
4 | Щ | Закрепление произношения звука в связной речи. | ||
апрель | 1 | Щ-С’ | Закрепление и дифференциация звуков в произношении в слогах, словах, предложениях. | Игры на развитие длительного речевого дыхания. |
2 | Щ-С’ | Закрепление и дифференциация звуков в связной речи. | ||
3 | Ч-Щ | Закрепление и дифференциация звуков в произношении в слогах, словах, предложениях. | ||
4 | Ч-Щ | Закрепление и дифференциация звуков в связной речи. | ||
май | 1 | Каникулы. | Игра на развитие речевого дыхания. | |
2 | Ш-Щ | Закрепление и дифференциация звуков в произношении в слогах, словах, предложениях. | ||
3 | Ш-Щ | Закрепление и дифференциация звуков в связной речи. | ||
4 | Ш-Ж-Ч-Щ | Закрепление и дифференциация звуков в произношении в связной речи. | ||
лето | Повторение. Игры на закрепление произношения пройденных звуков. Стихи, диалоги, скороговорки, пересказы, рассказы по серии картинок и т.п. | Игры на развитие интонационной выразительности. |
Подготовительная группа
есяц | Неделя | Звуки | Этапы работы | Игры на развитие речевых навыков |
сентябрь | 1 | Обследование речи. | Игра на развитие речевого дыхания. | |
2 | Обследование речи. | |||
3 | Ш-С | Закрепление произношения изолированных звуков; дифференциация в слогах, словах, предложениях. | ||
4 | Ш-С | Дифференциация в связной речи. | ||
октябрь | 1 | Ж-З | Закрепление произношения изолированных звуков; дифференциация в слогах, словах, предложениях. | Игра на развитие слухового внимания, фонематического слуха. |
2 | Ж-З | Дифференциация в связной речи. | ||
3 | Л’ | Подготовка артикуляционного аппарата. Уточнение произношения изолированного звука. | ||
4 | Л’ | Закрепление произношения звука в слогах и словах. | ||
ноябрь | 1 | Л’ | Закрепление произношения звука в предложениях. Чистоговорки. | Игра на развитие силы и высоты голоса. |
2 | Л’ | Закрепление произношения звука в связной речи. Скороговорки. | ||
3 | Л | Подготовка артикуляционного аппарата. Уточнение произношения изолированного звука. | ||
4 | Л | Закрепление произношения звука в слогах и словах. | ||
декабрь | 1 | Л | Закрепление произношения звука в предложениях. Чистоговорки. | Игры на развитие темпа речи. |
2 | Л | Закрепление произношения звука в связной речи. Скороговорки. | ||
3 | Л-Л’ | Закрепление и дифференциация в произношении изолированных звуков. | ||
4 | Л-Л’ | Закрепление и дифференциация звуков в произношении в слогах, словах. | ||
январь | 1 | Каникулы. | Игра на развитие чёткой дикции. | |
2 | Каникулы. | |||
3 | Л-Л’ | Закрепление и дифференциация звуков в произношении в предложениях. Чистоговорки. | ||
4 | Л-Л’ | Закрепление и дифференциация звуков в произношении в связной речи. Скороговорки. | ||
февраль | 1 | Р | Подготовка артикуляционного аппарата. Уточнение произношения изолированного звука. | Игра на развитие речевого дыхания. |
2 | Р | Закрепление произношения звука в слогах и словах. | ||
3 | Р | Закрепление произношения звука в предложениях. Чистоговорки. | ||
4 | Р | Закрепление произношения звука в связной речи. Скороговорки. | ||
март | 1 | Р’ | Подготовка артикуляционного аппарата. Уточнение произношения изолированного звука. | Игры на развитие темпа речи. |
2 | Р’ | Закрепление произношения звука в слогах и словах. | ||
3 | Р’ | Закрепление произношения звука в предложениях. Чистоговорки. | ||
4 | Р’ | Закрепление произношения звука в связной речи. Скороговорки. | ||
апрель | 1 | Р-Р’ | Закрепление и дифференциация в произношении изолированных звуков. | Игры на развитие интонационной выразительности речи. |
2 | Р-Р’ | Закрепление и дифференциация звуков в произношении в слогах, словах. | ||
3 | Р-Р’ | Закрепление и дифференциация звуков в произношении в предложениях. Чистоговорки. | ||
4 | Р-Р’ | Закрепление и дифференциация звуков в произношении в связной речи. Скороговорки. | ||
май | 1 | Каникулы. | Игра на развитие слухового внимания, фонематического слуха. | |
2 | Р-Л Р’-Л’ | Закрепление и дифференциация звуков в произношении в слогах, словах. | ||
3 | Р-Л Р’-Л’ | Закрепление и дифференциация звуков в предложениях. | ||
4 | Р-Л Р’-Л’ | Закрепление и дифференциация звуков в произношении в связной речи. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...
Выступление на методическом объединении в ДОУ по теме "Влияние театрализованной деятельности по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников"
Театрализованная деятельность с точки зрения педагогическойэффективности имеет социальную направленность, игровую природу и универсальность, а также обладает коррекционными возможностями, направленным...
Комплекс игр и игровых упражений для формирования общих речевых навыков у дошкольников в рамках образовательной деятельности по воспитанию звуковой культуры речи
Система игр и игровых упражнений, рекомендуемых педагогам в целях формирования общих речевых навыков у дошкольников. Игры представлены по следующим разделам: развитие физиологического и речевого дыхан...
Система игр и игровых упражнений для отработки произношения звуков в рамках воспитания звуковой культуры речи у дошкольников в разных возрастных группах
Материал представлен в виде перечня игр и игровых упражнений для отработки звуков и улучшения дикции дошкольников в образовательной деятельности по воспитанию звуковой культуры речи. Для каждой возрас...
Планирование образовательной деятельности по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников 3-7 лет
В презентации представлены:1. итоги обследования состояния [С], [З] и [ Ш], [Ж] у детей младшего, среднего и старшего возрастов 2-х садов (в виде графика);2. рекомендации по планированию о...
Конспект образовательной деятельности по воспитанию звуковой культуры речи в старшей группе
Тема: Звуки "Л", "Р"Способствоватьформированию звуковой культуры речи у детей старшей группы....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по воспитанию звуковой культуре речи для детей средней группы.
Конспект НОД по воспитанию звуковой культуре речи. В конспекте можно найти: артикуляционную гимнастику, упражнения на развитие фонематического слуха....