Конспект образовательной деятельности по воспитанию звуковой культуры речи в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
образовательной деятельности по воспитанию звуковой культуры речи в старшей группе
Тема: «Волшебный мир звуков (З-С)»
Цель: упражнять детей в отчетливом произношении звуков з – с и их дифференциации.
Задачи:
Образовательная: Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков. Учить определять место звука в слове (начало, средина, конец).Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки з- с. Отрабатывать интонацию выразительной речи. продолжать учить вычленять из текста слова, содержащие тот или иной звук.
Развивающая: Продолжать развивать фонематический слух.
Воспитательная : Воспитывать культуру общения, развивать память, речь, внимательность.
Оборудование: презентация и дидактические игры на смарт доске. фишки
Словарная работа. Звук, чистоговорки.
Предварительная работа. Заучивание стихотворений, скороговорок с данными звуками, речевые упражнения «Угадай песенку», «Произнеси правильно».
Ход
Этап | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Организационно-мотивационный Игра-приветствие Сюрпризный момент
Загадки Дыхательная гимнастика Гимнастика на слух
Беседа Сели на стулья | Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждут волшебные сказки, увлекательные игры и ещё много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение! Давайте возьмемся за руки, станем в круг и поприветствуем друг друга. Здравствуй, солнце! Здравствуй, небо! Здравствуй, вся моя Земля! Мы проснулись очень рано, И приветствуем тебя! #1056;ебята, скажите мне, пожалуйста, вы знаете, что такое волшебство? #1040; где бывает волшебство? 3. А вы хотите попасть в сказку? Мы с вами сегодня отправимся в волшебный мир звуков .В волшебном мире звуков, так же, как и в сказках, много разных царств –государств, ведь звуков тоже много. #1044;авайте вспомним, что мы знаем о звуках? #1050;акие звуки бывают ? #1043;ласные звуки- это какие? (это звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды) #1059; нас есть шесть гласных звуков, Даша скажи пожалуйста это какие? : [а] [у] [о] [и] [э] [ы] #1057;огласные звуки –это какие? (Согласные звуки это - звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.) #1044;авайте вспомним какие согласные звуки мы знаем ? [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ]. и тд А в гости, к каким звукам мы с вами сегодня отправимся, вы узнаете из загадок: Всю ночь летает Мышей добывает. Станет светло, Спать летит в дупло (сова). #1059;гадали, кто это? 2. А теперь скажите мне, с какого звука начинается слово Сова? Правильно, в этом царстве Сова –хозяйка звука «С». – Возьмите зеркала. Произнесите звук С. Что делают губы? (Губы растягиваются в улыбке.) – Где находится кончик языка? (Кончик языка внизу, упирается в нижние зубы.) – На что похож язык? (Язык похож на горочку.) – Давайте покажем ладошкой горочку. Воздушная струя идет по середине языка. Какая она, теплая или холодная? (Холодная.) – Горлышко работает? (Нет.) – Проверим. Молодцы ребята Но одному звуку в царстве жить скучно, поэтому вместе со звуком «С», живет еще один звук, а какой, угадайте. Это что за зверь лесной Встал, как столбик под сосной И стоит среди травы Уши больше головы. (заяц) . Молодцы, угадали.
-Посмотрите в зеркала и произнесите звук З. Звук З мы произносим так же, как и звук С, только в чем отличие? (Работает горлышко.) – Проверим. Молодцы. Сообщение темы занятия #1042;ы уже догадались в царство каких звуков мы попали? Царство звуков «З и С». А вот и хозяева нас встречают, давайте с ними поздороваемся. #1055;очему – то наши хозяева царства грустные, что же могло случиться? #1061;отите узнать? Оказывается злая черная колдунья заколдовала их замок и все звуки «З» и «С» пропали. Теперь в эти звуки не звучат в их царстве, а без них, все слова стали непонятными. Зайка и Сова просят вас помочь им расколдовать злые чары колдуньи и тогда снова появятся в царстве пропавшие звуки. Ребята, а чтобы колдовство исчезло, нужно выполнить несколько заданий. #1050;ак вы думаете, справитесь? А Зайка и Сова будут нам помогать. Далее воспитатель от имени Зайки и Совы дает детям задания. Гимнастика на слух: 1. И вот первое задание. Давайте вспомним чьи это песенки: З-З-З – чья это песенка? (комара). Повторите (дети произносят звук «З») Теперь послушайте, чья это песенка – С-С-С? (Воды из крана). Повторите (дети произносят звук «С»). Теперь я буду называть звуки, а вы слушайте. Если услышите песенку комара, то прогоните его отмахнувшись, а если услышите песенку воды, открывайте кран. Воспитатель произносит звуки: «С-З-С-С-З-З». Молодцы ребята! Вы справились с первым задание. Дыхательная гимнастика 2. Вот и второе задание оно называться «Фокус». Дети как вы думаете почему оно так называется? Верно, ребята. Для того чтобы попасть в царство пропавших звуков нам нужно показать фокус. Для того что бы фокус выполнить правильно. Я вам покажу как это делать. Я кладу нашу ватку на нос. Для начала я улыбнусь, и приоткрою рот, положу широкий передний край языка на нижнею губу вот так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине образовался ямка, я набираю глубокий вдох и выдыхаю ртом на ватку которая положенная на кончик носа. Наша Ватка должна улететь на вверх . (Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.)Вот так . Давайте выполним это упражнение со мной. (2-4раз)Молодцы ребята, вам удалось выполнить Фокус. Что бы продолжить наше путешествие в царство вам дети, нужно сесть на стульчики. Напоминаю вам , что наши Спинки прямые и касаются спинки стула , ножки дружат. | Приветствуют друг друга Берутся за руки (Ответы детей) Волшебство-это что загадочное, необычное. то, что толкает, поднимает и вообще делает вещи из ничего. Волшебство бывает в сказках и тд. (Звуки мы слышим и произносим.) (гласные и согласные) (это звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды) (Согласные звуки это - звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.) Да #1101;то Сова Звук с (Губы растягиваются в улыбке) (Кончик языка внизу, упирается в нижние зубы.) (Язык похож на горочку.) (Холодная.) (нет ) 2. это заяц Звук з Здравствуйте Да
Да мы справимся и поможем
Это песенка комара (дети произносят звук «З») А это песенка вода из крана (дети произносят звук «С»). Дети выполняют задание.
2. Наверно, потому что ,мы сейчас будем показывать фокусы. Выполняют дыхательную гимнастику «Фокус» #1057;мотрят за воспитателем, как выполнять упражнение. 2. Кладут на кончик языка ватку. 3. Делают широкую улыбку. #1055;риоткрывают рот. #1050;ладут наш язычок на нижнею губу. 6. набираем глубокий вдох. #1074;ыдох через рот(ватка улетает). |
Основной #1040;ртикуляционная гимнастика #1048;золированое произношение звука Правильная артикуляция звуков «С», «З»: При артикуляции звука [ с ] - зубы в улыбке - губы сближены - кончик языка упирается в нижние зубы - воздушная струя холодная, направлена посередине языка - звук «С» произносится без голоса – глухой - звук «З» произносится с голосом – звонкий Оба этих звука любят «улыбаться.
#1048;золированое произношение звука Произнести звук длительно, непрерывно. 2. Имитировать движение: «мыть руки под краном» Произнести звук коротко, отрывисто. 2. Имитировать движение: «работы насоса». 4.(чистоговорка) #1054;тработка нужного звукав слогах и тд. (По очереди показываю картинки с изображением проговаривая с детьми название каждой картинки ) #1060;изминутка #1055;остраение предложение | Ребята, чтобы наши пропавшие звуки, снова появились в царстве нужно выполнить Артикуляционную гимнастику. Что нам нужно для этого что бы успешно выполнить нашу артикуляционную гимнастику . -Верно нам в этом поможет Зеркальце. Посмотрите в зеркальце что вы видите? Язычок. верно молодцы ребята . #1053;аше Первое упражнение называется «Заборчик » Вам нужно растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Посмотрите как это делаю я. Давайте попробуем под (счет.до 5.) #1042;торое упражнение называется «Трубочка» Нам нужно сомкнуть зубы, сделав « Заборчик». Округлить губы и вытянуть вперед, как при произнесении звука «О». Удерживать под счет от 1 до #1044;авайте выполним это упражнение под счет. Молодцы ребята. Теперь расслабьте губы и повторим это упражнение еще раз. (3-5) #1053;у а следующее задание мы будем Чередовать « Заборчик» -и « Трубочку». Давайте растянем губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. сомкнуть зубы, получился у нас « Заборчик». А теперь сделаем трубочку: округли губы и вытянем вперед, как при произнесении звука «О». Удерживать под счет от 1 до #1044;авайте выполним это упражнение под счет. Молодцы ребята. Теперь расслабьте губы и повторим это упражнение еще раз. (3-5) #1044;авайте выполним еще упражнение, оно называется «Открыть – закрыть заборчик» Посмотрите как я его делаю для начало я улыбнусь и сделаю «Заборчик». А теперь открою рот, язык лежит внизу «на полу», кончик языка упирается в нижние зубы. И закрою рот. Повторить упражнение 5 – 10 раз. Давайте упражнение выполним вместе Улыбнемся, сделаем «Заборчик». Откроем рот, язык лежит внизу «на полу», кончик языка упирается в нижние зубы.и закроем рот. Повторить упражнение 5 – 10 раз. 5. А теперь самое интересное упражнение он называется«Блинчик» Посмотрите как я его делаю для начало я улыбнусь и широкий язык мой лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Давайте вместе выполним это упражнение .Удерживать под счет от 10 до 15 секунд. #1058;еперь давайте «Остудим блинчик» Улыбнемся, сделав блинчик, подуем и произнесем длительно звук «Ф», щеки не надувать. Давайте выполним еще раз это упражнение. Какие вы умнички , справились со всеми упражнениями. Давайте вспомним ,как правильно произносить звуки с и з Когда произносим звук с
Когда произносим звук з 1. Губы в улыбке, зубы видны; 2. Зубы сближены, но не сомкнуты; 3. Широкий кончик языка находится за нижними резцами; 4. Боковые края спинки языка плотно прижаты к боковым зубам, и только посередине остается узкая щель в форме желобка; 5. Посередине языка идет воздушная струя, которая ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту; Предлагаю вам теперь произнести эти звуки: [З], а теперь звук [С]. ..Что общего у звуков З - С? . Верно ребят, они оба согласные звуки и язык в ворту расположен за нижними зубами -В чем разница? (З – звонкий, С – глухой). - Давайте это проверим, почувствуем звонкость согласного З, руку положим на горлышко и произнесем з-з-з. Если чувствуется вибрация, дрожание – это звонкий звук, если дрожания нет – глухой. -А что еще эти два звука любят делать? Верно дети, улыбаться. 3. А теперь послушайте сова и зайчик подготовил для вас упражнения .Вам нужно повторить с начало за Совой А потом за зайчиком. 1.Льётся водица – надо умыться. С-С-С-С-С-С-С-С-С-С 2. Есть насос для колёс.
С. С. С. С. С. С. С. С. С. 3. Накачай колеса с помощью насоса. С. С. С. С. С. С. С. С. С. А теперь с Зайчиком #1050;омар летит, его песенка звенит.
З-З-З-З-З-З-З-З-З-З #1050;омар не зевает, кого-то кусает.
З. З. З. З. З. З. З. З. З. #1050;омар летит кого-то кусает. З-З-З-З-З З. З. З. З. З. З. З. З. З. З-З-З-З-ЗЗ. З. З. З. З. З. З. З. З. Молодцы, ребята! #1063;истоговорки Ребята, вот Сова говорит, она очень любит чистоговорки, потому что они помогают чисто, правильно и красиво разговаривать. Сова предлагает вам поиграть.. са-са-са Вот летит оса СА СА СА под кустом сидит лиса Сысысы хвост красивый у лисы А теперь буду называть предложения, а вы назовете последний слог, на который оно заканчивается Вот идет коза –за-за-за Не боюсь козы –зы-зы-зы Вот летит стрекоза –за-за-за 5. Слушайте следующее задание Зайка и Сова набирают к себе жителей. Надо определить, какой звук есть в этом слове «З» или «С» и поместить предмет туда, где находится хозяин этого звука. Еще нужно сказать, где находится звук «з-с»: в начале, в середине или в конце. Будьте внимательны. Сом Соль Песок Коса Нос Загар Зонт Магазин Коза КамАЗ Наша Совушка предлагает вам немного отдохнуть. #1060;из. минутка «Сова» «Сова, сова, совиные глаза. На суку сидит, Во все стороны глядит, Да вдруг как слетит!» 7. Посмотрите, ребята, Зайка уже повеселел и предлагает нам веселое задание. Он очень любит смешинки, а вы любите? Зайка вам будет говорить смешные предложения, а вы их исправляйте и произносите правильно. Задание на правильное построение предложений. • Глаза закрыли Зину. • Захар болит у зуба. • Ваза стоит в розах. Сова: Молодцы, умеете вы правильно строить предложения. Сова и Зайка благодарят детей за помощь в спасении звуков из заколдованного замка и приглашают в гости нас в следующий раз . Молодцы ребята!!! Со всеми заданиями справились! | Ответы детей Нам понадобиться зеркало Выполняют упражнения за воспитателем. Эти звуки согласные . язычок расположен за нижними губами (З – звонкий, С – глухой). Выполняют упражнения: придумываю слова на звуки з и с . (Зима) (ответы детей) Дети: Да |
Заключительный | Молодцы ребята , вы помогли сегодня нашим звукам з и с вернуться в царство, да не просто вернуться но и расколдовать его от злой колдуньи . Ребята, а чтобы колдовство исчезло, что нужно было делать ? Какие звуки мы возвращали в заколдованное царство ? Сова в царстве хозяйка –какого звука ? Заяц хозяин в царстве какого звука? Что вам понравилось на занятии больше всего? Что было сложно выполнять (легко)? | выполнить несколько заданий. Звуки с и з |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по конструированию "Дом Дружбы" старшая группа
В ходе образовательной деятельности дети закрепляют умение узнавать детали конструктора , соотносить из со схемами- развертками, закрепляют умение анализировать контурную схему постройки и расчленять ...
Конспект образовательной деятельности по познанию (ФЭМП) в старшей группе на тему: "Встречаем веселых гостей - Машу и Медведя"
Программное содержание:Образовательная область "Здоровье":- в промежутках между занятиями проводить физкультминутки.Образовательная область "Познание":- учить понимать отшошения между рядом стоящими ч...
Конспект образовательной деятельности по ручному труду в старшей группе с общим недоразвитием речи Тема: «Воздушный змей»
В конспекте представлена работа с операционными картами по изготовлению поделки воздушный змей....
Конспект образовательной деятельности по ручному труду в старшей группе с общим недоразвитием речи Тема: Мастерская ДЕДА МОРОЗА
В конспекте представлена деятельность по изготовлению поделок к новому году с помошью схем....
Конспект образовательной деятельности к 23 февраля в старшей группе Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие (рисование, конструирование) Тема: «Самолёт будущего».
Конспект образовательной деятельности к 23 февраля в старшей группеОбразовательная область: «Художественно-эстетическое развитие (рисование, конструирование)Тема: «Самолёт будущего»....
Конспект образовательной деятельности «Кошка» по развитию речи в группе раннего дошкольного возраста
Цель: побуждать детей к активному общению, развивать речь.Задачи:Образовательная: формировать умение внимательно рассматривать игрушку.Развивающая: развитие активного и пассивного словаря.Активн...