Конспект образовательной деятельности по воспитанию звуковой культуры речи в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

 «Волшебный мир звуков (З-С)»
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebny_mir_zvukov_z-s.docx41.41 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

образовательной деятельности по воспитанию звуковой культуры речи в старшей группе

Тема: «Волшебный мир звуков (З-С)»

Цель: упражнять детей в отчетливом произношении звуков з – с и их дифференциации.

Задачи:

Образовательная: Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков. Учить определять место звука в слове (начало, средина, конец).Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки з- с. Отрабатывать интонацию выразительной речи. продолжать учить вычленять из текста слова, содержащие тот или иной звук.

Развивающая: Продолжать развивать фонематический слух.

Воспитательная : Воспитывать культуру общения, развивать память, речь, внимательность.

Оборудование: презентация и дидактические игры на смарт доске. фишки

Словарная работа. Звук, чистоговорки.

Предварительная работа. Заучивание стихотворений, скороговорок с данными звуками, речевые упражнения «Угадай песенку», «Произнеси правильно».

Ход

Этап

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Организационно-мотивационный

Игра-приветствие

Сюрпризный момент

Загадки

Дыхательная гимнастика

Гимнастика на слух

Беседа

Сели на стулья

Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждут волшебные сказки, увлекательные игры и ещё много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение! Давайте возьмемся за руки, станем в круг и поприветствуем друг друга.

Здравствуй, солнце! Здравствуй, небо!

Здравствуй, вся моя Земля!

Мы проснулись очень рано, И приветствуем тебя!

#1056;ебята, скажите мне, пожалуйста, вы знаете, что такое волшебство?

#1040; где бывает волшебство?

3. А вы хотите попасть в сказку?

Мы с вами сегодня отправимся в волшебный мир звуков .В волшебном мире звуков, так же, как и в сказках, много разных царств –государств, ведь звуков тоже много.

#1044;авайте вспомним, что мы знаем о звуках?

#1050;акие звуки бывают ?

#1043;ласные звуки- это какие? (это звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды)

#1059; нас есть шесть гласных звуков, Даша скажи пожалуйста это какие? : [а] [у] [о] [и] [э] [ы]

#1057;огласные звуки –это какие? (Согласные звуки это - звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.)

#1044;авайте вспомним какие согласные звуки мы знаем ? [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ]. и тд

А в гости, к каким звукам мы с вами сегодня отправимся, вы узнаете из загадок:

Всю ночь летает Мышей добывает.

Станет светло,

Спать летит в дупло (сова).

#1059;гадали, кто это?

2. А теперь скажите мне, с какого звука начинается слово Сова?

Правильно, в этом царстве Сова –хозяйка звука «С».

– Возьмите зеркала. Произнесите звук С. Что делают губы? (Губы растягиваются в улыбке.)

– Где находится кончик языка? (Кончик языка внизу, упирается в нижние зубы.)

– На что похож язык? (Язык похож на горочку.)

– Давайте покажем ладошкой горочку. Воздушная струя идет по середине языка. Какая она, теплая или холодная? (Холодная.)

– Горлышко работает? (Нет.)

– Проверим. Молодцы ребята

Но одному звуку в царстве жить скучно, поэтому вместе со звуком «С», живет еще один звук, а какой, угадайте.

Это что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной

И стоит среди травы

Уши больше головы. (заяц) .

Молодцы, угадали.

  1. А вы знаете с какого звука начинается слово Заяц?. Правильно. Зайка –хозяин звука «З» в волшебном царстве.

-Посмотрите в зеркала и произнесите звук З. Звук З мы произносим так же, как и звук С, только в чем отличие? (Работает горлышко.)

– Проверим. Молодцы.

Сообщение темы занятия

#1042;ы уже догадались в царство каких звуков мы попали?

Царство звуков «З и С».

А вот и хозяева нас встречают, давайте с ними поздороваемся.

#1055;очему – то наши хозяева царства грустные, что же могло случиться?

#1061;отите узнать?

Оказывается злая черная колдунья заколдовала их замок и все звуки «З» и «С» пропали. Теперь в эти звуки не звучат в их царстве, а без них, все слова стали непонятными. Зайка и Сова просят вас помочь им расколдовать злые чары колдуньи и тогда снова появятся в царстве пропавшие звуки. Ребята, а чтобы колдовство исчезло, нужно выполнить несколько заданий.

#1050;ак вы думаете, справитесь? А Зайка и Сова будут нам помогать.

Далее воспитатель от имени Зайки и Совы дает детям задания.

Гимнастика на слух:

1. И вот первое задание. Давайте вспомним чьи это песенки: З-З-З – чья это песенка? (комара). Повторите (дети произносят звук «З»)

Теперь послушайте, чья это песенка – С-С-С? (Воды из крана). Повторите (дети произносят звук «С»).

Теперь я буду называть звуки, а вы слушайте. Если услышите песенку комара, то прогоните его отмахнувшись, а если услышите песенку воды, открывайте кран.

Воспитатель произносит звуки: «С-З-С-С-З-З».

Молодцы ребята! Вы справились с первым задание.

Дыхательная гимнастика

2. Вот и второе задание оно называться «Фокус».

Дети как вы думаете почему оно так называется?

Верно, ребята. Для того чтобы попасть в царство пропавших звуков нам нужно показать фокус. Для того что бы фокус выполнить правильно. Я вам покажу как это делать. Я кладу нашу ватку на нос. Для начала я улыбнусь, и приоткрою рот, положу широкий передний край языка на нижнею губу вот так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине образовался ямка, я набираю глубокий вдох и выдыхаю ртом на ватку которая положенная на кончик носа. Наша Ватка должна улететь на вверх . (Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.)Вот так . Давайте выполним это упражнение со мной. (2-4раз)Молодцы ребята, вам удалось выполнить Фокус.

Что бы продолжить наше путешествие в царство вам дети, нужно сесть на стульчики.

Напоминаю вам , что наши Спинки прямые и касаются спинки стула , ножки дружат.

Приветствуют друг друга

Берутся за руки

(Ответы детей)

Волшебство-это что загадочное, необычное. то, что толкает, поднимает и вообще делает вещи из ничего.

Волшебство бывает в сказках и тд.

(Звуки мы слышим и произносим.)

(гласные и согласные)

(это звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды)

(Согласные звуки это - звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.)

Да

#1101;то Сова Звук с

(Губы растягиваются в улыбке)

(Кончик языка внизу, упирается в нижние зубы.) (Язык похож на горочку.)

(Холодная.) (нет )

2. это заяц Звук з

Здравствуйте

Да

Да мы справимся и поможем

Это песенка комара

(дети произносят звук «З»)

А это песенка вода из крана

(дети произносят звук «С»).

Дети выполняют задание.

2. Наверно, потому что ,мы сейчас будем показывать фокусы.

Выполняют дыхательную гимнастику «Фокус»

#1057;мотрят за воспитателем, как выполнять упражнение.

2. Кладут на кончик языка ватку.

3. Делают широкую улыбку.

#1055;риоткрывают рот.

#1050;ладут наш язычок на нижнею губу.

6. набираем глубокий вдох.

#1074;ыдох через рот(ватка улетает).

Основной

#1040;ртикуляционная гимнастика

#1048;золированое произношение звука

Правильная артикуляция звуков «С», «З»: При артикуляции звука [ с ]

- зубы в улыбке

- губы сближены

- кончик языка упирается в нижние зубы

- воздушная струя холодная, направлена посередине языка

- звук «С» произносится без голоса – глухой

- звук «З» произносится с голосом – звонкий

Оба этих звука любят «улыбаться.

#1048;золированое произношение звука

Произнести звук длительно, непрерывно.

2. Имитировать движение: «мыть руки под краном»

Произнести звук коротко, отрывисто.

2. Имитировать движение: «работы насоса».

4.(чистоговорка)

#1054;тработка нужного звукав слогах и тд. (По очереди показываю картинки с изображением проговаривая с детьми название каждой картинки )

#1060;изминутка

#1055;остраение предложение

Ребята, чтобы наши пропавшие звуки, снова появились в царстве нужно выполнить Артикуляционную гимнастику.

Что нам нужно для этого что бы успешно выполнить нашу артикуляционную гимнастику . -Верно нам в этом поможет Зеркальце. Посмотрите в зеркальце что вы видите? Язычок. верно молодцы ребята .

#1053;аше Первое упражнение называется «Заборчик »

Вам нужно растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Посмотрите как это делаю я. Давайте попробуем под (счет.до 5.)

#1042;торое упражнение называется «Трубочка»

Нам нужно сомкнуть зубы, сделав « Заборчик». Округлить губы и вытянуть вперед, как при произнесении звука «О». Удерживать под счет от 1 до #1044;авайте выполним это упражнение под счет. Молодцы ребята. Теперь расслабьте губы и повторим это упражнение еще раз. (3-5)

#1053;у а следующее задание мы будем Чередовать « Заборчик» -и « Трубочку».

Давайте растянем губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. сомкнуть зубы, получился у нас « Заборчик». А теперь сделаем трубочку: округли губы и вытянем вперед, как при произнесении звука «О». Удерживать под счет от 1 до #1044;авайте выполним это упражнение под счет. Молодцы ребята. Теперь расслабьте губы и повторим это упражнение еще раз. (3-5)

#1044;авайте выполним еще упражнение, оно называется «Открыть – закрыть заборчик»

Посмотрите как я его делаю для начало я улыбнусь и сделаю «Заборчик». А теперь открою рот, язык лежит внизу «на полу», кончик языка упирается в нижние зубы. И закрою рот. Повторить упражнение 5 – 10 раз. Давайте упражнение выполним вместе Улыбнемся, сделаем «Заборчик». Откроем рот, язык лежит внизу «на полу», кончик языка упирается в нижние зубы.и закроем рот. Повторить упражнение 5 – 10 раз.

5. А теперь самое интересное упражнение он называется«Блинчик»

Посмотрите как я его делаю для начало я улыбнусь и широкий язык мой лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Давайте вместе выполним это упражнение .Удерживать под счет от 10 до 15 секунд.

#1058;еперь давайте «Остудим блинчик»

Улыбнемся, сделав блинчик, подуем и произнесем длительно звук «Ф», щеки не надувать. Давайте выполним еще раз это упражнение.

Какие вы умнички , справились со всеми упражнениями.

Давайте вспомним ,как правильно произносить звуки с и з

Когда произносим звук с

  1. Кончик языка упирается в нижние передние зубы.
  2. Губы растянуты, как при улыбке, и не закрывают зубов.
  3. Зубы сближены или сомкнуты
  4. Воздух выдыхаем с силой посередине языка, по «желобку»; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается резкая холодная струя.
  5. Звук с глухой.

Когда произносим звук з

1. Губы в улыбке, зубы видны;

2. Зубы сближены, но не сомкнуты;

3. Широкий кончик языка находится за нижними резцами;

4. Боковые края спинки языка плотно прижаты к боковым зубам, и только посередине остается узкая щель в форме желобка;

5. Посередине языка идет воздушная струя, которая ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту;

Предлагаю вам теперь произнести эти звуки: [З], а теперь звук [С].

..Что общего у звуков З - С? .

Верно ребят, они оба согласные звуки и язык в ворту расположен за нижними зубами

-В чем разница? (З – звонкий, С – глухой).

- Давайте это проверим, почувствуем звонкость согласного З, руку положим на горлышко и произнесем з-з-з. Если чувствуется вибрация, дрожание – это звонкий звук, если дрожания нет – глухой.

-А что еще эти два звука любят делать? Верно дети, улыбаться.

3. А теперь послушайте сова и зайчик подготовил для вас упражнения .Вам нужно повторить с начало за Совой А потом за зайчиком.

1.Льётся водица – надо умыться.

С-С-С-С-С-С-С-С-С-С

2. Есть насос для колёс.

С. С. С. С. С. С. С. С. С.

3. Накачай колеса с помощью насоса.

С. С. С. С. С. С. С. С. С.

А теперь с Зайчиком

#1050;омар летит, его песенка звенит.

З-З-З-З-З-З-З-З-З-З

#1050;омар не зевает, кого-то кусает.

З. З. З. З. З. З. З. З. З.

#1050;омар летит

кого-то кусает.

З-З-З-З-З

З. З. З. З. З. З. З. З. З.

З-З-З-З-ЗЗ.

З. З. З. З. З. З. З. З.

Молодцы, ребята!

#1063;истоговорки

Ребята, вот Сова говорит, она очень любит чистоговорки, потому что они помогают чисто, правильно и красиво разговаривать. Сова предлагает вам поиграть..

са-са-са Вот летит оса

СА СА СА под кустом сидит лиса

Сысысы хвост красивый у лисы

А теперь буду называть предложения, а вы назовете последний слог, на который оно заканчивается

Вот идет коза –за-за-за

Не боюсь козы –зы-зы-зы

Вот летит стрекоза –за-за-за
Молодцы ребята

5. Слушайте следующее задание

Зайка и Сова набирают к себе жителей. Надо определить, какой звук есть в этом слове «З» или «С» и поместить предмет туда, где находится хозяин этого звука. Еще нужно сказать, где находится звук «з-с»: в начале, в середине или в конце. Будьте внимательны.

Сом

Соль

Песок

Коса

Нос

Загар

Зонт

Магазин

Коза

КамАЗ

Наша Совушка предлагает вам немного отдохнуть.

#1060;из. минутка «Сова»

«Сова, сова, совиные глаза.

На суку сидит,

Во все стороны глядит,

Да вдруг как слетит!»

7. Посмотрите, ребята, Зайка уже повеселел и предлагает нам веселое задание. Он очень любит смешинки, а вы любите? Зайка вам будет говорить смешные предложения, а вы их исправляйте и произносите правильно.

Задание на правильное построение предложений.

• Глаза закрыли Зину.

• Захар болит у зуба.

• Ваза стоит в розах.

Сова: Молодцы, умеете вы правильно строить предложения.

Сова и Зайка благодарят детей за помощь в спасении звуков из заколдованного замка и приглашают в гости нас в следующий раз .

Молодцы ребята!!! Со всеми заданиями справились!

Ответы детей

Нам понадобиться зеркало

Выполняют упражнения за воспитателем.

Эти звуки согласные . язычок расположен за нижними губами

(З – звонкий, С – глухой).

Выполняют упражнения: придумываю слова на звуки з и с .

(Зима)

(ответы детей)

Дети: Да

Заключительный

Молодцы ребята , вы помогли сегодня нашим звукам з и с вернуться в царство, да не просто вернуться но и расколдовать его от злой колдуньи .

Ребята, а чтобы колдовство исчезло, что нужно было делать ?

Какие звуки мы возвращали в заколдованное царство ?

Сова в царстве хозяйка –какого звука ?

Заяц хозяин в царстве какого звука?

Что вам понравилось на занятии больше всего?

Что было сложно выполнять (легко)?

выполнить несколько заданий.

Звуки с и з


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по конструированию "Дом Дружбы" старшая группа

В ходе образовательной деятельности дети закрепляют умение узнавать детали конструктора , соотносить из со схемами- развертками, закрепляют умение анализировать контурную схему постройки и расчленять ...

Конспект образовательной деятельности по познанию (ФЭМП) в старшей группе на тему: "Встречаем веселых гостей - Машу и Медведя"

Программное содержание:Образовательная область "Здоровье":- в промежутках между занятиями проводить физкультминутки.Образовательная область "Познание":- учить понимать отшошения между рядом стоящими ч...

Конспект образовательной деятельности по ручному труду в старшей группе с общим недоразвитием речи Тема: «Воздушный змей»

В конспекте представлена работа с операционными картами по изготовлению поделки воздушный змей....

Конспект образовательной деятельности по ручному труду в старшей группе с общим недоразвитием речи Тема: Мастерская ДЕДА МОРОЗА

В конспекте представлена деятельность по изготовлению поделок к новому году с помошью схем....

Конспект образовательной деятельности к 23 февраля в старшей группе Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие (рисование, конструирование) Тема: «Самолёт будущего».

Конспект образовательной деятельности к 23 февраля в старшей группеОбразовательная область: «Художественно-эстетическое развитие (рисование, конструирование)Тема: «Самолёт будущего»....

Конспект образовательной деятельности «Кошка» по развитию речи в группе раннего дошкольного возраста

Цель: побуждать детей к активному общению, развивать речь.Задачи:Образовательная: формировать умение внимательно рассматривать игрушку.Развивающая: развитие активного и пассивного словаря.Активн...