Комплекс игр и игровых упражений для формирования общих речевых навыков у дошкольников в рамках образовательной деятельности по воспитанию звуковой культуры речи
учебно-методический материал по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Система игр и игровых упражнений, рекомендуемых педагогам в целях формирования общих речевых навыков у дошкольников. Игры представлены по следующим разделам: развитие физиологического и речевого дыхания; обучение мягкой атаке голоса; развитие способности изменять силу голоса; развитие интонационной выразительности речи и эмоциональной окрашенности речи; развитие темпа и ритма речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Система игровых упражнений по формированию у дошкольников общих речевых навыков | 19.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры и игровые упражнения по формированию общих речевых навыков.
(составила учитель-логопед Муравьева О.С., ГБДОУ д/с№32 Прим. р-на г.Санкт-Петербург)
I.Развитие физиологического и речевого дыхания.
1) Учить детей контролировать своё дыхание, а именно – вдох и выдох(с опорой на схему).
2) Развивать глубокий вдох.
Упражнения:
- «Узнай овощ»
- «Узнай фрукт»
- «Узнай цветы»
- «Приятный запах»
3) Развивать длительный плавный выдох.
Упражнения:
- «Осенние листочки»
- «Кораблики»
- «Снежинки»
- «Футбол»
- «Трубач»
- «Кто дольше?» (с тренажёрами, музыкальными игрушками типа дудочки, свистульки, саксофона, трубочками для напитков и т.п.)
- «У кого больше?» (с мыльными пузырями, воздушными шариками)
4) Развивать диафрагмальное дыхание (система представлена Н.В Нищевой)
- Упр. №1. «Диафрагмальное дыхание лёжа»;
- Упр. №2. «Диафрагмальное дыхание стоя»;
- Упр. №3 «Диафрагмальное дыхание сидя»;
- Упр. №4 (Исх. пол. – упр. №3)«Диафрагмальное дыхание под счёт: на три – вдох, от 1 до 5 - выдох»;
- Упр. №5 (и.п. – сидя)«Счёт на выдохе до 5»;
- Упр. №6 «Счёт на выдохе от одного до пяти и обратно»;
- Упр. №7 «Счёт на выдохе от одного до пяти и обратно; добрать воздух – счёт до 5; добрать воздух – счёт от пяти до одного.
5) Развивать речевое дыхание.
II. Учить мягкой атаке голоса и формировать плавность речи (преодоление твёрдой атаки гласных).
- «Укачиваем куклу» [а-а-а]
- «Поезд» [у-у-у]
- «Лесенка» [а],[у] и т. д.
- Проговаривание предложений из двух слов типа:
Аня умывается.
Игорь играл.
Алла ушла.
Оля идёт. И т.п.
- Проговаривание предложений из трёх слов типа:
Аня утром умывалась.
Ира убрала игрушки.
У Ивана апельсин. И т.п.
- Проговаривание предложений из четырёх-пяти слов типа:
У Иры и Инны игрушки.
У Ани и Аллы апельсины.
Ира и Игорь играли. И т.п.
III. Развивать способность изменять силу голоса.
- «Лесенка» [а],[у] и т. д.;
- Игра «Эхо» [ау] - (командная игра), повторяется по 3-5 раз;
- Варианты игры «Эхо» («Потерялся детёныш»);
- «Вьюга» [у];
- «Мышка в норке» [пи-пи-пи];
- «Кто кого?» - соревнование двоих детей;
- «Мишутка и медведь» («Мама – детёныш»);
- «Мышки в норушке» (отработка шёпотной речи на любом речевом материале).
IV. Развивать интонационную выразительность и эмоциональную окрашенность речи.
- «Говорим по-разному»:
1 вид – с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией (с использованием карточек, изображающих интонационные знаки (точка, восклицательный знак, вопросительный знак);
2 вид – с разной эмоциональной окрашенностью (пиктограммы);
3 вид – игра «Превращение» - дети превращаются в сказочных персонажей: Буратино, Мальвину, Карабаса Барабаса, Пьеро (стихи, речь с движением, пальчиковые гимнастики и т.п.)
4 вид –инсценировки: диалоги, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры.
V. Развивать правильный темп и ритм речи.
Приёмы работы по формированию умеренного темпа и ритма:
- По подражанию;
- С помощью т.н. «дирижирования» (как дирижёр, хлопков, отстукивания, притопывания);
- С помощью вспомогательных предметов (барабанной палочки, молоточка, металлофона).
Материал: стихи, пальчиковые гимнастики, речь с движением и т.п.
- «Черепашки»;
- «Торопыжки»;
- Игры со скороговорками.
Вспомогательная работа – развитие чувства ритма. Основная форма работы – повторение за взрослым.
Ритм задаётся разными способами:
- 1.Хлопками в ладоши;
- 2.Притопыванием;
- 3. Хлопками в ладоши и притопыванием;
- 4. Вспомогательными средствами (молоточком, на металлофоне и т.п.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...
Планирование образовательной деятельности по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников в разных возрастных группах
Планирование разработано с учётом качества звукопроизношения у современных дошкольников. Например, отработка шипящих звуков в средней группе не рекомендуется, т.к. в настоящее время многие дети 4-5 ле...
Планирование образовательной деятельности по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников 3-7 лет
В презентации представлены:1. итоги обследования состояния [С], [З] и [ Ш], [Ж] у детей младшего, среднего и старшего возрастов 2-х садов (в виде графика);2. рекомендации по планированию о...
Конспект образовательной деятельности по воспитанию звуковой культуры речи в старшей группе
Тема: Звуки "Л", "Р"Способствоватьформированию звуковой культуры речи у детей старшей группы....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по воспитанию звуковой культуре речи для детей средней группы.
Конспект НОД по воспитанию звуковой культуре речи. В конспекте можно найти: артикуляционную гимнастику, упражнения на развитие фонематического слуха....
Конспект образовательной деятельности по воспитанию звуковой культуры речи в старшей группе
laquo;Волшебный мир звуков (З-С)»...
КОНСПЕКТ образовательной деятельности по воспитанию звуковой культуры речи в группе детей младшего дошкольного возраста
Конспект ОД по воспитанию звуковой культиуры речи...