Комплекс игр и игровых упражений для формирования общих речевых навыков у дошкольников в рамках образовательной деятельности по воспитанию звуковой культуры речи
учебно-методический материал по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Система игр и игровых упражнений, рекомендуемых педагогам в целях формирования общих речевых навыков у дошкольников. Игры представлены по следующим разделам: развитие физиологического и речевого дыхания; обучение мягкой атаке голоса; развитие способности изменять силу голоса; развитие интонационной выразительности речи и эмоциональной окрашенности речи; развитие темпа и ритма речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и игровые упражнения по формированию общих речевых навыков.

(составила учитель-логопед Муравьева О.С., ГБДОУ д/с№32 Прим. р-на г.Санкт-Петербург)

I.Развитие физиологического и речевого дыхания.

1) Учить детей контролировать  своё дыхание, а именно – вдох и выдох(с опорой на схему).

2) Развивать глубокий вдох.

 Упражнения:

  •  «Узнай овощ»
  •  «Узнай фрукт»
  •  «Узнай цветы»
  •  «Приятный запах»

3) Развивать длительный плавный выдох.

 Упражнения:

  •  «Осенние листочки»
  •  «Кораблики»
  •  «Снежинки»
  •  «Футбол»
  • «Трубач»
  •  «Кто дольше?» (с тренажёрами, музыкальными игрушками типа дудочки, свистульки, саксофона, трубочками для напитков и т.п.)
  •  «У кого больше?» (с мыльными пузырями, воздушными шариками)

4) Развивать диафрагмальное дыхание (система представлена Н.В Нищевой)

  • Упр. №1. «Диафрагмальное дыхание лёжа»;
  •  Упр. №2. «Диафрагмальное дыхание стоя»;
  •  Упр. №3 «Диафрагмальное дыхание сидя»;
  •  Упр. №4  (Исх. пол. – упр. №3)«Диафрагмальное дыхание  под счёт: на три – вдох, от 1 до 5 - выдох»;
  •  Упр. №5 (и.п. – сидя)«Счёт на выдохе до 5»;
  •  Упр. №6 «Счёт  на выдохе от одного до пяти и обратно»;
  •  Упр. №7 «Счёт  на выдохе от одного до пяти и обратно; добрать воздух – счёт до 5; добрать воздух – счёт от пяти до одного.

5) Развивать речевое дыхание.

II. Учить мягкой атаке голоса и формировать плавность речи (преодоление твёрдой атаки гласных).

  • «Укачиваем куклу» [а-а-а]
  •  «Поезд» [у-у-у]
  • «Лесенка» [а],[у] и т. д.
  •  Проговаривание предложений из двух слов типа:

Аня умывается.                

Игорь играл.        

Алла ушла.        

Оля идёт. И т.п.        

  •  Проговаривание предложений из трёх слов типа:

Аня утром умывалась.        

Ира убрала игрушки.        

У Ивана апельсин. И т.п.

  • Проговаривание предложений из четырёх-пяти слов типа:

У Иры и Инны игрушки.                

У Ани и Аллы  апельсины.

Ира и Игорь играли. И т.п.

III. Развивать способность изменять силу голоса.

  • «Лесенка» [а],[у] и т. д.;
  • Игра «Эхо» [ау] - (командная игра), повторяется по 3-5 раз;
  • Варианты игры «Эхо» («Потерялся детёныш»);
  • «Вьюга» [у];
  • «Мышка в норке» [пи-пи-пи];
  • «Кто кого?» - соревнование двоих детей;
  • «Мишутка и медведь» («Мама – детёныш»);
  •  «Мышки в норушке» (отработка шёпотной речи на любом речевом материале).

IV. Развивать интонационную выразительность и эмоциональную окрашенность речи.

  • «Говорим по-разному»:

1 вид – с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией (с использованием карточек, изображающих интонационные знаки (точка, восклицательный знак, вопросительный знак);

2 вид – с разной эмоциональной окрашенностью (пиктограммы);

3 вид игра «Превращение» - дети превращаются в сказочных персонажей: Буратино, Мальвину, Карабаса Барабаса, Пьеро (стихи, речь с движением, пальчиковые гимнастики и т.п.)

4 вид –инсценировки: диалоги, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры.

V. Развивать правильный темп и ритм речи.

Приёмы работы по формированию умеренного темпа и ритма:

  1. По подражанию;
  2. С помощью т.н. «дирижирования» (как дирижёр, хлопков, отстукивания, притопывания);
  3. С помощью вспомогательных предметов (барабанной палочки, молоточка, металлофона).

Материал: стихи, пальчиковые гимнастики, речь с движением и т.п.

  • «Черепашки»;
  • «Торопыжки»;
  • Игры со скороговорками.

Вспомогательная работа – развитие чувства ритма. Основная форма работы – повторение за взрослым.

Ритм задаётся разными способами:

  • 1.Хлопками в ладоши;
  • 2.Притопыванием;
  • 3. Хлопками в ладоши и притопыванием;
  • 4. Вспомогательными средствами (молоточком, на металлофоне и т.п.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Планирование образовательной деятельности по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников в разных возрастных группах

Планирование разработано с учётом качества звукопроизношения у современных дошкольников. Например, отработка шипящих звуков в средней группе не рекомендуется, т.к. в настоящее время многие дети 4-5 ле...

Планирование образовательной деятельности по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников 3-7 лет

В презентации представлены:1. итоги  обследования состояния [С], [З] и [ Ш], [Ж] у детей младшего, среднего  и старшего возрастов 2-х садов (в виде графика);2. рекомендации по планированию о...

Конспект образовательной деятельности по воспитанию звуковой культуры речи в старшей группе

Тема: Звуки "Л", "Р"Способствоватьформированию звуковой культуры речи у детей старшей группы....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по воспитанию звуковой культуре речи для детей средней группы.

Конспект НОД по воспитанию звуковой культуре речи. В конспекте можно найти: артикуляционную гимнастику, упражнения на развитие фонематического слуха....