Конспект образовательной деятельности по воспитанию звуковой культуры речи в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Тема: Звуки "Л", "Р"
Способствоватьформированию звуковой культуры речи у детей старшей группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zkr_str_gr_otkrytoe_zanyatie.docx | 21.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности по воспитанию звуковой культуры речи в старшей группе
Денисевич
Татьяна
Протасьевна
Тема: Звуки [л], [р].
Цель: способствовать формированию звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательная: закрепить правильное звукопроизношение звуков «р», «л» изолированно, в словах и фразах
Продолжать учить вычленять из текста слова, содержащие заданный звук.
Упражнять в отчетливом произношении слов и фраз.
Развивающая: продолжать развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание.
Воспитательная: продолжать воспитывать умение слушать друг друга.
Оборудование: картинки - иллюстрации к заданиям; аудио-запись звук ракеты: карточки для анализа слов, иллюстрации для составления предложений.
Словарная работа. Звук, чистоговорки.
Ход занятия.
В: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в мир звуков. А на чем же мы можем путешествовать? (ответы детей)
Правильно ребята. Мы полетим на ракете.
В: Ребята, а как работает мотор у ракеты? (ответы детей)
Правильно, двигатель у ракеты работает так: Р-р-р-р-р-р.
Но для того чтобы правильно произнести звук мотора, мы должны разбудить свой язычок и немного с ним поиграть.
Зарядка для языка
Язычок сидел в своем домике. И решил он помыть потолок в домике. А потом помыл стены домика. Открыл дверь и вышел погулять, посмотрел в одну сторону, а затем в другую. Посмотрел вверх и увидел ракету. Язычку очень захотелось научиться петь песенку ракеты (я показываю, дети повторяют) Чтобы правильно пропеть песенку ракеты вам нужно кончик языка поднять к небу, но не дотронуться до него и… начать петь песенку ракеты Р-р-р-р-р-р.
В: Молодцы, ребята. Вы старались спеть песенку ракеты.
Теперь, Тася, ты спой нам песенку ракеты.
Тася: «Р-р-р».
В: Молодец Тася, а теперь, нам споет песенку ракеты, Илья.
Илья: «Р-р-р».
В: Правильно, молодец Илья.
В: Ребята, нам удалось спеть песенку ракеты. Теперь давайте заведем свои моторы у ракеты (Молодцы, моторчики все завели. Теперь можно отправится в путешествие…
Закройте глаза, и представьте, что вы летите в космос на ракете.
Аудио запись «Звук ракеты»
Ребята, открывайте глаза.
В: Мы с вами отправились в путешествие, но наша ракета совсем немного пролетела и остановилась. Чтобы она дальше полетела, нам надо выполнить задание.
Готовы?
Д: Да!
- Задание: «Назвать слова со звуком Р» (Расскажу, секрету, построили, ракету, коробок, штор, забрались, гурьбой, бутерброды, придется, мотор, раз, Марс)
Расскажу вам по секрету:
Мы построили ракету
Из коробок, стульев, штор,
Забрались гурьбой под стол,
Взяли сок и бутерброды,
Вдруг лететь придется... годы?
Завели мотор и... р-р-раз...
Полетели мы на Марс.
Молодцы ребята, с этим заданием все правильно справились.
Заводим свои моторчики (Р-р-р-р-)
Закрываем глазки… (аудио - запись звук ракеты)
Ребята, наша ракета снова остановилась.
В: Ребята, на нашей планете много водоемов, рек, морей, а по ним плывут пароходы. Хотите побывать капитанами.
Д: Да!
В: Тогда пройдем к столам. Рассаживайтесь удобно.
В: Ребята, надо вспомнить песенку парохода. Давайте вспомним как работает пароход, когда плывет?
Чтобы правильно произнести этот звук, мы должны кончиком языка сильно надавить на передние верхние зубы или на альвеолы, и начинает гудеть, как пароход. И произнести звук (Л-л-л-л).
В: Дети, давайте споем вместе песенку парохода: «Л-л-л» и покажем, как пароход плывет к океану.
- Игра «Пароходы плывут к океану»
Воспитатель раздает картинки с картой, и дети показывают, как плывет пароход.
Д: «Л-л-л».
В: Катя, как твой пароход плывёт.
Катя: «Л-л-л».
В: А теперь, Миша, как твой пароход плывёт.
Миша: «Л-л-л».
Молодцы, ребята. Все пароходы теперь плывут по океану.
А на пароходе мы с вами поиграем.
Физкультминутка:
От зеленого причала оттолкнулся пароход (прыжок вперед)
Он шагнул назад сначала (шаг назад)
А потом шагнул вперед (шаг вперед)
А потом назад, вперед,
Назад, вперед, (ходьба вперед, назад)
Развернулся (поворот)
И поплыл, поплыл по речке (ноги на ширине плеч, делаем волнообразные движения руками)
Набирая полный ход (бег на месте)
В: А теперь на нашу ракету…(аудио-запись звук ракеты)
Теперь мы можем продолжить свое полет.
Давайте сядем на наши стульчики, заведем наши двигатели и отправимся в путь.
Д: Р-р-р-р-р. (звук ракеты)
Ребята, у нас снова остановка. Что же нам надо сделать, чтобы ракета полетела дальше?
Ребята, а выполнить вы должны такое задание:
- Игра «Повтори правильно»
В: Я буду проговаривать чистоговорки, а вы будете повторят
[р]: Ря-ря-ря - синие моря.
Д: Ря-ря-ря - синие моря.
В: Ля-ля-ля - большие тополя.
Д: Ля-ля-ля - большие тополя.
В: Ри-ри-ри - горят фонари.
Д: Ри-ри-ри - горят фонари.
В: Ли-ли-ли - мы улицу мели.
Д: Ли-ли-ли - мы улицу мели.
В: Ра-ра-ра - высокая гора.
Д: Ра-ра-ра - высокая гора.
В: Ла-ла-ла - звенят колокола.
Д: Ла-ла-ла звенят колокола
(Индивидуальное и хоровое повторение).
Молодцы, ребята.
- Игра «Не ошибись».
В: Дети, давайте поиграем еще в одну игру «Не ошибись». Дети, я вам буду говорить слова, а вы будете их проговаривать за мной, если в слове есть звук Л вы покажите плывущий пароход, а если звук Р вы покажите ракету.
(Воспитатель называет слова: роза, ракета, лампочка, ромашка, ласточка, робот, шляпа, игла, полы, мотор, морковь, стол.) Дети по звуку Л. показывают плывущий пароход, а если звук Р, показывают ракету.
- Виолетта, а почему ты показала пароход (Лампочка) (потому, что в слове Лампочка есть звук Л)
- Молодец, Виолетта. Правильно!
А теперь ребята, я вам раздам картинки, а вы должны определить в какой части слова стоит звук Р или Л вначале, в середине или в конце слова.
(раздаю детям картинки: лошадь, слон, крокодил, рысь, барсук, зубр и карточки с фишками)
Молодцы, ребята. Отправляемся дальше.
Давайте, заведем свои двигатель у ракет (язычок подняли к верхним альвеолам) Р-р-р-р-р.
(звук ракеты)
В: И снова остановилась наша ракета. Ребята, мы должны быть особенно внимательными, это последнее задание.
- Составление предложений по индивидуальным сюжетным картинкам
Вам надо придумать предложение по картинке (показ картинок) со звуками «р» и «л». (дети придумывают предложения)
Воспитатель спрашивает по одной картинке, несколько вариантов ответа.
Молодцы ребята.
И теперь последнее здание
- Игра «Каждой картинке своя буква»
Ребята, вам нужно эти картинки разделить, по наличию в них звука Р и Л.
В: А теперь ребята, нам надо возвращаться в д/с. Заводим наши моторчики.
(звук ракеты)
В: Мы подлетаем к Земле. Я вижу на космодроме много людей. Это журналисты, фотокорреспонденты. Они хотят взять у вас интервью.
Итог:
(Журналисты берут интервью у детей)
Д/игра «Вопросы - ответы»
· Какие у вас были задания?
· Какое задание вам больше всего понравилось?
· Какие звуки вы сегодня проговаривали?
· Как поется песенка парохода?
· А как поется песенка ракеты?
· Вам понравилось сегодняшнее путешествие?
Спасибо вам, ребята. Вы молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по воспитанию звуковой культуры речи в старшей группе "Звуки "Р", "Л"
Конспект зантия по развитию речи...
Конспект занятия по воспитанию звуковой культуры речи в старшей группе на тему: Звуки [Л], [Р].
ЗКР...
Конспект занятия по воспитанию звуковой культуры речи в старшей группе на тему: Звуки [Л], [Л′].
ЗКР...
Конспект занятия по воспитанию звуковой культуры речи в старшей группе на тему: "В гостях у Песочной феи. Дифференциация звуков [с] и [ш]".
Конспет направлен на реализацию следующих задач:1.Закреплять правильное произношение звуков [с] и [ш].( умение произносить их протяжно, на одном выдохе)Научить детей различать эти звуки на слух и в пр...
Конспект интегрированного занятия по воспитанию звуковой культуры речи в старшей группе с применением пескографии на тему: «В гостях у Песочной феи. Дифференциация звуков [с] и [ш].
Программное содержание:1.Закреплять правильное произношение звуков [с] и [ш].( умение произносить их протяжно, на одном выдохе)Научить детей различать эти звуки на слух и в произношении, правильно под...
Планирование образовательной деятельности по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников в разных возрастных группах
Планирование разработано с учётом качества звукопроизношения у современных дошкольников. Например, отработка шипящих звуков в средней группе не рекомендуется, т.к. в настоящее время многие дети 4-5 ле...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по воспитанию звуковой культуре речи для детей средней группы.
Конспект НОД по воспитанию звуковой культуре речи. В конспекте можно найти: артикуляционную гимнастику, упражнения на развитие фонематического слуха....