Система игр и игровых упражнений для отработки произношения звуков в рамках воспитания звуковой культуры речи у дошкольников в разных возрастных группах
учебно-методический материал по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Материал представлен в виде перечня игр и игровых упражнений для отработки звуков и улучшения дикции дошкольников в образовательной деятельности по воспитанию звуковой культуры речи. Для каждой возрастной категории дошкольников предлагается отдельный список, разделённый на разделы:

1. подготовка артикуляционного аппарата и уточнение произношения изолированного звука;

2.закрепление произношения (дифференциация) звука в слогах и словах;

3. закрепление произношения (дифференциация) в предложениях, связной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СИСТЕМА игр и игровых упражнений по воспитанию ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ у дошкольников в разных возрастных группах

(составила учитель-логопед Муравьева О.С., ГБДОУ д/с№32 Приморского района г. Санкт-Петербурга)

Младшая группа.

  1. Подготовка  артикуляционного аппарата и уточнение произношения изолированного гласного звука.
  • Артикуляционное упражнение «Домик открывается».
  • Использование геометрических символов для произношения изолированных гласных звуков.
  • Использование кубика с точками – игрального кубика для повторения звука.
  • Игра «Кто дольше?» - развитие речевого дыхания.
  • Игра «Лесенка» - развитие силы  и высоты голоса.
  • Игра «Эхо» - развитие силы и высоты голоса.
  • Игра «Мышка и мишка» - развитие силы и высоты голоса.
  • Использование кукол бибабо для повторений звуков.
  • Игра «Укладываем малыша»  («а-а-а») - обучение мягкой атаке голоса.
  • Игра «Ветер» («у-у-у») - развитие речевого дыхания.
  • Игра «Комарик»  («и-и-и») - развитие речевого дыхания.
  1. Закрепление произношения и дифференциация гласных звуков в словах и предложениях.
  • Использование  игрального кубика для повторения междометий («ай», «ох», «ух» и т.п.), слов.
  • Игра «Топор» («ух») - развитие речевого дыхания.
  • Игра «Мышка и мишка» - развитие силы и высоты голоса (с междометиями).
  • Игра «Как тебя зовут?» с куклой бибабо.
  • Игра «Плачет малыш» («уа») - развитие силы  и высоты голоса.
  • Игра «Заблудились в лесу» («ау») - развитие силы  и высоты голоса.
  • Игра «Приятный запах» («ах»).
  • Игры «Чего (кого) не стало?», «Кто убежал?» (с игрушками, картинками) – уточнение и дифференциация.
  • Повторение предложений с опорой на картинки («Аня умывается»,  «Уля  улыбается», «Оля играет» и т.п.).
  • Произношение предложений по демонстрируемым действиям с куклой – игра «Что умеет делать кукла Аня?» - дифференциация [ а-у],    игра «Что умеет делать кукла Оля?», «Что умеет делать ослик?»   - дифференциация [ о-у].
  • Игра «Один – много» (с картинками) -   дифференциация [ ы-и].
  • Игра «Кто (что)   это?» (с картинками – часть закрывается)  - дифференциация [ э-о].
  • Игра «Мышки – мишки» - развитие слухового внимания, силы голоса, дифференциация [ э-ы].
  • Игра «Это мы!» - (детям раздаются роли животных) – развитие слухового внимания, дифференциация [ э-ы].
  • Игры «Чудесные превращения» - развитие интонационной выразительности речи.
  1. Подготовка артикуляционного аппарата и уточнение произношения изолированного согласного звука; закрепление в слогах, звукоподражаниях.
  • Артикуляционные упражнения «Самовар», «Бычок»  - [м] [м’] [п] [п’] [б] [б’].
  • Артикуляционное упражнение «Чистим зубки» - [н] [н’].
  • Артикуляционное упражнение «Расчёска» - [в-ф-в’-ф’].
  • Использование  игрального кубика для повторения 1 слога, звукоподражаний, слов.
  • Игра «Не зевай, повторяй» (с перебрасыванием мяча) – развитие слухового внимания  (повтор слога по 1, 2,3 раза).
  • Игра «Лошадки» («но!») - развитие слухового внимания, силы голоса.
  • Игры « Коровы и телята» («му»), «Кошки и котята» («мяу), «Ежи и ежата»  («пых»), «Собаки и щенки» («аф»)  и т.п.- развитие силы и высоты голоса.
  • Игры «Далеко – близко» (цыплята – «пи-пи-пи»; «ветер» - [в], «гроза» - «бах», «барабан» - «бом» и т.п.) – развитие силы голоса.
  1. Закрепление согласного звука в словах и предложениях.
  • Игра «Один – много» (с картинками на данный звук).
  • Игра «Жадина» («моя машина», «мои игрушки»  и т.д.[м]).
  • Игра Назови ласково» («вода – водичка»).
  • Повторение предложений с опорой на картинки, по демонстрируемым действиям.
  • Чистоговорки, напр. «мя-мя-мя-мяч» или «мя-мя-ям  - у меня мяч», «ом-ом-ом – у меня дом» (с перебрасыванием или перекатыванием мяча, с сюрпризным моментом).

Средняя группа.

  1. Подготовка  артикуляционного аппарата и уточнение произношения изолированного согласного звука, закрепление в слогах, звукоподражаниях, словах.
  • Артикуляционные упражнения «Почистим зубки», «Подуем на блинчик», «Мостик», «Лягушки».
  • Использование  игрального кубика для повторения 1 слога, звукоподражаний, слов.
  • Игры:  «Поезд» («ту-ту»), «Часы» («тик-так»), «Колокол» («динь-дон»), «Гуси» («га»), «Курочки»  («ко»), «Петушки» («ку-ка-ре-ку»), «Лошадки» («цок») – развитие силы голоса.
  • Игра «Не зевай, повторяй» (повтор 2 разных слогов, напр. «ка – ко», «са-за» - с перебрасыванием мяча) - развитие слухового внимания и фонематического слуха.
  • Игра «Что спрятано?», «Какие картинки (игрушки) поменяли местами?»
  • Игра «Один – много» (2 варианта – в имен. падеже).
  • Игра «Жадина».
  • Игра «Назови ласково».
  • Игра «Два – две» («два дуба», «две девочки»).
  • Повторение слов с парными звонкими согласными (напр., «точка – дочка», «сайка – зайка» – с перебрасыванием мяча) – развитие слухового внимания и фонематического слуха.
  • Счет от 1 до 5 с называнием предмета («один дом, два дома, три дома, четыре дома, пять домов»).
  • Игра «Синий – зелёный» ([ с’] - [з’ ]).
  • Отгадывание загадок.
  • «Доскажи словечко».
  1. Закрепление произношения в предложениях.
  • Составление предложений по сюжетной картинке.
  • Составление предложений по демонстрируемым действиям  с игрушками.
  • Задание «Какого цвета предмет?» ([ ц]).
  • Игра «Я, ты, он, она, они, мы, вы» («Я несу сумку, ты несёшь сумку…).
  • Чистоговорки.
  • Диалоги, потешки. («Гуси, гуси…»).
  • Игра «Чудесные превращения» - развитие интонационной выразительности речи.
  • Игра «Черепашки – торопыжки» - развитие темпа речи.

Старшая группа.

  1. Подготовка  артикуляционного аппарата и уточнение произношения изолированного  звука, закрепление в слогах, словах.
  • Артикуляционные упражнения «Окошечко», «Чашечка», «Качели», «Не разбей чашечку».
  • Использование  игрального кубика для повторения звука, слога, звукоподражаний, слов.
  • «Сколько хлопков, столько звуков» - развитие слухового внимания.
  • Игра «Не зевай, повторяй» (повтор 2и 3  разных слогов, напр. «ша – шо - шу», «ша-жа» - с перебрасыванием мяча) - развитие слухового внимания и фонематического слуха.
  • Игра «Что спрятано?», «Чего не стало?», «Какие картинки (игрушки) поменяли местами?»
  • Игра «Один – много» (2 варианта – в имен. и  род. падежах).
  • Игра «Жадина».
  • Игра «Назови ласково».
  • Игра « Два – пять» («две шубы» -  пять шуб»; «два жука -  пять жуков»).
  • «Запомни три слова» - развитие слухового внимания и памяти (с мячом).
  •  «Счет от 1 до 5 и обратно» - с называнием предмета.
  • Отгадывание загадок.
  • «Доскажи словечко».
  • «Придумай слово»  (с заданным звуком).
  1. Закрепление произношения звука в предложениях.
  • Составление предложений по сюжетной картинке.
  • Игра «Я, ты, он, она, они, мы, вы» («Я жужжу как жук, ты жужжишь как жук…).
  • Чистоговорки.
  • Повторение предложений за педагогом (с перебрасыванием мяча) - развитие слухового внимания и памяти.
  • Игра «Один – много» (с предложениями, напр. «Девочка  чистит чеснок» - «Девочки чистят чеснок» ).
  • Игра «Чудесные превращения» - развитие интонационной выразительности речи.
  • Игра «Черепашки – торопыжки» - развитие темпа речи.
  • «Мышки в норушке» - развитие шёпотной речи.
  • Диалоги, поговорки, пословицы.

Подготовительная группа.

  1. Подготовка  артикуляционного аппарата и уточнение произношения изолированного  звука.
  • Артикуляционные упражнения «Парус», «Качели», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Индюк»,  «Маляр», «Болтушка».
  • Использование  игрального кубика для повторения звука.
  • «Сколько хлопков, столько звуков» - развитие слухового внимания.

  1. Закрепление произношения звука в слогах, словах.
  • Использование  игрального кубика для повторения , слогов,  слов.
  • «Сколько хлопков, столько слогов» - развитие слухового внимания.
  • Игра «Не зевай, повторяй» (повтор  3 - 4  разных слогов, напр. «ла – ло – лу - лы», «ла-ля -ла» - с перебрасыванием мяча) - развитие слухового внимания, фонематического слуха, речевого дыхания.
  • Игра «Что спрятано?», «Чего не стало?», «Какие картинки (игрушки) поменяли местами?»
  • Игра «Один – много» (2 варианта – в имен. и  род. падежах).
  • Игра « Два – пять» («два рака – пять раков», «Два ранца – пять ранцев»).
  • «Запомни четыре слова» - развитие слухового внимания и памяти (с мячом).
  • «Счет от 1 до 10 и обратно» - с называнием предмета.
  • Отгадывание загадок.
  • «Доскажи словечко» - развитие слухового внимания.
  • «Придумай слово» ( с заданным звуком).
  • «Выбери слово» (из 3-4 слов повторить слово с заданным звуком) - развитие слухового внимания, фонематического слуха.
  • Игра «Назови ласково».

  1. Закрепление произношения звука в предложениях.
  • Составление предложений по сюжетной картинке.
  • Игра «Я, ты, он, она, они, мы, вы» («Я проворно прыгаю, ты проворно прыгаешь…) – развитие речевого дыхания.
  • Чистоговорки.
  • Скороговорки – развитие темпа речи.
  • Повторение предложений за педагогом (с перебрасыванием мяча) - развитие слухового внимания и памяти.
  • Игра «Один – много» (с предложениями, напр. «Девочка  чистит чеснок» - «Девочки чистят чеснок» ).
  • Игра «Чудесные превращения» - развитие интонационной выразительности речи.
  • Игра «Черепашки – торопыжки» - развитие темпа речи.
  • Диалоги, поговорки, пословицы.
  • «Мышки в норушке» - развитие шёпотной речи.
  • «Путаница» (составление из данных слов предложения, напр. «рубить», «Рома», «во», «дрова», «двор»).

  1. Закрепление произношения звука в связной речи.
  • Разучивание стихов.
  • Пересказ текстов.
  • Составление рассказов по серии картинок.
  • Составление описательных рассказов по плану.
  • Составление творческих рассказов.

Желаем успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей по развитию речи; артикуляционная гимнастика; воспитание звуковой культуры речи у дошкольников

1.Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем его интеллек...

Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников.

Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников....

«Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников старшей и подготовительной к школе групп»

Недостатки речевого развития становятся одной из причин школьной неуспеваемости.  Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все ст...

«Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников старшей и подготовительной к школе групп»

Недостатки речевого развития становятся одной из причин школьной неуспеваемости.Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления...

Планирование образовательной деятельности по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников в разных возрастных группах

Планирование разработано с учётом качества звукопроизношения у современных дошкольников. Например, отработка шипящих звуков в средней группе не рекомендуется, т.к. в настоящее время многие дети 4-5 ле...

Выступление на семинаре "Система работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников"

В сообщении представлена информация о системном подходе к воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников: задачи и способы их решения. А также представлен  перечень дефиниций, необходимый для п...

30.01.23. «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников старшей и подготовительной к школе групп»

Недостатки речевого развития становятся одной из причин школьной неуспеваемости.Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления...