Конспект НОД по чтению рассказа В. Бианки «Музыкант» в подготовительной группе.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Сарсания Алла Эдуардовна

Конспект непрерывной образоаптельной деятельности по развитию речи в подготовительной группе "Чтение и перессказ рассказа В.Бианки "Музыкант"".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx142.7 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                       Конспект НОД

             по чтению рассказа В. Бианки «Музыкант»

                        в подготовительной группе.

                                                     Подготовила воспитатель Сарсания А.Э.

Тема: Чтение и пересказ рассказа В. Бианки «Музыкант»

Образовательная область:

речевое развитие

Вид деятельности:

организованная образовательная деятельность

Возрастная группа:

Подготовительная

Цель:

продолжать знакомить с творчеством В. В. Бианки; совершенствовать умение детей пересказывать рассказ.

Образовательные задачи:

учить детей связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст без помощи вопросов воспитателя.

Развивающие задачи:

развивать речь, интерес к художественному слову, творческое мышление, интерес к изучению природы.

Воспитательная задача:

воспитывать любовь к животным, бережное отношение к природе.

Предварительная работа:

чтение рассказов В. Бианки, беседы, рассматривание иллюстраций, слайдов.

Словарная работа:

медвежатник, завалинка, опушка.

Оборудование:

Экран,  проектор, книги Виталия Бианки для выставки, презентация.

Ход деятельности:

I. Вводная часть

Воспитатель:

- Сегодня мы продолжаем знакомство с детским писателем – Виталием Валентиновичем Бианки.

По профессии В. В. Бианки – потомственный биолог, т. е. его отец тоже был биологом. Биолог – это человек, который занимается изучением природы. В. В. Бианки родился в 1894 году. С детства мальчик постоянно был в окружении природы. Его отец часто брал его с собой в походы. Автор с самого детства не только, наблюдал, но и записывал все, что наблюдал. Из этих записей он потом брал материал для своих произведений. В своих произведениях Виталий Бианки не устаёт удивляться окружающему миру, его красоте и многообразию, с большой любовью пишет о животных, птицах. Эту любовь мы видим уже в самих названиях произведений. Например, «Снегирушка – милушка», «Пёрышко» и другие. Его творчество сложилось из многих произведений. Ребята, а какие вы читали рассказы и сказки В. Бианки?

Дети:

-«Хитрый Лис и умная Уточка», «Приключение Муравьишки».

Воспитатель:

- Молодцы. Многие названия его произведений содержат любопытный вопрос. Например, «Чей нос лучше?»«Кто чем поёт?»«Где раки зимуют?»«Чьи это ноги?». Еще В. В. Бианки написал такое большое произведение, как «Лесная газета».

II. Основная часть

Воспитатель:

- Сегодня мы познакомимся еще с одним произведением автора, оно тоже повествует  о животном, а о каком, вы узнаете, отгадав загадку.

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь)

Воспитатель:

- Правильно. Это произведение называется «Музыкант»

- В произведении В. Бианки «Музыкант» вам встретятся слова, значение которых необходимо уточнить.

Медвежатник – охотник на медведей.

Завалинка – невысокая земляная насыпь вдоль наружных стен избы.

Опушка – край леса.

Чтение произведения В. Бианки «Музыкант» 

(рассказ)

Старый медвежатник сидел на завалинке и пиликал на скрипке. Он очень любил музыку и старался сам научиться играть. Плохо у него выходило, но старик и тем был доволен, что у него своя музыка. Мимо проходил знакомый колхозник и говорит старику:

— Брось-ка ты свою скрипку-то, берись за ружьё. Из ружья у тебя лучше выходит. Я сейчас медведя видел в лесу.

Старик отложил скрипку, расспросил колхозника, где он видел медведя. Взял ружьё и пошёл в лес. В лесу старик долго искал медведя, но не нашёл даже и следа его. Устал старик и присел на пенёк отдохнуть.

Тихо-тихо было в лесу. Ни сучок нигде не треснет, ни птица голосу не подаст. Вдруг старик услыхал«Дзенн.» Красивый такой звук, как струна пропела.

Немного погодя опять: «Дзенн.»

Старик удивился:

«Кто же это в лесу на струне играет?»

А из лесу опять: «Дзенн.» — да так звонко, ласково.

Старик встал с пенька и осторожно пошёл туда, откуда слышался звук. Звук слышался с опушки. Старик подкрался из-за ёлочки и видит: на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. А под деревом сидит медведь, схватил одну щепку лапой. Медведь потянул к себе щепку и отпустил её. Щепка выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздалось: «Дзенн.» — как струна запела.

Медведь наклонил голову и слушает.

Старик тоже слушает: хорошо поёт щепка.

Замолк звук, — медведь опять за своё: оттянул щепку и пустил.

Вечером знакомый колхозник ещё раз проходил мимо избы медвежатника. Старик опять сидел на завалинке со скрипкой. Он пальцем дёргал одну струну, и струна тихонечко пела«Дзинн.»

Колхозник спросил старика:

— Ну что, убил медведя?

— Нет, — ответил старик.

— Что ж так?

— Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я?

И старик рассказал колхознику, как медведь играл на расщеплённом грозой дереве.

 Физминутка.

Воспитатель: 

- Я вам предлагаю отдохнуть и подвигаться (дети повторяют движения по тексту).

Идёт медведь, шумит в кустах,

Спускается в овраг,

На двух руках, на двух ногах,

Мы тоже можем так.

В  лесу пастух трубит в рожок,

Пугается русак,

Сейчас он сделает прыжок,

Мы тоже можем так.

Воспитатель:

- О ком я вас прочитала?

- Кто главные герои произведения?

- Хотите поиграть в игру «Отгадай»?

Ответы детей.

  Игра «Отгадай»

1) Что делал старик, когда встретил колхозника?

     а) ловил рыбу;

     б) играл на скрипке;

     в) играл на баяне;

2) Что сообщил колхозник старику?

     а) что он видел в лесу медведя;

     б) что он собрал много грибов;

     в) что в лесу много ягод;

3) Как поступил старик?

     а) остался сидеть на завалинке;

     б) пошёл поговорить с соседом;

     в) пошёл в лес;

4) Какой звук услышал старик?

     а) красивый тонкий звук;

     б) как рубят деревья;

     в) пронзительный комариный писк;

5) Кого он увидел в лесу?

     а) зайца;

     б) лису;

     в) медведя;

6) Как поступил старик?

  Динамическая пауза.

Воспитатель:

- Если я произнесу название музыкального инструмента, вы хлопните в ладоши. Если я назову название дерева, то вы подпрыгните на месте.

Скрипка, берёза, рябина, пианино, сосна, гитара, баян, ель, труба, осина, дудочка, клен, бубен, дуб.

 Беседа по – прочитанному.

Воспитатель:

- Произведение какого жанра я вам прочла? (сказка, стихотворение, рассказ).

Дети:

- Это рассказ. Это небольшое по объёму произведение. В нём мало действующих лиц, рассказывается об одном случае из жизни старика.

Воспитатель:

- Кого автор называет музыкантом?

Дети:

- Автор называет музыкантом старика и медведя. Они оба любили музыку и играли каждый на своём инструменте.

Воспитатель:

- Кто же является главным действующим лицом из этих двух музыкантов?

Дети:

- Главное действующее лицо – старик – охотник. С ним связаны все события рассказа.

Воспитатель:

- И с ним связана основная мысль рассказа. Как вы думаете, в чём она заключается?

Ответы детей.

Воспитатель:

- Природа разнообразна и удивительна. В ней много тайн и чудес. Задача человека – беречь природу, не губить её понапрасну. Сделать так, чтобы природа не страдала от рук человека. Даже необдуманно и без необходимости сорванный цветок на лесной поляне – это травма для природы.

- Найдите в рассказе «Музыкант» один словесный и один звуковой приём художественной изобразительности текста.

- Красивый тонкий звук, как струна запела. Это сравнение.

«Дзенн» - это звукоподражание.

- Предлагаю сейчас пересказать рассказ «Музыкант» по парам. Кто желает?

Дети пересказывают рассказ.

Воспитатель:

- Молодцы, ребята. Вы меня очень порадовали сегодня своими ответами.

Что мы будем делать с вами,

Чтоб природе стать друзьями?

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество- внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

III Заключительная часть

Воспитатель:

- Скажите, о творчестве какого автора мы говорили сегодня?

- С каким его произведением познакомились?

- На доске изображены смайлики трех медведей: улыбающийся, равнодушный, грустный. Выберите изображение того медведя, какое настроение у вас появилось после сегодняшней деятельности. А вечером нарисуйте медведя, который играл на щепе.

(Дети выбирают изображение и объясняют свой выбор)

Картинки по запросу "рассказ в. бианки "музыкант" расскраска"

Картинки по запросу "рассказ в. бианки "музыкант" раскраска"

Образовательная область: речевое развитие

Вид деятельности: организованная образовательная деятельность

Возрастная группа: подготовительная

Тема: Пересказ рассказа В. Бианки «Музыкант»

Цель:продолжатьзнакомить с творчеством В.В. Бианки;совершенствовать умение детей пересказывать рассказ

Образовательные задачи: учить детей связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст без помощи вопросов воспитателя.

Развивающие задачи: развивать речь,интерес к художественному слову, творческое мышление, интерес к изучению природы

Воспитательная задача: воспитывать любовь к животным, бережное отношение к природе

Предварительная работа:чтение рассказов В. Бианки,беседы, рассматривание иллюстраций,показ слайдов

Словарная работа: медвежатник, завалинка, колхозник

Материал и оборудование:мультимедийный проектор; книги Виталия Бианки для выставки, презентация

Ход деятельности:

Воспитатель: Сегодня мы продолжаем знакомство  с  детским писателем – Виталием Валентиновичем Бианки. По профессии В.В. Бианки – потомственный биолог, т.е. его отец тоже был биологом. Биолог – это человек, который занимается изучением природы. В.В. Бианки родился в 1894 году. С детства мальчик постоянно был в окружении природы. Его отец часто брал его с собой в походы. Автор с самого детства не только, наблюдал, но и записывал все, что наблюдал. Из этих записей он потом брал материал для своих произведений. В своих произведениях Виталий Бианки  не устаёт удивляться окружающему миру, его красоте и многообразию, с большой любовью пишет о животных, птицах. Эту любовь мы видим уже в самих названиях произведений. Например, «Снегирушка – милушка», «Пёрышко» и другие. Его творчество сложилось из многих произведений. Ребята, а какие вы читали рассказы и сказки В. Бианки?

Дети: хитрый Лис и умная Уточка, «Приключение Муравьишки»

Воспитатель: Правильно, молодцы. Многие названия его произведений содержат любопытный  вопрос. Например, «Чей нос лучше?», «Кто чем поёт?», «Где раки зимуют?», «Чьи это ноги?». Еще В.В.Бианки написал такое большое произведение, как «Лесная газета». А сегодня мы познакомимся с рассказом В.В.Бианки – «Музыкант», который расскажет нам о старом медвежатнике, т.е. о человеке, который занимается охотой на медведя.

Чтение  рассказа

Воспитатель:Итак, ребята, чем занимался старый медвежатник?

 Дети: Он пиликал на скрипке.

Воспитатель: Как вы понимаете – «пиликал на скрипке»?

Дети: Это когда не умеешь играть на музыкальном инструменте, а пытаешься; плохо играешь.

Воспитатель: Где сидел старый медвежатник?

Дети: На завалинке.

Воспитатель: Завалинка – это земляная насыпь с внешней стороны дома

Кто проходил мимо старика?

Дети: Знакомый колхозник.

Воспитатель: Объясните значение слова « колхозник» (ответы детей).

Что сказал колхозник старику?

Дети:Брось-ка ты свою скрипку-то, берись за ружье. Из ружья у тебя лучше выходит. Я сейчас медведя видел в лесу.

Продолжение чтения рассказа

Воспитатель: Что сделал старик после совета колхозника?

Дети: Отложил скрипку, расспросил, взял ружье и пошел в лес.

Воспитатель: Чем занимался старик в лесу?

Дети: Искал медведя.

Воспитатель: Чем закончились поиски?

Дети: Он не нашел даже и следа его.

Воспитатель: Что сделал старик после долгих поисков?

Дети: Он сел отдохнуть.

Воспитатель: Я вам предлагаю отдохнуть и подвигаться.

Физминутка

Идёт медведь, шумит в кустах,

Спускается в овраг,

На двух руках, на двух ногах,

Мы тоже можем так.

В  лесу пастух трубит в рожок,

Пугается русак,

Сейчас он сделает прыжок,

Мы тоже можем так.

Продолжение чтения рассказа

Воспитатель:  Что услыхал старик в лесу?

Дети: Звук «Дзенн».

Воспитатель: С чем сравнивает автор этот звук?

Дети: Он сравнивает его со струной.

Воспитатель: Как вы понимаете словосочетание «красивый звук»?

Дети: Чистый, нежный, приятный, хочется еще раз его послушать.

Воспитатель: Откуда слышался звук?

Дети: Звук слышался с опушки.

Как вы понимаете слово – «опушка»? (Ответы детей).

Опушка – это край леса.Что увидел старик на опушке леса?

Дети: Старик и видит: на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. А под деревом…

Воспитатель: Как медведь играл на разбитом дереве?

Дети: Потянул щепку и отпустил ее, а она выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздался звук.

Продолжение чтения рассказа

Воспитатель: Когда снова произошла встреча колхозника и старого медвежатника?

Дети: Вечером.

Воспитатель: Как старик вспоминал встречу в лесу?

Дети:Он дергал струну и она пела «Дзенн».

Воспитатель: Почему старик не убил медведя?

Дети: Он такой же музыкант, как и сам старик.

Воспитатель: Предлагаю сейчас пересказать рассказ «Музыкант» по парам. Кто желает? Выходи, Ульяна и выбирай себе товарища.

Дети пересказывают рассказ.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Кто ещё желает? Выходи, Мирослав и выбирай себе пару.

        Дети пересказывают рассказ.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы меня очень порадовали сегодня своими ответами.

Что мы будем делать с вами,
Чтоб природе стать друзьями?
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество-
внимательность,
А поможет всё узнать
Наша любознательность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа- анализ по рассказу В. Бианки «Мышонок Пик». (подготовительная группа)

Занятие проводится после прочтения произведения В. Бианки "Мышонок Пик ". Дети с большим удовольствием обсуждают книгу....

Чтение рассказа В.Бианки "Сова" в старшей группе

Данный материал представляет собой технологическую карту интегрированного занятия для детей старшей группы: чтение рассказа В.Бианки "Сова" с дидактической игрой на ИКТ-оборудовании. З...

Конспект занятия По развитию речи на тему: «Чтение и пересказ рассказа В. Бианки «Музыкант»

Конспект  занятияПо развитию речина тему: «Чтение и пересказ рассказа В. Бианки «Музыкант»...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ рассказа В. Бианки «Музыкант»

quot;...В своей работе В. В. Коноваленко (педагог, логопед, автор книг и пособий по развивающему обучению) отмечает, что работу по формированию связной речи можно дифференцировать поэтапно, где один ...

Чтение рассказа В.Бианки "Сова" в старшей группе (5-6 лет)

Технологическая карта интегрированного занятия для детей старшей группы: чтение рассказа В.Бианки "Сова" с дидактической игрой на ИКТ-оборудовании с элементами продуктивной деятельности...

Конспект занятия по речевому развитию (связная речь) в подготовительной группе. Пересказ рассказа В. Бианки «Музыкант».

Цель:Продолжать знакомить с творчеством В. В. Бианки; совершенствовать умение детей пересказывать рассказ.Задачи:Совершенствовать умение детей связно, последовательно, выразительно пересказы...

Конспект экологического развлечения по мотивам рассказа В. Бианки «Сова» в подготовительной группе

Конспект экологического развлечения по мотивам рассказа В. Бианки «Сова» в подготовительной группе...