Беседа- анализ по рассказу В. Бианки «Мышонок Пик». (подготовительная группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Кулагина Светлана Владимировна

Занятие проводится после прочтения произведения В. Бианки "Мышонок Пик ". Дети с большим удовольствием обсуждают книгу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_myshonke_pike.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа- анализ по рассказу В. Бианки

«Мышонок Пик».

(подготовительная группа)

Воспитатель: Кулагина С. В.

Цель: Формировать у детей осознанный интерес к познавательной литературе.

Программные задачи:

Образовательные:

  1. Учить детей анализировать прочитанную книгу, выражать своё отношение к её героям, размышлять по предложенным эпизодам.
  2. Закреплять знания детей о жизни и повадках  мышки-малютки и других животных.

Развивающие:

  1. Развивать умение выполнять несложные исследования, самостоятельно делать выводы, формулировать своё мнение.

Речевые:

  1. Активизировать словарь детей словами: жулан, сокол-трясучка, ушастая сова; кладовая, тростник, хищники и др.

Воспитательные:

  1. Воспитывать желание всегда помогать нуждающемуся в трудную минуту и доброе отношение к животным.

Предварительная работа:

  • Чтение книги В. Бианки «Мышонок Пик».
  • Рассматривание животных, встречающихся в произведении.

Материал:

  • Звукозапись писка мыши, звука ветра;
  • Красочная книга «Мышонок Пик» В. Бианки;
  • Подборка слайдов-иллюстраций книги;
  • Игрушка змеи;
  • Игрушка (плоскостное изображение) бурого мышонка;
  • 2 листа картона, коричневого и белого цвета;
  • Строительный материал: кирпичики, дощечки, песок, листья, траву, мох, цветочный пух;
  • Ватки с разнообразными запахами.

Ход занятия:

 Слышится писк мыши.  

Воспитатель:  –  Голос, какого животного вы слышите?  (мышонка). Как вы думаете, весёлый это писк, или тревожный?  Про кого недавно  мы прочитали интересную книгу?

Подвести детей к тому, что это мышонок Пик зовёт нас на помощь. Предложить детям вспомнить, как началась история Пика, сопровождать рассказ детей рассматриванием книжных иллюстраций через мультимедиа.

Воспитатель:  – Сможем ли мы помочь Пику? Ой, ребята, я слышу какое-то шуршание. Вы  спрячьтесь, а я посмотрю, что там.

Выползает змея: - С-с-с. Ах, какая я коварная, злая, сейчас найду себе место для засады и нападу на какую-нибудь мелкую зверюшку.

Воспитатель:  – Ребята, кого может съесть  злая змея? (лягушек, птенца, ящериц, мышей).  Нужно предупредить мышонка об опасности.   Но как же его встретишь? Давайте превратимся в мышат и позовём мышонка на мышином языке. 

Дети изображают мышат, бегают, имитируя их звуки. Появляется Пик.

Поздороваться с Пиком, предупредить его об опасности.

Воспитатель:  – Да, Пику очень осторожно нужно передвигаться по земле. Ведь в любой момент мышонку может встретиться страшный враг. Какие враги угрожают Пику на земле? (змея, лиса).

Пик: – Спасибо, ребята, что вы предупредили меня об опасности на земле, но кроме этого мне ещё нужно посматривать и на небо. Как вы думаете почему?

Дети перечисляют птиц – врагов мышонка: жулан, сова, сокол-трясучка.

Пик: – Ну,  вот, сколько врагов, как же мне спастись от хищных птиц?

Разместить мышонка на коричневом картоне – земле, на белом картоне – снегу. Обсудить  с детьми  две эти ситуации. Подвести детей к выводу: коричневый мышонок не виден на коричневой земле и виден на белом снегу.

Воспитатель: - Молодцы, ребята, научили мышонка спасаться от врагов.

Пик: – Если бы только от этих врагов спасаться, а то и много другого угрожает мне. Вы знаете, ребята? (холод, дождь, ветер). Как же от них мне уберечься? (Построить домик).

Дети выбирают строительный материал из разложенных предметов (листья, траву, мох, цветочный пух).

Воспитатель:  – Теперь мышонок Пик построит себе домики и будет счастливо жить в своём гнезде. (показать изображение ). В траве его никто не увидит, здесь он спрячется от холода, дождя. Захочет есть, спустится вниз. А что кушает мышка-малютка? (сочную траву, зёрна, семена, личинки шмелей, других насекомых).

Воспитатель: – Долго жил Пик в своём домике, но стало холодать. Какое время года наступило?  (осень, а потом зима).

Пик: – Зима мне не страшна, если приготовиться к ней. А вы знаете, что надо сделать? (приготовить запасы на зиму). Дети рассказывают, как Пик готовился к зиме.

Воспитатель: – Так и жил Пик в своей норке и зима не страшна была маленькому Пику. Но однажды норку Пика разрушили козы. Пришлось Пику опять путешествовать (включить запись ветра). Ему было очень холодно, ведь дул зимний ветер. Давайте покажем Пику, как можно согреться (дети двигаются, похлопывая себя, подпрыгивая и тд.). Со временем  Пик попал в дом, где жили люди.

Пик: – Здесь живут мои родственники, наконец я буду жить не один, а с родственниками.

Воспитатель: – Сможет ли Пик жить с серыми домовыми мышами? Нужно предупредить его.

Объяснить детям, почему домовые мыши не приняли мышонка-малютку: мыши хорошо чувствуют запахи, запах чужого им не понравился.  Провести исследование  с ароматными ватками – определить приятные и не приятные запахами. Подвести к выводу, что запах очень важен для живого существа.

Воспитатель:  – Что же мы посоветуем нашему мышонку? Опять отправляться в бега, где его ожидают новые опасности? (посоветовать Пику остаться в доме и подружиться с детьми). А детям - хорошо относиться к нему,  ведь если хорошо обращаться с животными, то они ответят добром на добро. Но животное не игрушка, с ним нельзя поиграть и выбросить.

Воспитатель:  Ребята, откуда  мы узнали о приключениях Пика? Кто написал эту книгу? Было ли вам интересно?   Сможем ли мы  создать свою книжку? Как? (нарисовать самые интересные эпизоды из приключений Пика в свободное время).    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию связной речи Составление рассказа по картине «Зима» в подготовительной группе.

Занятие помогло решить задачи, связанные с овладением словарного запаса, правильным грамматическим оформлением связного высказывания, формированием умений строить разные типы высказываний, соблюдая ра...

Подвижные игры для формирования фонематического слуха, анализа и синтеза у детей с ТНР подготовительной группы.

Процесс обучения должен быть построен на психологическом взаимодействии педагога и ребёнка, использовании тех методов, которые будут легкодоступны и интересны детям. Например, игра.Игра, как фор...

Конспект занятия по анализу художественного произведения В.Осеевой «Печенье» в подготовительной группе.

Конспект занятия по восприятию художественной литературы в подготовительной группе....

Сценарий экологической сказки для детей старшей группы "Мышонок Пик" (по рассказу Виталия Бианки "Мышонок Пик")

Материал предназначен для экологического воспитания детей, будет полезен воспитателям старших и подготовительных групп. Цель: формирование экологической культуры детей....

План занятий по развитию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза, обучение элементам грамоты (в подготовительной группе)

Примерный план занятий по развитию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза (подготовительная группа)...

Анализ развивающей предметно-пространственной среды в старшей - подготовительной группе «Пчелки»

Анализ развивающей предметно-пространственной среды в старшей - подготовительной группе «Пчелки» https://nsportal.ru/node/6357450 (РППС группы "Пчелки")...