Чтение рассказа В.Бианки "Сова" в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Данный материал представляет собой технологическую карту интегрированного занятия для детей старшей группы: чтение рассказа В.Бианки "Сова" с дидактической игрой на ИКТ-оборудовании. З
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh.karta_sova.docx | 25.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Ф.И.О. Скворцова Анна Вячеславовна.
Образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Возрастная группа: старшая группа
Тема занятия: Чтение сказки В. Биянки «Сова»
Цель: понимание детьми старшей группы основной идеи сказки В.Биянки «Сова» в ходе выразительного чтения и дидактической игры: нужно ценить друзей, не обижать; бережно относиться к природе; уважать тех, кто помогает вам. Не нужно быть упрямым и упертым. В природе все взаимосвязано.
Задачи:
Образовательная:
- Описывать характер героев произведения с помощью сложносочиненных предложений (Старик – глупый, упрямый. Мог бы не спорить с Совой, а поблагодарить её. Сова - мудрая, полезная. Несмотря на то, что Старик обидел её, простила его и помогла) использовать полученные знания в дидактической игре.
Развивающая:
- Оценивать поступки героев (Старик обидел Сову и сказал, что и без её помощи все будет хорошо и он справиться) в ходе беседы и дидактической игры.
- Внимательно слушать сказку и отвечать на вопросы в ходе беседы и дидактической игры.
Воспитательная:
- Проявлять культуру общения со взрослым и со сверстниками в ходе беседы и дидактической игры (слушать друг друга, не перебивать).
Игровая задача: расположить в пустых клетках картинки с изображением правильной последовательности сказки.
Словарная работа: обогащать и активизировать словарь детей: глаголами (бранится – ругаться; уваживать – заботиться), словосочетанием (чай белить – размешивать, добавлять).
Планируемые результаты занятия:
- Дети понимают основную идею сказки В.Биянки «Сова» в ходе выразительного чтения и дидактической игры: нужно ценить друзей, не обижать; бережно относиться к природе; уважать тех, кто помогает вам. Не нужно быть упрямым и упертым. В природе все взаимосвязано.
- Описывают характер героев произведения с помощью сложносочиненных предложений (Старик – глупый, упрямый. Мог бы не спорить с Совой, а поблагодарить её. Сова - мудрая, полезная. Несмотря на то, что Старик обидел её, простила его и помогла) использовать полученные знания в дидактической игре) использовать полученные знания в дидактической игре.
- Оценивают поступки героев (Старик обидел Сову и сказал, что и без её помощи все будет хорошо и он справиться) в ходе беседы и дидактической игры.
- Внимательно слушают сказку и отвечают на вопросы в ходе беседы и дидактической игры
- Проявляют культуру общения со взрослым и со сверстниками в ходе беседы и дидактической игры (слушать друг друга, не перебивать).
- В дидактической игре располагают в пустых клетках картинки с изображением правильной последовательности сказки
Подготовительная работа: разработка необходимого материала на smart-доске; разработка дидактической игры.
Материал и оборудование: ноутбук, интерактивные кубы, интерактивная доска, следы, книга, документ-камера.
№ | Этапы | Задачи | Деятельность педагога | Методы и приёмы | Деятельность детей | Результаты |
1. | Организационно-мотивационный этап. | Привлечь внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности. | Собрать детей около себя, устанавливает эмоционально-зрительный контакт, рассказывает. | Игровой метод. Демонстрация обложек книг с помощью Документ-камеры. | Собираются около педагога, устанавливают эмоционально-зрительный контакт, внимательно слушают педагога. | Дети внимательно слушают педагога. Заинтересованы к предстоящей деятельности. |
2. | Основной этап. | |||||
3. | Этап постановки проблемы. | Ввести детей в проблемную ситуацию (в зависимости от ситуации) для того, чтобы узнать кто был прав нужно прочитать басню. | Педагог сообщает аннотацию к книге. Создать условия для подведения детей к проблемной ситуации: для того, чтобы узнать кто был прав нужно прочитать басню. Задаёт вопросы. (Чем может закончится эта сказка?) | Словесный метод: беседа. | Дети отвечают на вопросы педагога, взаимодействует с ним. Высказывают свою гипотезу. | Демонстрируют желание узнать кто угадал. |
4. | Этап восприятия материала. | Понимание детьми старшей группы основной идеи сказки В.Бианки «Сова» Уметь внимательно слушать сказку. | Высказывает своё личностное мнение. Педагог вкратце излагает содержание литературного произведения. Чтение басни. | Рассказ педагога. Чтение. | Слушают педагога, Слушают сказку. | Дети поймут основную идею сказки В.Бианки «Сова» Умеют внимательно слушать сказку. |
5. | Этап практического решения проблемы. | Получить обратную связь от детей. Уметь описывать характер и поступки героев произведения. Проявлять дружеские отношения между детьми (слушать друг друга, не перебивая, во время ответов на вопросы); Расположить в пустых клетках картинки с изображением правильной последовательности сказки | Беседа по басни. Физкультминутка. Выборочное чтение отрывка. Педагог предлагает детям закончить предложения. Проводит беседу по технике безопасности. Объясняет правила игры, играют. Зрительная. гимнастика. | Вопросы. Прием «Выборочное чтение». «Закончи предложение». | Отвечают на вопросы. Выполняют физкультминутку. Слушают отрывок из басни. Завершают предложения. Отвечают на вопросы по ТБ. Играют. Выполняют зрительную гимнастику. | Умеют описывать характер и поступки героев произведения. Проявляют дружеские отношения. В игре соотносят одинаковые картинки. |
6. | Заключительный этап. | Проанализировать деятельность детей, подвести итоги, поощрить совместную деятельность. | Проводит рефлексию, анализирует занятие. Задаёт вопросы. (что для вас было самым интересным?) | Вопросы. | Отвечают на вопросы. | Высказывание детей об успешной проделанной деят. Отзыв детей о разрешение проблемной ситуации. |
Д: Анна Вячеславовна, а что это за следы?
В: Это волшебные следы. Настя, как ты думаешь куда они нас ведут? А ты Аня?
Н: В сказку
А: В лес.
(Дети отвечают).
В: Я предлагаю проверить куда они нас приведут. Нас следы привели к экрану.
(вопросительный знак на экране)
В: Давайте попробуем нажать на него.
Звуковая загадка:
Говорит она беззвучно,
А понятно и нескучно,
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней. (книга).
- ДОГОДАЛИСЬ РЕБЯТА, ЧТО ЭТО?
Д:Да, это книга.
В: Ребята, мы попали с вами в Книжкин мир. Это книги. Посмотрите внимательно на доску, какие произведения Виталия Бианки здесь изображены?
Дети: обложки книг к сказкам: «первая охота», «хвосты»
В: А сейчас я вам предлагаю с помощью кубов выбрать ту книгу В.Бинаки, которую мы с вами начали читать, но не дочитали до конца.
(Дети выбирают).
В: Совершенно верно, мы с вами не дочитали сказку Виталия Бианки «Сова». Напомню, что в этой сказке рассказывается о Старике и Сове. Однажды Старик сказал Сове, что он не друг ему. И тогда Сова рассердилась на Старика и перестала помогать ему. После чего жизнь Старика стала совсем другой. На его лугу появились мыши, шмели перестали опылять клевер и даже корова перестала давать молоко. И тогда-то старик понял свою ошибку.
- Ребята, подумайте, Сова могла простила Старика и помочь ему? И высказать свою точку зрения я предлагаю вам с помощью кубов.
Если вы считаете, что сказка закончиться тем, что Сова простила Старика, то выберите знак квадрат. А кто считает, что Сова не простит Старика и не поможет ему, то выберите треугольник.
(Дети ставят).
- Ребята, посмотрите на наши результаты.
Д: наши мнения разделились.
- Настя, как ты считаешь?
(дети отвечают, выдвигают свою гипотезу).
- Ребята, а как мы узнаем кто из вас прав, что для этого нужно сделать?
Дети: прочитать сказку.
- Я согласна с вами. Присаживайтесь по удобнее, спину держим прямо, слушайте внимательно.
- Напоминаю, эта сказка Виталия Бианки и называется она «Сова». Я помню в детстве, мне мама читала эту сказку и уже тогда, она мне очень понравилась, потому что она очень поучительная. Я очень люблю, когда в сказках рассказывается о дружбе.
- Ребята, в сказке будут незнакомые нам слова.
Настя, как ты думаешь, что означает слово бранится – ругаться; чай белить – размешивать, пускать; уваживать – заботиться.
Аня ты запомнила, что обозначает слово «уваживать»? Настя, а что значит «чай белить»?
Молодцы, запомнили новые слова.
Сели по удобнее и начнём слушать сказку.
Чтение сказки.
Беседа:
- Отвечаем по очереди, не перебиваем друг друга, с места не выкрикиваем.
- Назовите героев сказки?
- Как бы вы описали характер героев сказки? (Старик – глупый, упрямый. Мог бы наспориться с Совой, а поблагодарить её. Сова - мудрая, полезная. Несмотря на то, что Старик обидел её, простила его и помогла).
- Почему Сова перестала помогать Старику? (Потому что Старик обидел её и сказал, что и без её помощи все будет хорошо и он справиться).
- Что изменилось в жизни старика после ссоры с Совой? А отвечать мы будем используя иллюстрации. Подойдите к столу. Что случилось в первую очередь? Выберите соответствующую иллюстрацию и разместите её на доске. Что произошло дальше? Найдите такую иллюстрацию. К чему привело отсутствие шмелей на поле? Чем все это закончилось? (мыши начали гулять по лугу, шмели перестали опылять клевер, корова перестала давать молоко)
- Как исправил эту ситуацию Старик? (он попросил прощения у Совы)
- Какими нравственными качествами наделил автор героев? (Несмотря на то, что Старик обидел Сову, та его все равно простила и помогла)
- К какому герою вы хотите посочувствовать?
- С кем бы вы хотели подружиться?
- Так простила ли Сова Старика? Посмотрите на доску. Кто из вас оказался прав?
Настя, можешь выбрать правильный вариант ответа.
В: Ребята, думаю, вы поняли, что нужно ценить друзей, не обижать их; нужно бережно относиться к природе; уважать тех, кто помогает вам. Не нужно быть упрямым и упертым. Все в природе взаимосвязано.
- Ребята, какой отрывок из сказки вам хотелось бы услышать еще раз?
Дети: где Сова простила Старика и помогла ему.
В: Зачитаем этот отрывок.
Чтение отрывка.
- А сейчас, чтобы узнать насколько вы были внимательны. Мы поиграем в игру «Закончи предложение». Я начинаю, вы заканчиваете.
«Закончи предложение».
Ребята, а сейчас я вам предлагаю превратиться в настоящих Сов.
Совушка – Сова (руки вытянуть вперед)
Большая голова (поднять руки вверх и через стороны опустить вниз)
На суки сидит (руки на пояс)
Головой вертит (повороты головой)
Всю ночь летает (машут руками)
А станет светло
Спать лети в дупло (садятся на корточки)
- Вот какая весёлая Сова у нас получились.
- А сейчас ребята, я предлагаю вам поиграть в дидактическую игру «Собери последовательность» Послушайте правила игры: на доске два игровых поля. Слева: пустые клетки, справа картинки с изображением последовательности сказки «Сова» Вам нужно заполнить пустые клетки картинками с изображением правильной последовательности сказки. Это мы будем делать по очереди, с помощью игровой кости. Победит тот, кто разместит картинки в правильной последовательности.
Предлагаю вспомнить правила работы с интерактивной доской.
(маркер держим тремя пальцами, как ручку. Около доски не бегаем, не толкаемся. Играем дружно. Пальца не трогаем экран доски)
«Раз, два, три…играть начни».
Играют.
- Кто победил в игре?
Д: Аня, потому что она заполнила пустые клетки картинками с изображениями правильной последовательности сказки
- Ребята, мы работали с вами у доски, чтобы наши глаза отдохнули предлагаю сделать зарядку.
Глазкам нужно отдохнуть.
Нужно глубоко вздохнуть.
Глаза по кругу пробегут.
Много-много раз моргнут.
Молодцы. А сейчас с помощью кубов предлагаю выбрать сказку, которую мы сегодня с вами прочитали.
Дети выбирают.
- Что мы сегодня узнали, побывав в книжкином мире?
Молодцы. Ребята, какой вывод из сказки мы с вами можем сделать?
Дети: что нужно помогать друзьям и ценить то, что они делают. Нужно беречь природу, потому что она нам помогает.
В: верно. А ещё, я бы хотела сказать одну пословицу, которая подходит к этой сказке «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Как вы думаете, что она может значит?
Д: Что друзья всегда помогут и поддержат.
В: Правильно, а еще она значит, что настоящие верные друзья выручат тебя в любой ситуации.
Вы были сегодня очень внимательными, поэтому ответили на все мои вопросы. В дидактической игре помогали другу другу, поддерживали. Во время беседы не перебивали друг друга, дополняли ответы и высушивали высказывания сверстника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ Тема: Родной Язык/ Художественная лит-ра. « Чтение стихотворений детьми». ( старшая группа)
Цели: - Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух.- Учить выразительно читать наизусть стихотворения, передавая интонацией, понимать и воспроизводить образность языка стихотворения....
Перспективный комплексно-тематический план образовательной области "Чтение художественной литературы" старшей группы
Перспективный комплексно-тематический планобразовательной области «ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ» старшей группы...
Методическая разработка в образовательной области: чтение художественной литературы (старшая группа д/с) Путешествие по произведениям Н.Носова
Методическая разработка в образовательной области: чтение художественной литературы (старшая группа д/с)ВекторинаПутешествие по произведениям Н.НосоваОбразовательной области: Познание (чтение художест...
Чтение стихотворений детей старшей группы А.Барто из цикла «Игрушки»
Цель: Учить слушать внимательно стихотворений об игрушках в исполнении детей....
План беседы с родителями по формированию у ребенка интереса к чтению книг в старшей группе.
План беседы с родителями по формированию у ребенка интереса к чтению книг в старшей группе....
Перспективный план. Чтение художественной литературы. Старшая группа.
Перспективный план. Чтение художественной литературы. Старшая группа....
Перспективное планирование образовательная область: Речевое развитие. Чтение художественной литературы. Старшая группа.
Перспективное планирование образовательная область: Речевое развитие. Чтение художественной литературы. Старшая группа....