Чтение рассказа В.Бианки "Сова" в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Скворцова Анна Вячеславовна

Данный материал представляет собой технологическую карту интегрированного занятия для детей старшей группы: чтение рассказа В.Бианки "Сова" с дидактической игрой на ИКТ-оборудовании. З

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh.karta_sova.docx25.25 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О. Скворцова Анна Вячеславовна.

Образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.

Возрастная группа: старшая группа

Тема занятия: Чтение сказки В. Биянки «Сова»

Цель: понимание детьми старшей группы основной идеи сказки В.Биянки «Сова» в ходе выразительного чтения и дидактической игры: нужно ценить друзей, не обижать; бережно относиться к природе; уважать тех, кто помогает вам. Не нужно быть упрямым и упертым. В природе все взаимосвязано.

Задачи:

Образовательная:

  • Описывать характер героев произведения с помощью сложносочиненных предложений (Старик – глупый, упрямый. Мог бы не спорить с Совой, а поблагодарить её. Сова - мудрая, полезная. Несмотря на то, что Старик обидел её, простила его и помогла) использовать полученные знания в дидактической игре.

Развивающая:

  • Оценивать поступки героев (Старик обидел Сову и сказал, что и без её помощи все будет хорошо и он справиться) в ходе беседы и дидактической игры.
  • Внимательно слушать сказку и отвечать на вопросы в ходе беседы и дидактической игры.

Воспитательная:

  • Проявлять культуру общения со взрослым и со сверстниками в ходе беседы и дидактической игры (слушать друг друга, не перебивать).

Игровая задача: расположить в пустых клетках картинки с изображением правильной последовательности сказки.

Словарная работа: обогащать и активизировать словарь детей: глаголами (бранится – ругаться; уваживать – заботиться), словосочетанием (чай белить – размешивать, добавлять).

Планируемые результаты занятия:

  • Дети понимают основную идею сказки В.Биянки «Сова» в ходе выразительного чтения и дидактической игры: нужно ценить друзей, не обижать; бережно относиться к природе; уважать тех, кто помогает вам. Не нужно быть упрямым и упертым. В природе все взаимосвязано.
  • Описывают характер героев произведения с помощью сложносочиненных предложений (Старик – глупый, упрямый. Мог бы не спорить с Совой, а поблагодарить её. Сова - мудрая, полезная. Несмотря на то, что Старик обидел её, простила его и помогла) использовать полученные знания в дидактической игре) использовать полученные знания в дидактической игре.
  • Оценивают поступки героев (Старик обидел Сову и сказал, что и без её помощи все будет хорошо и он справиться) в ходе беседы и дидактической игры.
  • Внимательно слушают сказку и отвечают на вопросы в ходе беседы и дидактической игры
  • Проявляют культуру общения со взрослым и со сверстниками в ходе беседы и дидактической игры (слушать друг друга, не перебивать).
  • В дидактической игре располагают в пустых клетках картинки с изображением правильной последовательности сказки

Подготовительная работа: разработка необходимого материала на smart-доске; разработка дидактической игры.

Материал и оборудование: ноутбук, интерактивные кубы, интерактивная доска, следы, книга, документ-камера.

Этапы

Задачи

Деятельность педагога

Методы и приёмы

Деятельность детей

Результаты

1.

Организационно-мотивационный этап.

Привлечь внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности.

Собрать детей около себя, устанавливает эмоционально-зрительный контакт, рассказывает.

Игровой метод.

Демонстрация обложек книг с помощью Документ-камеры.  

Собираются около педагога, устанавливают эмоционально-зрительный контакт, внимательно слушают педагога.

Дети внимательно слушают педагога.

Заинтересованы к предстоящей деятельности.

2.

Основной этап.

3.

Этап постановки проблемы.

Ввести детей в проблемную ситуацию (в зависимости от ситуации) для того, чтобы узнать кто был прав нужно прочитать басню.

Педагог сообщает аннотацию к книге. Создать условия для подведения детей к проблемной ситуации: для того, чтобы узнать кто был прав нужно прочитать басню.

Задаёт вопросы. (Чем может закончится эта сказка?)

Словесный метод: беседа.

Дети отвечают на вопросы педагога, взаимодействует с ним. Высказывают свою гипотезу.

Демонстрируют желание узнать кто угадал.

4.

Этап восприятия материала.

Понимание детьми старшей группы основной идеи сказки В.Бианки «Сова»

Уметь внимательно слушать сказку.

Высказывает своё личностное мнение. Педагог вкратце излагает содержание литературного произведения.

Чтение басни.

Рассказ педагога.

Чтение.

Слушают педагога, Слушают сказку.

Дети поймут основную идею сказки В.Бианки «Сова»  

Умеют внимательно слушать сказку.

5.

Этап практического решения проблемы.

Получить обратную связь от детей.

Уметь описывать характер и поступки героев произведения.

Проявлять дружеские отношения между детьми (слушать друг друга, не перебивая, во время ответов на вопросы);

Расположить в пустых клетках картинки с изображением правильной последовательности сказки

Беседа по басни.

Физкультминутка.

Выборочное чтение отрывка.

Педагог предлагает детям закончить предложения.

Проводит беседу по технике безопасности.

Объясняет правила игры, играют.

Зрительная.

гимнастика.

Вопросы.

Прием «Выборочное чтение». «Закончи предложение».

Отвечают на вопросы.

Выполняют физкультминутку.

Слушают отрывок из басни.

Завершают предложения.

Отвечают на вопросы по ТБ.

Играют.

Выполняют зрительную гимнастику.

Умеют описывать характер и поступки героев произведения.

Проявляют дружеские отношения.

В игре соотносят одинаковые картинки.

6.

Заключительный этап.

Проанализировать деятельность детей, подвести итоги, поощрить совместную деятельность.

Проводит рефлексию, анализирует занятие.

Задаёт вопросы. (что для вас было самым интересным?)

Вопросы.

Отвечают на вопросы.

Высказывание детей об успешной проделанной деят.

Отзыв детей о разрешение проблемной ситуации.


Д: Анна Вячеславовна, а что это за следы?

В: Это волшебные следы. Настя, как ты думаешь куда они нас ведут? А ты Аня?

Н: В сказку

А: В лес. 

(Дети отвечают).

В: Я предлагаю проверить куда они нас приведут. Нас следы привели к экрану.

(вопросительный знак на экране)

В: Давайте попробуем нажать на него.

Звуковая загадка:

Говорит она беззвучно,

А понятно и нескучно,

Ты беседуй чаще с ней –

Станешь вчетверо умней. (книга).

- ДОГОДАЛИСЬ РЕБЯТА, ЧТО ЭТО?

Д:Да, это книга.

В: Ребята, мы попали с вами в Книжкин мир. Это книги. Посмотрите внимательно на доску, какие произведения Виталия Бианки здесь изображены?

Дети: обложки книг к сказкам: «первая охота», «хвосты»

В: А сейчас я вам предлагаю с помощью кубов выбрать ту книгу В.Бинаки, которую мы с вами начали читать, но не дочитали до конца.

(Дети выбирают).

В: Совершенно верно, мы с вами не дочитали сказку Виталия Бианки «Сова». Напомню, что в этой сказке рассказывается о Старике и Сове. Однажды Старик сказал Сове, что он не друг ему. И тогда Сова рассердилась на Старика и перестала помогать ему. После чего жизнь Старика стала совсем другой. На его лугу появились мыши, шмели перестали опылять клевер и даже корова перестала давать молоко. И тогда-то старик понял свою ошибку.

- Ребята, подумайте, Сова могла простила Старика и помочь ему? И высказать свою точку зрения я предлагаю вам с помощью кубов.  

Если вы считаете, что сказка закончиться тем, что Сова простила Старика, то выберите знак квадрат. А кто считает, что Сова не простит Старика и не поможет ему, то выберите треугольник.  

(Дети ставят).

- Ребята, посмотрите на наши результаты.

Д: наши мнения разделились. 

- Настя, как ты считаешь?

(дети отвечают, выдвигают свою гипотезу).

 - Ребята, а как мы узнаем кто из вас прав, что для этого нужно сделать?

Дети: прочитать сказку.

- Я согласна с вами.  Присаживайтесь по удобнее, спину держим прямо, слушайте внимательно.

- Напоминаю, эта сказка Виталия Бианки и называется она «Сова». Я помню в детстве, мне мама читала эту сказку и уже тогда, она мне очень понравилась, потому что она очень поучительная. Я очень люблю, когда в сказках рассказывается о дружбе.

- Ребята, в сказке будут незнакомые нам слова.

Настя, как ты думаешь, что означает слово бранится – ругаться; чай белить – размешивать, пускать; уваживать – заботиться.

Аня ты запомнила, что обозначает слово «уваживать»? Настя, а что значит «чай белить»?

Молодцы, запомнили новые слова.

Сели по удобнее и начнём слушать сказку.

Чтение сказки.

Беседа:

- Отвечаем по очереди, не перебиваем друг друга, с места не выкрикиваем.

  • Назовите героев сказки?
  • Как бы вы описали характер героев сказки? (Старик – глупый, упрямый. Мог бы наспориться с Совой, а поблагодарить её. Сова - мудрая, полезная. Несмотря на то, что Старик обидел её, простила его и помогла). 
  • Почему Сова перестала помогать Старику? (Потому что Старик обидел её и сказал, что и без её помощи все будет хорошо и он справиться).
  • Что изменилось в жизни старика после ссоры с Совой? А отвечать мы будем используя иллюстрации. Подойдите к столу. Что случилось в первую очередь? Выберите соответствующую иллюстрацию и разместите её на доске.  Что произошло дальше? Найдите такую иллюстрацию. К чему привело отсутствие шмелей на поле? Чем все это закончилось? (мыши начали гулять по лугу, шмели перестали опылять клевер, корова перестала давать молоко)
  • Как исправил эту ситуацию Старик? (он попросил прощения у Совы)
  • Какими нравственными качествами наделил автор героев? (Несмотря на то, что Старик обидел Сову, та его все равно простила и помогла)
  • К какому герою вы хотите посочувствовать?
  • С кем бы вы хотели подружиться?
  • Так простила ли Сова Старика? Посмотрите на доску. Кто из вас оказался прав?

Настя, можешь выбрать правильный вариант ответа.

В: Ребята, думаю, вы поняли, что нужно ценить друзей, не обижать их; нужно бережно относиться к природе; уважать тех, кто помогает вам. Не нужно быть упрямым и упертым. Все в природе взаимосвязано.

- Ребята, какой отрывок из сказки вам хотелось бы услышать еще раз?

Дети: где Сова простила Старика и помогла ему.

В: Зачитаем этот отрывок.  

Чтение отрывка.

- А сейчас, чтобы узнать насколько вы были внимательны. Мы поиграем в игру «Закончи предложение». Я начинаю, вы заканчиваете.

«Закончи предложение».

Ребята, а сейчас я вам предлагаю превратиться в настоящих Сов.

Совушка – Сова (руки вытянуть вперед)

Большая голова (поднять руки вверх и через стороны опустить вниз)

На суки сидит (руки на пояс)

Головой вертит (повороты головой)

Всю ночь летает (машут руками)

А станет светло

Спать лети в дупло (садятся на корточки) 

 

- Вот какая весёлая Сова у нас получились.

- А сейчас ребята, я предлагаю вам поиграть в дидактическую игру «Собери последовательность» Послушайте правила игры: на доске два игровых поля. Слева: пустые клетки, справа картинки с изображением последовательности сказки «Сова» Вам нужно заполнить пустые клетки картинками с изображением правильной последовательности сказки. Это мы будем делать по очереди, с помощью игровой кости. Победит тот, кто разместит картинки в правильной последовательности.

Предлагаю вспомнить правила работы с интерактивной доской.

(маркер держим тремя пальцами, как ручку. Около доски не бегаем, не толкаемся. Играем дружно. Пальца не трогаем экран доски)

 «Раз, два, три…играть начни».

Играют.

- Кто победил в игре?

Д: Аня, потому что она заполнила пустые клетки картинками с изображениями правильной последовательности сказки

- Ребята, мы работали с вами у доски, чтобы наши глаза отдохнули предлагаю сделать зарядку.

Глазкам нужно отдохнуть.

Нужно глубоко вздохнуть.

Глаза по кругу пробегут.

Много-много раз моргнут.

Молодцы.  А сейчас с помощью кубов предлагаю выбрать сказку, которую мы сегодня с вами прочитали.

Дети выбирают.

- Что мы сегодня узнали, побывав в книжкином мире?

Молодцы. Ребята, какой вывод из сказки мы с вами можем сделать?

Дети: что нужно помогать друзьям и ценить то, что они делают. Нужно беречь природу, потому что она нам помогает.

В: верно. А ещё, я бы хотела сказать одну пословицу, которая подходит к этой сказке «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Как вы думаете, что она может значит?

Д: Что друзья всегда помогут и поддержат.

В: Правильно, а еще она значит, что настоящие верные друзья выручат тебя в любой ситуации.

Вы были сегодня очень внимательными, поэтому ответили на все мои вопросы. В дидактической игре помогали другу другу, поддерживали. Во время беседы не перебивали друг друга, дополняли ответы и высушивали высказывания сверстника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ Тема: Родной Язык/ Художественная лит-ра. « Чтение стихотворений детьми». ( старшая группа)

Цели: - Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух.- Учить выразительно читать наизусть стихотворения, передавая интонацией, понимать и воспроизводить образность языка стихотворения....

Перспективный комплексно-тематический план образовательной области "Чтение художественной литературы" старшей группы

Перспективный комплексно-тематический планобразовательной области «ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ» старшей группы...

Методическая разработка в образовательной области: чтение художественной литературы (старшая группа д/с) Путешествие по произведениям Н.Носова

Методическая разработка в образовательной области: чтение художественной литературы (старшая группа д/с)ВекторинаПутешествие по произведениям Н.НосоваОбразовательной области: Познание (чтение художест...

Чтение стихотворений детей старшей группы А.Барто из цикла «Игрушки»

Цель: Учить слушать внимательно стихотворений об игрушках в исполнении детей....

План беседы с родителями по формированию у ребенка интереса к чтению книг в старшей группе.

План беседы с родителями по формированию у ребенка интереса к чтению книг в старшей группе....

Перспективный план. Чтение художественной литературы. Старшая группа.

Перспективный план. Чтение художественной литературы. Старшая группа....

Перспективное планирование образовательная область: Речевое развитие. Чтение художественной литературы. Старшая группа.

Перспективное планирование образовательная область: Речевое развитие. Чтение художественной литературы. Старшая группа....