Технологическая карта ООД в старшей группе (5 год жизни) «Постановка звука Ж» по ФГОС ДО.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель:
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh_karta_zvuk_zh.docx | 32.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта логопедического занятия в старшей группе (5 год жизни)
«Постановка звука Ж»
Группа (класс, логопедическое заключение) | ОНР 3 уровень. Старшая группа | |||
Тема занятия | Постановка звука Ж. | |||
Цель |
| |||
Задачи | Образовательные: - Научить произносить звук Ж. - Учить давать чёткую характеристику изучаемому звуку. Коррекционно-развивающие: - Развивать слуховое и зрительное внимание. - Способствовать совершенствованию артикуляционной моторики, речевого дыхания, координации речи с движением. - Совершенствовать навыки звукового анализа. Воспитательные: - Формировать функции контроля и самоконтроля. | |||
Универсальные учебные действия | Личностные УУД:
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
Познавательные УУД:
| |||
Средства ИКТ, аппаратное обеспечение, наименование | Оборудование: мультимедийная презентация, ватман, маркеры. Дидактический материал: предметные картинки. | |||
Организационная структура занятия | ||||
Этап логопедического занятия | Методы и приемы работы | Деятельность педагога | Деятельность детей | |
Этап мотивационный | Беседа, загадывание загадки | -Сегодня к нам пришёл необычный гость. Отгадайте загадку и узнаете, кто это. Летит, жужжит Сядет, молчит. - Правильно, жук, посмотрите, какой жучок к нам прилетел. | Отгадывают загадку. | |
Этап актуализации знаний | Артикуляционная гимнастика | -Жуку захотелось с вами поиграть. 1.Для губ: «Ребята-лягушата» Тянуть губки прямо к ушкам – очень нравится лягушкам, Улыбаются, смеются, а глаза у них как блюдца. «Ребята-слонята» Подражаю я слону, Губки хоботком тяну. 2. Для языка: В этом домике, дружок, живет веселый язычок. Ох, и шустрый он мальчишка. И немножко, шалунишка. Вот он вышел погулять, на крылечке загорать (язык лежит на нижней губе) «Лопата» Язык лопатой положи, и немного удержи, Он тихонечко лежит и нисколько не дрожит. - Вот подул легкий ветерок и язычок поежился. (язык «стрелочкой»),спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть). А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим «д-д-д-д»). Язычок посмотрел на часы, они тикали: «тик-так» (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваемся до уголков рта) – «часики». до уголков рта) – “Часики” “Пора и мне спать”, - подумал Язычок. | Выполняют артикуляционную гимнастику. | |
Этап выявления затруднений | Отгадывание загадки, выделение первого звука в слове. | А теперь посмотрите на эти картинки и отгадайте загадку. (На доске несколько картинок: жук, паук, птица) Жу-жу-жу - Кто это жужжит на ветке? Найдите картинку. - Какой первый звук в слове «жук»? Этот звук напоминает жужжание жука. -Сегодня мы будем учиться произносить звук Ж. Для этого надо, чтобы губы и язычок хорошо работали. | Отгадывают загадку, находят картинку-отгадку. Определяют первый звук в слове. Вместе с педагогом формулируют тему занятия: «Постановка звука Ж». | |
Этап объяснения (добывания) нового знания | Постановка звука Ж. развитие фонематического слуха. | - А теперь жук хочет узнать, умеете ли вы жужжать. Давайте попробуем. А) по подражанию – от [ш]. - давайте произнесем звук ш-ш-ш. А теперь положим руки на горло друг другу, и произнесем звук ш с голосом. Послушайте, как я. Б) – сделайте «Чашечку», заведите ее за верхние зубки и с голосом подуйте на язычок. Губки окошечком, зубки слегка приоткрыты. В) с помощью зонда. - Молодцы! А теперь давайте поиграем. Если услышите звук Ж – хлопните в ладоши. Ж-Н-С-Ш-Д-Щ-Ч-З-Ж-К-Ц | Произносят звук Ш, далее с включением голоса. Устанавливают связь между движением артикуляционных мышц и их ощущением. Осуществляют анализ и сравнение при произношении звуков. Выполняют самоконтроль за выполнением задания. | |
Закрепление во внешней речи | Упражнение на развитие координации речи с движением | - У жука есть знакомый ёжик, который любит заниматься спортом. Педагог читает стих: Ёж готовится к рекордам, Будет заниматься спортом. Ёжик лапки напрягает, Штангу кверху поднимает. Держит 1, 2, 3, 4, 5, Можно штангу опускать. Ёжик низко приседает, И по камушкам шагает, Возвращается обратно. Расслабление приятно. | Выполняют движения согласно текста. | |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Закрепление положения органов артикуляции | - Произнесем еще раз звук Ж. В каком положении находятся губы? - В каком положении находятся зубы – сомкнуты или раскрыты? - Где находится кончик языка? Кончик языка приподнят кверху, но не касается верхних зубов. Кончик языка и боковые края загнуты и имеют форму чашечки. Логопед показывает положение языка с помощью кисти руки. - Что напоминает язычок? (чашечку). | Отвечают на вопросы педагога. Анализируют положение органов артикуляции. | |
Рефлексия. Включение нового в систему знаний. | Пропой «песенку жука»: произнеси звук ж-ж-ж длительно на одном выдохе. | Произносят звук ж-ж-ж. Устанавливают связь между движением артикуляционных мышц и восприятием звука на слух. | ||
Развитие фонематического анализа | А) Игра “Поймай звук” (хлопни в ладоши, когда услышишь звук /ж/) Из ряда звуков: М, Ж, В, Р, Ж, Л,Ж…. Из ряда слогов: жа, ва, ло, жо, ду, жу… Из ряда слов: жаба, стакан, прыжок, лопата, телевизор, жираф …. Б) Распредели картинки под схемы: Ж_____________ (в начале слова) ______Ж_______ (в середине слова) Предварительно дети характеризуют звук Ж: согласный, твердый, звонкий. На доске картинки: лыжи, жираф, желуди, пиджак, жилет, пижама, ежи, журнал. Надо распределить картинки под схемы: под первой схемой картинки, в названии которых звук Ж в начале слова, под второй схемой – Ж в середине слова. В) Определение места звука /ж/ в слове по цифровому ряду: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10. Логопед произносит слова: ужин, кожа, пожар, сапожки, пружина. | Хлопают в ладоши, когда слышат звук. Дают характеристику звуку. Распределяют картинки под схемами. Определяют место звука Ж в цифровом ряду. Определяют место звука Ж в словах. | ||
Знакомство с буквой Ж | - Посмотрите внимательно. Это буква Ж. Как вы думаете, на что она похожа? - Из каких элементов она состоит? - Молодцы! А сможете узнать букву Ж среди других? Ж К Х Л Ж С М Х - А сейчас дорисуйте букву Ж Х К Ψ ѧ Ү Х | Соотносят звук с буквой. Устанавливают связь между звуком и буквой. Называют, из каких элементов состоит буква Ж. Дорисовывают букву Ж. | ||
Итог занятия | - Кто прилетал к нам в гости? Какой звук мы учились вместе с ним произносить? Давайте произнесем его еще раз Ж-Ж-Ж. - С какой буквой познакомились? Покажи мне ее еще раз. Молодцы. Занятие окончено. | Говорят, кто прилетал в гости, и какой звук учились произносить. Называют букву, с которой познакомились. |
Ж____________
(в начале слова)
______Ж______
(в середине слова)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта НОД в старшей группе на тему"Народная игрушка"
Конструирование технологической карты полезно не только педагогам, осваивающим новые методики, но и каждому из нас, т.к. ее использование поможет определить структуру образовательной деяте...
Технологические карты по ФЭМП старшая группа
Технологические карты в соответствии с ФГОС...
Технологическая карта НОД в старшей группе по теме "Амурский тигр"
На занятии дети узнали об особенностях жизни амурского тигра,почему он занесен в красную книгу,научились его лепить....
Технологическая карта прогулки в старшей группе "Кто живет на нашем участке"
Организация совместной образовательной деятельности с детьми на прогулке....
Технологическая карта конструирования в старшей группе "Качели"
Технологическая карта НООД по конструированию в старшей группе . Тема "Качели"...
Технологическая карта ООД в старшей группе по теме: «Волшебница соль».
Данный материал рекомендован педагогам для ознакомления со свойствами соли в старшей группе...
Технологическая карта занятия в старшей группе (технология «Ситуация» Л.Г.Петерсон) Монеты. Путь денежной единицы от товара до современных денег и банковских карт. (Муниципальный конкурс "Воспитатель года 2021г)
Технологическая карта занятия в старшей группе (технология «Ситуация» Л.Г.Петерсон) Монеты. Путь денежной единицы от товара до современных денег и банковских карт. (Муниципальный конкурс ...