Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи на тему «Зимушка-зима».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Бетехтина Светлана Викторовна

Использование дидактических игр при формирование слоговой структуры слова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima_-_kopiya.docx22.67 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по развитию речи «Зимушка-зима».

Цель: обобщение и закрепление знаний детей о зиме.

Задачи:

  • Активизировать словарь по теме «Зима»; развивать связную речь, общую и мелкую моторику, слуховую память, зрительное внимание.
  • Закрепить умение делить слова на слоги (2-3 слога).
  •  Упражнять в образовании существительных с уменьшительно- ласкательным значением;
  • Воспитывать умение, внимательно слушать педагога и своих сверстников, выполнять поставленную задачу,.

Вводная часть.

Давайте улыбнемся друг другу и скажем такие слова «Не сердись и улыбнись» (эту фразу передаем друг другу).

- Ребята послушайте (звук «Зимы»). Как вы думаете какое это время года?

- Как вы узнали что это зима? Какие звуки вы услышали?

Дети. Шум ветра, вой вьюги.

- Какая вьюга?                                                          

Дети. Холодная, злая, колючая.                                            

- Какой ветер?                                                            

Дети. Зимний, студеный, злой.

- Сегодня мы свами будем говорить о зиме.

Основная часть.

Воспитатель:

- Ребята, какое время года изображено на этой картине? (Зима)

-А как вы поняли, что это зима? (Снега много на земле и на крышах домов, из труб идёт дым, люди топят печи, чтобы в доме было тепло. Ребята катаются на санках и лепят снеговика).

- Ребята, скажите, а как одеты дети на нашей картине? (Дети одеты в тёплые куртки, шапки, обуты в валенки и сапоги, надели варежки и шарфики завязали, чтобы им было тепло).

-Ребята, а посмотрев на картину, можно сказать, какую погоду хотел изобразить художник? (Да. Погода хорошая. Солнце светит, небо голубое, на нём небольшие облака).

-Да, действительно, на картине изображён яркий, морозный денёк! А всегда ли зимой бывает такая погода? (Нет. Бывает и плохая погода, когда идёт снег, дует сильный ветер. Несколько дней назад была такая погода, мы наблюдали метель из окна, даже не ходили гулять).

-А как, вы думаете, на этой картине изображён ветреный день или спокойный?

(Спокойный день. Потому что, дым идёт прямо из трубы и деревья не гнутся, значит, ветра нет).

-А что ещё, вы можете рассказать, глядя на эту картину? (Мальчик катится на санках с высокой горы, а здесь девочка уже скатилась с горы, она везёт санки, и ей на встречу бежит собачка).

-Давайте, вспомним, какое из стихотворений о зиме, нам напоминает эта картина.

-Детство. Ивана Сурикова.

Чтение стихотворения.

Вот моя деревня;

Вот мой дом родной;

Вот качусь на санках

По горе крутой.

Вот свернули санки,

И я на бок – хлоп!

Кубарем качуся

Под гору в сугроб.

И друзья - мальчишки,

Стоя надо мной,

Весело хохочут

Над моей бедой.

Всё лицо и руки

Залепил мне снег…

Мне в сугробе горе,

А ребятам смех! 

- Ребята, а теперь подумайте вот о чём. Дети поиграли, покатались и ушли домой, а потом пришли другие ребята. Смогут ли они догадаться, кто здесь был и что делал?
(Да. Остались следы от санок, по которым можно догадаться, что здесь недавно катались на санках).

-А как вы думаете, как они могут догадаться, что это ребятишки катались, а не взрослые? (По следам сапог, маленькие следы, они и догадались, что здесь катались ребята. А по собачьим следам, что с ними была собака. Ещё ребята строили снеговика).

 - Молодцы, ребята!

- Ребята я вам в своей рукавичке принесла волшебный снежок, поиграем с ним?

Я буду бросать вам его, и задавать вопрос, а вы должны ответить. А почему снежок волшебный вы мне скажете после игры? (играют стоя в кругу):

Если зимой часто идет снег, то зима (какая) – снежная.

Если зимой дует ветер, то зима (какая)- ветреная.

Если ночью холодно, то ночь (какая) – холодная.

Если утром мороз, то утро (какое) – морозное.

Если днем светит солнце, то день (какой) – солнечный.

Если выпал снег, то он (какой)- холодный, пушистый.

Физкультминутка «Зимнее окошко»

Посмотри в окошко:       (Имитация)
Белая дорожка,             (Волнистые движения кистями рук)
Занесло качели,             (Вращение руками)
Спят под снегом ели.     (Приседание с закрытыми глазами)
В небе желтая луна.       (Подтягивание на носочках)
Лишь одна не спит она.  (Круговые движения головой).

Игра «Длинное-короткое».  Сейчас я буду называть слова, если слово длинное то вы показываете длинную полоску, если слово короткое, то короткую полоску. Не забываем считать сколько слогов в слове. ( лёд, снежинка , снег, снеговик, валенки, морозный, студеный, зимний).

Игра «Отхлопай слово».  Я сейчас вам раздам карточки, вы должны отхлопать каждый рисунок и соединить с нужной схемой.

Игра «Подбери слово».

 Снежный (что?) - ком

Снежная (что?) -  баба

Белый (что?) - снег

Холодная (что?) - погода

Морозный (что?) - день

Ледяная (что?) - горка

Трескучий (что?) – мороз.

Рефлексия.

- О каком времени года мы с вами сегодня говорили?

- Зима какая?

- Какое задание вам понравилось?

- Какое задание было трудным?

- Давайте друг другу улыбнемся и попрощаемся с нашими гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей подготовительной группы на тему «Зимушка-зима».

Образовательная область: «Речевое развитие».Интегрированные образовательные области: Познавательное  развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физиче...

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей подготовительной группы на тему «Зимушка-зима».

Образовательная область: "Речевое развитие".Интегрированные обрзовтельные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие,физическое развитие....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в первой младшей группе Тема:«Зимушка-зима»

Образовательная область: «Познание»Вид НОД:Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в младшей группе по теме «Зимушка-зима» с использованием здоровьесберегающих технологий

Интеграция образовательных областей:Социально-коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие художественно-эстетическое развитие, физическое развитиеЗадачи:Образовательные:1. Продолжать зн...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Зимушка – зима» для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Зимушка – зима» для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Здравствуй, зимушка зима!» в средней группе.

Конспект занятия в средней группе по развитию речи  на тему: Здравствуй, зимушка зима!"...