Занятие по развитию речи в старшей группе "Путешествие по сказкам"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: развитие речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe_puteshestvie_po_skazkam.docx | 35.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная область: речевое развитие дошкольников.
Интеграция: художественно – эстетическое развитие.
Цель: развитие речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы.
Задачи:
Образовательные:
- развитие связной речи детей, продолжать знакомство детей с литературным творчеством – загадками, стихами, сказками; обогащать словарный запас детей, углублять интерес к художественной литературе;
- развивать навык словотворчества (нахождение рифмы к слову, речевой слух, внимание, память, сообразительность, логическое мышление, воображение, фантазию.
Воспитательные:
- воспитывать отзывчивость, доброжелательное отношение друг к другу.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора.
Формы реализации
Коммуникативная: игра-приветствие «Добрый день»;
Игровая: сюрпризный момент, игра-путешествие, дидактическая игра «Собери картинку».
Двигательная: игра «Баба-яга».
Планируемые результаты: ребенок овладевает правилами элементарной вежливости (слова – приветствия);
-посредством игры дети будут активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх;
-в процессе игры будут развиваться психические процессы: воображение, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; внимание, память, мышление; ребенок овладеет разными формами и видами игры, сможет различать условную и реальную ситуации, подчиняться разным правилам и социальным нормам;
-у ребенка будет развиваться устная речь, он может выражать свои мысли и желания, складываются предпосылки грамотности;
- в процессе двигательной деятельности у ребенка развивается подвижность, выносливость, овладение основными движениями;
- ребенок будет проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, находить выход из сложившийся ситуации, принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
ХОД НОД:
Вход детей, встают полукругом возле стульев.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся и улыбнёмся им.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель:
- Добрый день!- вам все сказали
- Добрый день!- ответим мы
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
Садятся на стулья.
Сюрпризный момент «Письмо»
«Здравствуйте, ребята старшей группы! Жители сказочной страны приглашают Вас попутешествовать по сказкам. Попасть в сказку может не каждый, потребуется смелость, смекалка, воображение и фантазия».
Жители сказочной страны.
Воспитатель: Ребята, что такое сказка?
Дети: Сказка- это волшебство,
Сказка- это чудо.
Сказка- это занимательный рассказ.
Воспитатель: Верно. Сказка это- волшебная история со счастливым концом и обязательной победой над злом. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные приключения. Именно поэтому сказки любят и взрослые и дети. У каждого народа есть свои сказки, с их особенностями, национальными героями, бытом.
А вы любите сказки?
Дети: Да.
Ребёнок:
В мире много сказок
Грустных и смешных
И прожить на свете
Нам нельзя без них
Ребёнок:
В сказке может всё случаться
Наша сказка впереди
Сказке в дверь мы постучимся
Сказка в гости ты нас жди.
Постановка проблемной ситуации:
Воспитатель: Вы готовы к испытаниям? Хорошо! Отправляемся в сказку! Только вот где же она живёт? Как вы думаете, где может жить сказка? (ответы детей).
Воспитатель: А я думаю, что она живёт там, где сплелись ветвями ивы, где встречаются день и ночь, где шумит большое лесное озеро, куда заглядывают по ночам золотые звёзды. Там живёт сказка!
- Ну что ж видно и, правда, вы любите сказки.
Тогда отправляемся в путь.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «1,2,3,4,5»
Раз, два, три, четыре, пять (загибают по очереди пальцы на обеих руках)
Будем вместе мы играть. (разгибают пальцы по очереди на обеих руках)
Будем дружно мы играть (сжимают и разжимают кулачки)
В сказку будем попадать. (поднимают руки вверх)
Постановка проблемной ситуации:
Воспитатель: только вот на чём мы с вами попадём в сказку? Транспорт должен быть волшебный? На чём передвигаются в сказке? (дети перечисляют и выбирают транспорт).
Воспитатель: Хорошо! Давайте полетим на ковре- самолёте (дети усаживаются на ковре).( включается видео на интерактивной доске).
Воспитатель: Вот мы и приземлились в страну сказок. А что это за избушка стоит? Интересно, кто из сказочных героев может в ней жить? (дети перечисляют).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Чтобы продолжить путешествие по сказкам, вы должны отгадать загадки: (присаживаются на ковёр)
1. А дорога далека
А корзина нелегка
Сесть бы на пенёк,
Съесть бы пирожок. (Маша и медведь).
2. На сметане мешён,
На окошке стужён.
Круглый бок, румяный бок
Покатился…. (колобок).
3. Бабушка девочку очень любила,
Шапочку бабушка ей подарила
Девочка имя забыла своё
А ну, подскажите, как звали её (Красная Шапочка).
4. У отца был мальчик странный
Необычный деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой
Всюду нос суёт свой длинный
Кто же это? (Буратино, сказка о Золотом ключике).
5. Появилась девочка в чашечке цветка,
и была та девочка чуть больше ноготка
в скорлупе ореха девочка спала
какая же девочка в цветке жила? (Дюймовочка)
6. Ах ты, Петя- простота,
Сплоховал немножко.
Не послушался кота,
Выглянул в окошко. (Лиса и Петух).
7. Очень курочка расстроена- разбито яичко. (Курочка Ряба).
Воспитатель: Ребята, я слышала в некотором царстве, в некотором государстве есть чудо- дерево. Вот этот клубочек поможет вам найти дорогу к этому дереву. (дети вместе с воспитателем и клубочком передвигаются к чудо- дереву. Вокруг дерева разложены атрибуты, которые принадлежат сказочным героям, на дереве сидят герои без своих аттрибутов).
Например:
Карлсон- пропеллер.
Айболит- чемоданчик.
Ко в сапогах- шляпа.
Царевна- лягушка- стрела.
Золушка- туфелька
Буратино- ключик
Девочка- красная шапочка
Дюймовочка- кувшинка
Кощей Бессмертный – корона
Емеля – щука.
Муха-цокотуха – денюжка.
Курочка Ряба – яйцо.
Незнайка – шляпа.
Задание: каждому герою подобрать его предмет.
Воспитатель: Вы должны подобрать герою его предмет, и назвать из какой он сказки. (при правильном ответе, герою возвращается его предмет) (картинки наклеенные на дереве).
Воспитатель: Продолжаем наше сказочное путешествие. Посмотрите, на нашем пути избушка на курьих ножках. Кто в ней живёт? (ответ детей). Посмотрите под ним лежит два конверта, что за это конверты?
Игра: «Собери картинку». (дети , 2 команды собирают изображение «Бабы- Яги» грустной и весёлой).Спросить детей, что они собрали и какая она?
Воспитатель: Ребята, назовите сказки, в которых встречается Баба- Яга. (Иван Царевич и серый волк, Кощей бессмертный, Как Иванушка за чудом ходил, Гуси- лебеди, Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.
Воспитатель берет игрушку бабы яги и играет с детьми.
Игра «Баба- Яга».
Дети встают в круг, хором произносят текст и все вместе выполняют движения.
В темном лесе есть избушка. (идут по кругу)
Стоит задом наперёд. (прыжком поворачиваются в другую сторону)
В той избушке есть старушка,
Бабушка Яга живёт. (идут по кругу в другую сторону)
У неё глаза большие. (разжимают кулачки подобно открывающимся глазам)
Словно огоньки горят.
Ух! (Приседают). Сердитая какая!
Дыбом волосы стоят. (резко поднимают руки вверх. Дети разбегаются и убегают в избушку, Баба Яга их ловит).
Воспитатель: Молодцы. Ребята, наш волшебный клубочек хочет ещё что – то нам показать интересное. Посмотрите, волшебный сундучок. Откроем его и посмотрим, что в нём лежит. Кто это?
Дети: Царевна- лягушка.
Воспитатель: Почему то лягушка загрустила? Мы придумаем с вами слова- рифмы к слову лягушка и развеселим её.
Занятие по развитию речи в старшей группе
Дети: Лягушка- подушка, лягушка- хохотушка, лягушка- погремушка, лягушка- хлопушка.
Воспитатель: Молодцы ребята! Наша лягушка развеселилась.
Теперь вы знаете, что есть такая чудесная страна сказок. А нам, ребята пора возвращаться домой в нашу группу. Снова садимся на наш ковёр- самолёт. (звучит мелодия и видео на интерактивной доске)
Рефлексия
Вот мы с вами и вернулись в группу, присаживайтесь на стулья. Ребята, вам понравилось наше путешествие? С какими героями мы познакомились? Кому мы помогли?
Ребята, какое у вас настроение? Подойдите к столу и выберите колобка – если у вас веселое настроение – улыбающегося, грустное настроение - грустного. (Встали полукругом и показывают гостям кто, какого выбрал колобка).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Закончи сказку"
Творческое рассказывание «Закончи сказку». Программное содержание: продолжать учить детей составлять короткие сюжетные рассказы; продолжать учить использовать в рассказе разные виды предложений, ...
Занятие по развитию речи в старшей группе. Пересказывание сказки «Котик Петрик и мышка»
На заняти используются приёмы театрализаци, здоровьсберегающие технологии, сюрпризность...
Интегрированное занятие по развитию речи в старшей группе по сказке "Рукавичка"
Область «Коммуникация». Вид детской деятельности: коммуникативная. Интеграция образовательных областей: Физическая культура, Коммуникация, Чтение художественной литературы, Познание....
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе чтение сказки «Петух и собака».
Формирование словаря.Грамматический строй речи.Звуковая культура речи....
Конспект занятие по развитию речи в старшей группе. Персказ сказки "Лиса и рак"
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки "лиса и рак". Цель: формировать умение пересказывать небольшие произведения....
Занятие по развитию речи в старшей группе, пересказ сказки" Сказка пр снеговика и снежную бабу"
Открыла для себя чудесного автора - Елену Ульеву. По её сказкам проводила часто занятия этой зимой, а потом занятия по развитию речи плавно переходили в рисование или аппликацию , или коннт...