Занятие по развитию речи в старшей группе. Пересказывание сказки «Котик Петрик и мышка»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Гурьева Валентина Викторовна

На заняти используются приёмы театрализаци, здоровьсберегающие технологии, сюрпризность

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №3 «Радуга»  г.Кирс,  Верхнекамский район,  Кировская область.

   

Воспитатель МКДОУ №3 «Радуга»

Гурьева  Валентина  Викторовна

Занятие  по  развитию  речи  в   старшей группе.

Тема.                                                                                                       

Пересказывание   сказки

«Котик Петрик и мышка»

Программное содержание.

  1. Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки.
  2. Упражнять в умении  описывать по схеме.
  3. Развивать умение выразительно вести диалог, драматизировать сказку.
  4. Закрепить умение составлять предложения, правильно согласовывая слова.
  5. Воспитывать умение внимательно слушать друг друга.

Обогащение словаря: гумно, солома.

Активизация словаря: зашуршит,  довольное, удивлённое.

Форма организации: групповая.

Длительность: 25-30 минут.

Методы и приёмы: рассказ,  пересказ,  драматизация, художественное слово,  вопросы к детям,  беседа,  указания, игровой, использование наглядности, повторение хоровое и индивидуальное, проговаривание, договаривание фраз, мимические упражнения, интонация голоса, поощрение, сюрпризный момент, оценка.

Оборудование: загадка-схема, кукольный театр, шапки-маски для драматизации, магнитофонная запись, иллюстрации с разной мимикой кота,  магнитофон, лист бумаги формата А4 с надписью парафиновой свечой «Составь предложение», краска черная, кисть, ёмкость с водой, обруч с подвязанными атласными лентами, рюкзачок в виде кота с конфетами.

Ход занятия.

- Ребята, нас в гости ждёт сказка. Про кого эта сказка, вы сейчас догадаетесь сами. Посмотрите на карточку (показ схемы-загадки мышки).

Дети описывают животное по схеме, следя за указкой воспитателя.

- Мордочка с усами, туловище овальное, зверёк маленький, серого цвета, короткий мех, живёт в норке. Это мышь.

Показ схемы описания кота.

- Мордочка с усами, туловище овальное, большое, рыжего цвета, пушистый, живёт дома. Это кот.

- Молодцы. Ждёт нас сказка про кота и мышку. А как она называется, мы узнаем, когда туда пройдём вот через такие сказочные ворота (Обруч с подвязанными атласными лентами). Давайте возьмёмся за руки, скажем волшебные слова:

   «Бубенчики, черевенчики!

     Чики-чики-чики-чке,

     Очутимся в сказочке!»

Под музыку проходим через «Сказочные ворота» , садимся на стульчики.

- Сказка называется «Котик Петрик и мышка».                                      

    (Идёт рассказ с показом кукольного театра)

Однажды котик Петрик захотел поймать мышку. Петрик был ещё маленький и никогда не видел мышей. Только от взрослых котов слышал, что они всегда ловят мышей. И Петрику очень захотелось поймать мышку, чтобы поскорее стать взрослым котом.

     Пошёл Петрик на гумно. Ходил, ходил – никого нет. Вдруг в соломе как зашуршит! Петрик прыгнул и увидел маленького зверька с длинным хвостом. – Ты кто? – спросил Петрик.

- Мышка.

- Вот ты мне и нужна!

- Зачем?

- Не знаю зачем, знаю только, что котам надо ловить мышей!

Мышка и говорит:

- коты ловят мышей, чтобы играть в кошки – мышки. Хочешь научу тебя?

- конечно , хочу, - сказал котик Петрик.

- Тогда встань в уголок, сказала мышка, - закрой глаза и считай до трёх, а  

   потом лови меня!

Котик Петрик встал в уголок, закрыл глаза, как сказала мышка, досчитал до трёх, посмотрел, а мышки и след простыл.

- Ой, а куда мышка делась? Садись котик Петрик и послушай, как мы с ребятами будем играть и беседовать.

Беседа по сказке.

-  Вам понравилась сказка?

- Что особенно понравилось?

- Что котик Петрик слышал от взрослых котов о мышах?

-  Куда пошел Петрик? (Словарная работа «гумно», «солома»).

Игровое упражнение «Продолжи предложение»

- Ходил, ходил - … (никого нет)

- Вдруг в соломе  - … (как зашуршит)

- Петрик прыгнул и -… (увидел маленького зверька с  

   длинным хвостом).

Работа с мимическими иллюстрациями.

- Я вам покажу две мордочки кота, а вы мне скажите , какой здесь Петрик. Когда Петрик увидел мышку, он … (удивился, подбирают иллюстрацию). А когда узнал , что это мышка…(обрадовался, подбирают иллюстрацию).

 Игровое мимическое упражнение с диалогом персонажей.

- Ты кто? (удивление)

- вот ты мне и нужна! (радость)

- не знаю зачем, знаю только, что котам надо ловить  

  мышей! (недоумение)

Физкультминутка.

Давайте поиграем в котиков. Встали все в круг.

Раз, два, - повернись,

В котиков превратись!

Идём по кругу, изображая походкой кота. Идёт сопровождение текстом от автора.

Он был маленький, но очень хотел стать большим. Пошёл на гумно. Ходил, ходил – никого нет. Вдруг в соломе как зашуршит! Петрик прыгнул! Встал в уголок, закрыл глаза, досчитал до 3-х: один, два, три – посмотрел, а мышки и след простыл!

Молодцы, замечательные котики!

Раз , два -  повернись

И в деток превратись!

- Я расскажу сказку ещё раз, а потом расскажите вы.

Рассказывают дети (2 рассказа).

- Давайте в сказку поиграем.

Распределяем роли и слова автора. Показ кукольного театра, драматизация сказки (по одному разу).

- Молодцы! Давайте поиграем в игру «Кошки- мышки».

Считалкой выбираем водящего (играем 1 раз).

 

- Посмотрите, здесь какой-то листок. Вы не знаете? Я кажется догадалась. Мы ведь с вами в сказке. Вы читали сказки, где на каких – либо предметах появлялись буквы. Давайте попробуем закрасить лист, может там тоже что- нибудь появиться.

Закрашиваем и читаем задание «Составь предложение».

Дети составляют предложения про котика и мышку.

- Молодцы! Много разных предложений составили. Нам пора возвращаться из сказки. Взялись за руки, вспоминаем волшебные слова – только они немножко изменяться:

Бубенчики, черевенчики

                               Чики-чики-чики-чки

Выйдем мы из сказочки!

Под музыку проходим через «сказочные ворота». Обращаю внимание на появившийся рюкзачок у ворот.

- Ой, ребята, что это такое у «сказочных ворот! Это наверно, нам сказка подарила. Скажем сказке спасибо и до свиданье! Вам понравилось сегодня занятие? А что вам особенно понравилось? Вы все сегодня были молодцы.

Угощаю детей конфетами.

     

Карточки схем описания животных

      

Мимические иллюстрации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок для детей старшей группы «Занимательные сказки» На основе авторской программы О.А. Шороховой «Поиграем в сказку»

Программа Шороховой по сказкотерапии представляет собой синтез современных методов развития речи и личности дошкольника: словесные методы: (режиссёрская игра, комментирование, рисование, импровизация,...

Конструкт интегрированной НОД в старшей группе: рассказывание сказки «Гуси-лебеди» и конструкт интегрированной НОД в старшей группе: аппликация "Гуси Лебеди"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельностипо физическому развитию детей № 7 «Берёзка»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Рисование в старшей группе «Наша любимая подвижная игра» (Кошки-мышки)

Задачи:– Формировать умение отбирать из личного опыта интересное содержание рисунка, воплощать задуманное.– Закреплять приемы создания контура изображения простым карандашом и оформления е...