Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности по теме : "Моя семья"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
конспект занятия по речевому развитию с детьми с нарушением речи на тему : "Моя семья"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_rechevomu_razvitiyu_moya_semya.docx | 619.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 26 «Теремок» г. Назарово Красноярского края
Конспект НОД по речевому развитию
в старшей группе компенсирующей направленности «Сказка»
тема «Моя семья»
Разработала: Шеметова И.А.
воспитатель высшей
квалификационной категории
2017 г.
Цель: формирование представлений детей о семье.
Задачи:
образовательные
- закрепить знания детей о семье, её составе, об обязанностях членов семьи;
- знакомить с родственными связями в семье (брат, сестра, родители, бабушка, дедушка, сын, дочь, внук, внучка);
- обогащать словарный запас детей по теме.
развивающие
- продолжать развивать общие речевые навыки, связную речь;\
- развивать внимание и восприятие, логическое мышление;
- развивать мелкую моторику рук.
воспитательные
- воспитывать в детях ласковое и чуткое отношение к членам семьи
желание заботиться о близких людях и чувство привязанности к ним.
Коррекционно-образовательные:
- закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением;
- продолжать работу по обучению образованию притяжательных прилагательных.
Интеграция образовательных областей:
- социально-коммуникативное развитие – способствовать формированию готовности к совместной деятельности со сверстниками;
- речевое развитие: развивать связную, грамматически правильную речь;
- художественно-эстетическое развитие: способствовать реализации творческой деятельности детей;
- физическое развитие: обеспечить двигательную активность в течение занятия.
Предшествующая работа: рассматривание семейных фотографий; разучивание пальчиковых игр; оформление фотоальбома «Наши семейные традиции»;
дидактические игры: «Чьи детки?», «Кто в домике живет?», строительные сюжетно – ролевые игры: «Мебель для дома», «Дом для кукол», сюжетно – ролевая игра «Дом».
Материалы и оборудование: конверт с письмом, в нем сюжетная картинка «Семья» и картинка или фото девочки; коврограф с предметными картинками членов семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочка); на столах у детей предметные картинки одежды и других вещей (на фланели), которые могут принадлежать членам семьи (по числу детей); шаблоны картинок с нарисованными точками фигур членов семьи, простые карандаши (по числу детей).
Ход НОД.
Организационный момент.
Воспитатель:
- Дети! Сегодня утром я нашла около двери группы какой – то конверт, посмотрим, что там? Кому мы доверим распечатать конверт? ( Ответы детей) Что же там? (Письмо, картинка «Семья», картинка девочки). Интересно, кто же прислал нам это письмо? Кто – то может прочитать? (Пока нет). Тогда прочту я, хорошо?
Воспитатель читает письмо: «Дорогие ребята группы «Сказка», здравствуйте. Меня зовут Анюта. У меня большая семья, но я не знаю, как мне их правильно называть. Прошу вас помогите мне разобраться, кого и как мне правильно называть».
Поможем Анюте, напишем ответ? (Да)
Давайте будем передавать волшебную палочку и назовем всех членов семьи ласково.
Воспитатель называет первое слово, дети образуют существительное с уменьшительно-ласкательным значением.
Игра «Волшебная палочка»
« Назови ласково»
Дед - дедушка, дедуля, дедулечка, дедуленька.
Баба - бабушка, бабуля, бабулечка, бабуленька.
Мама - мамочка, мамуля, мамулечка.
Папа - папочка, папулечка, папуля.
Дочь - дочка, доченька, дочурочка.
Сын - сынок, сынуля, сынулечка.
Внук - внучок, внучек.
Внучка - внученька, внучечка.
Как одним словом назвать дедушку, бабушку, маму, папу и детей? Конечно, это семья. У каждого из вас тоже есть своя семья. Семьи бывают большие и маленькие, и мы сейчас определим, кто же живет в семье…
Воспитатель выставляет картинку «Семья» на доску:
- Расскажите, кто изображен на этой картинке, а я буду записывать ваши ответы для Ани, чтобы послать ответное письмо.
- Кто для дедушки и бабушки мальчик? девочка?
- Кто мальчик для девочки? девочка для мальчика?
- Кто девочка для мамы? Для папы?
- А мальчик для папы и мамы?
- Кто дедушка и бабушка для папы и мамы?
- А мама и папа для дедушки и бабушки?
- Кто для дедушки папа?
- Кто для бабушки мама?
(Ответы детей)
Воспитатель:
- «Спасибо, дети, я все ваши ответы записала. А теперь предлагаю отдохнуть и поиграть с нашими пальчиками, расскажем про нашу большую семью.
Физминутка. Пальчиковая гимнастика.
Этот пальчик - дедушка, поочерёдное загибание пальцев
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - Я,
Вот и вся моя семья. сжимание - разжимание кулачка.
Воспитатель:
- Посмотрите, кто – то разбросал все вещи, предлагаю вам прибраться и отдать эти вещи хозяину, согласны? Давайте подумаем и скажем, кому надо отдать эти вещи и чьи они.
Д/и «Чьи вещи?»
( игра на классификацию вещей и в образовании притяжательных прилагательных)
На столах у детей лежат предметные картинки изображением вниз (на фланеле) одежды и др. вещей, которые могут принадлежать членам семьи. На коврографе прикреплены предметные картинки членов семьи (дедушка, бабушка, девочка, мальчик, мама). Ребенок берет картинку со стола и прилепляет ее на коврограф, поясняя, почему он так решил:
«Эти духи отдадим маме, это мамины духи.
Газету – папе, папина газета
Очки – дедушке, дедушкины очки
Фартук – бабушке, бабушкин фартук
Куклу – дочке Тане, Танина кукла
Кубики – сыну Саше, Сашины кубики».
Воспитатель:
- А теперь, дети, предлагаю нарисовать по точкам фигуры всех членов семьи Анюты. Каждый нарисует одного члена семьи, мы соберем их всех вместе, и получится вся ее большая семья, сложим ваши работы в конверт и отошлем. Так мы Анюте поможем разобраться, как ей правильно называть своих членов семьи, договорились?
(Дети рисуют)
Воспитатель:
- Кого вы нарисовали? (Ответы детей)
У нас получилась настоящая большая Анютина семья.
(Рисунки дети складывают в конверт и запечатывают).
Вы доверяете мне отправить письмо Анюте? (Ответы детей).
Итог занятия
(дети встают в круг)
Воспитатель:
- Кто может сказать, как можно расшифровать слово «Семья»?
(Это семь «Я»)
А может и больше людей, которые живут рядом и дружно. А как по – вашему, что означает жить дружно? (Ответы детей). Ребята, я рада за вас, что у вас есть своя семья. И согласна с вами - главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. Семью почитали ещё с древних времён, народ сложил много пословиц о семье. Вот одна из них: «Золото и серебро не стареют, отец и мать, цены не имеют». Подумайте о чем эта пословица и об этом мы поговорим в следующий раз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект НОД по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности на тему: "Составление рассказа по сюжетной картине с использованием ТРИЗ"
конспект по речевому развитию...
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности на тему «Кто весну делает?»
Закрепляем знания о признаках весны. Развиваем способности сравнивать и обобщать, знать отличия птиц, зверей, насекомых; уметь группировать животных, используя обобщающие слова. Закрепляем умение само...
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности
конспект логопедического занятия на тему "День победы"...
Методическая разработка по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе компенсирующей направленности на тему: «Животные Севера и жарких стран. Звук и буква [К]»
Расширять словарный запас по теме:"Животные Севера и жарких стран. Учить четко произносить звук [К]"....
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР) "Морские приключения"
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР с использованием здоровьесберегающих технологий в ходе закрепления речевых навыков...
Конспект по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности по ранней профориентации "Путешествие в страну мастеров"
Отношение к профессиям закладывается у ребенка еще в 2,5 -3 года, но в старшей группе дети видят плоды своего труда, проявляют интерес к профессиям взрослых. Знакомство с миром профессий позволя...
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе компенсирующей направленности на тему «Продукты питания. Составление рассказа «День рождения Веры» по опорным предметным картинкам.
Цель: создание условий для развития связной речи детей.Задачи:Коррекционно-образовательные: Закрепление словаря по теме «Продукты питания». Образование уменьшительно-ласкательных...