Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности на тему «Кто весну делает?»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Бруль Ольга Александровна
  • Закрепляем знания о признаках весны. Развиваем способности сравнивать и обобщать, знать отличия птиц, зверей, насекомых; уметь группировать животных, используя обобщающие слова. Закрепляем умение самостоятельно пользоваться блоками Дьенеша. Формируем зрительно-мыслительный анализ способа расположения фигур. Развиваем мышление, речевой слух, зрительное внимание, мелкую и общую моторику, ориентацию в пространстве. Учим детей эмоциональной, интонационно-выразительной речи в передаче настроения, характера сказочного героя. Формировать умение перевоплощаться в образ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_zveri_uznali.docx309.06 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение
детский сад №79 комбинированного вида
Выборгского района
Санкт-Петербурга

Конспект НОД

по речевому развитию

в старшей группе

компенсирующей направленности

на тему «Кто весну делает?»

Подготовила и провела:

воспитатель гр. «Полянка»

Бруль О.А.

2020 уч. год

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Цель: Расширять и уточнять представления о признаках весны, об изменениях, происходящих в живой и неживой природе, используя различные технологии.

Задачи:

Образовательные задачи

  • Закреплять знания признаков весны.
  • Развивать способности сравнивать и обобщать, знать отличия птиц, зверей, насекомых; уметь группировать животных, используя обобщающие слова.
  • Закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными в роде.
  • Закреплять умение подбирать глаголы к существительным, обогащая словарный запас через участие в словесно-речевых играх.
  • Упражнять детей в четком произношении звука -ж-.
  • Развивать общие речевые навыки, зрительное восприятие в процессе игрового общения.
  • Упражнять в координации речи с движениями.

Развивающие задачи

  • Закреплять умение самостоятельно пользоваться блоками Дьенеша.
  • Формировать зрительно-мыслительный анализ способа расположения фигур.
  •  Развивать мышление, речевой слух, зрительное внимание, мелкую и общую моторику, ориентацию в пространстве.
  • Учить детей эмоциональной, интонационно-выразительной речи в передаче настроения, характера сказочного героя. Формировать умение перевоплощаться в образ.

Воспитательные задачи

  • Формировать желание больше знать о родной природе.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Развивать культуру речевого общения.
  • Создавать положительную эмоциональную атмосферу на занятии.

Форма проведения – игровая обучающая ситуация. 

Материалы и оборудование

  • Демонстрационный материал «Весна», размещенный на фланелеграфе.
  • Письмо в конверте с дидактическими заданиями.
  • Магнитофонная запись «пение птиц в весеннем лесу».
  • Плоскостные фигурки зверей и птиц по количеству детей.
  • Весеннее дерево, пенек, бревнышко.
  • Игрушка – майский жук – на тонкой (невидимой) леске.
  • "Река».
  • Блоки Дьенеша.
  • Мольберт-фланелеграф, разделенный на 9 квадратов, где расположены 9 предметных картинок с изображениями бабочка, аист.
  • Костюмы для персонажей к сказке Э. Шима «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце».
  • Сюрпризный момент: игрушка-белка с корзинкой, в которой на ниточках связки «сушеных грибов» для детей (печенье «Опята»).

Предварительная работа

  • Рассматривание иллюстративного и наглядно-дидактического материала о весне.
  • Чтение рассказов и сказок серии «Лесная газета» В.В.Бианки, Н.И.Сладкова «Капли солнца. Март.»
  • Загадывание загадок.
  • Дидактические игры:
  • «Подбирай, называй, запоминай»,
  • Лото,
  • «Зашумленные рисунки»,
  • «Нелепицы»,
  • «Что без чего не бывает?»,
  • «Что с чем?».

Образовательные технологии, используемые в работе

  • Метод создания проблемных ситуаций.
  • Элементы ТРИЗ.
  • Мнемотехника.
  • Логические задачи.
  • Рифмы- чистоговорки.
  • Речь-доказательство.
  • Технология сотрудничества, взаимопомощи.
  • Создание ситуаций успеха и комфортности.

Ход игровой обучающей ситуации

Педагог. Голубые, синие небо и ручьи,

                В синих лужах плещутся стайкой воробьи.

                На сугробах ломкие льдинки-кружева,

                Первая проталинка, первая трава.

Как вы думаете, о каком времени года это стихотворение?

Дети. Это стихотворение о весне.

Педагог. Что такое проталинка?

Дети. Весной начинает пригревать солнце, снег тает, и открывается земля. Это и есть проталинка. 

Педагог. Ребята, а что хорошего в том, что пришла весна?

Дети. Ответы детей

Педагог. А что плохого в том, что пришла весна?

Дети. Ответы детей.

Педагог. Какие вы молодцы: увидели много хорошего в приходе весны, заметили и плохое в ней.

Подумайте, про что можно сказать «весенний»?

Дети называют подходящие существительные и вспоминают приметы или пословицы.

Педагог. А к чему подойдет слово «весенняя»?

Педагог. Про что можно сказать «весеннее»?

Стук в дверь. Сорока приносит письмо от лесных зверей.

Воспитатель читает:

«Здравствуйте, дорогие дети. Нам, лесным зверям, сорока, - а она всегда все новости первая узнает – сказала, что вы все знаете о весне.

Помогите нам, пожалуйста, разобраться и понять, кто весну в лесу делает?

Педагог. Хотите оказаться в весеннем сказочном лесу?

Дети. Да-а!!

Педагог. Как туда мы можем добраться? Ребята называют глаголы с приставкой »до».

Дети. Дойти. Долететь. Доехать. Добежать. Домчаться. Доскакать и т.д.

Педагог. Наше путешествие начинается и садимся на вертолет.

Дети выполняют пальчиковую гимнастику.

Вверх взлетает вертолет, (Четыре пальца левой руки, кроме большого, сжать в кулак. Большой палец поднять вверх и им  выполнять круговые движения.)

Вертолет лети, лети,

Лопасти быстрей крути. (Пальцы обеих рук, кроме указательных и больших выдвинуть вперед и соединить их подушечками (получается «хвост вертолета»).

Педагог. Вот мы оказались на полянке. На фланелеграфе  врассыпную стоят плоскостные фигурки животных по количеству детей.

Каждый ребенок выбрал себе игрушку и присел на «полянке». Сейчас каждый из вас к названию своего животного придумает слово-признак.

-Твой зайчик какой?

-Мой зайчик длинноухий, короткохвостый, трусливый.

-Твоя лягушка какая?

-Моя лягушка зеленая и полезная.

Ответивший садится на «бревнышко». Если ребенок затрудняется подобрать прилагательное к существительному, даю косвенную подсказку, используя игру «Наоборот»:

-Твоя белка тяжелая и медлительная?

- Нет, моя белка легкая, быстрая, ловкая, шустрая.

Дети останавливаются возле других игрушек.

Педагог. Сейчас каждый из вас к названию своего животного придумает слово-действие.

- Твой медведь что делает?

-Мой медведь рычит.

-Почему?

-…потому что он голодный.

Ребята, смотрите! К нам на «полянку» жук прилетел! Беру игрушку «майский жук» на длинной тонкой леске и выполняем упражнение на координацию речи с движением

Дети.        

На полянку жук влетел,

Зажужжал и запел:

«Ж-ж-ж…»

Плавные взмахи руками.

Плавные взмахи руками.

Вот он вправо полетел,

Каждый вправо посмотрел.

«Ж-ж-ж…»

Правую руку отвести в сторону

Плавный поворот головой в правую сторону.

Поворот вокруг себя в правую сторону.

Вот он влево полетел,

Каждый влево посмотрел.

«Ж-ж-ж…»

Левую руку отвести в сторону.

Плавный поворот головой в левую сторону.

Поворот вокруг себя в левую сторону.

Жук на нос хочет сесть,

Не дадим ему присесть.

Указательным пальцем коснуться кончика носа.

Энергичные отталкивающие движения.

Жук наш приземлился,

Зажужжал

И закружился.

«Ж-ж-ж…»

Плавные взмахи руками при одновременном приседании на корточки.

Плавно поднимаясь, вращать рукой перед собой.

Жук, вот правая ладошка,

Посиди на ней немножко.

Показать правую ладонь.

Левой ладонью как бы поглаживать жука.

Жук, вот левая ладошка,

Посиди и тут немножко.

Показать левую ладонь.

Правой ладонью как бы поглаживать жука.

Жук наверх полетел

И на веточку присел.

Взгляд устремлен вверх.

Плавный подъем рук.

На носочки мы привстали,

Но жука мы не достали.

Подъем на носки.

Сожалеющий жест.

Хлопнем дружно:

Хлоп-хлоп-хлоп,

Три хлопка в ладоши.

Чтобы улететь он смог.

«Ж-ж-ж…»

Медленно вдохнув, плавно  руки из положения «в стороны» опускать вдоль туловища вниз.

Одновременно с опусканием рук

«жужжать»  громко (руки в стороны)  - тихо - еще тише -замолчать  (руки внизу). Жук улетел.

Педагог. Смотрите, жук прилетел к окошкам с картинками.

Мольберт-фланелеграф, разделенный на 9 квадратов, в которых размещены предметные картинки животных.

img_24.jpg

C:\Users\Наталия\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\DSBKHKP1\MC900387160[1].jpg

C:\Users\Наталия\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\QHLGXIPF\MC900109233[1].wmf

C:\Users\Наталия\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\101CVU3L\MC900438019[1].png

3109.gif

2.gif

ArgentumWolf.jpg

butterfly_3_lg.gif

Stork_(PSF).png

-Воробей, голубь, дятел, аист.

Педагог. Предлагаю вам рассмотреть эти картинки  и ответить на следующие вопросы:

Педагог: Как можно назвать всех, кто нарисован в верхнем ряду?

Дети: Птицы.

Педагог: Сколько всего птиц на таблице?

Дети: Четыре.

Педагог: Назовите их.

Педагог: Кого в таблице больше: зверей или насекомых?

Дети: Больше насекомых.

Педагог: На сколько групп можно разделить всех животных?

Дети: На три группы: звери, птицы, насекомые.

Педагог: Кто лишний в нижнем ряду?

Дети: Волк – он не летает, у него нет крыльев;

-- он просто серый, а бабочка и аист – разноцветные

Аист – он улетает на юг, а волк и бабочка зимуют.

Бабочка – она не выкармливает своих детенышей, а волк и аист выкармливают;                                                                                -- слово «бабочка» - самое длинное, в нем 7зуков, а в словах «волк» и «аист» - по 4звука.                        

Педагог: Кто лишний в правом столбике?

Дети: Жук – он насекомое, а дятел и аист – птицы.

Аист – он перелетная птица, а дятел и жук здесь зимуют.

Дятел – он умеет лечить больные деревья.

Педагог: Кто лишний в среднем ряду?

Дети: Лиса – она зверь, а оса и жук – насекомые;                                                -- она не умеет летать; у нее 4 длинные лапы, а у насекомых – по 6         коротеньких;                                                                                        -- слово «лиса» самое длинное, в нем 4звука, а в         словах «оса» и «жук» - по 3 звука.                                

Педагог: Кто лишний в левом столбике?

Дети: Воробей – он не умеет кусаться и жалить.

Волк – он живет только в лесу, а воробья и осу можно встретить в городе, в парке.

Оса – слово «оса» начинается с гласного звука, а слова «волк» и «воробей» - с согласного звука «в».

Педагог. Молодцы… А вот и речка без мостика.

Подумайте, как можно попасть на другой берег?

Дети. Перейти, если мелко…                Переплыть…Перебросить дерево и по нему перебраться…

Педагог. Молодцы!.. Какие вы удивительные фантазеры!

Мы будем строить мосты, но не простые, а из разных геометрических фигур.

Выкладываю на полу достаточно длинную «речку», чтобы на одном «берегу» свободно могли расположиться 4 подгруппы детей  с наборами блоков Дьенеша. Каждой группе строителей даю разные задания с использованием отрицания «не».

Илья, детали вашего моста должны быть не толстые.

Саша, детали вашего моста должны быть не синие.

Ксюша, детали вашего моста должны быть не треугольные.

Егор, детали вашего моста должны быть не мелкие.

Проверяя постройки детей, спрашиваю:

Илюша, вы правильно построили свой мост?

Дети.

Правильно, потому что детали нашего моста не толстые. И т.д.

Педагог. Вот и последняя полянка, на которой нас ждут звери да птицы. Показываем игру-инсценировку по сказке Э. Шима «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце»,  в которой все роли, в том числе ведущего /Вед./, исполняют дети.

Персонажи – Камень, Ручей, Сосулька и Солнце – надевают костюмы, остальные дети – медальоны с плоскостными фигурками животных. (К медальону фигурка крепится на липучке).

Вед. Наконец-то, наконец-то выдался настоящий весенний денек! В лесу тепло, от ясного солнышка – из-за ширмы появляется ребенок-Солнышко - тепло, капель весело перезванивает.

Звери да птицы радуются: зайцы балабочут, тетерева бормочут, синицы бубенчиками разливаются.

Благодать в лесу.

На опушке старый Камень-валун хвалится:                                --- Мне кланяйтесь, меня благодарите. Это я весну делаю!

--Неужели ты, дедушка? (Дети - хором).

Вед. Спрашивают звери да птицы.

Камень-валун.

--Я, детки, я! Вон у меня какие бока горячие… Вокруг меня снег тает, рядом со мной травка показалась, ко мне бабочки летят греться.

Кабы не я, и весны не было бы!  

--Ах, ты, старый лежебока! (ребенок-Ручей). 

Вед. Кричит с полянки звонкий Ручей. 

--Не хвались попусту! Тебе повернуться лень, а я вот день-деньской в работе. Пускай все мне кланяются, пускай меня благодарят!  

--Значит, ты, Ручей, весну делаешь? ( Дети - хором).  

Вед. Спрашивают звери да птицы.  

Ручей.  

--Я, глупые, конечно, я! Поглядите-ка – я снег растапливаю, деревья и кусты живой водой пою…

Какая же без меня весна?!  

--Ай, болтун! (ребенок-Сосулька).  

Вед. Кричит Сосулька с еловой лапы.  

--Не слушайте его, пустомелю! Мне кланяйтесь, меня благодарите!  

--А разве ты, Сосулька, весну делаешь?

Вед. Спрашивают звери да птицы. ( Дети - хором).    

--Еще бы не я! Одна только я! Как начну слезы горючие лить, как стану булькать на весь лес, - вот вам и весна… Разве иначе весна начинается?! Разве иначе…  

Вед. Не успела Сосулька договорить «кап» -  и умолкла. Почему? А потому что Солнышко ребенок-Солнышко уходит за ширму – за лес закатилось.

Закатилось Солнышко, спряталось – тут и Камень-валун остыл, и Ручей заледенел (дети «застывают»), и Сосулька обмерзла. Молчат. И сразу стало ясно, кто весну-то делает.

Педагог. Кто же самый главный весной, благодаря кому весна приходит?

Дети. Солнышко самое главное! Это оно нагревает Камень, Ручей и Сосульку.

Педагог. Молодцы! Ребята, вам Белочка приготовила лесной гостинец /в лапках игрушки корзиночка, в которой лежат «связки» на ниточке грибочков/. Запасливая Белочка,  угощая вас, благодарит от имени зверей и птиц за то, что  вы им помогли понять, кто же весну делает.

Литература

  • Аверина Е.И. Физкультурные минутки и динамические      паузы в         ДОУ. М.:  Айрис дидактика, 2006.
  • Алябьева В.А. Итоговые дни по лексическим темам. Книга 1,         книга 2. М.: Творческий центр Сфера, 2007.
  • Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика. М.: Астрель,                  2006.
  • Волина В.В. В гостях у природы России. СПб: «Виктория –                 специальная литература», 1997.
  • Волина В.В. Игры в рифмы. СПб: Дидактика Плюс, 1997.
  • Волкова В.Н. Золотая коллекция. Пословицы и поговорки. Минск: Харвест, 2006.
  • Журналы: Дошкольное воспитание №1-2001.                                         Дошкольная педагогика №1-2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«План – конспект НОД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: «У реки росла рябина, а река текла, рябила».

«Планирование непосредственно образовательной деятельности детей дошкольного возраста по образовательной области «Речевое развитие» (в соответствии с требованиями Федерального государственног образова...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания». Тема занятия «День рождения куклы Маши»

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания»...

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»...

Конспект занятия по речевому развитию В старшей группе Тема: Составление описательного рассказа на тему «Весна»

Конспект занятия по речевому развитию В старшей группеТема: Составление описательного рассказа на тему «Весна»...

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей логопедической группы на тему: «Лесная история»

Материал подойдет как учителю-логопеду, так и воспитателю логопедической группы. Цель данного занятия - обучение детей пересказу по опорной мнемодорожке к рассказу....

Конспект занятия по речевому развитию в старшей логопедической группе по теме «Собираем урожай овощей»

Задачи занятия:- расширять и систематизировать представления и знания детей об овощах;-у пражнять в согласовании прилагательного с существительным;- совершенствовать навык образования уменьшительно ...