Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР) "Морские приключения"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Кружалина Евгения Васильевна

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР с использованием здоровьесберегающих технологий в ходе закрепления речевых навыков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 72 «Родничок» г. Балаково

 

Конспект логопедического занятия

с использованием здоровьесберегающих технологий  

 «Морские приключения»

(для детей с ТНР (ОНР III ур.), 5 лет)

Учитель-логопед

МАДОУ детский сад № 72,

Кружалина Евгения Васильевна

г. Балаково , 2021 г.

Конспект логопедического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий

 для детей старшей логопедической группы

Тема: «Морские приключения»

Форма работы: подгрупповое занятие

Цель: дифференциация звуков Ш-С

Задачи:

образовательные-

- упражнять в дифференциации звуков Ш-С в произношении;

- закреплять знания об обитателях моря;

- закреплять умение составлять распространенные предложения;

коррекционные-

- развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику;

- совершенствовать навыки правильного дыхания;

- вырабатывать чувство ритма;

- развивать психические процессы (зрительное и слуховое восприятие, тактильные ощущения, внимание);

воспитательные-

- прививать любовь к природе;

- воспитывать чувство взаимопомощи.

Здоровьесберегающие технологии:

дыхательная гимнастика, биоэнергопластика, логоритмика, гимнастика для глаз, песочная терапия, динамическая игра, кинезиологические упражнения.

Оборудование:

ракушка, ёмкость с водой и пенопластом, коктейльные соломинки, «рыбка» - тренажёр гимнастики для глаз, плоскостные изображения: рыбки Соня и Шустрик, раковины с жемчужинами, Русалочка; наборное полотно – сундучок и шкатулка; сундучок с  мелкими предметами: катушка, игрушечная чашка, карандаш, шнурок, шкатулка; браслетики из пайеток, коврик – «Морское дно», видеоряд (морской пляж, прибой, эпизод «Русалочка», морское дно)

Ход занятия.

I. Вводная часть – 4 мин.

Организованное начало занятия.

- Здравствуйте ребята! Сегодня такой чудесный день, давайте улыбнёмся друг другу. Посмотрите, у нас появилась волшебная ракушка. Как вы думаете, откуда она взялась? (Из моря).

- Эта ракушка поможет нам попасть в морское царство. Вы готовы к морским приключениям? (Да). Тогда вместе произнесём волшебные слова, чтобы очутиться на берегу моря.

Кинезиологические упражнения.

Море, я к тебе бегу,

Я уже на берегу!

Я бегу к твоей волне,

А волна бежит ко мне!

Упражнение «фонарики»

Упражнение «кулак-ребро-ладонь»

Упражнение «фонарики»

Упражнение «пальчики здороваются», затем ладони соединяют «ковшиком»

Дыхательная гимнастика.

Совершенствование физиологического диафрагмального дыхания.

- Мы с вами на море (видео – морской пляж).

Посмотрите, как волны накатывают на берег, как будто море дышит. Накатила волна – вдох носом, укатилась в море – выдох ртом. Покажем, как море дышит. Не забывайте, вдох – и животик становится как «шарик». Выдох – «шарик сдувается»

(медленный глубокий вдох носом и выдох ртом, затем резкие вдохи носом следуют один за другим, выдох самопроизвольный).

Совершенствование целенаправленной воздушной струи

- Когда волны накатывают на берег, на них появляется морская пена. Покажем, как морская пена пляшет на волнах (дети дуют через соломинку в ёмкость с водой и пенопластом).

II. Основная часть – 15 мин.

Артикуляционная гимнастика. Биоэнергопластика.

(артикуляционные упражнения в сочетании с движениями пальцев рук)

- На море можно увидеть много интересного. Сейчас мы покажем с помощью язычка, что можно увидеть на море.

  • Над волнами летают чайки, машут крыльями вверх-вниз (движения языка и пальцев вверх-вниз).
  • По волнам плывёт корабль. Он уплывает все дальше и дальше (движение языка – «чашечка», пальцы сложены лодочкой).
  • Если зайти в воду, то можно повеселиться и побрызгаться (движение языка по верхним зубам в направлении вперед, пальцы сгибаются и разгибаются – имитация «брызг»).
  • А под водой все тихо и спокойно. Водоросли качаются вправо-влево (движения языка и пальцев вправо-влево).
  • Под водорослями спряталась устрица. Она открыла створки раковины. Но если мимо проплывет рыбка, устрица тут же захлопывает свою раковину (широкий язык лежит на нижней губе, затем узкий кончик языка смотрит вперед. Ладони открыты, затем хлопок – имитация закрывающейся раковины).

Дифференциация Ш-С в изолированном произношении.

- Послушайте шелест волн (видео - прибой).

- Кто может повторить, как шумят волны? (Ш-ш-ш). Правильно, волна накатывает на берег – ш-ш-ш, а в море уходит и тихо шелестит по камешкам – с-с-с.

- Когда мы произносим Ш, как работает язычок? (Широкий язык поднят вверх)

- А когда произносим С, где стоит язычок? (Широкий язык лежит за нижними зубами)

Работа с песком - развитие тактильных ощущений, мелкой моторики.

- Давайте нарисуем на песке, как набегают волны и как они уходят в море

(на плоском блюде с песком дети рисуют пальцами волну и проговаривают – «ш-ш-ш», затем точечными и быстрыми движениями пальцев стирают волну и проговаривают – «с-с-с»).

Дифференциация Ш-С в слогах, словах. Логоритмическое упражнение.

- Ой, ребята, посмотрите, кто это машет нам из моря? (Русалочка – видео из мультфильма)

- Она приглашает нас в своё подводное царство. А чтобы вы могли дышать под водой как рыбки, возьмите волшебные чешуйки и произнесите заклинание (дети надевают на руки браслетики из пайеток).

(Дети встают и произносят чистоговорки, движениями повторяя их ритмический рисунок)

Шо-шо-шо – шо-шо-шо –

Нам на море хорошо.

Сок-сок-сок – сок-сок-сок –

Греет солнышко песок.

Шу-шу-шу – шу-шу-шу –

Воздухом морским дышу.

Ас-ас-ас – ас-ас-ас –

На дне моря мы сейчас.

Ногами протопать ритмический рисунок

Руки на поясе, повороты из стороны в сторону

Ногами протопать ритмический рисунок

Потянуться руками вверх и наклониться, достать кончиками пальцев до пола

Ногами протопать ритмический рисунок

Развести руки в стороны

Ногами протопать ритмический рисунок

Присесть

Гимнастика для глаз.

- Ребята, посмотрите, мы попали на морское дно (видео – морское дно).

- Кругом плавают маленькие рыбки. Попробуем проследить за рыбками. Следить за рыбками надо тихо,  одними глазами, чтобы не спугнуть

(на кисть руки ребенку одевается «рыбка». Ребенок глазами следит за движением рыбки на своей руке, повторяя движения за логопедом).

 Рыбки резвятся –

 В воде кружатся!

 Пузыри пускают,

 Весело ныряют,

 Друг дружку догоняют!

 Вильнут хвостом туда-сюда,

 Глядишь, и нету их следа.

Дифференциация Ш-С в словах, предложениях.

- Посмотрите, кто нас встречает (плоскостное изображение двух рыбок. У одной плавники и хвост напоминают букву С, у другой – букву Ш).

- Этих двух рыбок зовут Соня и Шустрик. Догадайтесь, кто из них кто. (Варианты детей с объяснением)

- Соня и Шустрик тоже собираются в гости к Русалочке. Они хотят принести ей в подарок жемчужины из морских раковин. Давайте им поможем. Выберем жемчужины так, чтобы у Шустрика оказались жемчужины с картинками, в названии которых есть звук Ш, а у Сони – со звуком С.

(На ковре – плоскостные изображения ракушек с жемчужинами. «Жемчужина» - круглая карточка с картинкой, в названии которых есть звук Ш или С. Дети по заданию логопеда выбирают картинки с нужным звуком и помещают их на наборное полотно рядом с рыбками в сундучок и шкатулку.)

- Молодцы! У Шустрика целый сундучок жемчужин, а у Сони – полная шкатулка. А теперь давайте проверим друг друга – правильно ли выбраны жемчужины (диалог детей).

1-й ребенок: Что у Шустрика в сундучке?

2-й ребенок: У Шустрика в сундучке шапка, подушка, шахматы и т.д.

2-й ребенок: А что у Сони в шкатулке?

1-й ребенок: У Сони в шкатулке миска, бусы, носок и т.д.

- Все жемчужины у рыбок выбраны правильно? (Да) Тогда все вместе отправляемся в путь.

III. Заключительная часть – 5 мин.

Дифференциация Ш-С в предложениях, связной речи.

- Вот мы и добрались до замка Русалочки.Она приготовила для вас сюрприз (перед детьми – сундучок со спрятанными в нем небольшими предметами, в названии которых есть звук Ш: катушка, игрушечная чашка, карандаш и т.п.).

- В этом сундучке у Русалочки сокровища – те вещи, которые иногда падают с кораблей на дно моря. Расскажем Русалочке, зачем могут понадобиться эти предметы. (Ответы детей)

- Русалочка благодарит вас за то, что вы объяснили назначение этих вещей и прощается с нами. А нам эти предметы помогут вернуться в обычный мир. Сядьте удобно, закройте глаза.

  Море ласково шумит,

  К приключениям манит.

  С морем мы прощаемся,

  В садик возвращаемся.

Откройте глаза.

Подведение итогов занятия.

- Вот мы и вернулись. Что вам понравилось в путешествии? Какие два звука мы искали в словах?

- Какие слова со звуком Ш встретились нам? А со звуком С?

Оценивание работы детей. Организованное окончание занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи № 4 МБДОУ города Иркутска детского сада комбинированного вида №75 Тема: «Мир те

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи  № 4 МБДОУ города Ирк...

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности по теме : "Моя семья"

конспект занятия по речевому развитию с детьми с нарушением речи на тему : "Моя семья"...

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности на тему «Кто весну делает?»

Закрепляем знания о признаках весны. Развиваем способности сравнивать и обобщать, знать отличия птиц, зверей, насекомых; уметь группировать животных, используя обобщающие слова. Закрепляем умение само...

Перспективный план работы в образовательной области "Речевое развитие" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР)

В перспективном плане представлены задачи по каждому разделу работы в образовательной обасти "Речевое развитие" по периодам....

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР «Приключения муравьишки»

Конспект занятия для старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности...