«Коррекционное обучение и воспитание как целостный образовательный процесс в соответствии с задачами ФГОС ДО»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
В нашем МДОУ для развития речевого творчества дошкольников применяется технология ТРИЗ и РТВ. Данная технология включает в себя интересные, эффективные методы и приемы развития творческого воображения, речи, мышления.
ТРИЗ существенно повышает вероятность решения творческих задач, благодаря использованию методов и приемов, системы алгоритмов, которую можно перевести в модели, ТРИЗ дает ребенку возможность почувствовать собственную значимость для окружающих и удовольствие от самостоятельно выполненной работы.
Один из методов: обучение творческому рассказыванию по картине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_sayt_obuchenie_tvorcheskomu_rasskazyvaniyu_po_kartine_s_ispolzovaniem_triz_-_kopiya.docx | 21.62 КБ |
Предварительный просмотр:
«Коррекционное обучение и воспитание
как целостный образовательный процесс
в соответствии с задачами ФГОС ДО»
В соответствии с задачами Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования коррекционное обучение и воспитание объединены в целостный образовательный процесс.
Развитие дошкольника осуществляется в процессе воспитания и обучения, то есть в активной содержательной деятельности, организуемой педагогом через разнообразные формы общения малыша со взрослыми и сверстниками. Для этого вокруг ребёнка создаётся специальная педагогическая среда, в которой он живёт и учится самостоятельно.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества.
В нашем МДОУ для развития речевого творчества дошкольников применяется технология ТРИЗ и РТВ. Данная технология включает в себя интересные, эффективные методы и приемы развития творческого воображения, речи, мышления.
ТРИЗ существенно повышает вероятность решения творческих задач, благодаря использованию методов и приемов, системы алгоритмов, которую можно перевести в модели, ТРИЗ дает ребенку возможность почувствовать собственную значимость для окружающих и удовольствие от самостоятельно выполненной работы.
Один из методов: обучение творческому рассказыванию по картине.
Картины подбираются с целью воспитания у дошкольников таких качеств, как дружба, взаимопомощь, выручка, взаимопонимание, любовь к животным, к природе. В итоге обучения творческому рассказыванию дети составляют рассказ о том, чем бы они могли помочь героям картины, если бы оказались там. Задачи обучения и воспитания неразрывно связаны в целостный образовательный процесс.
«Обучение дошкольников
творческому рассказыванию по картине»
Принципы:
- 1. Картина рассматривается не менее двух недель.
- 2. Отобрать минимальное количество картин, 2-3 на год.
- 3. Всегда выделять способ работы по картине, а не то, что на ней.
- 4. Основная нагрузка – игра по картине. Все две недели картина висит в группе.
- 5. Ватманский лист рядом с картиной и 3 цвета фломастеров (красный, синий, зеленый).
- 6. Работу начинать со 2 младшей группы.
Семь этапов работы:
I этап
Состав картины.
- Основная цель: учить определять состав картины.
- Основное средство: Волшебник «Дроби».
- Итог: рассказ-перечисление.
II этап
Связи и взаимодействия между объектами.
- Цель: установление связи между объектами (местность, время года, объединены чувствами)
- Основное средство: Волшебник «Объединяй»
- Итог: рассказ на уровне связей (местность, время года, объединены чувствами)
- Есть связи физические (через предметы), а есть духовные, эмоциональные.
III этап
События предшествующие и последующие
- Цель: формировать умение детей рассматривать объекты по временной оси
- Основное средство: Волшебник перемещения во времени «Отставай-Забегай»
- Правило этапа.
Никогда нельзя рассматривать полный сюжет, а только прошлое и будущее одного предмета.
IV этап
Характеристики объектов и действий
- Цель: учить детей описывать картинку, используя один канал восприятия.
- Средство: Волшебник «Я вижу», «Я слышу», «Я пробую на вкус», «Я ощущаю руками», «Я нюхаю».
- Пять входных ворот.
- Со второй младшей группы
- Рассказ идет через один канал восприятия.
V этап
Копилка образных характеристик
- Этап составления открытых загадок или составление поэтических образов.
- Цель: чтобы дети могли внимательно рассмотреть картину еще раз.
- Итог: рассказ-загадка
Загадай как можно больше загадок про то, что здесь
V I этап
Разные точки зрения
Я – образ
- Цель: учить детей рассказывать по картинке с точки зрения взятого на себя образа с определенной характеристикой.
- Средство: эмпатия.
- Итог: точка зрения (радость, смех, глупость, болтливость)
VI I этап
Творческое рассказывание.
Если бы я очутился на этой картине, то кому и как я бы помог (старшая, подготовительная группы)
Начало истории:
однажды; жили-были; ранним утром; поздним вечером и т.д.
Семь вариантов рассказов
- 1. Рассказ-перечисление.
- 2. Повествование на уровне связи (кто-то теряет, а кто-то находит).
- 3. Я вспоминаю, что было с …
Я представляю, что будет… (по выбранному объекту).
- 4. Рассказы-загадки
Загадай, как можно больше загадок про то, что здесь.
- 5. Точка зрения (радость, смех, болтливость и др.)
- 6. Волшебники: «Я слышу», «Я пробую» и т. д.
- 7. Творческое рассказывание: какую пользу я могу принести для всех, кто здесь находится.
Составление: грустной истории, комедийной, фантастической, героической; детективной и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ С ЗАДАЧАМИ ФГОС
Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие связной речи детей. Каждый ребенок с первого года жизни старается выразить свою мысль и пытается д...
Проект программы «Интеграция - как инструмент обеспечивающий целостность образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО»
Один из основополагающих принципов развития современного дошкольного образования является принцип интеграции содержания психолого-педагогической работы, обеспечивающей целостность об...
"Задачи воспитания и обучения детей четвертого года жизни в соответствии с ФГОС ДО"
Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей....
План тематической проверки "Коррекционно-развивающая среда в кабинетах специалистов в соответствии с требованиям ФГОС"
План тематической проверки "Коррекционно-развивающая среда в кабинетах специалистов в соответствии с требованиям ФГОС"...
Консультация для родителей: «Задачи воспитания и обучения детей четвертого года жизни в соответствии с ФГОС»
Консультация для родителей включает в себя содержание психолого-педагогической работы по всем образовательным областям в соответствии с ФГОС....
Материалы семинара по теме «Обучение дошкольников решению проектных задач с целью достижения планируемых результатов в соответствии с требованиями ФГОС ДО» ГАОУ СПО НСО Черепановский педагогический техникумом
Материалы семинара по теме "Учение дошкольников решению проектных задач с целью достижения планируемых результатов в соответствии с требованиями ФГОС ДО» ГАОУ СПО НСО Чере...
Система коррекционно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении: тенденции и задачи
Коррекционно-воспитательная работа – это система определенных педагогических мероприятий, которые направлены на ослабление или преодоление недостатков физического и психического развития детей с...