Система коррекционно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении: тенденции и задачи
консультация
Коррекционно-воспитательная работа – это система определенных педагогических мероприятий, которые направлены на ослабление или преодоление недостатков физического и психического развития детей с отклонениями и нарушениями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Система коррекционно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении: тенденции и задачи
Коррекционно-воспитательная работа – это система определенных педагогических мероприятий, которые направлены на ослабление или преодоление недостатков физического и психического развития детей с отклонениями и нарушениями. В настоящее время в рамках традиционной специальной педагогики принято выделять два основных направления коррекционно-воспитательной работы в специализированных ДОУ: Первое направление реализуется в области осуществления коррекционной работа высших психических функций. Данный подход определяется как психологический. Второе направление основано на признании значимости коррекционного педагогического воздействия на ведущую и типичные виды деятельности ребенка с отклонениями и нарушениями. Этот подход принято рассматривать с педагогической точки зрения.
Говоря о здоровье, мы используем определение, которое предлагает Всемирная организация здравоохранения – «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней…». Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддержать высокий уровень здоровья вполне возможно.
Ребенка можно назвать здоровым, если он:
- В физическом плане - умеет преодолевать усталость, его здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме;
- В интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;
- В нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен (умение сопереживать за других).
- В социальном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
На состояние здоровья наших детей оказывают существенное влияние, как неблагоприятные социальные факторы, так и экологические, демографические, климатические условия, а именно:
- наследственность;
- неблагоприятная экологическая обстановка;
- интенсивно развивающаяся промышленность;
- электронно-лучевое и «металло-звуковое» облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, просмотр видеофильмов, постоянно звучащая рок-музыка);
- образ жизни (который оказывает наибольшее влияние на состояние здоровья).
В последнее время заметна тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Уровень заболеваемости детей в дошкольном возрасте очень высок. Первое место в структуре заболеваемости (65% всей патологии) занимают болезни органов дыхания, среди которых 90% - ОРЗ и грипп. Наибольшее число перенесенных острых заболеваний приходится на часто болеющих детей, абсолютный уровень заболеваемости которых в 2-4 раза выше, чем у редко болеющих. Часто болеющими детьми, принято считать детей, которые за год переболели 4 и более раз ОРВИ и ОРЗ. Часто болеющий ребенок заболевает практически независимо от времени года, поэтому таких детей следует оздоравливать круглогодично.
Предлагается коррекционно-оздоровительная программа «Здоровичок», направленная на оздоровление ЧБД в условиях ДУ. Она определяет основные направления и выполнение поставленных задач в течение одного учебного года. Цикл занятий рассчитан с октября по май месяц. Основная цель – перевод из группы часто болеющих, в группу эпизодически болеющих. Программа «Здоровичок» направлена на реабилитацию ЧБД, коррекцию и профилактику заболеваний опорно-двигательного аппарата, плоскостопия, сердечно-сосудистой системы, миопии, ЦНС, ОРВИ, ОРЗ и повышение резистентности организма часто болеющих детей. Формирование у детей, родителей, педагогов ответственного отношения к собственному здоровью.
Для ЧБД предлагаем два дополнительных оздоровительных интегрированных занятия в неделю, направленных на профилактику ОРВИ и ОРЗ, коррекцию и профилактику различных заболеваний, и повышение резистентности организма. Группа ЧБД – это разновозрастная группа (младшего, старшего дошкольного возраста), поэтому оздоровительные занятия варьируются по времени от 10-15 мин до 30 мин. В занятии используются различные виды массажа, динамические и оздоровительные паузы, пальчиковая и дыхательная гимнастика, хождение босиком и др. При проведении занятий рекомендуется учитывать самочувствие детей, их эмоциональное состояние. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. Педагог должен обеспечивать эмоциональное тепло и поддержку каждому ребенку, демонстрировать только положительное эмоционально выраженное отношение к детям. В занятие можно включать:
- познавательную деятельность (теоретическая часть);
- двигательные упражнения;
- дыхательная гимнастика;
- обще развивающие упражнения;
- психогимнастические этюды;
- закаливающие процедуры (самомассаж, водные процедуры, точечный массаж, хождение босиком, воздушные ванны, «нетрадиционный» массаж - игры с косточками, с крупой, хождение по камешкам и т.п.);
- фитотерапию (чаи, коктейли, лук, чеснок);
- ароматерапию (аромамедальоны, аромалампы, подбор комнатных растений);
- различные подвижные игры и т.п.
Ожидаемые результаты
1.Разработка эффективной комплексной системы формирования здоровья детей дошкольного возраста с ослабленным здоровьем, снижение уровня заболеваемости.
2.Расширение знаний взрослых и детей о понятии «здоровья» и влияния образа жизни на состояние здоровья.
3. Улучшение физического развития, повышение устойчивости к утомлению, работоспособности, умение использовать полученные знания для самооздоровления.
Учить детей движениям не только нужно, но и необходимо. Организованная учебная деятельность по физической культуре – самая эффективная школа обучения движениям. С целью укрепления здоровья ребенка и совершенствования организма средствами физической культуры особое внимание следует уделить физкультурно-оздоровительной работе с детьми, что является одной из главных задач дошкольного образования.
Список литературы:
1.Лазарев М.Л. Юные учителя здоровья. - М., 1995.
2.Меньшов С.Н. Детка: природное оздоровление: (Теория и практика). - М.: Вита, 1996.
3.Щербак, А.П. Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении: Влияние физического воспитания на саморегуляцию поведения дошкольника: Пособие для педагогов дошкольных учреждений /А.П. Щербак. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Система гражданско-патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении""
О системе патриотического воспитания в дошкольном учреждении, формировании и развитии социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма....
Статья "Система музыкально-воспитательной работы в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушениями речи"
Описание специфики музыкальной деятельности в коррекционном детском саду...
Система работы и организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении.
Система работы и организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении....
Система экологического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения Из опыта работы
Актуальность педагогического опыта экологического воспитания дошкольников состоит в том, что в настоящее время продолжается интенсивно развиваться методика экол...
Реализация системы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении.
Самая большая ценность для человека в любом возрасте – это его здоровье....
Социальное партнерство дошкольного образовательного учреждения в решении задач воспитательной системы ДОУ в условиях ФГОС ДО
Основным результатом открытости системы является успешное взаимодействие с социумом, осваивая который ДОУ само становится мощным средством социализации личности ребёнка. Опыт работы нашего учреждения ...
Алгоритм комплексной системы внутренней оценки качества образования дошкольного образовательного учреждения с использованием элементов Программы производственного контроля учреждения
Данный алгоритм комплексной системы внутренней оценки качества образования дошкольного образовательного учреждения (далее ДОУ) разработан на основе нормативных правовых актов Российской Федераци...