Система коррекционно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении: тенденции и задачи
консультация

Зауэр Наталья Владимировна

Коррекционно-воспитательная работа – это система определенных педагогических мероприятий, которые направлены на ослабление или преодоление недостатков физического и психического развития детей с отклонениями и нарушениями. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

      

Система коррекционно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении: тенденции и задачи

Коррекционно-воспитательная работа – это система определенных педагогических мероприятий, которые направлены на ослабление или преодоление недостатков физического и психического развития детей с отклонениями и нарушениями. В настоящее время в рамках традиционной специальной педагогики принято выделять два основных направления коррекционно-воспитательной работы в специализированных ДОУ: Первое направление реализуется в области осуществления коррекционной работа высших психических функций. Данный подход определяется как психологический. Второе направление основано на признании значимости коррекционного педагогического воздействия на ведущую и типичные виды деятельности ребенка с отклонениями и нарушениями. Этот подход принято рассматривать с педагогической точки зрения.

   Говоря о здоровье, мы используем определение, которое предлагает Всемирная организация здравоохранения – «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней…».  Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддержать высокий уровень здоровья вполне возможно.  

 Ребенка можно назвать здоровым, если он:

   - В физическом плане - умеет преодолевать усталость, его здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме;

  - В интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;

 - В нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен (умение сопереживать за других).

 - В социальном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

     На состояние здоровья наших детей оказывают существенное влияние, как неблагоприятные социальные факторы, так и экологические, демографические, климатические условия, а именно:

 - наследственность;

- неблагоприятная экологическая обстановка;

- интенсивно развивающаяся промышленность;

 - электронно-лучевое и «металло-звуковое» облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, просмотр видеофильмов, постоянно звучащая рок-музыка);

- образ жизни (который оказывает наибольшее влияние на состояние здоровья).

В последнее время заметна тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Уровень заболеваемости детей в дошкольном возрасте очень высок. Первое место в структуре заболеваемости (65% всей патологии) занимают болезни органов дыхания, среди которых 90% - ОРЗ и грипп. Наибольшее число перенесенных острых заболеваний приходится на часто болеющих детей, абсолютный уровень заболеваемости которых в 2-4 раза выше, чем у редко болеющих. Часто болеющими детьми, принято считать детей, которые за год переболели 4 и более раз ОРВИ и ОРЗ. Часто болеющий ребенок заболевает практически независимо от времени года, поэтому таких детей следует оздоравливать круглогодично.                                                                     

Предлагается коррекционно-оздоровительная программа «Здоровичок», направленная  на оздоровление ЧБД в условиях ДУ. Она определяет основные направления и выполнение поставленных задач в течение одного учебного года. Цикл занятий рассчитан с октября по май месяц. Основная цель – перевод из группы часто болеющих, в группу эпизодически болеющих. Программа «Здоровичок» направлена на реабилитацию ЧБД, коррекцию и профилактику заболеваний опорно-двигательного аппарата, плоскостопия, сердечно-сосудистой системы, миопии, ЦНС, ОРВИ, ОРЗ и повышение резистентности организма часто болеющих детей. Формирование у детей, родителей, педагогов ответственного отношения к собственному здоровью.                                                     

Для ЧБД предлагаем два дополнительных оздоровительных интегрированных занятия в неделю, направленных на профилактику ОРВИ и ОРЗ, коррекцию и профилактику различных заболеваний, и повышение резистентности организма. Группа ЧБД – это разновозрастная группа (младшего, старшего дошкольного возраста), поэтому оздоровительные занятия варьируются по времени от 10-15 мин до 30 мин. В занятии используются различные виды массажа, динамические и оздоровительные паузы, пальчиковая и дыхательная гимнастика, хождение босиком и др. При проведении занятий  рекомендуется учитывать самочувствие детей, их эмоциональное состояние. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. Педагог должен обеспечивать эмоциональное тепло и поддержку каждому ребенку, демонстрировать только положительное эмоционально выраженное отношение к детям. В занятие можно включать:

- познавательную деятельность (теоретическая часть);

- двигательные упражнения;

- дыхательная гимнастика;

- обще развивающие упражнения;

- психогимнастические этюды;

- закаливающие процедуры (самомассаж, водные процедуры, точечный массаж, хождение босиком, воздушные ванны, «нетрадиционный» массаж - игры с косточками, с крупой, хождение по камешкам и т.п.);

- фитотерапию (чаи, коктейли, лук, чеснок);

- ароматерапию (аромамедальоны, аромалампы, подбор комнатных растений);

- различные подвижные игры и т.п.

Ожидаемые результаты

1.Разработка эффективной комплексной системы формирования здоровья детей дошкольного возраста с ослабленным здоровьем, снижение уровня заболеваемости.

2.Расширение знаний взрослых и детей о понятии «здоровья» и влияния образа жизни на состояние здоровья.

3. Улучшение физического развития, повышение устойчивости к утомлению,  работоспособности, умение использовать полученные знания для самооздоровления.

Учить детей движениям не только нужно, но и необходимо. Организованная учебная деятельность по физической культуре – самая эффективная школа обучения движениям. С целью укрепления здоровья ребенка и совершенствования организма средствами физической культуры особое внимание следует уделить физкультурно-оздоровительной работе с детьми, что является одной из главных задач дошкольного образования.

 

 

Список литературы:

 

1.Лазарев М.Л. Юные учителя здоровья. - М., 1995.

2.Меньшов С.Н. Детка: природное оздоровление: (Теория и практика). - М.: Вита, 1996.

3.Щербак, А.П. Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении: Влияние физического воспитания на саморегуляцию поведения дошкольника: Пособие для педагогов дошкольных учреждений /А.П. Щербак. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. 2010.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система гражданско-патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении""

О системе патриотического воспитания в дошкольном учреждении, формировании и развитии социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма....

Система работы и организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении.

Система работы и организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном  учреждении....

Система экологического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения Из опыта работы

      Актуальность педагогического опыта экологического воспитания  дошкольников состоит в том, что в настоящее время продолжается  интенсивно развиваться методика экол...

Реализация системы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении.

Самая большая ценность для человека в любом возрасте – это его здоровье....

Социальное партнерство дошкольного образовательного учреждения в решении задач воспитательной системы ДОУ в условиях ФГОС ДО

Основным результатом открытости системы является успешное взаимодействие с социумом, осваивая который ДОУ само становится мощным средством социализации личности ребёнка. Опыт работы нашего учреждения ...

Алгоритм комплексной системы внутренней оценки качества образования дошкольного образовательного учреждения с использованием элементов Программы производственного контроля учреждения

Данный алгоритм комплексной системы внутренней оценки качества образования дошкольного образовательного учреждения  (далее ДОУ) разработан на основе нормативных правовых актов Российской Федераци...