ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ С ЗАДАЧАМИ ФГОС
статья на тему

 

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие связной речи детей. Каждый ребенок с первого года жизни старается выразить свою мысль и пытается добиться понимания, адекватной реакции со стороны окружающих. Сформированность навыков связной речи, является условием формирования межличностных отношений с окружающим социумом.

        Овладение речью сложный психический процесс. Речь начинает формироваться, когда головной мозг, слух и артикуляционный аппарат ребенка достигли определенного уровня развития. Однако без речевого окружения ребенок никогда не заговорит. Понятие «речь» очень обширно. Каждая из ее составляющих – звукопроизношение, лексический запас, грамматический строй – неотделимы друг от друга. Все они формируются в тесной взаимосвязи, и недоразвитие одной ведет к недоразвитию другой. Речь ребенка формируется только в процессе общения с окружающими, большая роль в ее правильном формировании принадлежит воспитателям и взрослым.

        Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) содержание образовательной области Речевое развитие» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение  следующих  задач:

  1. Развитие свободного общения со взрослыми;
  2. Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны; связной речи – диалогической и монологической формы; формирования словаря) в различных формах и видах детской деятельности.
  3. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
  4. Воспитания интереса и любви к чтению

На каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение каждой задачи, и меняются методы обучения. У каждой  из перечисленных задач есть целый круг проблем, который надо решать параллельно и своевременно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структурное подразделение  

«Детский сад «Бабочка» ГБОУ ООШ № 6

 г. Новокуйбышевска

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ С ЗАДАЧАМИ ФГОС

Подготовила

Возко  Наталья Николаевна

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие связной речи детей. Каждый ребенок с первого года жизни старается выразить свою мысль и пытается добиться понимания, адекватной реакции со стороны окружающих. Сформированность навыков связной речи, является условием формирования межличностных отношений с окружающим социумом.

        Овладение речью сложный психический процесс. Речь начинает формироваться, когда головной мозг, слух и артикуляционный аппарат ребенка достигли определенного уровня развития. Однако без речевого окружения ребенок никогда не заговорит. Понятие «речь» очень обширно. Каждая из ее составляющих – звукопроизношение, лексический запас, грамматический строй – неотделимы друг от друга. Все они формируются в тесной взаимосвязи, и недоразвитие одной ведет к недоразвитию другой. Речь ребенка формируется только в процессе общения с окружающими, большая роль в ее правильном формировании принадлежит воспитателям и взрослым.

        Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) содержание образовательной области Речевое развитие» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение  следующих  задач:

  1. Развитие свободного общения со взрослыми;
  2. Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны; связной речи – диалогической и монологической формы; формирования словаря) в различных формах и видах детской деятельности.
  3. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
  4. Воспитания интереса и любви к чтению

На каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение каждой задачи, и меняются методы обучения. У каждой  из перечисленных задач есть целый круг проблем, который надо решать параллельно и своевременно.

Конкретные речевые задачи в свете вышеизложенных положений излагаются по всем возрастным группам, но  сегодня я предлагаю остановится на возрастной категории детей 3 – 4 лет и рассмотреть каждую задачу в отдельности.

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми

В этом раздели ребенок должен освоить следующее:

  1. Помогать,  детям общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками, посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари).
  2. В быту, в самостоятельных играх помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом ( посоветуй Ване перевозить кубики на большой машине», «Предложить Саше сделать ворота по шире»; Скажите: «Стыдно драться! Ты уже большой».)
  3. Помогать детям, доброжелательно общаться друг с другом.
  4. Продолжать приучать детей слушать рассказы воспитателя о забавных случаях из жизни.
  5. Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.
  6. Поощрять желание задавать вопросы воспитателю и сверстникам.

Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладения нормами речи

Формирование словаря

  1. Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.
  2. Уточнять названия и значение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта.
  3.  Развивать умение различать и называть существенные детали и части предметов, качества, особенности поверхности, некоторые материалы и их свойства, местоположение.
  4. Обращать внимание детей на сходные предметы (тарелки – блюдца, шуба – пальто, стул – табурет).
  5. Развивать умение обобщать слова, называть части суток, называть животных и их  детенышей, овощи и фрукты.

Звуковая культура речи

Совершенствовать умение детей внятно произносить в словах гласные (а, о, у, и, э) и некоторые согласны звуки (п-б-т-д-к-г,  ф-в, т-с-з-ц)

  1. Развитие  артикуляционного (упражнения: надувание щек поочередно, втягивания щек, «Улыбка-трубочка»,  «Заборчик»,  «Лопаточка»,  «Качели», «Лошадка» и т.д.),   голосового  аппарата, (это звукоподражание животным, изменение голоса по силе и высоте и т. д.), речевого  дыхания («Сдуй снежинку», «Фокус», «Загнать мяч в ворота» и т. д.)
  2. Развитие фонематического восприятия, а  также  различных  средств  интонационной выразительности («Кто что слышит?», «Узнай по звуку», «Угадай, что делать?», «Кто внимательный», «Где позвонили?», «Беги на носочках», «Угадай, на чём играю?» и т.д.)
  3. Обучение  правильному  звукопроизношению  гласных (а, о, у, и, э -  как девочка плачет - а-а-а (длительное произнесение), мышонок смеётся - и-и-и, волк зовёт другого волка - у-у-у, и. д.) и согласных  звуков (п-б-т-д-к-г, ф-в, т-с-з-ц),  их  дифференциации,  формированию четкой  артикуляции  звуков (например,  деткам предлагалось побыть комариками, пчёлками, лягушками, мышками и показать, как поют комарики (з-з-з), пчёлки (ж-ж-ж) и т.д. Далее детям для дифференциации можно предложить  игры «Комарики», «Свисток», «Куры и петух», «Гуси - Гуси» и т.д)
  4. Формирование  дикции. Развитие силы голоса, интонации вопроса и ответа. Развитие чувство ритма. Формирование  умения  регулировать  темп  речи  в связном высказывании.  

Формирование грамматического строя речи

  1. Обучение  изменению  слов  по  падежам,  согласованию существительных в роде и числе (стол –столы, стул –стулья; много столов, много стульев и  т.д.)
  2. Активизация  пространственных  предлогов  (в,  на,  за под,  около)  с  одновременным  употреблением  падежных форм  (в  шкафу,  на  стуле,  за  диваном,  под  столом,  около кровати).
  3. Обучение  правильному  употреблению  формы повелительного  наклонения  глаголов  единственного  и множественного  числа  (беги,  лови,  потанцуйте, покружитесь).
  4. Спряжение  глаголов  по  лицам  и  числам.
  5. Обучение  разным  способам  словообразования существительных (заяц – зайчонок – зайчата; сахарница – хлебница)  и  глаголов  на  материале  подражаний  (воробей чик-чирик  –  чирикает,  утка  кря-кря  –  крякает,  лягушка ква-ква  –  квакает)  и  игры  на  музыкальных  инструментах (на барабане – барабанят, на дудочке – дудят, на трубе – трубят, а на гитаре и гармошке играют)

Связная речь

  1. Развивать диалогическую форму речи.
  2. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций, наблюдений за живыми объектами, после просмотра спектаклей, мультфильмов.
  3. Пересказ  литературных  произведений  от простого к сложному (пересказ по опорным вопросам  с показом иллюстраций, последовательно, отражающих содержание произведения;  пересказ по отдельным иллюстрациям с изображением персонажей и существенных деталей; пересказ по предваряющему плану-схеме;  пересказ без опоры на наглядный материал).
  4. Формирование  умений  строить  рассказы повествовательного  типа,  видеть  начало  и  конец  действий, усвоение  логической  последовательности  действий  героев рассказа. Я еще раз хочу подчеркнуть, что начинать нужно от простого к сложному:
  • Рассказ по сюжетным многофигурным картинам с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого им сюжета;
  • Рассказ по сериям сюжетных картинок,  подробно изображающих развитие сюжетного действия;
  • Рассказ по отдельной сюжетной картине (можно включить придумывания предшествующих и последующих событий (по опорным вопросам), если развитие ребенка позволяет это сделать);
  • Описание предметов (например, игрушки).
  1. Формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого. Развивать инициативную речь детей во взаимодействиях со взрослыми и другими детьми.
  2. Представлять детям для самостоятельно  рассмотрения картинки, книги, наборы, предметов.

В заключение можно сказать, речевые недостатки  могут явиться причиной отклонений в развитии высших психических функций, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Профилактика  и своевременное устранение речевых недостатков  поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма.

Нельзя не сказать, что красивая и правильная речь – залог успехов и удач  ребёнка в будущем, плюс одно из основных условий успешного обучения.

Список литературы:

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. - М.: Издательский центр "Академия", 2006. – 400 с.
  2. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста.- М, 2007. - с.27-43.
  3. Бобровская Г.В. Активизация словаря младшего школьника. // Начальная школа, 2003, №4. -С.47-51.  Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. - С-Пб. -  Питер, 2000. - 298с.
  4. Бронникова Ю.О. Формирование культуры речи младших школьников // Начальная школа, 2003,№10. -С.41-44.
  5. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2007. - 255 с.
  6. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. — М.: ACT.
  7. Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание - 2005. - N 1. - с. 18-23.
  8. Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 9. - с. 28-34.
  9. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи.- М.: Просвещение, 1961. -218с.
  10. Ладыженская Т.А. Обучение связной речи в школе Методы обучения в современной школе: Сб. статей /Под ред.Н.И. Кудряшова. – М.: Просвещение, 1983. – С.8–25.
  11. Ладыженская Т. А. и др. Речь. Речь. Речь. – М., 1983.
  12. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1984.
  13. Речевое развитие младших школьников / Сб. статей под ред.Н.С. Рождественского. - М., 1970.
  14. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи (младшая и средняя группа).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский образовательный проект: "Развитие мелкой моторики как средство формирования речи у детей младшего дошкольного возраста"

"Развитие мелкой моторики как средство формирования речи у детей младшего дошкольного возраста"...

Организация предметно-развивающей среды для детей младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.

Предметно-развивающая среда в Детском саду.«Развивающая среда способствует установлению, утверждению у дошкольников чувства уверенности в себе, дает ему возможность испытывать и использовать свои спос...

Применение игровых технологий в развитии детей младшего дошкольного возраста в соответствие с ФГОС ДО

Впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 года федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», разработан Федеральный государственный с...

Консультация для родителей «Формирование речи у детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей (младшая группа) на тему «Формирование речи у детей младшего дошкольного возраста» Цель: рассказать родителям воспитанников (законным представителям) о роли и значении р...

Особенности работы по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.

Особенности работы по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО....

Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО.

Приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большо...