Конспект занятия по речевому развитию. Тема: "Русская народная игрушка"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Лоцманкова Ольга Сергеевна

 Занятие по речевому развитию в подготовительной группе

Тема: «Русская народная игрушка».

Цель: формирование грамматического строя речи.

Задачи: 1. Познакомить с русскими народными игрушками.

               2. Закрепить название материала, из которого сделаны игрушки.

               3. Учить составлять предложения с предлогами с, со, без, обозначающими наличие или отсутствие совместимости или сопровождения (с кем? с чем? без чего? без кого?).

               4. отработать употребление творительного падежа количественных числительных в сочетании с существительными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_narodnaya_igrushka_0.docx16.45 КБ
Файл prezentatsiya1_0.pptx1.54 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 2 «Улыбка» г. Медвежьегорска.

 Занятие по речевому развитию в подготовительной группе

Тема: «Русская народная игрушка».

Цель: формирование грамматического строя речи.

Задачи: 1. Познакомить с русскими народными игрушками.

               2. Закрепить название материала, из которого сделаны игрушки.

               3. Учить составлять предложения с предлогами с, со, без, обозначающими наличие или отсутствие совместимости или сопровождения (с кем? с чем? без чего? без кого?).

               4. отработать употребление творительного падежа количественных числительных в сочетании с существительными.

Восп: Сегодня мы отправимся на экскурсию, а поедем мы на автобусе. Но перед дорогой надо подкрепиться. Игра «Что с чем?»

Динамическое упражнение автобус. (музыку включить)

Музыка закончилась включать слайд 1.

Восп: Вот мы и приехали, сегодня я приглашаю вас в русскую избу. Зайдем с вами.  Слайд 2, 3.

Что вы видите на столе?( Ответы детей). Раньше, длинными зимними вечерами садились дети на лавку и играли. Я тоже вас приглашаю присесть на лавки. Ребята, как вы думаете, из каких материалов изготавливали игрушки в старину.

Ответы детей: из дерева, из соломы, из глины.

Восп: Игрушки из дерева как называются? (деревянные) (слайд 4),  а из соломы (соломенные) (слайд 5), а из глины (глиняные)( слайд 6). Все верно, а из каких материалов делают игрушки сегодня?

Ответы детей: из пластмассы (пластмассовые), из резины (резиновые), из металла (металлические).

Игра «Кто без чего? Что без чего?» (петушок без гребешка, слоненок без хобота, стол без ножки, машина без колеса, сапог без подошвы, буратино без носа, верблюд без горба, стрекоза без крыла, паук без паутины, платье без рукава.

Восп: Ребята можно поиграть и без игрушек. Скажите, какое полотенце расстелено на столе?

Ответы детей (очень длинное, яркое, нарядное, красивое)

Восп: Посмотрите, какие на нем узоры, цветы. Такие полотенца раньше называли рушниками. Их обычно предлагали гостям на празднике, чтобы, вымыв руки, они их вытерли. Посмотрите какие разные были рушники. Дети с таким рушником могли устроить игру. Давайте и мы поиграем.

Мы сегодня с вами вместо рушника возьмем полотенце. Необходимо каждому аккуратно свернуть свой край полотенца и встретится с товарищем. Во время игры мы с вами будем говорить такие слова:

Чок-чок,чоки-чок-

Пальцы крутят рушничок.

Чей-чей, чоки- чей-

Ты закручивай ловчей!

Игра «Запомни с чем»

Воспитатель: На столе лежат разные предметы группами по четыре. Рядом коробка, ящик, пакет.  Воспитатель кладет в пакет 2 гриба, в коробку 3 картинки, а в ящик 4 кубика. Меняет их местами и предлагает детям вспомнить: с чем коробка, с чем пакет, с чем ящик? (Отвечая дети должны назвать количество предметов в пакете, в ящике, в коробке. Пакет с двумя грибками, коробка с тремя картинками, ящик с четырьмя кубиками). Игра продолжается, предметы и их количество от 2 до 4 все время меняются.

Воспитатель: Ребята под полотенцем мы с вами не увидели еще одну игрушку, с которой раньше играли дети. Отгадайте, что это:

Ростом разные подружки,

А похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

Но всего одна игрушка. (Матрешка).

Верно. Это нарядная деревянная кукла и сейчас нравится всем: и детям и взрослым. Посмотрите на нее.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать, как появилась матрешка? (да)

Воспитатель: Сейчас я вам расскажу историю матрешки.

Слайд 4,5,6,7,8.

Воспитатель: Рассмотрите нашу матрешку. -? Каких цветов больше в нашей матрешке?

Ребята в разных матрешках бывает разное количество фигурок и восемь, и семь, и пять.

Воспитатель: А сейчас мы с вами представим, что мы матрешки. Улыбнулись матрешки и отправились гулять. Встаем в круг. Повторяем за мной.

Куда идешь матрешка? (семеним)

За ягодой морошкой!

Наберу морошки (наклоняются, собирают ягоды)

Полные лукошки.

Приходите в воскресенье (приглашаем руками)

Угощу вас всех вареньем (руки вперед с блюдцем и поклон).

Воспитатель: Молодцы! Где мы сегодня с вами побывали? (Русская изба). О чем говорили? (об игрушках). Из каких материалов в старину делали игрушки? (солома, глина, дерево). Спросите у своих дедушек и бабушек, какими они играли игрушками в детстве. На следующем занятии обязательно расскажите.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 7

История матрешки началасьдавно когда в в Московскую игрушечную мастерскую привезли из Японии фигурку добродушного лысого старика мудреца Фукурума . Считается, что именно эта игрушка послужила прообразом современной матрешки .

Слайд 9

Самыми популярными считаются Семеновские матрешки . Основной элемент Семёновской матрешки - многолепестковый цветок шиповника ("роза"), рядом с которым может быть полураскрытые бутоны на ветках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию «Игрушки» в первой младшей группе

Конспект  занятия по речевому развитию «Игрушки»  в первой младшей группе...

Конспект по речевому развитию тема "Русская народная сказка "Хаврошечка"

Цель:  создать условия для знакомства с русской народной сказкой «Хаврошечка»....

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе. (Художественная литература, устное народное творчество) Тема занятия: «Труд — основа жизни»

Формирование представлений детей о народных промыслах и воспитание нравственных отношений на основе художественной литературы, устного народного творчества.Воспитывать у детей нравственные ценности ру...

Конспект занятия по речевому развитию детей раннего возраста. «Игрушки»

Способствовать формированию умения  отвечать на элементарные вопросы воспитателя; поощрять попытки детей по просьбе воспитателя рассказывать об увиденных игрушках; обеспечить развитие умения отве...