Конспект по речевому развитию тема "Русская народная сказка "Хаврошечка"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Усольцева Людмила Васильевна

Цель:  создать условия для знакомства с русской народной сказкой «Хаврошечка».  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  по речевому развитию                                                                            тема "Русская народная сказка "Хаврошечка"

Дата проведения: 22.12.2020 г

Возрастная группа: старшая 

Форма проведения: групповое занятие

Время реализации:25 минут

Приоритетная область: речевое развитие

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие.

Предварительная работа:  рассматривание иллюстраций к сказкам,   чтение русских народных сказок, вырезание и раскрашивание яблок детьми; работа над пословицами о труде, добре и зле.              

Оборудование:  

для воспитателя: текст русской народной сказки «Хаврошечка», презентация по сказке,  веточка яблони, волшебный клубочек, интерактивная доска.

для детей: иллюстрации сказочных героев (Емеля, лисичка-сестричка, заяц-хваста, Хаврошечка); жетоны (яблочки с улыбкой)

Цель:  создать условия для знакомства с русской народной сказкой «Хаврошечка».  

Задачи:

Образовательные:

- расширить знания детей об устном народном творчестве  через русскую народную сказку «Хаврошечка»;

- сформировать у детей потребность  строить полные предложения при ответе на вопросы по содержанию прочитанного;

- закрепить  работу над словарным составом языка (подбор антонимов);

- обогатить представление детей о предметах и явлениях окружающего мира  через усвоение  новых, незнакомых слов, объясняя их смысл.

Развивающие: 

-продолжать развивать умение выражать своё отношение к персонажам сказки;

-продолжать формировать умение внимательно и заинтересованно слушать произведение;

- совершенствовать диалоговую речь.

Воспитательные:   

- продолжать формировать интерес к устному народному творчеству, художественной литературе;

- способствовать формированию нравственных качеств: доброта, уважение, умение прийти на помощь в трудную минуту, умение радоваться

Словарь: холсты, наливные, лихо, Хаврошечка.                                  

Планируемые результаты занятия:

Предметные

Личностные

Коммуникативные

Соотносят иллюстрации с содержанием произведения;

Создают, объясняют значение устойчивых выражений; рассказывают о чувствах, которые вызывает произведение.

Высказывают свое отношение к героям прочитанного произведения, их поступкам;

выражают свои эмоции, проявляют сопереживания.

Формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для окружающих высказывания.

Технология: личностно-ориентированная (И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир)

Методы и приемы: 

Наглядный: показ, демонстрация.

Словесный: чтение, обсуждение, игра-викторина.

Игровой: организационный момент, сюрпризный момент.                                                                                

Содержание занятия:

1.Организационный этап

1)  Введение в ситуацию

Дети сидят полукругом. Звучит песня Е.Птичкина «Сказки гуляют по свету».

Воспитатель:  Ребята давайте вместе со мной встанем в дружный хоровод.

(Дети под музыку встают, делают хоровод).

Воспитатель: Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Ребята  посмотрите, что это у меня в руках?

Дети: Клубочек.

Воспитатель: Как вы думаете, какой он?

Дети: Волшебный.

Воспитатель: Да, ребята, это волшебный клубочек, сила которого увеличивается от добрых и ласковых слов. Сначала я намотаю нитку на клубочек и скажу ласковое слово. А теперь, я передаю клубочек Кате и так по очереди всем детям. Можно сказать доброе пожелание, комплимент, ласковое слово.

(Дети передают клубочек друг другу, перечисляют ласковые слова).

2. Основной этап

Воспитатель: Вот и опять клубочек дошёл до меня. Каким он стал большим от добрых слов! Ему, как и мне приятно отправляться в путешествие вместе с вами ребята. А отправляемся мы с вами в сказку. Как вы думаете, ребята, что мы должны сделать, чтобы попасть в сказку?

(Дети перечисляют).

Воспитатель: А ещё как можно?

Ответы детей

Воспитатель: Ребята, а я еще знаю один способ как попасть нам с вами в сказку, давайте наденем волшебные  башмачки. (Дети имитируют надевание башмачков).

Воспитатель: Ребята, постучите каблучками и скажите дружно: «В сказку всем попасть нам нужно!».

(Дети стучат каблучками и говорят: «В сказку всем попасть нам нужно»).

Воспитатель: Руки расставьте в стороны как птицы. Летим…, тёплый ветер нас обдувает, смотрим на землю с высоты (руки над глазами). Залетаем на облака, они мягкие, пушистые, прохладные. Давайте на них немного покачаемся (пружинка). Облака как ватные, нам приятно легко (перемещение по группе). Приземляемся, снимите башмачки, а то они нас унесут далеко от сказки.

(Дети «снимают башмачки»).

Воспитатель: Присаживайтесь ребята на подушечки, устраивайтесь поудобней, и мы начнем наше знакомство со сказкой.

(Дети садятся на подушечки)

Воспитатель: Сейчас я буду читать вам  сказку, но в ней вам встретятся  новые слова, давайте же с ними познакомимся: Холсты – это ткань изо льна, изготовленная вручную. Наливные яблочки – спелые, налитые соком. Сочные яблоки. Лихо это зло. А теперь давайте послушаем русскую народную сказку, которая называется «Хаврошечка».

(Воспитатель читает сказку).

2)  Игровая мотивация

Игра-викторина (за каждый правильный ответ ребенок получает одно яблочко).

Воспитатель: Действительно ли вы услышали сказку? Как догадались? Какие сказочные слова вы заметили? ( Ответы детей)

Воспитатель: как вы думаете, почему сказка начинается словами: «Есть

на свете люди хорошие, есть похуже, а есть и такие, которые своего брата не стыдятся»? (Ответы детей)

Воспитатель: Какими были мачеха и её дочери?

Дети: Злыми, завистливыми, хитрыми.

Воспитатель: Какой вы представляете себе Хаврошечку?

Дети: Доброй, умной, работящей.

Воспитатель: Как помогала Хаврошечке коровушка? (Ответы детей)

Воспитатель: Понравилась вам сказка? (Ответы детей)

Физкультурная минутка

Эй, ребята, не ленитесь

На разминку становитесь.

Походим мягко, как лисята

И как мишка косолапый,

И как заинька – трусишка,

И как серый волк – волчишка.

Вот свернулся ёж в клубочек,

Лучик ёжика коснулся,

Ёжик сладко потянулся.

Воспитатель: А теперь тихонечко садитесь. Вы, наверное, захотели рассказать сказку дома своим родным. Давайте попробуем рассказать её вот так, я начну, а вы закончите.

Воспитатель показывает слайды с иллюстрациями к сказке на интерактивной доске и говорит:

- Жила у злых людей девочка Хаврошечка…

- А злые сёстры…

- Целыми днями трудилась Хаврошечка…

- Велела мачеха коровушку…

- Выросла яблонька, появились на ней…

- Женился на Хаврошечке сильный человек…

Воспитатель начинает, а дети по очереди продолжают сказку.

Воспитатель: Вот теперь смело вы можете рассказать её родителям. Чему нас учит сказка?

Дети: Сказка учит быть добрыми, приходить на помощь другим людям.

Воспитатель: Кто знает пословицы о доброте, дружбе, вежливости?

Дети:

- От доброго не бегай, а плохого не делай.

- За добрые дела всегда ждёт похвала.

3) Заключительный этап

Рефлексия

Воспитатель: Молодцы, ребята! Я тоже хочу, чтобы вы выросли добрыми, умными, воспитанными ребятами, чтобы вас все любили и уважали. А теперь подойдите ко мне. Нам пора возвращаться в детский сад. Надевайте свои башмачки. Потопайте каблучками, закройте глазки, вдохните воздух носиком и выдохните. А теперь мы скажем дружно: «В детский сад попасть нам нужно».

Воспитатель: Ребята, а где мы с вами побывали?

Дети: В сказке.

Воспитатель: Чем занимались? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, я принесла вам веточку яблоньки. Веточками яблоня качает и игру нам предлагает «Яблонька наклонись». Вы, ребята, в круг вставайте. Перед вами лежат перевёрнутые иллюстрации со сказочными героями. Я буду яблонька, буду ходить за кругом, а вы будете говорить слова и выполнять движения:

Яблонька, яблонька наклонись, наклонись (два наклона вперёд).

К доброму, к хорошему потянись, потянись (потянуться вверх).

От злого и плохого отвернись, отвернись (опустить руки вниз и отвернуть голову в сторону).

Кого яблонька заденет, тот берёт иллюстрацию, называет героя и рассказывает, за что этот персонаж нравится или не нравится и почему?

Воспитатель: Кто это? Какой он?

Дети: Емеля – ленивый.

Воспитатель: Что он любил делать? (Ответы детей)

Воспитатель: Кто это? Как он хвастал?

Дети: Это заяц – хвастун. Он хвастал – у меня не усы, а усищи…

Воспитатель: А кто это? Какие добрые дела она делала?

Дети: Это – Хаврошечка. Она добрая, трудолюбивая.

Воспитатель: А кто это? Какая она?

Дети: Это лисичка. Она хитрая.

Воспитатель: С кем  из этих героев вы бы стали дружить?

Дети: С Хаврошечкой.

Воспитатель: Почему? (Ответы детей)

Воспитатель: Вот какие мы с вами молодцы! Погладьте себя по голове, по груди, покажите, как вы справились с заданием.

Дети: (Показывают большой палец).

Воспитатель: Поблагодарите друг друга, обнимитесь, улыбнитесь и скажите «Спасибо».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование речемыслительной деятельности дошкольников старшего возраста с ОНР III уровень речевого развития посредством народных сказок"

В настоящее время изучению проблемы развития связной речи дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Уровень сформированности связной речи являе...

Технологическая карта по речевому развитию «Русская народная игрушка - Матрешка».

Представлена технологическая карта  тема «Русская народная игрушка - Матрешка»  во второй младшей группе....

Конспект организации образовательной деятельности по приобщению детей средней группы к истокам русской народной культуры. Тема: «Народная игрушка» (интеграция ОО «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»).

Конспект организацииобразовательной деятельности  по приобщению детей средней группы к истокам русской народной культуры.Тема: «Народная игрушка» (интеграция ОО «Художестве...

НОД по речевому развитию «Русская народная сказка «По щучьему велению»

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по речевому развитию «Русская народная сказка «По щучьему велению»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию «Народный фольклор. Устное народное творчество»

Конспект занятия, которое знакомит детей с малыми формами русского устного народного творчества....

конспект занятия по речевому развитию " Русские народные сказки"

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группевоспитатель: Павлова Е.ЛЦель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках.Задачи:Образовательные: Учить узнавать сказку по ...

Технологическая карта организованной образовательной деятельности по речевому развитию "Русские народные сказки"

Группа: подготовительнаяТема: «Русские народные сказки».Цель: закрепление знаний детей о русских народных сказках.Задачи: О – формировать умение узнавать сказку по иллюстрациям эпизо...