Конспект по речевому развитию тема "Русская народная сказка "Хаврошечка"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: создать условия для знакомства с русской народной сказкой «Хаврошечка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект по развитию речи "Хаврошечка" | 26.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по речевому развитию тема "Русская народная сказка "Хаврошечка"
Дата проведения: 22.12.2020 г
Возрастная группа: старшая
Форма проведения: групповое занятие
Время реализации:25 минут
Приоритетная область: речевое развитие
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций к сказкам, чтение русских народных сказок, вырезание и раскрашивание яблок детьми; работа над пословицами о труде, добре и зле.
Оборудование:
для воспитателя: текст русской народной сказки «Хаврошечка», презентация по сказке, веточка яблони, волшебный клубочек, интерактивная доска.
для детей: иллюстрации сказочных героев (Емеля, лисичка-сестричка, заяц-хваста, Хаврошечка); жетоны (яблочки с улыбкой)
Цель: создать условия для знакомства с русской народной сказкой «Хаврошечка».
Задачи:
Образовательные:
- расширить знания детей об устном народном творчестве через русскую народную сказку «Хаврошечка»;
- сформировать у детей потребность строить полные предложения при ответе на вопросы по содержанию прочитанного;
- закрепить работу над словарным составом языка (подбор антонимов);
- обогатить представление детей о предметах и явлениях окружающего мира через усвоение новых, незнакомых слов, объясняя их смысл.
Развивающие:
-продолжать развивать умение выражать своё отношение к персонажам сказки;
-продолжать формировать умение внимательно и заинтересованно слушать произведение;
- совершенствовать диалоговую речь.
Воспитательные:
- продолжать формировать интерес к устному народному творчеству, художественной литературе;
- способствовать формированию нравственных качеств: доброта, уважение, умение прийти на помощь в трудную минуту, умение радоваться
Словарь: холсты, наливные, лихо, Хаврошечка.
Планируемые результаты занятия:
Предметные | Личностные | Коммуникативные |
Соотносят иллюстрации с содержанием произведения; Создают, объясняют значение устойчивых выражений; рассказывают о чувствах, которые вызывает произведение. | Высказывают свое отношение к героям прочитанного произведения, их поступкам; выражают свои эмоции, проявляют сопереживания. | Формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для окружающих высказывания. |
Технология: личностно-ориентированная (И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир)
Методы и приемы:
Наглядный: показ, демонстрация.
Словесный: чтение, обсуждение, игра-викторина.
Игровой: организационный момент, сюрпризный момент.
Содержание занятия:
1.Организационный этап
1) Введение в ситуацию
Дети сидят полукругом. Звучит песня Е.Птичкина «Сказки гуляют по свету».
Воспитатель: Ребята давайте вместе со мной встанем в дружный хоровод.
(Дети под музыку встают, делают хоровод).
Воспитатель: Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Ребята посмотрите, что это у меня в руках?
Дети: Клубочек.
Воспитатель: Как вы думаете, какой он?
Дети: Волшебный.
Воспитатель: Да, ребята, это волшебный клубочек, сила которого увеличивается от добрых и ласковых слов. Сначала я намотаю нитку на клубочек и скажу ласковое слово. А теперь, я передаю клубочек Кате и так по очереди всем детям. Можно сказать доброе пожелание, комплимент, ласковое слово.
(Дети передают клубочек друг другу, перечисляют ласковые слова).
2. Основной этап
Воспитатель: Вот и опять клубочек дошёл до меня. Каким он стал большим от добрых слов! Ему, как и мне приятно отправляться в путешествие вместе с вами ребята. А отправляемся мы с вами в сказку. Как вы думаете, ребята, что мы должны сделать, чтобы попасть в сказку?
(Дети перечисляют).
Воспитатель: А ещё как можно?
Ответы детей
Воспитатель: Ребята, а я еще знаю один способ как попасть нам с вами в сказку, давайте наденем волшебные башмачки. (Дети имитируют надевание башмачков).
Воспитатель: Ребята, постучите каблучками и скажите дружно: «В сказку всем попасть нам нужно!».
(Дети стучат каблучками и говорят: «В сказку всем попасть нам нужно»).
Воспитатель: Руки расставьте в стороны как птицы. Летим…, тёплый ветер нас обдувает, смотрим на землю с высоты (руки над глазами). Залетаем на облака, они мягкие, пушистые, прохладные. Давайте на них немного покачаемся (пружинка). Облака как ватные, нам приятно легко (перемещение по группе). Приземляемся, снимите башмачки, а то они нас унесут далеко от сказки.
(Дети «снимают башмачки»).
Воспитатель: Присаживайтесь ребята на подушечки, устраивайтесь поудобней, и мы начнем наше знакомство со сказкой.
(Дети садятся на подушечки)
Воспитатель: Сейчас я буду читать вам сказку, но в ней вам встретятся новые слова, давайте же с ними познакомимся: Холсты – это ткань изо льна, изготовленная вручную. Наливные яблочки – спелые, налитые соком. Сочные яблоки. Лихо это зло. А теперь давайте послушаем русскую народную сказку, которая называется «Хаврошечка».
(Воспитатель читает сказку).
2) Игровая мотивация
Игра-викторина (за каждый правильный ответ ребенок получает одно яблочко).
Воспитатель: Действительно ли вы услышали сказку? Как догадались? Какие сказочные слова вы заметили? ( Ответы детей)
Воспитатель: как вы думаете, почему сказка начинается словами: «Есть
на свете люди хорошие, есть похуже, а есть и такие, которые своего брата не стыдятся»? (Ответы детей)
Воспитатель: Какими были мачеха и её дочери?
Дети: Злыми, завистливыми, хитрыми.
Воспитатель: Какой вы представляете себе Хаврошечку?
Дети: Доброй, умной, работящей.
Воспитатель: Как помогала Хаврошечке коровушка? (Ответы детей)
Воспитатель: Понравилась вам сказка? (Ответы детей)
Физкультурная минутка
Эй, ребята, не ленитесь
На разминку становитесь.
Походим мягко, как лисята
И как мишка косолапый,
И как заинька – трусишка,
И как серый волк – волчишка.
Вот свернулся ёж в клубочек,
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик сладко потянулся.
Воспитатель: А теперь тихонечко садитесь. Вы, наверное, захотели рассказать сказку дома своим родным. Давайте попробуем рассказать её вот так, я начну, а вы закончите.
Воспитатель показывает слайды с иллюстрациями к сказке на интерактивной доске и говорит:
- Жила у злых людей девочка Хаврошечка…
- А злые сёстры…
- Целыми днями трудилась Хаврошечка…
- Велела мачеха коровушку…
- Выросла яблонька, появились на ней…
- Женился на Хаврошечке сильный человек…
Воспитатель начинает, а дети по очереди продолжают сказку.
Воспитатель: Вот теперь смело вы можете рассказать её родителям. Чему нас учит сказка?
Дети: Сказка учит быть добрыми, приходить на помощь другим людям.
Воспитатель: Кто знает пословицы о доброте, дружбе, вежливости?
Дети:
- От доброго не бегай, а плохого не делай.
- За добрые дела всегда ждёт похвала.
3) Заключительный этап
Рефлексия
Воспитатель: Молодцы, ребята! Я тоже хочу, чтобы вы выросли добрыми, умными, воспитанными ребятами, чтобы вас все любили и уважали. А теперь подойдите ко мне. Нам пора возвращаться в детский сад. Надевайте свои башмачки. Потопайте каблучками, закройте глазки, вдохните воздух носиком и выдохните. А теперь мы скажем дружно: «В детский сад попасть нам нужно».
Воспитатель: Ребята, а где мы с вами побывали?
Дети: В сказке.
Воспитатель: Чем занимались? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, я принесла вам веточку яблоньки. Веточками яблоня качает и игру нам предлагает «Яблонька наклонись». Вы, ребята, в круг вставайте. Перед вами лежат перевёрнутые иллюстрации со сказочными героями. Я буду яблонька, буду ходить за кругом, а вы будете говорить слова и выполнять движения:
Яблонька, яблонька наклонись, наклонись (два наклона вперёд).
К доброму, к хорошему потянись, потянись (потянуться вверх).
От злого и плохого отвернись, отвернись (опустить руки вниз и отвернуть голову в сторону).
Кого яблонька заденет, тот берёт иллюстрацию, называет героя и рассказывает, за что этот персонаж нравится или не нравится и почему?
Воспитатель: Кто это? Какой он?
Дети: Емеля – ленивый.
Воспитатель: Что он любил делать? (Ответы детей)
Воспитатель: Кто это? Как он хвастал?
Дети: Это заяц – хвастун. Он хвастал – у меня не усы, а усищи…
Воспитатель: А кто это? Какие добрые дела она делала?
Дети: Это – Хаврошечка. Она добрая, трудолюбивая.
Воспитатель: А кто это? Какая она?
Дети: Это лисичка. Она хитрая.
Воспитатель: С кем из этих героев вы бы стали дружить?
Дети: С Хаврошечкой.
Воспитатель: Почему? (Ответы детей)
Воспитатель: Вот какие мы с вами молодцы! Погладьте себя по голове, по груди, покажите, как вы справились с заданием.
Дети: (Показывают большой палец).
Воспитатель: Поблагодарите друг друга, обнимитесь, улыбнитесь и скажите «Спасибо».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование речемыслительной деятельности дошкольников старшего возраста с ОНР III уровень речевого развития посредством народных сказок"
В настоящее время изучению проблемы развития связной речи дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Уровень сформированности связной речи являе...
Технологическая карта по речевому развитию «Русская народная игрушка - Матрешка».
Представлена технологическая карта тема «Русская народная игрушка - Матрешка» во второй младшей группе....
Конспект организации образовательной деятельности по приобщению детей средней группы к истокам русской народной культуры. Тема: «Народная игрушка» (интеграция ОО «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»).
Конспект организацииобразовательной деятельности по приобщению детей средней группы к истокам русской народной культуры.Тема: «Народная игрушка» (интеграция ОО «Художестве...
НОД по речевому развитию «Русская народная сказка «По щучьему велению»
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по речевому развитию «Русская народная сказка «По щучьему велению»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию «Народный фольклор. Устное народное творчество»
Конспект занятия, которое знакомит детей с малыми формами русского устного народного творчества....
конспект занятия по речевому развитию " Русские народные сказки"
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группевоспитатель: Павлова Е.ЛЦель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках.Задачи:Образовательные: Учить узнавать сказку по ...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности по речевому развитию "Русские народные сказки"
Группа: подготовительнаяТема: «Русские народные сказки».Цель: закрепление знаний детей о русских народных сказках.Задачи: О – формировать умение узнавать сказку по иллюстрациям эпизо...