Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе. (Художественная литература, устное народное творчество) Тема занятия: «Труд — основа жизни»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Формирование представлений детей о народных промыслах и воспитание нравственных отношений на основе художественной литературы, устного народного творчества.

Воспитывать у детей нравственные ценности русского народа: любовь к ближним, трудолюбие, добро, чувство гордости за свой край, за свою Родину.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trud-osnova_zhizni1.docx21.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка — детский сад № 15 «Семицветик»

Конспект занятия по речевому развитию

в подготовительной к школе группе.

(Художественная литература, устное народное творчество)

Тема занятия:

«Труд — основа жизни»

Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории

Л.А.Демидова

Озёрск, 2022г.

Цель:

Формирование  представлений детей о народных промыслах и воспитание нравственных отношений на основе художественной литературы, устного народного творчества.

Задачи:

Обучающие:

  1. Уточнить знания детей о пословицах, поговорках о труде, о сказе П.П.Бажова «Каменный цветок».

Развивающие:

  1. Развивать интерес к устному народному творчеству, к сказам П.П.Бажова.
  2. Развивать психические процессы (связную речь, память, сообразительность, мышление, внимание).

Воспитывающие:

  1. Воспитывать у детей нравственные ценности русского народа: любовь к ближним, трудолюбие, добро, чувство гордости за свой край, за свою Родину.

Интеграция областей:

Познавательное развитие — формировать познавательные действия, расширять представления о социо-культурных ценностях нашего народа.

Социально - коммуникативное развитие — развитие общения ребёнка и взрослого.

Речевое развитие — обогащение активного словаря, развитие связной и грамматически правильной речи.

Художественно – эстетическое развитие — становление эстетического отношения к окружающему миру.

Физическое развитие — способствовать правильному формированию опорно-двигательного аппарата.

Предварительная работа:

  1. Знакомство с пословицами, поговорками о труде.
  2. Чтение сказа П.П.Бажова «Каменный цветок».
  3. Знакомство со словарём старинных слов.
  4. Рассматривание иллюстраций по сказу П.П.Бажова «Каменный цветок».
  5. Рассматривание коллекции: «Камни».

Словарь старинных слов:

  • Взъесться – невзлюбив, рассердившись, начать упрекать, обвинять, бранить.
  • Голбчик – приступка для выхода на печь.
  • Пожитки – мелкое имущество, домашние вещи.
  • Похлёбка – жидкая пища, род супа из картофеля или крупы.
  • Несподручно – не удобно, неловко.
  • Пособник – помощник в делах.
  • Покосные ложки – широкие, пологие овраги, покрытые травой.
  • Статочное ли дело – (устар.) хорошее ли дело.
  • Бадожок — посох, палка.
  • Зарукавье — браслет.
  • Запон — фартук

Ход беседы

Педагог: Дети, сегодня мы с вами вспомним пословицы и поговорки о труде. Побеседуем по сказу П.П.Бажова «Каменный цветок».

 Народы всего мира считают труд главным делом своей жизни.

«Труд – основа жизни». «Все, что есть, все от труда»,- говорят мудрые народные пословицы. Трудом создаются богатства нашей Родины. Без труда нет человеку счастья.

Народ сложил много пословиц и поговорок о труде. Одни пришли к нам от наших предков из далекого прошлого, другие появились совсем недавно. Их складывают люди самых  разных профессий, и говорится в них о труде заводских рабочих, инженеров, шахтёров, скотоводов, земледельцев, охотников, плотников, кузнецов, ткачей, портных, гончаров, сапожников – людей, трудом которых созданы все богатства на земле.

Народ уважает тружеников, а лентяев он осуждает и высмеивает. О мастерах-умельцах шутливо, но с восхищением говорится в литовской пословице: «Хороший кузнец и лягушку подкует». Метких выражений у каждого народа тысячи и тысячи.

Пословица – это краткое народное изречение с назидательным смыслом.

В пословице говорится одно, но подразумевается другое, нечто нравственное, духовное.

Педагог: Дети, я предлагаю поиграть в дидактическую игру «Доскажи пословицу».

Вы готовы? Тогда начинаем.

Труд человека кормит, а лень портит.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Кто труда не боится, того и лень сторонится.

Что посеешь, то и пожнешь.

Каков мастер, такова и работа.

Хочешь много знать, надо мало спать.

Умелые руки не знают скуки.

Мала пчела, да и та работает.

Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня.

Раньше начнешь, раньше поспеешь.

Делу время – потехе час.

Кончил дело – гуляй смело.

От скуки бери дело в руки.

Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

Физминутка: «Зарядка зверей».

Педагог: 

Дети, настала пора побеседовать по сказу П.П.Бажова «Каменный цветок».

Сказы и легенды бережно передавались в рабочих семьях из поколения в поколение.

Ребята, вы сможете, назвать главную тему сказов П.П.Бажова?

Ответы детей.

Педагог: Правильно!

Главная тема сказов Бажова — жизнь и быт рабочих Урала.

Главные герои —  рабочие, мастера, добытчики.

Дети, назовите главных героев сказа П.П.Бажова «Каменный цветок».

Ответы детей.

Педагог: Дети, как в народе ещё называли Хозяйку Медной горы?

Ответы детей.

Педагог: Правильно! Малахитница.

Каким по характеру был Данилушко в сказе «Каменный цветок»?

Ответы детей.

Педагог: Ребята, как, вы, считаете, лёгкой ли была жизнь Данилушки?

Ответы детей.

Педагог: Дети, знаете ли, вы из какого камня Данилушко сделал чашу?

Ответы детей.

Педагог: Ребята, скажите, какое украшение сделал Данилушко?

Ответы детей.

Педагог: Правильно! Данилушко сделал зарукавье-змейку.

Когда люди стали называть Данилушку — Данило-мастер?

Ответы детей.

Педагог: Правильно! Люди стали называть Данилушку — Данило-мастер после того, как он сделал зарукавье.

Педагог: Каким по характеру был Прокопьич в сказе П.П.Бажова «Каменный цветок»?

Ответы детей.

Педагог: Дети, как, вы, думаете, всем ли людям показывала камни Хозяйка Медной горы?

Ответы детей.

Педагог: Верно! Малахитница показывала хорошие камни только честным, трудолюбивым,  добрым людям.

Ребята, я хочу вам напомнить встречу Хозяйки Медной горы и Данилушки.

Чтение отрывка из сказа П.П.Бажова «Каменный цветок».

«Может, мне это кажется, а на деле никого нет». Сидит — молчит, глядит на то место, где Хозяйка, и будто ничего не видит. Она тоже молчит, вроде как призадумалась. Потом и спрашивает:

 — Ну, что, Данило-мастер, не вышла твоя дурман-чаша?

 — Не вышла, — отвечает.

 — А ты не вешай голову-то! Другое попытай. Камень тебе будет, по твоим мыслям.

 — Нет, — отвечает, — не могу больше. Измаялся весь, не выходит. Покажи каменный цветок.

 — Показать-то, — говорит, — просто, да потом жалеть будешь.

 — Не отпустишь из горы?

 — Зачем не отпущу! Дорога открыта, да только ко мне же ворочаются.

 — Покажи, сделай милость!

Она ещё его уговаривала:

 — Может, ещё попытаешь сам добиться! — Про Прокопьича тоже помянула: — Он-де тебя пожалел, теперь твой черёд его пожалеть. — Про невесту напомнила: — Души в тебе девка не чает, а ты на сторону глядишь.

 — Знаю я, — кричит Данилушко, — а только без цветка мне жизни нет. Покажи!

 — Тогда так, — говорит, — пойдём, Данило-мастер, в мой сад».

Педагог: Данилушко был упорным, мастером своего дела. Это мы видим из встречи Хозяйки Медной горы и Данилушки.

Итог:

Педагог: Дети, вы знаете много пословиц, поговорок о труде.

Принимали активное участие в беседе по сказу П.П.Бажова «Каменный цветок».

Я вас благодарю, вы просто молодцы!

Литература:

Е.С.Бабунова программа «Наш дом — Южный Урал» 2004г.

П.П.Бажов «Малахитовая шкатулка» Москва «Просвещение» 1985г.

Детская литература. « Делу время, потехе час» 1988г.

Жигулёв  А.  «Где труд —  там счастье» 1959г.

Ивановская А. « День работой весел» 1986г.

Князева О.Л., Маханёва М.Д. «Знакомство детей с устным народным творчеством» Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2004г.

Науменко М.Г.  «Ласковое слово, что солнышко в ненастье» 1979г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему "Здравствуй, зимушка - зима"

Открытое занятие по речевому развитию на тему: "Здравствуй, зимушка-зима"...

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему: «Как ежик выручил зайца»

Цель: Развивать связную речь, творческое воображение.Задачи:Образовательные:- продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему, описывать внешний вид персонажей и их п...

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему "Весна"

Конспект занятия по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста через продуктивную деятельность...

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему «Книга сказок»

Данный конспект ООД позволяет в увлекательной форме, в виде путешествия закрепить знания детей о сказках и сказочных героях ....

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему "Весенний лес"

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему "Весенний лес"...

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе: Тема: « Животный мир Прибайкалья»

Цель: Создать условия для  формирования  у старших дошкольников первичных представлений  о мире животных Прибайкалья, через выполнение упражнений и заданий лексической  темы «...

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме «Сказки Г. Х. Андерсена»

Углублять и расширять знания детей о сказках писателя Г. Х. Андерсена, прививать любовь к его творчеству....