Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе. (Художественная литература, устное народное творчество) Тема занятия: «Труд — основа жизни»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Формирование представлений детей о народных промыслах и воспитание нравственных отношений на основе художественной литературы, устного народного творчества.
Воспитывать у детей нравственные ценности русского народа: любовь к ближним, трудолюбие, добро, чувство гордости за свой край, за свою Родину.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trud-osnova_zhizni1.docx | 21.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка — детский сад № 15 «Семицветик»
Конспект занятия по речевому развитию
в подготовительной к школе группе.
(Художественная литература, устное народное творчество)
Тема занятия:
«Труд — основа жизни»
Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории
Л.А.Демидова
Озёрск, 2022г.
Цель:
Формирование представлений детей о народных промыслах и воспитание нравственных отношений на основе художественной литературы, устного народного творчества.
Задачи:
Обучающие:
- Уточнить знания детей о пословицах, поговорках о труде, о сказе П.П.Бажова «Каменный цветок».
Развивающие:
- Развивать интерес к устному народному творчеству, к сказам П.П.Бажова.
- Развивать психические процессы (связную речь, память, сообразительность, мышление, внимание).
Воспитывающие:
- Воспитывать у детей нравственные ценности русского народа: любовь к ближним, трудолюбие, добро, чувство гордости за свой край, за свою Родину.
Интеграция областей:
Познавательное развитие — формировать познавательные действия, расширять представления о социо-культурных ценностях нашего народа.
Социально - коммуникативное развитие — развитие общения ребёнка и взрослого.
Речевое развитие — обогащение активного словаря, развитие связной и грамматически правильной речи.
Художественно – эстетическое развитие — становление эстетического отношения к окружающему миру.
Физическое развитие — способствовать правильному формированию опорно-двигательного аппарата.
Предварительная работа:
- Знакомство с пословицами, поговорками о труде.
- Чтение сказа П.П.Бажова «Каменный цветок».
- Знакомство со словарём старинных слов.
- Рассматривание иллюстраций по сказу П.П.Бажова «Каменный цветок».
- Рассматривание коллекции: «Камни».
Словарь старинных слов:
- Взъесться – невзлюбив, рассердившись, начать упрекать, обвинять, бранить.
- Голбчик – приступка для выхода на печь.
- Пожитки – мелкое имущество, домашние вещи.
- Похлёбка – жидкая пища, род супа из картофеля или крупы.
- Несподручно – не удобно, неловко.
- Пособник – помощник в делах.
- Покосные ложки – широкие, пологие овраги, покрытые травой.
- Статочное ли дело – (устар.) хорошее ли дело.
- Бадожок — посох, палка.
- Зарукавье — браслет.
- Запон — фартук
Ход беседы
Педагог: Дети, сегодня мы с вами вспомним пословицы и поговорки о труде. Побеседуем по сказу П.П.Бажова «Каменный цветок».
Народы всего мира считают труд главным делом своей жизни.
«Труд – основа жизни». «Все, что есть, все от труда»,- говорят мудрые народные пословицы. Трудом создаются богатства нашей Родины. Без труда нет человеку счастья.
Народ сложил много пословиц и поговорок о труде. Одни пришли к нам от наших предков из далекого прошлого, другие появились совсем недавно. Их складывают люди самых разных профессий, и говорится в них о труде заводских рабочих, инженеров, шахтёров, скотоводов, земледельцев, охотников, плотников, кузнецов, ткачей, портных, гончаров, сапожников – людей, трудом которых созданы все богатства на земле.
Народ уважает тружеников, а лентяев он осуждает и высмеивает. О мастерах-умельцах шутливо, но с восхищением говорится в литовской пословице: «Хороший кузнец и лягушку подкует». Метких выражений у каждого народа тысячи и тысячи.
Пословица – это краткое народное изречение с назидательным смыслом.
В пословице говорится одно, но подразумевается другое, нечто нравственное, духовное.
Педагог: Дети, я предлагаю поиграть в дидактическую игру «Доскажи пословицу».
Вы готовы? Тогда начинаем.
Труд человека кормит, а лень портит.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Кто труда не боится, того и лень сторонится.
Что посеешь, то и пожнешь.
Каков мастер, такова и работа.
Хочешь много знать, надо мало спать.
Умелые руки не знают скуки.
Мала пчела, да и та работает.
Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня.
Раньше начнешь, раньше поспеешь.
Делу время – потехе час.
Кончил дело – гуляй смело.
От скуки бери дело в руки.
Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.
Физминутка: «Зарядка зверей».
Педагог:
Дети, настала пора побеседовать по сказу П.П.Бажова «Каменный цветок».
Сказы и легенды бережно передавались в рабочих семьях из поколения в поколение.
Ребята, вы сможете, назвать главную тему сказов П.П.Бажова?
Ответы детей.
Педагог: Правильно!
Главная тема сказов Бажова — жизнь и быт рабочих Урала.
Главные герои — рабочие, мастера, добытчики.
Дети, назовите главных героев сказа П.П.Бажова «Каменный цветок».
Ответы детей.
Педагог: Дети, как в народе ещё называли Хозяйку Медной горы?
Ответы детей.
Педагог: Правильно! Малахитница.
Каким по характеру был Данилушко в сказе «Каменный цветок»?
Ответы детей.
Педагог: Ребята, как, вы, считаете, лёгкой ли была жизнь Данилушки?
Ответы детей.
Педагог: Дети, знаете ли, вы из какого камня Данилушко сделал чашу?
Ответы детей.
Педагог: Ребята, скажите, какое украшение сделал Данилушко?
Ответы детей.
Педагог: Правильно! Данилушко сделал зарукавье-змейку.
Когда люди стали называть Данилушку — Данило-мастер?
Ответы детей.
Педагог: Правильно! Люди стали называть Данилушку — Данило-мастер после того, как он сделал зарукавье.
Педагог: Каким по характеру был Прокопьич в сказе П.П.Бажова «Каменный цветок»?
Ответы детей.
Педагог: Дети, как, вы, думаете, всем ли людям показывала камни Хозяйка Медной горы?
Ответы детей.
Педагог: Верно! Малахитница показывала хорошие камни только честным, трудолюбивым, добрым людям.
Ребята, я хочу вам напомнить встречу Хозяйки Медной горы и Данилушки.
Чтение отрывка из сказа П.П.Бажова «Каменный цветок».
«Может, мне это кажется, а на деле никого нет». Сидит — молчит, глядит на то место, где Хозяйка, и будто ничего не видит. Она тоже молчит, вроде как призадумалась. Потом и спрашивает:
— Ну, что, Данило-мастер, не вышла твоя дурман-чаша?
— Не вышла, — отвечает.
— А ты не вешай голову-то! Другое попытай. Камень тебе будет, по твоим мыслям.
— Нет, — отвечает, — не могу больше. Измаялся весь, не выходит. Покажи каменный цветок.
— Показать-то, — говорит, — просто, да потом жалеть будешь.
— Не отпустишь из горы?
— Зачем не отпущу! Дорога открыта, да только ко мне же ворочаются.
— Покажи, сделай милость!
Она ещё его уговаривала:
— Может, ещё попытаешь сам добиться! — Про Прокопьича тоже помянула: — Он-де тебя пожалел, теперь твой черёд его пожалеть. — Про невесту напомнила: — Души в тебе девка не чает, а ты на сторону глядишь.
— Знаю я, — кричит Данилушко, — а только без цветка мне жизни нет. Покажи!
— Тогда так, — говорит, — пойдём, Данило-мастер, в мой сад».
Педагог: Данилушко был упорным, мастером своего дела. Это мы видим из встречи Хозяйки Медной горы и Данилушки.
Итог:
Педагог: Дети, вы знаете много пословиц, поговорок о труде.
Принимали активное участие в беседе по сказу П.П.Бажова «Каменный цветок».
Я вас благодарю, вы просто молодцы!
Литература:
Е.С.Бабунова программа «Наш дом — Южный Урал» 2004г.
П.П.Бажов «Малахитовая шкатулка» Москва «Просвещение» 1985г.
Детская литература. « Делу время, потехе час» 1988г.
Жигулёв А. «Где труд — там счастье» 1959г.
Ивановская А. « День работой весел» 1986г.
Князева О.Л., Маханёва М.Д. «Знакомство детей с устным народным творчеством» Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2004г.
Науменко М.Г. «Ласковое слово, что солнышко в ненастье» 1979г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему "Здравствуй, зимушка - зима"
Открытое занятие по речевому развитию на тему: "Здравствуй, зимушка-зима"...
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему: «Как ежик выручил зайца»
Цель: Развивать связную речь, творческое воображение.Задачи:Образовательные:- продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему, описывать внешний вид персонажей и их п...
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему "Весна"
Конспект занятия по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста через продуктивную деятельность...
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему «Книга сказок»
Данный конспект ООД позволяет в увлекательной форме, в виде путешествия закрепить знания детей о сказках и сказочных героях ....
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему "Весенний лес"
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему "Весенний лес"...
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе: Тема: « Животный мир Прибайкалья»
Цель: Создать условия для формирования у старших дошкольников первичных представлений о мире животных Прибайкалья, через выполнение упражнений и заданий лексической темы «...
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме «Сказки Г. Х. Андерсена»
Углублять и расширять знания детей о сказках писателя Г. Х. Андерсена, прививать любовь к его творчеству....