Интегрированное занятие в старшей группе «Такая разная осень»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Фролова Людмила Ивановна

В связи с переходом на ФГОС ДО интегрированные зянятия являются актуальными. Они интересны детям, Помогают воспитателю обобщить тему. Соединяет зняния из разных образовательных областей. Яркие и запоминающиеся!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannoe_zanyatie.docx29.71 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие в старшей группе «Такая разная осень»

Интегрируемые образовательные области: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Возрастная группа: старшая группа, дети 5-6 лет

Форма организации: групповая

Целевые ориентиры:

- учить детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения;

- формировать знания о признаках осени с помощью дидактических игр;

- закреплять навык образования прилагательного от существительного;

- развивать память, связную речь, внимание, умение слушать, отвечать на вопросы полным предложением, сосредоточенность.

- воспитывать бережное отношение к природе, интерес к занятию, усидчивость, товарищеские взаимоотношения.

Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, продуктивная, двигательная.

Предварительная работа: наблюдение на территории детского сада за деревьями, повторить названия деревьев; чтение рассказа И. Соколов-Микитов «Осень», беседа по рассказу; стихотворений русских поэтов об осени; слушание звуков окружающей среды на территории ДОУ; рассматривание картин русских художников на осеннюю тему.

Ход занятия:

Организационный момент:

 

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья (показываю на детей).

Мы сейчас пойдем направо (идут вправо),

А теперь пойдем налево (идут налево),

В центре круга соберемся (идут в круг),

И на место все вернемся (возвращаются назад).

Улыбнемся, подмигнем (улыбаются, подмигивают друг другу),

И опять играть начнем (хлопают в ладоши).

Внимательно послушайте загадку и скажите, чему будет посвящено наше занятие:

К нам приходит каждый год,
Листьев водит хоровод...
Желтый плащ все время носит.
Как зовут царевну? ... (осень)

Предлагаю вспомнить, что бывает осенью и поиграть в игру «ДА или НЕТ». Я буду задавать вопросы, а вы будете мне отвечать «да» или «нет».

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучи солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Морозы осенью бывают?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Достаем ли сапоги?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать? Куртки, шапки надевать?

Меняется ли погода с наступлением осени? Предлагаю вспомнить некоторые осенние признаки. Я вам буду загадывать загадки, а вы мне поможете с ответами. Если ответ будет правильным, на экране появится соответствующая картинка.

Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это – …
(Дождь)

Его в поле не догнать,
Можно даже не мечтать.
В небе гонит облака –
Его сила велика
(Ветер)

В сентябре и в октябре
Их так много во дворе!
Дождь прошел – оставил их,
Средних, маленьких, больших
(Лужи)

Прилетел я с ветерком
И накрыл избушки.
Воздух словно с молоком,
Подставляйте кружки!
(Туман)

Верст не считали,

По дорогам не езжали,

А за морем бывали (Перелетные птицы)

Я родился в день дождливый

Под осиной молодой,

Круглый, гладенький, красивый,

С ножкой толстой и прямой (Гриб)

Кружева висят на ветке,
Знатный мастер их плетёт,
Кто попался в эту сетку -
От него уж не уйдёт! (
Паутина)

Игра с мячом. Давайте подведем итоги и назовем признаки осени:

Листья осенью (что делают?) - желтеют, опадают.

Дождь осенью - моросит, идет, капает, льет и т.д.

Урожай осенью -  убирают.

Птицы осенью - собираются в стаи, улетают в тёплые края.

Деревья осенью - роняют листья.

Звери осенью - готовятся к зиме, меняют шубки.

Какое небо бывает осенью? (оно серое, покрыто тучами)

А что происходит с травой? (трава вянет, сохнет, желтеет, отмирает, исчезает)

Игра – пантомима « Назови и покажи погоду, которая бывает осенью»

  • Когда дует ветер - ветреная погода.
  • Холодно – холодная погода.
  • Пасмурно - пасмурная погода.
  • Сыро – сырая погода.
  • Солнце – солнечная погода.
  • Ясно – ясная погода.
  • Если идет дождь – дождливая

Перемешаемся в другую зону. Собираем в корзинки «урожай»:

Поле осенью промокло,
Но зато созрела свёкла.
А в сентябрьских садах
Много яблок на ветвях..

Что к зиме мы собираем?
Как его мы называем?
(Урожай)

Ребята, найдите отгадки в этой корзине:

Все они растут на ветке,
Их любят взрослые и детки!
С ними запекают пироги…
И зовут их? ….(яблоки)

Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я … (капуста)

          Фрукт похож на неваляшку,

          Носит желтую рубашку.

          Тишину в саду нарушив,

          С дерева упала... (груша)

     И зелен, и густ
   На грядке вырос куст.
   Покопай немножко:
   Под кустом … .
(картошка)

Как одним словом назовем яблоки, груши, сливы. А картофель, кабачок, лук?

Продолжим наше путешествие в «осень»: 

Звери, птицы там живут;

Ягоды, грибы растут.

Сосны ростом до небес.

Что это за место? (Лес)

Видео ОСЕННИЙ ЛЕС. Лес – это огромное сообщество деревьев, кустарников, трав.

Какие деревья растут в лесу? (береза, осина, дуб, клен, рябина)

В какие краски раскрасила осень листья?

Почему некоторые листья лежат на земле? Что происходит с листьями осенью? Как называется это явление?

         Листья желтые летят,
        Падают, кружатся,
        И под ноги просто так
        Как ковер ложатся!

        Что за желтый снегопад?
       Это просто …
(Листопад)

        Утром мы во двор идём:

        Листья сыплются дождём,

        Под ногами шелестят

        И летят, летят, летят...

(ВИДЕО ЛИСТОПАД)

Объясните, почему листья осенью желтеют? (Мало света, мало тепла).

Как вы думаете, почему деревья сбрасывают листву? (Чтобы зимой ветви деревьев не сломались под тяжестью снега)

Почему к зиме деревья

Раздеваются кpyгом?

А деревьям тоже нужно

Раздеваться перед сном!

Танец-песня «Ах, какая осень»

Ребята, предлагаю вам сыграть в игру «С какого дерева листок». (ВИДЕО ИГРЫ)

А вы знаете, кто живёт в лесу? (В лесу живут дикие животные). Как животные готовятся к зиме? (Дикие животные меняют свои летние шубки на зимние, более теплые и пушистые. Некоторые животные залегают в спячку до весны. Остальные животные готовят для себя запасы на зиму, чтобы в зимние холода им было, чем питаться).

Предлагаю сыграть в игру «Кто впадает в спячку?» (ВИДЕО)

Подвижная игра «Осенние истории». Педагог предлагает детям выполнить действия и называет: подул легкий ветерок, сильнее, ещё сильнее (дети поднимают руки вверх, выполняют наклоны все большей амплитуды). Ветра нет, листочки тихонько шелестят (дети стоят с поднятыми руками, шевелят пальчиками). Ворона села на правую веточку (покачать правой рукой), теперь перелетела на левую (покачать левой рукой), опять подул ветерок, еще сильнее подул, ворона улетела, ветер стих.

          Давайте присядем и отдохнем (дети садятся полукругом).

Ребята, назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь).  А вы знаете, что осень бывает разная? Сентябрь называют ранней осенью.     ПОЧЕМУ сентябрь называют ранней осенью (погода, паутинки, сбор урожая, грибов, желтеют листья, птицы собираются в стаи).

Предлагаю посмотреть ВИДЕО СЕНТЯБРЬ на музыку П.И.ЧАЙКОВСКОГО. Первые дни осени приносят с собой возможность предаваться любимой забаве – охоте. А вдохновили композитора на создание этого произведения стихи А.С.Пушкина.

А кто знает,  как называют осень в октябре? Золотая, верно. Почему? Желтые красные листья опадают.  Листопад. Дни короче. Солнце не такое теплое. Вянут цветы, травы. Холодные дожди. Предлагаю посмотреть ВИДЕО ОКТЯБРЬ на музыку П.И.ЧАЙКОВСКОГО. Кроме того, вы услышите стихотворение А.Толстого. Как изменилось настроение в музыке? Что вы услышали? (Грустный шелест листвы, печаль увядающей природы, тихие задумчивые аккорды).

А.Н.Толстой

Осень. Осыпается весь

Наш бедный сад,

Листья пожелтелые

По ветру летят.

 А какой сейчас месяц (ноябрь). А вы знаете, как ещё называют ноябрь? (поздняя осень). Как вы думаете, почему? Голые деревья, птицы улетают, люди надевают теплую одежду, животные готовятся к зиме.

Дидактическая игра «Что было? Что стало?» Все вокруг так изменилось с того дня, когда наступила осень. Какой была осень и какой стала?

Была золотой, стала... (серой);

Была теплой, стала... (холодной);

Была светлой, стала... (темной);

Была радостной, стала... (грустной);

Была ясной, а стала (хмурой);

Была погожей, а стала (дождливой);

Листья на деревьях были зелеными, потом пожелтели, покраснели, а сейчас? (листья опали, деревья стоят голые);

В начале осени многие насекомые летали, ползали, а сейчас? (впал в спячку);

Заяц был серым, а теперь стал (белым);

Всю осень медведь ел ягоды, коренья, мед, рыбу, а теперь (спит в берлоге).

Игра на развитие кратковременной зрительной памяти «Запоминайка».

Детям на несколько секунд предлагается картинка с изображением животных, им нужно постараться запомнить и назвать всех, кого они увидели. Игра начинается с показа 2 - 3 животных, затем их число растет. Можно продолжать игру до тех пор, пока есть участники, справляющиеся с заданием.

Дети, допустившие более двух ошибок, выбывают из игры и переходят в категорию наблюдателей и судей. В этой роли они также смогут потренировать память. Замечено, что в новом качестве некоторые ребята становятся внимательнее, старательнее и активнее участвуют в игре.

Во все времена русские поэты и писатели восхищались осенью. Про осень написано много стихов, картин и музыкальных произведений. И сейчас мы с вами послушаем еще один отрывок. П.И. Чайковский. Ноябрь. (ВИДЕО). Какая музыка по характеру? Вам понравилось? Какую осень «нарисовал» композитор при помощи нот?

Н.Некрасов

Не гляди же с тоской на дорогу

И за «тройкой» вослед не спеши,

И тоскливую в сердце тревогу

Поскорей навсегда затуши.

В заключении дети выполняют аппликацию «Осеннее дерево». Рассматривают альбом своих работ об осени: рисунки в разной технике исполнения, аппликации, пластилинографию.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия художественно-эстетического цикла. "Такая разная осень."

Данное занятие проводилось с детьми средней группы в рамках проведения недели педагогического мастерства, темой которой являлось: "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников"....

занятие в старшей группе "Такие разные слова"

Цель: Создание в группе благоприятного психоэмоционального климата....

Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе «Такие разные роботы».

Занятие познавательного цикла для детей подготовительной группы с элементами конструирования. Содержит короткий познавательный видеофильм "Какие бывают роботы"....

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе «Такая разная осень»

Цель: Расширять представления детей о характерных признаках осени;Задачи:Образовательные:- обобщить знания детей об изменениях, которые происходят в живой и неживой природе осенью;- уточнить...

конспект интегрированного занятия по познавательному развитию "такая разная осень" в старшей разновозрастной группе

занятие по познавательному развитию подготовлено к открытому просмотру в старшей разновозрастной группе...

Конспект занятия в подготовительной группе «Такая разная осень»

Конспект занятия в подготовительной группе «Такая разная осень»Занятия по теме "Осень"Автор: Ходыкина Светлана АнатольевнаПрограммное содержание:Учить создавать выразительный обр...