Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе «Такая разная осень»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Сурмина Вероника Викторовна

Цель: Расширять представления детей о характерных признаках осени;

Задачи:

Образовательные:

- обобщить знания детей об изменениях, которые происходят в живой и неживой природе осенью;

- уточнить глагольный словарь в настоящем и прошедшем времени;

Развивающие:

- активизировать словарный запас, обогащать его именами прилагательными: щедрая, урожайная, ранняя, золотая, поздняя;

развивать связную речь, умение четко передавать свои мысли;

      - развивать слух и голос, память, интонационную выразительность, воображение, ритм, умение ориентироваться в пространстве.

 

Воспитательные:

- воспитывать умение замечать изменения в серии картинок об осени;

- воспитывать эмоционально-эстетический отклик на выразительность художественного образа, передаваемого в музыке, художественном слове.

Оборудование: Иллюстрации с изображением ранней, золотой и поздней осени; аудиозапись - музыка осени со звуками дождя.

Предварительная работа:

- Наблюдения за живой и неживой природой.

- Рассматривание картин и репродукций об осени.

- Чтение художественной литературы.

- Заучивание стихов, отгадывание загадок

- Разучивание песни «Осень в лесу», распевки – «Рисуем голосом», сказки-шумелки «Звуки осени»

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл takaya_raznaya_osen.docx24.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия

по развитию речи в старшей группе «Такая разная осень»

Цель: Расширять представления детей о характерных признаках осени;

Задачи:

Образовательные:

- обобщить знания детей об изменениях, которые происходят в живой и неживой природе осенью;

- уточнить глагольный словарь в настоящем и прошедшем времени;

Развивающие:

- активизировать словарный запас, обогащать его именами прилагательными: щедрая, урожайная, ранняя, золотая, поздняя;

развивать связную речь, умение четко передавать свои мысли;

      - развивать слух и голос, память, интонационную выразительность, воображение, ритм, умение ориентироваться в пространстве.

Воспитательные:

- воспитывать умение замечать изменения в серии картинок об осени;

- воспитывать эмоционально-эстетический отклик на выразительность художественного образа, передаваемого в музыке, художественном слове.

Оборудование: Иллюстрации с изображением ранней, золотой и поздней осени; аудиозапись - музыка осени со звуками дождя.

Предварительная работа:

- Наблюдения за живой и неживой природой.

- Рассматривание картин и репродукций об осени.

- Чтение художественной литературы.

- Заучивание стихов, отгадывание загадок

- Разучивание песни «Осень в лесу», распевки – «Рисуем голосом», сказки-шумелки «Звуки осени»

Дети под музыку входят в зал и  встают в круг.

Исполняется  приветствие «здравствуй»

Ребята, давайте мы поздороваемся со всеми нашей песенкой.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука

Здравствуй друг, здравствуй друг

Здравствуй весь наш дружный круг!

Музыкальный руководитель под мелодию   П.Чайковского «Октябрь. Осенняя песнь» читает стихотворение:

Осень наступила,

Начались дожди.

До чего ж уныло

Выглядят сады.

Потянулись птицы

В тёплые края.

Слышится прощальный

Клёкот журавля.

Солнышко не балует

Нас своим теплом.

Северным, морозным

Дует холодком.

Очень уж печально,

Грустно на душе

От того, что лето

Не вернуть уже.

                                                                (Е. Арсенина)

Ребята, про какое время года это стихотворение? (Ответы детей.) Верно. Ребята, когда я читала стихотворение звучала музыка, которую написал композитор П.И.Чайковский…Как вы думаете, какую осень вы увидели в этом произведении? (ответы детей) Какая была музыка? (Ответы детей)(грустная, задумчивая, волнующая, душевная, спокойная и т.д)

 Музыкальный руководитель. Хорошо, спасибо вам за ваши ответы.

Воспитатель представляет гостью – лесную птицу сову).

Воспитатель.

 К нам сегодня на занятие прилетела сова. А зовут её Глаша. Однажды Глаша прилетела на знакомую ей полянку, а там…

(Воспитатель ставит на доску иллюстрации с изображением ранней осени.)Слайд

Расскажите, что же увидела Глаша? (Ответы детей.) Верно, а какая это осень(Ранняя.) Почему вы так думаете? (Ответы детей.)

На экране появляется Лесовичок.

Ребята, Лесовичку нужна наша помощь. Он пересчитывал растения в своём лесу, у него их так  много, и он уже совсем запутался! Поможем ему? (Да).
                                        Игра «Посчитай и назови» 
(Воспитатель начинает, дети продолжают по аналогии.)
- Вот смотрите: 
Один куст. Два куста. Три куста. Четыре куста. Пять кустов.
Один гриб. Два гриба. Три гриба. Четыре гриба. Пять грибов.
Одна ягода. Две ягоды. Три ягоды. Четыре ягоды. Пять ягод. 
Одно дерево. Два дерева. Три дерева. Четыре дерева. Пять деревьев.
- Спасибо! Помогли Лесовичку! Справились!

Ребята, а наша Глаша через какое-то время она снова полетела посмотреть, что там интересного и увидела.

Воспитатель ставит на доску иллюстрации с изображением золотой осени.(Слайд)

Скажите, ребята, какую же осень увидела наша сова(Золотую.) 

А почему она так называется, какие изменения произошли в природе, с деревьями? На что похожи листики? (Ответы детей.)

Ребята, я знаю, что вы любите играть. Давайте поиграем с нашими пальчиками.

      Проводится пальчиковая гимнастика «Осенние листья»
Разбросала осень листья, (Плавные взмахи ладонями вверх-вниз.) 
Разукрасила их кистью. (Круговые движения кистями рук.) 
Мы в осенний лес пойдём, («Шагают» пальцами обеих рук.) 
В букеты листья соберём. (Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев.) 
Лист кленовый, лист с осинки, лист дубовый, лист рябинки, 
Рыжий тополиный лист (Поочередно массируют подушечки пальцев, начиная с больших.)
На дорожку спрыгнул вниз. (Звонко хлопают в ладони.)
                     

Музыкальный руководитель. Я вам предлагаю поиграть с нашими  листочками.

       Дыхательная гимнастика «Подуй на листочек»

          Распевка Рисуем голосом «Листочки»

Музыкальный руководитель. Ребята, а мы с вами знаем замечательную песню «Осень в лесу». Напомните, мне пожалуйста, какой характер у этой песни? Значит, эту песню мы исполняем как? (ответы детей) Весело, радостно.

                        Исполняется песня «Осень в лесу»

Музыкальный руководитель. Молодцы, ребята!

Воспитатель.  А недавно Глаша пролетела в берёзовую рощу и ахнула.

Воспитатель ставит на доску иллюстрации с изображением поздней осени. (слайд)

Воспитатель: Что же на этот раз увидела Глаша?   (Позднюю осень.) Давайте расскажем о поздней осени. Что произошло с деревьями? Куда улетели перелётные птицы? Часто ли идут дожди поздней осенью(Ответы детей.)

Как же одеваются люди в такую погоду?

- Холодно не только людям, но и животным. Где живут дикие животные? (Ответы детей.)

У меня есть волшебная книга. Давайте мы её откроем, посмотрим, кто в ней живёт и как готовится к зиме. (Дети рассказывают о медведе, лисе, волке, зайце, белке, птицах, еже).

                                    Физкультминутка «Осень»
Ветер северный подул: «С-с-с-с-с…» (Взмахи руками. На выдохе произнесение звука «с».)
Все листочки с веток сдул. (Плавный полуприсед.)
Полетели, закружились… (Движения по тексту.)
И на землю опустились. (Приседание.)
Дождик стал по ним стучать,
«Кап – кап – кап, кап – кап – кап!». (Сидя на корточках «барабанить» пальцами по ковру/полу.)
Град по ним заколотил, (Встать. Руки на пояс. Потопать ногами на месте.)
Листья насквозь все пробил. (Стоя покачать головой, разведя руки в стороны.)
Снег потом припорошил, (Лёгкие прыжки на носочках.)
Одеялом их накрыл. (Кружение вокруг себя с плавными движениями руками.)

- Ребята, а что мы можем сделать, чтобы деревья в лесу не грустили? (Предположения детей: Сделать им подарок. Сказать доброе слово. Спеть для них песенку. И т.п.)
- А давайте их ласково назовём! 

                                       Игра «Назови ласково»
(С использованием иллюстраций.)
- Берёза – берёзонька/берёзка
- Осина – осинка/осиночка
- Ель/ёлка - ёлочка (ещё мы это дерево просто называем ёлка)
- Дуб – дубок/дубочек
- Рябина – рябинушка/рябинка
- Липа – липонька/липушка
- Сосна – сосенка
- Тополь – тополёк/тополёчек
- Ива - ивушка
Муз.рук:  Ребята, вам хочется  услышать звуки осенней природы? (ответы детей)  Я предлагаю вам побывать ещё раз  в гостях у осенней природы. И послушать звуки осени. Дети берут в руки музыкальные, шумовые инструменты.

Муз.рук: Сейчас мы стали музыкантами осеннего оркестра. А я ваш дирижер.

Исполняется сказка-шумелка «Звуки Осени»

 Муз.рук: Тихо бродит по дорожке  (барабан)

Осень в золотой обложке. -----------

Где листочки зашуршат,(маракасы)

Где дождинкой зазвенят.(колокольчики)

Раздается громкий стук-(деревянные палочки и кубики)

Это дятел-тук, да тук. ---------------

Дятел делает дупло,(ксилофон)

Белке будет там тепло. ------------

Ветер вдруг налетел,(маракасы)

По деревьям пошумел.(бубен)

Громче завывает, ------------

Тучки собирает. -------------

Все шумит, звенит, поет, (все инструменты)

Это осень к нам идет.  ------------------

(воспитатель собирает инструменты, дети остаются на местах)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Но всё,  нашей гостье пора возвращаться в лес. Давайте с ней попрощаемся.  До свидания! Ребята, вот и подошло к концу наше занятие.  Что вам запомнилось больше всего? Давайте, вспомним  три периода осени. (Ответы детей)

Дети под музыку выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе "Письмо от Осени".

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе...

Интегрированное занятие по развитию речи в старшей группе "Путешествие в осенний лес"

Интегрированное занятие в старшей группе по развитию речи. Задействованы такие области: познавательное, речевое, художественно- речевое развитие. Структура занятия проведена от простого к сложному. Пр...

Открытое интегрированное занятие по развитию речи в старшей группе на тему: "Осень".

Непосредстенно образовательная деятельность в старшей группе на тему: "Осень".Подготовила: Браковенко И.А.ГБДОУ «Детский сад» №90. Образовательная область: «Познание»Вид деятельности: н...

Интегрированное занятие по развитию речи для старшей группы. Тема: «Царица-Осень» Подготовила: воспитатель Швайкова Н.Е.

Тема: «Царица-Осень»Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях....

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи»

Цель:- расширять словарный запас через участие в словестно-речевых играх.Задачи:      - формировать умение классифицировать предметы;    - упражнять в делении с...

Конспект интегрированной НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Осень» с использованием приёмов ТРИЗ-технологий.

Конспект интегрированной НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Осень»  с использованием приёмов ТРИЗ-технологий....

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»     Воспитатель:Оксова Н.Н.Задачи:...