конспект интегрированного занятия по познавательному развитию "такая разная осень" в старшей разновозрастной группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
занятие по познавательному развитию подготовлено к открытому просмотру в старшей разновозрастной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_po_poznavatelnomu_razvitiyu.docx | 29.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированное занятие по познавательному развитию в старшей разновозрастной группе «Такая разная осень»
Интегрируемые образовательные области: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Возрастная группа: старшая разновозрастная группа .
Форма организации: групповая
Целевые ориентиры:
- учить детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения;
- формировать знания о признаках осени с помощью дидактических игр;
- закреплять навык образования прилагательного от существительного;
- развивать память, связную речь, внимание, умение слушать, отвечать на вопросы полным предложением, сосредоточенность.
- воспитывать бережное отношение к природе, интерес к занятию, усидчивость, товарищеские взаимоотношения.
Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, продуктивная, двигательная.
Предварительная работа: наблюдение на территории детского сада за деревьями, повторить названия деревьев; чтение рассказа И. Соколов-Микитов «Осень», беседа по рассказу; стихотворений русских поэтов об осени; слушание звуков окружающей среды на территории ДОУ; рассматривание картин русских художников на осеннюю тему.
Ход занятия:
Организационный момент: Звучит аудиозапись «звуки пробуждающегося леса».
Внимательно послушайте загадку и скажите, чему будет посвящено наше занятие:
К нам приходит каждый год,
Листьев водит хоровод...
Желтый плащ все время носит.
Как зовут царевну? ... (осень)
(На экране появляется Осень)
Предлагаю вспомнить, что бывает осенью и поиграть в игру «ДА или НЕТ». Я буду задавать вопросы, а вы будете мне отвечать «да» или «нет».
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Достаем ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать? Куртки, шапки надевать?
Дети, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру, по приметам).
Игра "Погода осенью"
У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.
Скажите, а какая бывает погода осенью:
- Когда идет дождь - дождливая.
- Когда дует ветер - ветреная
- Холодно - холодная
- Пасмурно - пасмурная
- Сыро - сырая
- Хмуро - хмурая
- Ясно - ясная
: А как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Осень бывает разная, говорят даже, что на самом деле есть две осени.
Одна - осень радостная, яркая, богатая урожаем, её ещё называют «Золотой», а другая - грустная, с тихим плачем мелкого дождика, туманами, поникшей, опадающей листвой, холодными ветрами, ночными заморозками, первым снегом. Этот период года зовут в России поздней осенью.
Первую, золотую, любят за ясные дни, за красоту лесов, писаных золотой и багряной краской. Днём ещё тепло и солнце посылает на землю прощально-нежные лучи.
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь в дали красуется, там, на дне долин,
Кисти ярко - красные вянущих рябин...»
(А. Толстой)
Предлагается детям рассмотреть картину И. Левитана «Золотая осень».:(Слайд)
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
(Н. Рыленков).
Когда наступает осень, становится немного грустно. Художник И. Левитан передал в своей картине то настроение, которое мы с вами сейчас почувствовали в стихотворении, а композитор П.И. Чайковский написал про осень музыку. Давайте послушаем её и постараемся понять, какое настроение было у композитора, когда он писал пьесу «Октябрь. Осенняя песня» из альбома
« Времена года».
(слушают «Октябрь» - муз. Чайковского).
Высказывания детей: грустное, задумчивое, мягкое, лиричное…
Уходит золотая осень, уносит с собой свои волшебные краски, на смену ей спешит её сестра - поздняя осень.
Ребёнок:
Не гляди же с тоской на дорогу
И за тройкой во след не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда заглуши.
(Н. Некрасов)
Посмотрите, пожалуйста, какой картине подходит по настроению это стихотворение?
Это картина «Тройка».
А теперь мы послушаем пьесу П.И. Чайковского «Ноябрь. На тройке».
(Слушают «Ноябрь» из альбома Чайковского «Времена года»).
Что вы услышали, какая пьеса по характеру? (ответы детей)
Какая осень вам понравилась больше - в пьесе «Осенняя песня» или «На тройке», и почему? (ответы детей)
Какие же периоды осени вы знаете?
(Ранняя, поздняя)
А теперь мы с вами посмотрим на другую осень.
Поле осенью промокло,
Но зато созрела свёкла.
А в сентябрьских садах
Много яблок на ветвях..
Что к зиме мы собираем?
Как его мы называем? (Урожай)
Ребята, отгадки найдите в этой корзине:
Все они растут на ветке,
Их любят взрослые и детки!
С ними запекают пироги…
И зовут их? ….(яблоки)
Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я … (капуста)
Фрукт похож на неваляшку,
Носит желтую рубашку.
Тишину в саду нарушив,
С дерева упала... (груша)
И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом … .(картошка)
Как одним словом назовем яблоки, груши, сливы. А картофель, кабачок, лук?
Продолжим наше путешествие ,
Звери, птицы там живут;
Ягоды, грибы растут.
Сосны ростом до небес.
Что это за место? (Лес)
(Слайд) ОСЕННИЙ ЛЕС. Лес – это огромное сообщество деревьев, кустарников, трав.
Какие деревья растут в лесу? (береза, осина, дуб, клен, рябина)
В какие краски раскрасила осень листья?
Почему некоторые листья лежат на земле? Что происходит с листьями осенью? Как называется это явление?
Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто …(Листопад)
(Слайд ЛИСТОПАД)
Объясните, почему листья осенью желтеют? (Мало света, мало тепла).
Как вы думаете, почему деревья сбрасывают листву? (Чтобы зимой ветви деревьев не сломались под тяжестью снега)
Почему к зиме деревья
Раздеваются кpyгом?
А деревьям тоже нужно
Раздеваться перед сном!
Представьте себе, что вы листочки, подул ветер, и вы закачались (звучит музыка), Физминутка "Листочки".
Осенние листочки закружились.
Веселый ветер зашумел над ними,
Весело они летели
И на землю сели.
Вот ветер снова тихо набежал,
Вдруг листочки красивые поднял.
Весело они летели
И на землю сели.
Ребята, предлагаю вам сыграть в игру «С какого дерева листок».
А вы знаете, кто живёт в лесу? (В лесу живут дикие животные). Как животные готовятся к зиме? (Дикие животные меняют свои летние шубки на зимние, более теплые и пушистые. Некоторые животные залегают в спячку до весны. Остальные животные готовят для себя запасы на зиму, чтобы в зимние холода им было, чем питаться).
Игра на развитие кратковременной зрительной памяти «Запоминайка».
(Детям на несколько секунд предлагается картинка (слайд) с изображением животных, им нужно постараться запомнить и назвать всех, кого они увидели. Игра начинается с показа 2 - 3 животных, затем их число растет).
Наше путешествие подходит к концу. Из ваших ответов, я поняла, что осень вам нравиться, а какие красивые слова вы могли бы сказать про осень.
Игра «Какая осень?»
Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.
Расставаясь с осенью на память сделаем коллаж «Такая разная осень». (дети подходят к столам , выбирают материал и приклеивают на общую картину).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое занятие по познавательному развитию для детей старшей разновозрастной группы на тему: «Моя семья».
Тематическое занятие по познавательному развитию для детей старшей разновозрастной группы на тему: «Моя семья» направленно на обобщение и уточнение знания детей о семье, ...
Конспект интегрированного занятия По познавательному развитию «Осень» в старшей группе
Конспект интегрированного занятияПо познавательному развитию«Осень»в старшей группе...
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию «Стройка» в старшей группе
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию «Стройка» в старшей группе...
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию для детей старшей группы Тема :"Мы жители -планеты Земля
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по познавательному развитию в старшей группе «Ласточка »Тема: «МЫ ЖИТЕЛИ -ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ...
Конспект интегрированного занятия по лего - конструированию «Разноцветные башни» в разновозрастной группе № 1 «Карапузы» (2-3 г.)
Дети уже знают цвет деталей, форму. Поэтому занятия, немного усложняются, от постройки одноцветных башен, мы переходим к башням с чередованием деталей разного цвета. Дети учатся работать по карточкам,...
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию для детей старшей группы "Хлеб"
Тема:"Хлеб" откуда что берется.Цели: Закреплять и расширять представления детей о хлебе, как он появляется на столах, какой путь проходит прежде, чем мы его съедим. Воспитывать бережное...
Конспект интегрированного занятия с применением песочной терапии в старшей разновозрастной группе "Добрые песчинки"
Основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. ВераксыВозрастные группы : старшая , подготовительнаяТема НОД : «Добрые песчинки»Ведущая...