занятие в старшей группе "Такие разные слова"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Черезова Марина Васильевна

 

Цель: Создание в группе благоприятного психоэмоционального климата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл takie_raznye_slova.docx29.63 КБ

Предварительный просмотр:

«Такие разные слова»

(старшая группа)

Воспитатель: Черезова М.В.

Цель: Создание в группе благоприятного психоэмоционального климата.

Обучающие задачи:

  • Закреплять у детей старшего возраста навыки, формы и правила поведения.
  • Формировать у детей коммуникативные навыки, ориентируя их на примеры из произведений художественной литературы.
  • Обогащать словарный запас детей в области чувств и эмоций.

Развивающие задачи:

  •  Развивать способности к дифференциации эмоциональных состояний, уметь соотносить их и изображать.
  • Развивать у детей внимание и память.

Деятельно-коммуникативные задачи:

  • Воспитывать уважительное, заботливое отношение друг к другу.

Индивидуальная работа:

  • Закреплять у Даши умение слушать ответы товарищей, не перебивая их.
  • Активизировать словарь по теме: «Вежливы слова» у Кати, Юли.

Предварительная работа:

  • Коррекционные занятия по темам «Радость», «Печаль»
  • Д-игра «Нельзя-надо»
  • Психогимнастика (комплексы)
  • Чтение художественной литературы
  • Заучивание стихотворений с Таней и Матвеем
  • Беседы с детьми на этические темы

Оборудование:

  • Мяч
  • Магнитофон
  • Компьютер
  • Пиктограммы настроений для каждого ребенка (цветные и не раскрашенные)
  • Фломастеры, ножницы, поднос на каждого ребенка
  • Пиктограммы с правилами пользования ножницами
  • Альбом «Русские народные пословицы»

Встречаем гостей, Таня рассказывает стихотворение

«Здравствуйте»

В. Солоухин

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хотя совсем были не знакомы:

- Здравствуйте!

Что особенного мы друг другу сказали?

Просто «Здравствуйте!», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

- Сегодня мы поговорим о словах, которые очень влияют на наше настроение, на нашу жизнь.

- Проходите, садитесь.

- Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о мальчике одном.

Зовут его… А впрочем, лучше

Его сейчас не назовем.

«Спасибо, здравствуйте, простите»

Произносить он не привык,

Простого слова «Извините»

Не одолел его язык.

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече «Добрый день!»

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит

И в лучшем случае «Здорово!»

Он вместо «Здравствуйте» бубнит

И даже вместо «До свидания»

Не говорит он ничего

Или заявит на прощанье:

- Ну, я пошел! Пока! Всего!

                                        В. Масс.

- Назовите слова, которые мальчик забывал произносить?

- Как мы называем такие слова? (Вежливые)

- Какие еще «Вежливые» слова вы знаете?

- А как по-другому можно назвать «Вежливые» слова?

- Это добрые, приятные, культурные слова.

- А я сейчас буду называть разные слова, и если эти слова добрые, вежливые, то вы им похлопаете, а когда услышите слова, которые вам неприятно слушать, то тогда топайте.

СПАСИБО

ОТСТАНЬ

ДОБРЫЙ ДЕНЬ

РАД ВАС ВИДЕТЬ

ПРОСТИТЕ

ЗДРАВСТВУЙТЕ

НАДОЕЛ

ПОЖАЛУЙСТА

БЛАГОДАРЮ

ВСЕГО ДОБРОГО

БУДЬТЕ ДОБРЫ

НЕ ХОЧУ

НЕ БУДУ

ИЗВИНИТЕ


- Почему люди говорят друг другу добрые, вежливые слова?

- Они помогают нам общаться друг с другом, понимать друг друга. Вежливый человек не только говорит добрые слова, но и поступает вежливо.

Давайте поиграем в игру «Обратись к другу вежливо» (мяч)

Игра

- Сейчас вы обращались друг к другу и у вас появились улыбки. Когда люди произносят вежливые, культурные слова, в душе появляются добрые эмоции, улучшается настроение.

Я приглашаю вас сесть и побеседовать о настроении. (дети садятся)

(беседа сопровождается показом слайдов)

Настроение – это то, на какое эмоциональное состояние вы настроены.

- Оно может быть радостное, солнечное, когда хочется смеяться и тогда настроение похоже на

  (пиктограмма)

- А может быть настроение очень грустное, хмурое. На глаза сами собой, словно капельки дождя, набегают слезы, и тогда настроение похоже на дождь.

   (пиктограмма)

- А когда настроение не очень радостное и не очень грустное, а так с серединки на половинку, спокойное и похоже на облачко.

 (пиктограмма)

- Я предлагаю вам поиграть «Угадай настроение».

- Я буду называть ситуацию, а вы – показывать пиктограмму настроения.

- С каким настроением ты:

  • Плаваешь в бассейне
  • Гладишь щенка
  • Уколол палец
  • Чистишь зубы
  • Готовишься к встрече Нового года
  • Читаешь книгу
  • Засыпаешь на плече у мамы
  • Поранил ногу
  • Гуляешь по парку
  • Катаешься с мамой на велосипеде

Вывод

Ты видишь, настроение бывает самым разным,

«Ужасным и веселым,

И грустным, и прекрасным».

И. Павлова

- Сейчас мы узнаем, могут ли слова влиять на наше настроение.

«Едет доктор на иголке,

Повар едет на блинах,

Дед Мороз сидит на ёлке,

Ёлка едет на коньках…»

- Покажите, какое сейчас у вас настроение?

- Можно сказать, что эти слова веселили вас?

- Какие ещё весёлые слова вы знаете? (смех, улыбка, доброта, радость…)

- Молодцы! Много веселых слов знаете.

- А бывают и другие слова:

«Ах ты, гадкий,

Ах ты, грязный,

Неумытый поросёнок…»

- Что сейчас делают мои слова? (Обижают)

- А надо ли говорить такие слова людям?

- А может ли слово утешать?

- Давайте представим, что кто-то обидел одного из вас. Как вы его утешите? (ситуацию разыгрываем с детьми)

«Вот теперь тебя люблю я,

Вот теперь тебя хвалю я!»

- Маша, у тебя улучшилось настроение? Тебе помогли слова?

- Что могут делать слова? (веселить, утешать, огорчать)

«Слово может обидеть,

Слово может спасти,

Слово может полки за собой повести»

- Это русская народная пословица, в которой говорится о том, как много в нашей жизни решает слово.

- У меня в руках сейчас альбом. Он вам знаком?

- Да, в этом альбоме мы собираем русские народные пословицы, и сегодня здесь появится новая страничка.

«Доброе слово дом построит,

А злое слово разрушит!»

- Почему люди так говорят?

«От худого слова – да навек ссора»

- Да, произносить злые, недобрые слова ни к чему хорошему не приведет.

- Всем приятно слушать и произносить тёплые, ласковые слова, от которых становится теплее, от которых хочется что-то хорошее сделать.

«Доброе слово и кошке приятно»

- Давайте сейчас построим пирамиду таких слов из наших рук.

- Становитесь в круг.

- Я положу свою руку и говорю слово, затем каждый из вас будет называть что-то доброе, тёплое и класть свою руку. (Дети выстраивают пирамиду из рук)

- Вы чувствуете тепло рук?

- Вам приятно это тепло?

- Какая высокая пирамида у нас получилась, «Пирамида добрых слов», потому что мы знаем, умеем и часто произносим их. Эти слова лучше говорить с улыбкой, глядя своему собеседнику в глаза.

СОБЕРИ ВСЮ ДОБРОТУ

ПОЛОЖИ В ЛАДОШКИ

И ВСЕМ РАДОСТЬ ПОДАРИ

И СЕБЕ НЕМНОЖКО!

- В начале нашей беседы я рассказала вам о мальчике, который забывал произносить простые вежливые слова, но мы стараемся вести себя по-другому. Об этом вам расскажет Матвей.

Стихотворение «Добрые слова»

- А сейчас пройдите на места.

- Наше чудо-дерево снова опустело, ждет от вас новых подарков. Давайте ему подарим наше настроение, ведь его можно

- Почувствуйте свое настроение, найдите нужную пиктограмму, вырежете ее и раскрасьте. (при пользовании ножницами не забывайте правила безопасности)

Самостоятельная работа детей.

Так много солнышек засияло на дереве, значит, его можно назвать…?

(раздается песенка (мяу) Умного кота)

Дети, это наш кот благодарит вас за солнечное дерево. Спасибо!