ТЕХНОЛОГИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Выступление на семинаре для педагогов ДОУ
консультация по развитию речи
Приёмы мнемотехники облегчают у детей процесс запоминания и увеличивают объем памяти путём образования дополнительных асоциаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.docx | 38.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 24»
(МКДОУ «Детский сад № 24»)
ТЕХНОЛОГИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Выступление на семинаре для педагогов ДОУ
Воспитатель: Скачкова Е.И.
Увельский муниципальный район
с. Кичигино
В настоящее время моделирование, как наглядно-практический метод, получает все большое распространение.
Использование наглядных моделей в процессе обучения детей построению связных высказываний позволяет педагогу целенаправленно формировать навыки использования в речи различных грамматических конструкций, описывать предметы, составлять творческие рассказы, заучивать стихи.
Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства) и предназначалась для запоминания длинных речей. Современная мнемотехника значительно продвинулась как в теоретическом, так и в техническом плане и делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминать любую точную информацию, которая традиционно считается не запоминаемой.
Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания». Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту
При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы четкими, связными и последовательными.
Наибольшее распространение в обучении детей дошкольного возраста самостоятельному рассказыванию получили предметно-схематические модели разработанные Т.А.Ткаченко. По схемам Ткачеко дети составляют описательный рассказ.
Описательный рассказ.
Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание -это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета: Цвет, форма, материал, величина и т.д. Символика помогает детям определить главные признаки предмета, удержать в памяти последовательность описания и составить рассказ.
Мнемотаблицы-схемы особенно эффективны рассказывании сказок, при разучивании стихов, потешек, скороговорок, отгадывании загадок.
М.М.Алексеева и В.И.Яшина предлагают использовать абстрактные символы для замещения слов и словосочетаний, стоящих в начале каждой части сказки, стихотворения.
Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (схема); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по целиком.
Пересказ.
Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, тогда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Творческие рассказы.
Одним из видов обучения рассказыванию в рамках работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста является обучение творческому рассказыванию.
Для составления творческого рассказа с детьми дошкольного возраста целесообразнее всего использовать принцип замещения, когда модели помогают не только наглядно предоставить какой-либо объект, но и видоизменить его, экспериментировать с ним.
Самым распространенным вариантом таких моделей являются Карты В.Я. Проппа.
Карты Проппа отражают функции, наличествующие в каждой сказке. Каждая из представленных в сказке функций помогает малышу разобраться в самом себе и в окружающем его мире людей. В методике развития речи детей дошкольного возраста целесообразность использования Карт Проппа определяется следующими положениями:
- Представленные в картах функции являются обобщенными и помогают ребенку абстрагироваться от конкретного поступка, героя, ситуации и прочее, а следовательно, у него интенсивнее развивается абстрактное, логическое мышление.
- Карты стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств, обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь, способствуют повышению поисковой активности, позволяют наладить полноценные взаимоотношения со сверстниками.
- Карты Проппа оказывают неоценимую помощь в сенсорном развитии детей, так как их воздействие распространяется на все органы чувств, включая тактильные анализаторы. Ребенок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений.
На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста, но рационально вводить ее в занятия с 4 лет, когда накоплен основной словарный запас. Начинать рекомендуется с мнемоквадратов затем мнемодорожки и продолжаем работу с мнемотаблицы. Размер квадрата примерно 9\ 9, количество квадратов в табице зависит от задуманного произведения от 6 до16.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая, ягодка – красная, и “спрятать” персонажа в графическом изображении. Например: лиса – состоит из геометрических фигур (треугольника и круга). Медведь – большой коричневый круг и т.д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.
К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
Перечень учебно-методического обеспечения:
- Т.И. Гризик «Развитие речи детей 5-6 лет» Метод. пособие для воспитателей ИП:, «Просвещение» 2015
- https://infourok.ru/ispolzovanie-metoda-naglyadnogo-modelirovaniya-v-razvitii-svyaznoy-rechi-starshih-doshkolnikov-1312501.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов "Использование логосказок в речевом развитии детей дошкольного возраста"
Для того, чтобы дети не утомлялись на логопедическом занятии, необходимо менять виды наглядной деятельности. Одним из видов инноваций в логопедической практике являются логосказки. Логопедическое возд...
«Использование технологии наглядного моделирования в речевом развитии детей раннего возраста»
Консультация...
Использование информационно-коммуникационные технологии, как средство познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста
Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок. Использования информационно-коммуникационны...
творческий отчёт. Использование технологий моделирования в речевом развитии детей дошкольного возраста.
речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребёнка. мною была поставленна цель: Помочь детям научиться говорить связно, последовательно грамматически правильно изл...
Творческий отчёт Использование технологий моделирования в речевом развитии детей дошкольного возраста.
научить детей с помощью мнемо картинок, мнемотаблиц связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, пересказывать сказки, рассказывать о различных событиях окружающей жизни...
Отчет по самообразованию в группе старшего возраста комбинированной направленности «Использование инновационной технологии «Арт-терапии», в речевом развитии детей дошкольного возраста» По теме: «Развитие речи у детей средствами сказкотерапии»
Отчет по самообразованию в группе старшего возрастакомбинированной направленности «Использование инновационной технологии «Арт-терапии», в речевом развитии детей дошкольного воз...