«Использование технологии наглядного моделирования в речевом развитии детей раннего возраста»
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему

Корнева Ирина Александровна

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx25.06 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Консультация на тему:

«Использование технологии наглядного моделирования в речевом развитии детей раннего возраста»

Выполнила: Корнева Ирина Александровна

 воспитатель высшей категории ГБДОУ № 6

Санкт-Петербург

2017

«Использование технологии наглядного моделирования в речевом развитии детей раннего возраста»

«Учить  ребёнка  каким – нибудь пяти неизвестным

ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться

над ними, но свяжите с картинками двадцать

таких слов – и ребёнок усвоит их на лету…»

                                                                                     К. Д. Ушинский

Ранний возраст по признанию специалистов всего мира – это уникальный период в жизни человека. Ранний возраст рассматривается как уникальный в плане решения обучающих, развивающих и воспитательных задач. Впервые годы жизни важно обеспечить физическое, умственное, нравственное и эстетическое развитие.

В раннем возрасте ребёнок овладевает величайшим достижением человечества – речью. Речь ребёнка является важным показателем его психического развития. Речь сопровождает практически каждую деятельность ребёнка, совершенствует её и обогащается сама. Слом, речь вроде бы развивается достаточно успешно и сама по себе, если жизнь ребёнка наполнена интересными  и разнообразными событиями и делами, а рядом с ребёнком – педагоги с богатой правильной речью и желанием общаться с детьми.

Проблема развития детей раннего возраста, в частности,  развития речи, обусловила выбор педагогической технологии: «Технологии наглядного моделирования».

Что такое моделирование, модель?

Моделирование – это исследование каких – либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Модель – это любой образ ( мысленный или условный, изображение, описание, схема, чертёж, график) какого – либо процесса. Наглядное моделирование используют при ознакомлении детей с природой, усвоения элементарных математических представлений, развитии памяти, воображения, развитии речи, развитии коммуникативных навыков.

В работе с детьми раннего возраста можно использовать технологию наглядного моделирования  в речевом развитии детей. Активная и целенаправленная работа по развитию речи методом моделирования форм устного народного творчества ( сказок, потешек)  будет способствовать:

- воспитанию у детей интереса к «художественному слову»;

- развитию, обогащению пассивной и активной речи, формированию знаний об окружающем мире, развитию памяти и воображению, формированию умения у детей вслушиваться в речь взрослого;

- развитию коммуникативных навыков: развитию свободного общения взрослого и детей, практическому овладению нормами русской речи, воспитанию интонационной выразительности речи детей;

- развитию художественного восприятия, эмоционального отклика при восприятии художественного материала, развитию элементов творчества: участвовать в инсценировках народных сказок, умению рассказывать сказки, потешки, используя картинки, символы – заместители наглядного моделирования.

На разных возрастных этапах и в зависимости от индивидуальных способностей детей используются различные приемы наглядного моделирования: заместители, пиктограммы, мнемотаблицы.

ЗАМЕЩЕНИЕ – это вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально – условными. В качестве  заместителей удобно использовать бумажные квадратики, круги, овалы. Замена осуществляется на основе цвета и соотношения величин, характера персонажа сказки.  Разыгрывание с помощью заместителей лучше начинать с русских народных сказок. Например, воспитатель рассказывает детям сказку «Курочка Ряба», а дети выставляют символы – заместители героев сказки и происходящих в сказке событий. На данном этапе необходимо добиваться, чтобы манипулирование элементами модели происходило параллельно чтению конкретного фрагмента сказки, т. е., каждый фрагмент сказки необходимо показывать и выставлять на фланелеграф  в процессе чтения. Элементами моделирования сказки могут быть изображения персонажей сказки, затем они заменяются символами – заместителями (силуэтные изображения или геометрические фигуры). Например, сказка «Теремок» - маленький круг серого цвета – это мышка, большой круг коричного цвета – медведь.

В дальнейшем,  используются более сложные приёмы наглядного моделирования

Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Это опорные схемы, мнемотаблицы, пиктограммы, предметные картинки.

Опорные схемы — это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Средства наглядного моделирования используются при обучении дошкольников:

  • Пересказу;
  • Составлению описательного рассказа о единичных предметах;
  • Составлению рассказов по серии картин, по сюжетной и пейзажной картине;
  • Составлению рассказов из личного опыта;
  • Рассказыванию (с элементами творчества).

При этом метод наглядного моделирования способствует:                                       - усвоению принципа замещения (умения обозначать персонажей и атрибуты художественного произведения заместителями);                                                                                                - передачи события при помощи заместителей;                                                                       - овладению умением выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины;                                                                                                                                                      -определять взаимосвязь между ними и объединять их в один сюжет;                                    - формированию умения создавать особый замысел и разворачивать его в полный рассказ с различными деталями и событиями;                                                                                  - обучению составлять рассказы-описания по пейзажной картине.

Рассмотрим использование наглядного моделирования, представленного в виде картинно-графического плана высказывания, в формировании различных видов речевой деятельности.

Мнемотехника в речевом развитии дошкольников

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление редкое.

Это связано с тем, что в речи детей существует следующие проблемы:                            1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.                                                           2. Недостаточный словарный запас.                                                                                            3. Употребление нелитературных слов и выражений.                                                                 4. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно формулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.                                                                  5. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.                                    6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.                              7. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.                                                                   8. Плохая дикция.

Учитывая, что в данное время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. И для достижения лучших результатов важно разнообразить педагогический процесс.  применять стандартные, новые, а главное эффективные методы и приёмы мнемотехники.

Мнемотехника – в переводе с греческого - «искусство запоминания».

Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.

Основные задачи мнемотехники:

  • Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые художественные произведения;
  • Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды);
  • Развивать у детей сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
  • Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.;
  • Воспитывать у детей любовь к народным и авторским сказкам.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов, затем, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение предметов, персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета, т. е можно нарисовать все то, что посчитаете нужным. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Для изготовления мнемотаблиц не требуются высокие художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу, сказке.

Мнемотаблицы служат в моей работе дидактическим материалом по развитию связной речи детей и используются для:

  • обогащения словарного запаса;
  • при пересказах художественной литературы;
  • при обучении составлению рассказов;
  • при заучивании стихотворений, скороговорок, чистоговорок;
  • при отгадывании и загадывании загадок;

Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас. В работе с детьми младшем дошкольном возрасте эффективнее применять цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса - рыжая, мышка - серая, ёлочка - зелёная.                                  Для детей старшего возраста применяются схемы в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.

Последовательность работы с мнемотаблицами:                                                                  1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.                                            2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.                                                                                              3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания).

Метод мнемотаблиц помогает эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию. Как показала практика, эта методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Часто педагоги пользуются готовыми схемами Т.А. Ткаченко и сенсорно-графической схемой В.К. Воробьёвой, которые берут за основу, вносят свои изменения и с успехом используют для занятия в детском саду. Методика мнемотехники — несложный прием для развития речи, облегчающая запоминание и реализующаяся через использование мнемотаблиц и графических рисунков.

Схемы и символьные таблицы – это помощники, которые помогают воспринимать слуховую информацию, перерабатывать зрительную информацию и, не боясь ошибиться, воспроизводить её.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теория об использовании русского фольклора для позновательно-речевого развития детей раннего возраста в режимных моментах

Творческий подход в этом направлении, использования художественного слова в режимных моментах обеспечивают более эффективное развитие речевых и социально-коммуникативных навыков, эмоциональн...

Использование пальчиковой гимнастики в процессе речевого развития детей раннего возраста

Использование пальчиковой гимнастики в процессе речевого развития детей раннего возраста...

Пособие для дидактической игры с использованием бросового материала. Познавательное и речевое развитие детей раннего возраста. Тема: "ТРАНСПОРТ"

Игра и развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. Актуальность. Схемы на тему "Транспорт" для дидактической игры с использованием бросового материала (крышки)....

Пособие для дидактической игры с использованием бросового материала. Познавательное и речевое развитие детей раннего возраста. Тема: "ЛЕТО"

Игра и развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. Актуальность. Схемы для дидактической игры с использованием бросового материала (крышки) на темы "Лето" и "Посуда"....

Пособие для дидактической игры с использованием бросового материала. Познавательное и речевое развитие детей раннего возраста. Тема: "ЗИМА"

Игра и развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. Актуальность. Схемы для дидактической игры с использованием бросового материала (крышки) на тему "ЗИМА"....

Использование Су-Джок гимнастики в речевом развитии детей раннего возраста

Информационная карта проекта«Использование Су-Джок гимнастики в речевом развитии детей раннего возраста»Название проектаИспользование Су-Джок гимнастики в речевом развитии детей раннего во...