Конспект непосредственной образовательной деятельности Тема: «Что такое вода?»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Гущина Марина Михайловна

Конспект организации

непосредственной образовательной деятельности

ОО «Речевое развитие» в старшей группе

Тема: «Что такое вода?»

с использованием технологии ТОЛЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx23.02 КБ

Предварительный просмотр:

АНО ДО «Планета детства «Лада»

ДС № 134 «Веснушки»

г.о. Тольятти

Конспект организации

непосредственной образовательной деятельности

ОО «Речевое развитие» в старшей группе

Тема: «Что такое вода?»

с использованием технологии ТОЛЗ

(Технология обогащения лексического запаса)

Разработчик: воспитатель

Гущина Марина Михайловна

2019 г.

Конспект  образовательной деятельности

по теме «Вода»

Воспитатель

 Гущина М.М.

ДС№134 АНО ДО «Планета детства «Лада»

Задачи:

Образовательная область:

Речевое развитие;

-Побуждать детей употреблять в речи простейшие виды сложноподчиненных и сложносочиненных предложений.

- Обогащать и  активизировать речь детей за счет лексики семантического поля на основе видов отношений: «часть- целое», отношений действий, состояния, качества, отношения словообразования, функциональности.

-Помочь детям овладеть смысловой стороной слова- доминанты «Вода».

-Формировать умение делать семантический отбор в соответствии с контекстом высказывания.

Области  интеграции:

Познавательное развитие:

-Обобщить и систематизировать представления детей о воде. Закрепить знания детей о том, где, в каком виде существует вода в окружающей среде.

Социально- коммуникативное развитие:

-Упражнять в умении договариваться, делиться на пары.

-Формировать умение выслушивать сверстников.

-Приучать соблюдать очередность при выполнении задания.

Материалы и оборудование: 

игрушка Незнайка, картинки с изображением воды в разных состояниях, интерактивное пособие «ромашка», мяч, цветной круг, фишки в форме капелек, кувшин, картинка с изображением атомов воды, картинки с изображением крана, колодца, реки, моря, родника, дождя, земли, сточных труб, схема для составления описательного рассказа о воде.

Предварительная работа:   чтение рассказов, сказок познавательного характера; опыты (превращение снега в воду и др.); беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Кто живет в воде».

Технологическая  карта  работы со словом –доминантой.

«Вода»

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 Этап

Мотивационный

 Сообщает детям о том, что сегодня в гости к ребятам пришел  Незнайка. Незнайка сообщает детям о том, что когда он путешествовал по Луне, встретил инопланетян. С луны они видят нашу планету Земля и не понимают, почему она синего цвета, а называется Земля. Незнайка пытался объяснить, что у нас очень много воды, но инопланетяне все равно не поняли, почему её так много.

Воспитатель: Ребята, Незнайка просит подробно объяснить, что такое вода и откуда она берется. Поможем Незнайке?

Принимают игровую ситуацию, выслушивают  Незнайку.

Принимают решение помочь Незнайке.

2 Этап

Ознакомления

 Воспитатель предлагает детям отгадать загадки:

На пальто и на платке,

Все сквозные – вырезные,

А возьмешь вода в руке? (снежинки)

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Чуть солнце ее припечет –

Заплачет она и умрет (сосулька)

Молоко над речкой плыло –

Ничего не видно было.

Растворилось молоко –

Стало видно далеко. (туман)

Капли влаги на листочках –

На траве и на цветочках–

Это что за чудеса?

По утрам блестит …(роса).

Что за чудо покрывало?

Ночью все вдруг белым стало.

Не видать дорог и рек –

Их укрыл пушистый… (снег).

Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, как можно сказать одним словом про дождь, снежинку, сосульку, туман, росу, снег, что все это? Да, это все вода. А что такое вода?

Обобщает, дает словесное объяснение слова – доминанты «вода».

Вода – это химическое вещество в виде прозрачной жидкости, не имеющей цвета, запаха и вкуса. В твердом состоянии называется льдом, снегом или инеем, а в газообразном – водяным паром. Около 70% поверхности Земли покрыто водой (океаны, моря, озера, реки, льды).

Что такое вода?

Что такое вода — интересно ребятам,
Это то, без чего нам, друзья, не прожить.
Человечеству послана она во благо,
И водой мы, конечно, должны дорожить.
Что такое вода? Это реки и море,
Это лед Антарктиды, это снег или град.
Это синее озеро там, на просторе,
И красивый и громкой речной водопад.
И весенний ручей, и осенняя лужа,
Что такое вод? — Я отвечу легко.
Это то, что, бесспорно, нам жизненно нужно,
Что в судьбу человека вошло глубоко.

Дети отгадывают загадки.

Сообщают имеющиеся знания, представления о слове – доминанте.

 

Принимают и осмысливают понятийное содержание слова – доминанты.

Закрепляют представления о воде, через прослушивание стихотворения.

3 Этап

Осмысления

Вид отношений: часть – целое

Воспитатель сообщает детям , что вода состоит из множества молекул. Каждая молекула воды имеет в своем составе 2 атома водорода и 1 атом кислорода (показывает картинку).

 Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру под названием «молекулы воды». Вы превращаетесь в молекулы. Когда вода находится в твердом состоянии, расстояние между молекулами очень маленькое, когда вода в жидком состоянии молекулы на небольшом расстоянии и могут передвигаться, а в парообразном состоянии расстояние между молекулами увеличивается и они свободно передвигаются.

Воспитатель по очереди показывает карточки, с изображением молекул воды в разных состояниях. Осуществляет контроль, помощь во время игры.

Дети изображают молекулы воды в разных состояниях.

4 Этап

Основной

Вид отношений – родовидовые отношения.

Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Незнайке какая вода есть на нашей планете и поиграем в игру «Назови правильно». (Интерактивная технология «Карусель»)

Воспитатель организует деление на пары (по желанию), предлагает договорится, кто сначала будет во внутреннем круге, а кто во внешнем. Дает картинки с изображением крана, колодца, реки, моря, родника, дождя, земли, сточных труб детям внутреннего круга.

Дети делятся на пары, договариваются. Встают парами по кругу спиной в круг. Ребенок внутреннего круга выбирает и держит картинку. По сигналу дети внутреннего круга задают вопрос: Вода в море (кране, реке, роднике, колодце, земле, сточных трубах, во время дождя,) какая?

Дети внешнего круга отвечают: морская, водопроводная, речная, родниковая, колодезная, подземная, сточная, дождевая.

По сигналу дети переходят к другому ребенку по кругу. А затем меняются кругами, т.е. дети, которые отвечали, теперь задают вопрос, взяв картинку.

Вид отношений – отношения качества.

Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю поиграть в игру «Скажи наоборот»

(Интерактивная технология «Хоровод»)

Предлагает детям встать в круг. В игре использует мяч (бросает ребенку: вода бывает грязная, а наоборот…)

Активизируют знания, называют слова, противоположные заданному слову.

(Мутная – прозрачная, горячая – холодная, пресная – соленая, подкрашенная – бесцветная, грязная – чистая, живая – мертвая, кипяченая – сырая).

Вид отношений – отношения состояния.

Воспитатель организует игру «Вода в природе».

(Интерактивная технология «Дерево знаний»)

Предлагает детям разделиться на две команды и  подобрать картинки с изображением воды в твердом (лед, снежинка, иней, град) и жидком состоянии (река, дождь, роса, ручей)

Воспитатель: В каком еще состоянии может находится вода?

Договариваются, делятся на команды, выбирают нужные картинки.

Отвечают на вопрос.

Вид отношений -   отношения  действия

Воспитатель организует словесную игру «Наполни сосуд»

(Интерактивная технология «Цепочка») Раздает детям фишки в виде капелек воды и предлагает заполнить ими кувшинчик, называя слова - действия к слову – доминанте. Что может делать вода? Оценивает результат, при затруднении задает наводящие вопросы.

 

Включаются в игру, активизируют знания. Поочерёдно называют слова – действия (льется, журчит, течет, переливается, моет, замерзает, испаряется, растворяет, бурлит, брызгает, кипит, капает, утоляет жажду, закрашивается), кладут фишки-капельки в кувшинчик.

Вид отношений – отношения словообразования

Обращает внимание детей, что у них есть лепестки ромашки. На доске -  серединка цветка на которой написано слово вода.

Лепестки не простые, а волшебные: дети должны придумать новое слово , «слово-родственник» для слова вода (водяной, подводный, водолаз, водомер, водопад, водоросли, водопровод, водоём).

Игра «Собери ромашку».

Дети понимают и осмысливают новые слова (прикрепляют на доску лепесток к серединке называя слово, собирают ромашку).

Вид отношений – отношения функциональности

Напоминает детям понятийное значение слова вода и предлагает ответить на вопрос:

-Для чего нужна вода?

Дети отвечают на вопрос: (для приготовления пищи, для мытья посуды, для стирки белья, для уборки помещения, для утоления жажды, для полива растений, для купания, для передачи тепла по теплотрассам, для пожаротушения)

5 Этап

Итоговый

 ( рефлексивный)

Воспитатель: Дети, давайте напомним Незнайке, что же мы знаем о воде?

Воспитатель предлагает схему для составления описательного рассказа о воде (цвет, форма, состояния, что делает, где используется).

Сегодня мы с вами дружно работали, смогли договориться, не сорились, узнали много интересного о воде и помогли Незнайке. Теперь Незнайка сможет более подробно рассказать о воде своим друзьям - инопланетянам.

Дети с помощью схемы рассказывают о том, что узнали о воде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по рисованию "Такие разные драконы".

Конспект разработан в рамках реализации проекта "Мини - музей Драконов" с целями: поддерживать интерес к экспонатам мини - музея, научить детей рисовать разных драконов, развивать их творчес...

Конспект педагогического мероприятия По технологии АМО с детьми старшей группы в рамках непосредственно-образовательной деятельности тема: « Я знаю, что такое дружба»

В конспекте представлен материал по технологии амо (Активные метода обучения)Конспект построен по следующей структуре:начало занятия или "Психологическая разминка"Вхождение в тему или "Погружение"Форм...

Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо» по рассказам В. Осеевой в подготовительной к школе группе.

Цель: Приобщение детей к социально-нравственным ценностям в процессе ознакомления их с художественной литературой. Обучающие  задачи: - Продолжать совершенствовать диалогическую и монологиче...

Конспект непосредственной образовательной деятельности. Тема "Кто такой хлебороб?"

Интеграция с другими областями: коммуникация, художественно – эстетическое воспитание.                             Программно...

Конспект непосредственно образовательной деятельности тема: «Такие разные осенние листья»

Какое замечательное и красивое время года – осень. Какие яркие, эмоциональные, живые впечатления можно получить, любуясь красотой осеннего леса, чувство тоски вызывает мелкий осенний дождь, а ка...

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности Тема: «Кто такие люди?»

НОД по образовательной области: социально-коммуникативное развитиеИнтеграция образовательных областей:  познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие.Цель: Расширение традиционных ...

Конспектнепосредственно-образовательной деятельности во второй группе раннего возраста по ознакомлению с окружающим миром на тему: Домашние животные

Цель: учить детей узнавать и называть домашних животных.Программное содержание:- формировать представления о внешнем виде животных, их питании, детёнышах;- развивать умение узнавать животных по их гол...