Конспект непосредственной образовательной деятельности Тема: «Что такое вода?»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект организации
непосредственной образовательной деятельности
ОО «Речевое развитие» в старшей группе
Тема: «Что такое вода?»
с использованием технологии ТОЛЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 23.02 КБ |
Предварительный просмотр:
АНО ДО «Планета детства «Лада»
ДС № 134 «Веснушки»
г.о. Тольятти
Конспект организации
непосредственной образовательной деятельности
ОО «Речевое развитие» в старшей группе
Тема: «Что такое вода?»
с использованием технологии ТОЛЗ
(Технология обогащения лексического запаса)
Разработчик: воспитатель
Гущина Марина Михайловна
2019 г.
Конспект образовательной деятельности
по теме «Вода»
Воспитатель
Гущина М.М.
ДС№134 АНО ДО «Планета детства «Лада»
Задачи:
Образовательная область:
Речевое развитие;
-Побуждать детей употреблять в речи простейшие виды сложноподчиненных и сложносочиненных предложений.
- Обогащать и активизировать речь детей за счет лексики семантического поля на основе видов отношений: «часть- целое», отношений действий, состояния, качества, отношения словообразования, функциональности.
-Помочь детям овладеть смысловой стороной слова- доминанты «Вода».
-Формировать умение делать семантический отбор в соответствии с контекстом высказывания.
Области интеграции:
Познавательное развитие:
-Обобщить и систематизировать представления детей о воде. Закрепить знания детей о том, где, в каком виде существует вода в окружающей среде.
Социально- коммуникативное развитие:
-Упражнять в умении договариваться, делиться на пары.
-Формировать умение выслушивать сверстников.
-Приучать соблюдать очередность при выполнении задания.
Материалы и оборудование:
игрушка Незнайка, картинки с изображением воды в разных состояниях, интерактивное пособие «ромашка», мяч, цветной круг, фишки в форме капелек, кувшин, картинка с изображением атомов воды, картинки с изображением крана, колодца, реки, моря, родника, дождя, земли, сточных труб, схема для составления описательного рассказа о воде.
Предварительная работа: чтение рассказов, сказок познавательного характера; опыты (превращение снега в воду и др.); беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Кто живет в воде».
Технологическая карта работы со словом –доминантой.
«Вода»
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1 Этап Мотивационный | Сообщает детям о том, что сегодня в гости к ребятам пришел Незнайка. Незнайка сообщает детям о том, что когда он путешествовал по Луне, встретил инопланетян. С луны они видят нашу планету Земля и не понимают, почему она синего цвета, а называется Земля. Незнайка пытался объяснить, что у нас очень много воды, но инопланетяне все равно не поняли, почему её так много. Воспитатель: Ребята, Незнайка просит подробно объяснить, что такое вода и откуда она берется. Поможем Незнайке? | Принимают игровую ситуацию, выслушивают Незнайку. Принимают решение помочь Незнайке. |
2 Этап Ознакомления | Воспитатель предлагает детям отгадать загадки: На пальто и на платке, Все сквозные – вырезные, А возьмешь вода в руке? (снежинки) Растет она вниз головою, Не летом растет, а зимою. Чуть солнце ее припечет – Заплачет она и умрет (сосулька) Молоко над речкой плыло – Ничего не видно было. Растворилось молоко – Стало видно далеко. (туман) Капли влаги на листочках – На траве и на цветочках– Это что за чудеса? По утрам блестит …(роса). Что за чудо покрывало? Ночью все вдруг белым стало. Не видать дорог и рек – Их укрыл пушистый… (снег). Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, как можно сказать одним словом про дождь, снежинку, сосульку, туман, росу, снег, что все это? Да, это все вода. А что такое вода? Обобщает, дает словесное объяснение слова – доминанты «вода». Вода – это химическое вещество в виде прозрачной жидкости, не имеющей цвета, запаха и вкуса. В твердом состоянии называется льдом, снегом или инеем, а в газообразном – водяным паром. Около 70% поверхности Земли покрыто водой (океаны, моря, озера, реки, льды). Что такое вода? Что такое вода — интересно ребятам, | Дети отгадывают загадки. Сообщают имеющиеся знания, представления о слове – доминанте.
Принимают и осмысливают понятийное содержание слова – доминанты. Закрепляют представления о воде, через прослушивание стихотворения. |
3 Этап Осмысления | Вид отношений: часть – целое Воспитатель сообщает детям , что вода состоит из множества молекул. Каждая молекула воды имеет в своем составе 2 атома водорода и 1 атом кислорода (показывает картинку). Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру под названием «молекулы воды». Вы превращаетесь в молекулы. Когда вода находится в твердом состоянии, расстояние между молекулами очень маленькое, когда вода в жидком состоянии молекулы на небольшом расстоянии и могут передвигаться, а в парообразном состоянии расстояние между молекулами увеличивается и они свободно передвигаются. Воспитатель по очереди показывает карточки, с изображением молекул воды в разных состояниях. Осуществляет контроль, помощь во время игры. | Дети изображают молекулы воды в разных состояниях. |
4 Этап Основной | Вид отношений – родовидовые отношения. Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Незнайке какая вода есть на нашей планете и поиграем в игру «Назови правильно». (Интерактивная технология «Карусель») Воспитатель организует деление на пары (по желанию), предлагает договорится, кто сначала будет во внутреннем круге, а кто во внешнем. Дает картинки с изображением крана, колодца, реки, моря, родника, дождя, земли, сточных труб детям внутреннего круга. | Дети делятся на пары, договариваются. Встают парами по кругу спиной в круг. Ребенок внутреннего круга выбирает и держит картинку. По сигналу дети внутреннего круга задают вопрос: Вода в море (кране, реке, роднике, колодце, земле, сточных трубах, во время дождя,) какая? Дети внешнего круга отвечают: морская, водопроводная, речная, родниковая, колодезная, подземная, сточная, дождевая. По сигналу дети переходят к другому ребенку по кругу. А затем меняются кругами, т.е. дети, которые отвечали, теперь задают вопрос, взяв картинку. |
Вид отношений – отношения качества. Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю поиграть в игру «Скажи наоборот» (Интерактивная технология «Хоровод») Предлагает детям встать в круг. В игре использует мяч (бросает ребенку: вода бывает грязная, а наоборот…) | Активизируют знания, называют слова, противоположные заданному слову. (Мутная – прозрачная, горячая – холодная, пресная – соленая, подкрашенная – бесцветная, грязная – чистая, живая – мертвая, кипяченая – сырая). | |
Вид отношений – отношения состояния. Воспитатель организует игру «Вода в природе». (Интерактивная технология «Дерево знаний») Предлагает детям разделиться на две команды и подобрать картинки с изображением воды в твердом (лед, снежинка, иней, град) и жидком состоянии (река, дождь, роса, ручей) Воспитатель: В каком еще состоянии может находится вода? | Договариваются, делятся на команды, выбирают нужные картинки. Отвечают на вопрос. | |
Вид отношений - отношения действия Воспитатель организует словесную игру «Наполни сосуд» (Интерактивная технология «Цепочка») Раздает детям фишки в виде капелек воды и предлагает заполнить ими кувшинчик, называя слова - действия к слову – доминанте. Что может делать вода? Оценивает результат, при затруднении задает наводящие вопросы. |
Включаются в игру, активизируют знания. Поочерёдно называют слова – действия (льется, журчит, течет, переливается, моет, замерзает, испаряется, растворяет, бурлит, брызгает, кипит, капает, утоляет жажду, закрашивается), кладут фишки-капельки в кувшинчик. | |
Вид отношений – отношения словообразования Обращает внимание детей, что у них есть лепестки ромашки. На доске - серединка цветка на которой написано слово вода. Лепестки не простые, а волшебные: дети должны придумать новое слово , «слово-родственник» для слова вода (водяной, подводный, водолаз, водомер, водопад, водоросли, водопровод, водоём). Игра «Собери ромашку». | Дети понимают и осмысливают новые слова (прикрепляют на доску лепесток к серединке называя слово, собирают ромашку). | |
Вид отношений – отношения функциональности Напоминает детям понятийное значение слова вода и предлагает ответить на вопрос: -Для чего нужна вода? | Дети отвечают на вопрос: (для приготовления пищи, для мытья посуды, для стирки белья, для уборки помещения, для утоления жажды, для полива растений, для купания, для передачи тепла по теплотрассам, для пожаротушения) | |
5 Этап Итоговый ( рефлексивный) | Воспитатель: Дети, давайте напомним Незнайке, что же мы знаем о воде? Воспитатель предлагает схему для составления описательного рассказа о воде (цвет, форма, состояния, что делает, где используется). Сегодня мы с вами дружно работали, смогли договориться, не сорились, узнали много интересного о воде и помогли Незнайке. Теперь Незнайка сможет более подробно рассказать о воде своим друзьям - инопланетянам. | Дети с помощью схемы рассказывают о том, что узнали о воде. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по рисованию "Такие разные драконы".
Конспект разработан в рамках реализации проекта "Мини - музей Драконов" с целями: поддерживать интерес к экспонатам мини - музея, научить детей рисовать разных драконов, развивать их творчес...
Конспект педагогического мероприятия По технологии АМО с детьми старшей группы в рамках непосредственно-образовательной деятельности тема: « Я знаю, что такое дружба»
В конспекте представлен материал по технологии амо (Активные метода обучения)Конспект построен по следующей структуре:начало занятия или "Психологическая разминка"Вхождение в тему или "Погружение"Форм...
Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо» по рассказам В. Осеевой в подготовительной к школе группе.
Цель: Приобщение детей к социально-нравственным ценностям в процессе ознакомления их с художественной литературой. Обучающие задачи: - Продолжать совершенствовать диалогическую и монологиче...
Конспект непосредственной образовательной деятельности. Тема "Кто такой хлебороб?"
Интеграция с другими областями: коммуникация, художественно – эстетическое воспитание. Программно...
Конспект непосредственно образовательной деятельности тема: «Такие разные осенние листья»
Какое замечательное и красивое время года – осень. Какие яркие, эмоциональные, живые впечатления можно получить, любуясь красотой осеннего леса, чувство тоски вызывает мелкий осенний дождь, а ка...
Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности Тема: «Кто такие люди?»
НОД по образовательной области: социально-коммуникативное развитиеИнтеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие.Цель: Расширение традиционных ...
Конспектнепосредственно-образовательной деятельности во второй группе раннего возраста по ознакомлению с окружающим миром на тему: Домашние животные
Цель: учить детей узнавать и называть домашних животных.Программное содержание:- формировать представления о внешнем виде животных, их питании, детёнышах;- развивать умение узнавать животных по их гол...