Конспект образовательной деятельности по развитию речи"В гостях у сказки"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

КурзаковаОльгаНиколаевна

Развивать речь детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_gostyah_u_skazki.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Совместная деятельность воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «В гостях у сказки».

Цель: Развитие речи детей через сочинение детьми сказок по образцу народных волшебных сказок.

 Задачи:

Образовательные:

  • Формировать умения передавать события во временной последовательности, в соответствии со структурой сказки. Составлять свой вариант окончания сказки.

Развивающие:

  • продолжать развивать познавательные способности: связную речь, концентрацию внимания, логическое мышление и интонационную выразительность.

Воспитательные:

  • продолжать  воспитывать умение общаться друг с другом, прилагать усилия для преодоления трудностей; развивать интерес детей  к русскому народному творчеству.

Методы и приёмы

Наглядные  (показ, демонстрация)

Словесные  (беседа, вопрос – ответ)

Игровые       (игра – путешествие)

Материал: сундучок, картинки с изображением добрых героев из сказок: Красная шапочка, Мальвина, доктор Айболит, Снегурочка, Буратино и картинки с изображением злых героев из сказок: Бармалей, Карабас-барабас, Снежная королева, Змей-горыныч, Баба-яга.

Картинки с изображением волшебных вещей: сапоги-скороходы, зеркало, шапка-невидимка, волшебный цветок.

Аудиозаписи с волшебной музыкой.

Предварительная работа: Чтение волшебных сказок и рассматривание иллюстраций к ним. Беседы по темам: «Что такое сказка?», «Какие бывают сказки?», «Как называются части сказки?».

Ход совместной деятельности воспитателя с детьми:

I. Введение в ситуацию.

 - Ребята! К нам прилетел воздушный  шарик с письмом! Жителям одного волшебного Царства – государства срочно требуется ваша помощь!

Вопросы детей.

Воспитатель: Жители этой сказочной страны не могут жить без сказок, а их сказочник крепко спит, и разбудить его может только новая сказка, которую вы сочините.

II. Актуализация имеющихся знаний.

Воспитатель: Вы хотите помочь жителям этого царства- государства?

Ответы детей.

Воспитатель: Что мы можем сделать?

Ответы детей.

В зависимости от ответов детей, воспитатель напоминает, что нам нужны волшебные предметы.

III. Затруднение ситуации.

Воспитатель: Спросите у меня! Дети формулируют запрос на информацию.

Звучит сказочная  музыка.

Воспитатель: Давайте закроем глаза, 1, 2, 3 в сказку двери отвори! Вот мы и в сказочном царстве - государстве! Я стала сказочницей, а вы маленькими сочинителями сказок.

IV. Включение способа действия в систему знаний и умений ребёнка.  

Воспитатель: Мои милые сказочники, мы находимся в стране добрых героев. Как вы думаете, кто там живёт?

Ответы детей.

Воспитатель:  А про кого из добрых героев вы бы хотели сочинить сказку?

Ответы детей.

Воспитатель: Ну хорошо, будем сочинять сказку про Мальвину.

Воспитатель: Посмотрите, у меня есть волшебный сундучок, чтобы сказка не растерялась, мы все слова будем в него складывать.

Воспитатель: А какой зачин будет у нашей сказки?

Дети: В некотором царстве, в некотором государстве. Жила была Мальвина.

За высокими горами и за синими морями жила была Мальвина.

Воспитатель: Давайте в наш сундучок мы положим такой зачин: «В одной стране жила девочка, звали её Мальвина. А теперь нужно рассказать, где она жила, в каком доме, что у неё в доме было?

Ответы детей: Жила Мальвина в большом доме, в комнате стоял круглый стол, а рядом стулья. Пила и ела она  из деревянной посуды.

Воспитатель: Отлично придумали! И эти слова мы положим в наш сундучок.

Воспитатель: А как вы думаете, были,  у неё друзья?

Ответы детей: Да. У нее был друг, щенок и звали его Дружок.

Воспитатель: А как они дружили?

Ответы детей: Они вместе гуляли, играли на лужайке.

Воспитатель: Очень интересно. Все ваши слова мы положим в сундучок.

Воспитатель: А знаете, решила однажды Мальвина отправиться в далёкое путешествие со своим другом . Как вы думаете, куда могла отправиться Мальвина?

Ответы детей:

Мальвина отправилась в город Краснодар, посмотреть музеи и  побывать на катке, покататься на каруселях.  

Воспитатель: Мне понравилось, все варианты ответов мы положим их в наш сундучок.

Воспитатель: Но на пути Мальвину подстерегали разные преграды.

Звучит музыка.

Физкультурная минутка:

Сначала появились камни на пути – ни проехать , ни пройти.

(Дети идут высоко поднимая ноги).

Потом вдруг откуда ни возьмись – лес дремучий до небес.

(Дети высоко поднимают руки, встают на носочки).

Деревья в лесу могучие.Каждое дерево в три обхвата.

(Дети широко расставляют руки).

Мальвине мы поможем и раздвинем ветки деревьев.

Музыка выключается.

Воспитатель: Как только она вышла из леса, как перед ней появился город, в котором жили злые герои из разных сказок. Давайте с вами вспомним, какие герои могут жить в этом городе?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте подумаем, какого героя мы выберем для нашей сказки?

Ответы детей:

Воспитатель: Хорошо. Давайте в сундучок  для нашей сказки мы положим Снежную королеву.

Посмотрите, какая она? (изображение снежной королевы).

Ответы детей:

Воспитатель: Как только Мальвина зашла в город, Снежная Королева схватила её и унесла к себе во дворец. Но щенок почувствовал беду, и отправился выручать Мальвину. Щенок отправился в город волшебных вещей. А вот и город, где живут волшебные  вещи. Посмотрите, сколько их. Назовите.

Ответы детей:

Сапоги – скороходы, зеркало, шапка – невидимка, волшебный цветок.

(показ иллюстраций)

Воспитатель: Какую волшебную вещь мы возьмём, чтобы спасти  Мальвину?

Ответы детей: Давайте возьмём волшебный цветок. (показ). Если щенок подарит Снежной Королеве волшебный цветок холодное сердце её растает и она отпустит Мальвину и будет доброй.

Воспитатель: Мне понравилось, какое решение проблемы нашла Даша. А теперь, мы откроем сундучок и посмотрим, какая же у нас получилась сказка.

Воспитатель рассказывает детям сказку.

Воспитатель: Вам понравилась сказка?

Ответы детей: Интересная, волшебная сказка.

Воспитатель: Давайте вспомним, что в каждой сказке есть зачин, середина и конец. А чего нет в нашей сказке?

Ответы детей: В нашей сказке нет конца.

Воспитатель: Какой конец мы придумаем для нашей сказки?

Дети придумывают конец сказки: «Щенок взял волшебный цветок, и отправился в Ледовый дворец к Снежной королеве. Когда королева получила волшебный цветок , ледяное сердце её растаяло и она отпустила Мальвину и попросила  прощения, все её простили.

Воспитатель: Вы сегодня просто герои!

Волшебный шарик с новой сказкой полетит в то царство – государство и эта сказка обязательно поможет разбудить спящего сказочника.

А теперь, нам пора возвращаться в детский сад.

Звучит музыка.

1, 2, 3 сказка в садик нас веди.

V. Итог. ( Рефлексия)

Вам понравилось путешествие?

Как вы думаете, мы смогли помочь разбудить сказочника?

С чем вы легко справились?

А что было трудным заданием?

Как вы считаете, все справились с заданием?

Всем понравилось быть сказочниками. Все молодцы!

                


Дети:   Это что – то волшебное, необычное, понарошку, чего в жизни не бывает.

Воспитатель:     Да, правильно вы сказали что в сказках всё необычно.

А знаете, ребята, сказки бывают разные: бытовые, сказки о животных и

волшебные. Скажите, волшебные сказки  - какие ?

Дети:   Это сказки, в которых происходит волшебство. В них бывают разные превращения.

Восиптатель:   Правильно , ребята, молодцы. Вот сегодня мы свами и будем сочинять волшебную сказку. В каждой сказке есть начало, середина и конец. Начало в сказках называют « зачин». Давайте повторим это слово вместе «Зачин». Зачины  бывают разные. Какие вы знаете зачины?

Дети:   Жили – были,  в некотором царстве, в некотором государстве,

За морями, за лесами, за высокими горами…

Воспитатель: Ребята, а кто сочиняет сказки?

Дети:  Поэты, писатели и народ.

Воспитатель: Правильно. Вам  наверное , тоже очень хочется сочинить свою сказку?

Дети: да.

Звучит волшебная музыка.

Воспитатель:  Давайте закроем глаза., 1 , 2 , 3  сказка двери отвори!

Вот и произошло волшебство. Я стала сказочницей, а вы моими помощниками, сочинителями сказок. Ребята, посмотрите у меня в руке волшебная шкатулка. Чтобы наша сказка не растерялась, мы все слова будем

в неё складывать.  Ребята, а чтобы начать сочинять  сказку, мы должны выбрать героя, про которого будет наша сказка.

Посмотрите,  а вот и город добрых героев. Кто живёт в это городе?

Дети:  Дед мороз, Кот в сапогах, Золушка, Алёнушка.

Воспитатель: А про кого бы вы хотели сочинить сказку? (спросить 3детей).

Дети: Я бы хотел про  Кота в сапогах, я про Деда мороза, а я про Алёнушку.

Воспитатель: Ну хорошо, будем сочинять нашу сказку про Алёнушку. А какой

Зачин будет у нашей сказки?

Дети:  Жила – была Алёнушка,  в некотором царстве, в некотором государстве жила Алёнушка.  Воспитатель:   Давайте в нашу волшебную шкатулочку мы положим такой зачин: « В одной деревне жила девочка, её звали Алёнушка». А теперь ребята, нам нужно рассказать, где она жила, в

каком доме, что у неё в доме было?

Дети:  Жила Алёнушка в деревянном доме, в комнате стоял деревянный стол, а рядом со столом деревянные лавки. Ела она из  тоже деревянной посуды:ложки, чашки, кружки были деревянные.

Воспитатель: Очень хорошо,Все эти слова мы тоже положим в нашу шкатулку. А как вы думаете, был ли у неё друг?

Дети: Да , у неё был друг , котёнок, щенок, зайчик.

Воспитатель:  Итак, у неё был друг щенок и звали его Дружок.А как они дружили?

Дети: Они вместе гуляли, Алёнушка играла со своим другом, они ходили друг другу в гости.

Воспитатель: Очень интересно. Все ваши слова мы положим в шкатулку.А

знаете ребята, однажды Алёнушка решила отправиться в путешествие. Ведь она жила в деревне, ничего не видела и поэтому хотела посмотреть большие

города, горы, моря и т. д. А как вы думаете, куда могла отправиться Алёнушка?

Дети: Она отправилась в город Самара, посмотреть   нашу   красавицу  Волгу, горы и т. д.

Воспитатель: Да, ребята, вы молодцы.Очень много вариантов придумали,

все мы их положим  в  нашу  шкатулку.  Но на пути нашу Алёнушку подстерегали  разные преграды.  Долго ли коротко ли  шла  наша  А лёнушка,

вдруг кто  - то стал ей вредить.

Звучит музыка.

Физминутка: Сначала появились камни на пути – ни проехать, ни пройти. Как же мы сможем помочь нашей Алёнушке? Может мы вместе с ней  пре

одолеем все преграды ? (дети идут высоко поднимая ноги )

Потом вдруг, откуда  ни возьмись – лес дремучий до небес (дети высоко

Поднимают руки, встают на носочки) Деревья  в лесу могучие.Каждое дерево в три обхвата. (дети широко расс тавляют руки). Но мы поможем Алёнушке.

Мы раздвинем ветки деревьев. (дети разводят руки в стороны). И наша Алёнушка выйдет из густого леса.

Музыка выключается.

И только она вышла из леса, как прямо перед ней появился город злых героев.

Ребята, кто живёт в этом городе?

Дети: Злой волк, баба –яга, кощей бессмертный.

Воспитатель: Давайте подумаем какого героя мы выберем для нашей сказки? Дети: Я хочу баба – ягу, я выбрал бы волка, а я хочу  Кощея Бессмертного.

Воспитатель: Хорошо. Давайте в нашу шкатулочку для нашей сказки мы

Положим Баба – Ягу – костяную ногу. Посмотрите на неё какая она? (картинка бабы –яги).

Дети: Очень злая. Баба –Яга страшная,  зубастая, вредная.

 Воспитатель: Как только наша Алёнушка зашла в город , Баба –Яга схватила

её и унесла к себе. Но сердце друга почуяло беду, и он отправился выручать

её. Но для того, чтобы справиться с Бабой Ягой,  ему нужна была волшебная

вещь. Дружок отправился в город волшебных вещей. А вот и город, где живут волшебные вещи. Посмотрите сколько их. Назовите.

Дети: Это волшебная дудочка, а вот скатерть – самобранка, а это волшебный

Цветошку?. (показ )

Воспитатель: Какую волшебную вещь мы возьмём, чтобы выручить Алёнушку?

Дети: А давайте возьмём  волшебный цветок. (показ)

Воспитатель: Ребята, Баба –Яга никогда не получала в подарок цветов. Мне

 кажется, если Дружок подарит его ей, она сразу станет доброй и отпустит

Алёнушку. Вы со мной согласны?

Дети: Да.

Воспитатель: А теперь мы откроем шкатулочку и посмотрим , какая же у нас

получилась  сказка.

Воспитатель рассказывает детям сказку.

Воспитатель: Понравилась вам сказка? Интересная?

Дети: Да интересная, много в ней приключений, волшебная сказка.

Воспитатель: Дети, давайте с вами вспомним, что в каждой сказке есть

зачин, середина и конец. А чего же нет в нашей сказке?

Дети: В нашей сказке нет конца.

Воспитатель: Какой конец мы придумаем для нашей сказки?

Воспитатель предлагает 2 -3 детям придумать конец сказки.Хвалит за творчество.

Воспитатель:  А теперь, ребята, нам пора возвращаться в детский сад.

Свою шкатулочку мы возьмём с собой. Эта сказка у нас была первая,

Но мы ещё много сказок сочиним, и все они будут жить в нашей шкатулочке. Звучит музыка.

1, 2, 3 сказка в садик нас веди. Ребята, как всё же интересно сочинять свою сказку. Я думаю, что вам всем понравилось быть сказочниками. Все дети

Большие молодцы.

Сказка:

В одной деревне жила девочка, а звали её Алёнушка. Жила она в деревянном доме.

В комнате у неё было всё из дерева: стол, лавки, кровать, даже посуда вся была из дерева. Алёнушка была очень красивая, добрая, ласковая и трудолюбивая.Она мыла полы, готовила обеды, стирала бельё. Алёнушка очень любила читать, рисовать, петь песни и танцевать.У неё был друг – звали его Дружок. Они вместе гуляли, играли в разные игры.Алёнушка читала ему сказки.Однажды Алёнушка  от правилась в путешествие, но на пути её подстерегали разные неожиданности –преграды.Сначала появились камни на пути, ни проехать, ни пройти.Потом вдруг, откуда ни возьмись лес дремучий до небес.

Но наша Алёнушка преодолела все эти препятствия . И  только она вышла из леса, перед ней встал город. А в этом городе жили злые герои . Баба – Яга увидела Алёнушку,схватила

её и унесла к себе. Сердце Дружка почуяло, что Алёнушкиться в беде, и он отправился на помощь. Но для того чтобы справиться с  Бабой – Ягой, ему нужна была волшебная вещь .

Дружок отправился в город волшебных вещей и там взял волшебный цветок. Пришёл  Дружок к Бабе Яге, подарил ей цветок, она сразу  стала добрая и отпустила Алёнушку.

Попросила у них прощение, и они её простили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по развитию речи "В гости к сказкам"

Конспект образовательной деятельности с детьми среднего возраста по развитию речи...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «В гости к Сказке» для детей среднего возраста

-Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки и интерес к устному чтению русских народных сказок; обыгрывание сказки «Три медведя» с помощью дидактической игры; складывание пазлов по сказкам...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи: "Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» и присказки"

Конспект образовательной деятельности по развитию речи: "Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» и присказки". Текст сказки прилагается....

Проект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи " В гостях у сказки"

Развития познавательных способностей и развития речи детей в процессе реализации проекта....

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ « В гости к сказке»

Цель:развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальной активности, связной речи....