Конспект познавательного занятия по развитию речи в младшей группе "Котенька-коток"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Гюльмира Рабалдановна Гайбатуллаева

Побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со сверстниками в процессе совместной работы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_v_mladshey_gruppe.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект познавательного занятия по развитию речи

в младшей группе "Котенька-коток"

Цель: Побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со сверстниками в процессе совместной работы.

Задачи:

1. Учить детей выразительности речи в играх через составление описательного рассказа совместно с воспитателем.
2. Развивать умение детей взаимодействовать посредством речи, активизируя в речи детей прилагательные и  закрепляя произношение звуков [м,], [а], [у], [к,].
3. Воспитывать у детей интерес к совместной деятельности; бережное и дружелюбное отношение к живым существам – кошке.

Предварительная работа

Рассматривание с детьми предметных картинок «Домашние животные».
Заучивание стихотворений и потешек о котятах.
Запись голосов животных на аудиокассету.
Изготовление атрибутов (воробышков) для подвижной игры.
Упражнения на звукоподражание «Кто как кричит».

Материал

Живой котёнок; корзинка; столик; указка; игрушки (кошка и котёнок); аудиозапись «Голоса животных» (лошадь, кошка, собака, корова, козы и овцы, поросята); шапочка «Кот»; атрибуты (воробышки); «Волшебная палочка»; силуэты больших и маленьких котят для деления на команды по количеству детей.

Ход занятия

1. Социо-игра «Волшебная палочка»

Дети стоят в кругу.

Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о животных. Подумайте, каких животных вы знаете. Назовите их.

Дети передают «Волшебную палочку» по кругу, называя животных.

2.Дидактическая игра «Кто как кричит»

Воспитатель. Вот сколько животных вы знаете! А по голосу угадать сможете?

 Дети. Сможем.

Звучит аудиозапись «Голоса животных». Дети по очереди отгадывают: лошадь, кошка, собаки, корова, козы и овцы, поросята.

Воспитатель. Одно из животных сегодня придёт к нам в гости. Послушайте и угадайте, кто это?

То мурлычет, то играет,
То куда-то удирает,
Убегает далеко.
А когда придёт обратно, 
То мурлыкает и с блюдца
Пьёт сырое молоко.

Дети. Кошка.

3. Социо-игра «Послушаем за окном, за дверью».

Дети слушают звуки: шорохи, шумы, журчание воды и т.д., в конце игры звучит аудиозапись «Плач котёнка».

Воспитатель. Чей голос вы слышите?

Дети. Котёнок кричит.

Воспитатель.

Кто мяукнул у дверей?
Открывайте поскорей!

Воспитатель вносит в корзинке котёнка. Дети садятся на стульчики.

4. Наблюдение за котёнком.

Воспитатель. Посмотрите, какой он красивый! Замёрз, наверное?

Дети. Да, замёрз.

Воспитатель. Какого цвета котёнок?

Дети. Рыжий, оранжевый.

Воспитатель. А лапки с грудкой какого цвета?

Дети. Белые.

Воспитатель. Что есть у котёнка?

Дети. Голова, туловище, лапки, хвостик, ушки, глазки, нос, усы, рот, зубы.

Во время называния частей тела, дети показывают указкой на котёнке.

Воспитатель. Сколько хвостов у котёнка?

Дети. У котёнка один хвост.

Воспитатель. А ушей сколько?

Дети. Два уха.

Воспитатель. Что котёнок ест?

Дети. Молоко, мясо, суп, колбасу, мышей и т.д.

Воспитатель. Шерсть какая у котёнка?

Дети по очереди гладят котёнка.

Дети. Мягкая, пушистая, рыжая, блестящая.

Воспитатель.

У котёнка шёрстка гладкая, 
И она, наверно, сладкая, 
Потому что Васька рыжий
Часто-часто шёрстку лижет.

Давайте прочитаем  стихи про котика.

5. Чтение стихов детьми.
       Дети читают стихи.

1-й ребёнок
Мама чашку молока
Маше налила.
«Мяу,- киска говорит,-
Вот и я пришла!»
Киске в миску отольём-
Веселее пить вдвоём!

2-й ребёнок
Слыхали  вы про кисоньку, 
Про кисоньку мою?
Не любит мама кисоньку,
А я её люблю.
Она такая чёрная,
А лапки – точно снег.
Ну, всех она наряднее
И веселее всех!

3-й ребёнок
Кот на печку пошёл,-
Горшок каши нашёл.
На печи калачи,
Как огонь горячи.
Пряники пекутся, 
Коту в лапки не даются.

4-й ребёнок
Котик серенький присел 
На печурочке
И тихонечко запел
Песню Юрочке.

5-й ребёнок
Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.

Воспитатель. Как вы думаете, котик один живёт?

Дети. Нет. С ним живут мама и папа, кошка и кот.

Воспитатель. Один – котёнок, а когда их много, кто они?

Дети. Котята.

6. Пальчиковая игра «Котята».

Воспитатель. Давайте поиграем пальчиками. Пусть они у нас будут котятами.

Дети встают, воспитатель читает стихотворение, дети выполняют движения.

Воспитатель

Вот пятеро котят. Один ушёл - и нет его.                  Показывают правую руку.
Ну, нет его - и нет. Котят осталось четверо.              
Разводят руки в стороны.
Вот четверо котят. Один ночной порой                
Показывают четыре пальца.
На дерево залез - котят осталось трое.               
Движение руками перед собой.
Но где-то запищал мышонок тонко-тонко.               
Закрывают ладонями уши.
Котёнок услыхал – осталось два котёнка.            
Приставляют ладони за уши.
Один из них с мячом исчез в дверях бесследно,         
Показывают один палец.
А самый умный – тот, оставшийся, последний,-    
Приставляют палец ко лбу.
Он к миске подошёл и, как и должно киске,              
Делают из ладоней миску.
Лакать за пятерых стал молоко из миски.                        
«Лакают» из ладоней.

7. Деление на группы: кошки и котята.

Воспитатель предлагает детям выбрать силуэты больших или маленьких котят, объединиться в малые группы и превратиться в выбранный образ (кошки и котята) для дальнейшей игры.

Воспитатель. Ребята, с котёнком можно поиграть?

Дети. Можно.

Воспитатель. Это не опасно?

Дети. Опасно, он может поцарапать.

Воспитатель. А с игрушками можно играть?

Дети. Да, можно.

8. Социо-игра «Перекличка»

Воспитатель. У нас есть игрушки: мама – кошка и котёнок. Как мяукает кошка? А мурлычет?

Дети мяукают и мурлычут, как кошка.

Воспитатель. Кошка мяукает низким голосом, а её детки высоким, тоненьким. Кто детёныш кошки?

Дети. Котёнок.

Воспитатель. А как он мяукает?

Дети подражают звуку  мяукающего  котёнка.

Воспитатель. 

Наши  кошка с котёнком играют в перекличку. Кошка громко мяукает низким голосом. Вот так «мяу» (воспитатель интонирует голосом). А котёнок отзывается тоненьким голоском, но тоже громко, вот так (голосовой показ). А когда кошка мяукает тихо, котёнок тоже отзывается  тихо (воспитатель вместе с детьми «мяукают» тихо).
Сейчас я буду мамой кошкой, а вы моими котятами. Я мяукаю низким голосом, вы - тоненьким. Я громко – и вы громко, я тихо – и вы тихо.
Упражнение повторяется 4-5 раз.

9. Работа над потешкой «Киска, киска…»

Воспитатель. Ой, ребята, посмотрите: котёнок лёг на дорожку и не хочет уходить. Сейчас я его прогоню.

Воспитатель читает потешку строго.

Киска, киска, киска, брысь,
На дорожку не садись,
А то Ваня пойдёт,
Через киску упадёт.

Как  я с ним разговаривала, ласково или строго?

Дети. Строго, не хорошо, страшно.

Воспитатель. Вам понравился мой тон?

Дети. Нет, не понравился.

Воспитатель. А котёнку?

Дети. Нет. Ему было страшно, он обиделся.

Воспитатель. Как ещё можно попросить киску?

Дети. Ласково, по-доброму, хорошо.

Воспитатель. (Читает потешку ласково). А теперь как я прочитала?

Дети. Ласково. Ему понравилось.

Воспитатель. А почему он не уходит?

Дети. Не хочет.

Воспитатель. Он хочет, чтобы вы попросили  его. Кто попросит?

Дети инсценируют потешку (2-3ребёнка).

10. Подвижная игра «Воробьи и кот»

Воспитатель. Наш котёнок просит нас поиграть в игру «Воробьи и кот». Давайте выберем кота по считалке.        

Дети встают в круг, воспитатель произносит считалку.

Котик – коток, серый  лобок,
Выходи  гулять на лужок.

Одному ребёнку одевается шапочка  кота, остальным  - атрибуты воробьёв. Воспитатель читает стихотворение, дети выполняют действия.

Котик усатенький по двору гулял,              
Котик гуляет по ковру,  
Мягкими лапками по траве ступал.              
притаился,
Прилетели  воробьишки
,                               выбегают воробьи,
Слышно только «Чик-чирик!»                      
клюют зёрна, чирикают,
Стал подкрадываться котик
,                         кот подкрадывается, 
На воробьишек – прыг!                                 
ловит воробьёв, они разбегаются.  

Игра повторяется  2-3 раза.

Воспитатель. Ребята, котёнку очень понравилось с нами играть, но ему пора уходить. Мама его заждалась, скучает без него. Давайте попрощаемся с котёнком.

Дети. До свидания, котик. Приходи к нам ещё в гости поиграть.

Воспитатель выносит котёнка из группы.                                                                                                                                                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект интегрированного занятия( аппликация, развитие речи) младшая группа "Ночь за окном".

Открытое интегрированное занятие (развитие речи и аппликация) для младшей группы                ...

Конспект комплексного занятия по развитию речи, экспериментированию и познавательному развитию во второй младшей группе «Что мы знаем о воде».

Конспект комплексного занятия по развитию речи, экспериментированию и познавательному развитию во второй младшей группе «Что мы знаем о воде»....

Конспект открытого занятия по развитию речи, младшая группа Тема: «Поезд».

Вызвать желание участвовать в совместной игре, дать образец новой сюжетно – ролевой игры. Побуждать детей высказываться на темы из личного опыта. Развивать речевое внимание, речевое дыхание, артикуляц...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи младшая группа «Путешествие по сказкам»

Конспект интегрированного занятия по развитию речи младшая группа «Путешествие по сказкам»...