Рабочая программа «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе совместной и самостоятельной деятельности с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ». (II младшая группа, возраст детей 3-4 года).
рабочая программа по развитию речи (младшая группа)
Рабочая программа
«Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе совместной и самостоятельной деятельности с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ».
(II младшая группа, возраст детей 3-4 года).Р
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_proninoy_s.a.docx | 81.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение№1
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад №16 «Белочка»
Рабочая программа
«Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе совместной и самостоятельной деятельности с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ».
(II младшая группа, возраст детей 3-4 года).
Разработала: воспитатель
Пронина Снежана Александровна
г.Бердск 2019г.
I.Пояснительная записка.
Данная программа описывает содержание образовательной деятельности по развитию связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе совместной и самостоятельной деятельности с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ.
Программа составлена на основе примерной образовательной программы «Детство» под редакцией Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе,
О.В.Солнцевой издательство «Детство-Пресс», 2014г. Основной образовательной программы дошкольного образования.
Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие»,
«Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Срок реализации программы один год.
Содержание программы предусматривает разные виды совместной и
самостоятельной детской деятельности, активное взаимодействие с семьями воспитанников и педагогами ДОО.
Деятельность по реализации программы осуществляется на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 – 13» «Санитарно-эпидемические требования к устройству, содержанию и организации режима дошкольных образовательных организаций»;
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- План мероприятий («дорожная карта») к Стратегии развития системы образования г. Бердска на 2014-2020 годы.
Актуальность
Речевое развитие дошкольников является одним из приоритетных направлений современного образовательного процесса в ДОУ. Без развитой речи ребёнок никогда не сможет в полной мере стать самодостаточным субъектом разных видов деятельности, что, несомненно, скажется на его личностном развитии, а значит – на дальнейшем обучении в школе. Особую актуальность данного направления была отмечена мной при анализе результатов педагогических наблюдений за детьми второй младшей группы, которые показали, что некоторые дети, особенно посещающие детский сад первый год, так называемые «домашние дети», не всегда реагировали на обращенную речь взрослого. На вопросы отвечали односложно, затруднялись в оформлении мысли в предложение. Многие дети не проявляли инициативу в общении со взрослыми и сверстниками, их речь отличалась бедностью словарного запаса. Опыт показывает, что большое значение в развитии речи малышей имеет познавательное и игровое общение. Зная, что в процессе общения дети активно выражают свои мысли, чувства, впечатления, я решила использовать такое эмоционально-практическое взаимодействие со взрослыми и сверстниками для развития связной речи малышей.
Новизна образовательного процесса в группе заключается в использовании игровых методов и приемов ТРИЗ-педагогики, что значительно обогащает жизнь детей в группе интересными впечатлениями, способствующими развитию связной речи и познавательного интереса к объектам ближайшего окружения.
Цель: Создание условий для развития связной речи в процессе познавательного и игрового общения со взрослыми и сверстниками у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Развивать интерес к эмоциональному содержательному общению детей со сверстниками и взрослыми по разным поводам;
- Побуждать к ответам на вопросы с использованием простого предложения или высказывания из 2-3 простых фраз;
- Стимулировать желание детей сообщать о своих впечатлениях по поводу деятельности, событий или явлений окружающей действительности;
- Совершенствовать речевую среду группы;
- Формировать компетентность родителей как полноправных участников образовательных отношений в вопросах речевого развития дошкольников.
При разработке данной программы учтены следующие принципы дошкольного образования:
- Полноценное проживание ребенком всех этапов детства. Обогащение (амплификация) детского развития;
- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- Сотрудничество с семьями воспитанников;
- Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- Учет этнокультурной ситуации развития детей.
Особенности организации образовательного процесса в группе в ходе реализации программы:
- Образовательный процесс осуществляется на всём протяжении пребывания детей в ДОУ.
- Процесс развития обеспечивается в различных видах общения, в игре, в познавательно-исследовательской и других видах деятельности.
- Содержание образовательного процесса охватывает пять взаимодополняющих областей и предполагает интеграцию деятельности педагогов, родителей, других представителей социума.
- Образовательный процесс строится на основе партнёрского характера взаимодействия участников образовательных отношений;
- Педагоги создают «ситуацию успеха» для каждого ребёнка, которая побуждает к активности, инициативности и самостоятельности в речевом взаимодействии с взрослыми и сверстниками, т.е. обеспечивает детям позицию субъекта разных видов деятельности;
- В совместной и самостоятельной деятельности используются модели мыслительных действий, широко представленные в группе в развивающем центре «Познавайкин мир».
Программа разработана с учётом традиций, которые сложились в группе на протяжении её существования:
- Уважительное отношение к каждому ребёнку;
- Создание комфортных условий для детей в соответствии с их потребностями и особенностями;
- Ценностное отношение к продуктам детской деятельности;
- Активное сотрудничество с родителями, основанное на доверительном, партнёрском взаимодействии педагогов и семей воспитанников;
- Участие родителей в жизни группы и детского сада;
- Проведение совместных с родителями мероприятий для детей (досуги, развлечения, совместное творчество, занятия в детско-родительских группах);
- Активное участие группы в творческих неделях, смотрах-конкурсах, выставках, других мероприятиях ДОУ;
- Проведение открытых мероприятий для коллег;
- Изучение и внедрение инновационных методик и технологий;
- Интеграция деятельности педагогов ДОУ (учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателя по изобразительной деятельности и других) для повышения эффективности и качества образовательного процесса.
При определении цели, задач, содержания программы учтены возрастные особенности детей четвертого года жизни.
Для детей 3-4 лет характерно:
- отделение себя от взрослых и вместе с тем желание быть как взрослый. Любимое выражение детей: «Я сам!»;
- проявление любви к близким людям, привязанность к воспитателю;
- непроизвольность поведения, ситуативность действий и поступков;
- высокая потребность в движении;
- непроизвольность внимания, его зависимость от интереса деятельности;
- ярко выраженное стремление к деятельности;
- игра скорее рядом, чем вместе. Игры простые, неразвернутые, содержащие одну - две роли;
- частые конфликты со сверстниками, обычно из-за игрушек;
- проявление интереса к общению со сверстниками;
- речь становится главным средством общения;
- неустойчивость интереса к продуктивной деятельности. Работы чаще
схематичны, поэтому часто трудно догадаться, что изображено;
- музыкально-художественная деятельность носит непосредственный и
синкретичный характер;
- проявление интереса и избирательности по отношению к различным видам музыкально-художественной деятельности (пению, слушанию, музыкально-ритмическим движениям).
Планируемые результаты реализации программы:
- Дети охотно вступают в общение со знакомыми взрослыми и сверстниками;
- Проявляют инициативу в общении: обращаются с просьбой, сообщением о своем состоянии или желании, об эмоционально значимом для них событии;
- Используют простые распространенные предложения при ответе на вопросы;
- Дети охотно включаются в игровое общение, проявляя при этом речевую активность;
- Дети широко используют в речи название признаков объектов;
- Самостоятельно составляют вопросы восполняющего и описательного типа, подбирают рифмованные слова;
- Высказывают разные мнения при обсуждении проблемных ситуаций, совместно со взрослым пересказывают хорошо знакомые сказки, активно отвечают на вопросы по содержанию сюжетной картины
Оценка эффективности реализации программы.
Для определения эффективности реализации программы используются:
- педагогические наблюдения;
- беседы;
- игровые образовательные ситуаци
II. Содержание образовательной деятельности
месяц | тема | Содержание деятельности | Цель деятельности | Взаимодействие с семьями воспитанников |
Сентябрь | «Моя семья» « Мой детский сад» | Ситуация общения «Как тебя зовут?» «Кто живет рядом с тобой?» Дид.игры «Назови ласково», «Кто это?».
Игровое упражнение «Помощники умной головы», «Узнай и назови» Игровая образовательная ситуация «Угостим дочку Катю чаем». Ситуация общения «Что есть в моей группе?» Дид.игры «Кто заблудился ?» «Кого не стало?», «Кто, где живет?» Дид.игра «Скажи какой?» Игровая образовательная ситуация «Собираем дочку на прогулку». | Развивать интерес к общению со взрослыми и сверстниками по разным поводам. Побуждать детей к ответам на вопросы. Стимулировать желание вступать в речевой контакт со сверстниками; Обогащать словарь словами с уменьшительно – ласкательными суффиксами (оньк,еньк,очк,ечк). Обогащать представления детей об органах чувств; Побуждать детей к речевым высказываниям, связанным с информацией, полученной от анализаторов. Побуждать к называнию своей игровой роли. желание вступать в контакт с окружающими, выражая свои мысли, чувства, впечатления с использованием речевых средств. Обогащать представления детей об устройстве группы, о порядке размещения в ней игрушек и различных уголков. Закреплять представления о группе; Поощрять желание наводить порядок после игры; Побуждать к ответам на вопросы взрослого; Поощрять активность в речевом взаимодействии. Познакомить с моделью признака объекта «Цвет». Обогащать представления детей об объектах классификационной группы «одежда», активизировать словарь. | Родительское собрание «Поговорим об особенностях развития детей младшего возраста (с приглашением педагога –психолога ДОУ). Размещение информации в родительский уголок «Психолого-педагогические особенности развития детей четвертого года жизни». Домашнее задание: подготовить экспонат для группового стенда «Моя семья» (фото портреты). Домашнее задание семейное сочинение «Мой удивительный ребенок». |
«Мои игрушки» | Дид.игра «Угадай игрушку» Дид.игра «Подари мне вопрос». Дид.игра «Угадай кто спрятался в чудесном мешочке?». Рисование «Моя игрушка самая лучшая» Рассматривание сюжетной картины из серии «Мы играем» | Упражнять в использование модели признака «Цвет»; Побуждать к активности в речевом взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Познакомить с моделью вопроса «Восполняющего типа» (какая?, какой?, какое?, какие?); Поощрять желание участвовать в коллективном разговоре. Побуждать к речевой активности при объяснении варианта своего ответа («Почему ты так решил?»); Активизировать в речи прилагательные. Поощрять желание делиться впечатлениями об объектах с опорой на жизненный опыт; Упражнять в ответах на вопросы взрослого. Развивать диалогическую речь, умение отвечать на вопросы. | Консультация «Как выбрать игрушку для ребенка?» Размещение информации в родительский уголок «О пользе и вреде компьютера и телевизора». Индивидуальные консультации «Как воспитывать детей самостоятельными?» | |
«Мой город» | Игровая образовательная ситуация «Покажем Лунтику нашу группу». Дид.игра «Где живет «влажность»?» Строительная игра «Строим дом». Сюжетно ролевая игра «Поездка по городу на автобусе». Дид.игра «Кто где живет?» | Обогащать представления об объектах ближайшего окружения; Упражнять в ответах на вопросы. Познакомить с моделью признака «Влажность»; Побуждать к активности и инициативности в процессе совместной деятельности. Поощрять речевое взаимодействие при проговаривании игрового сюжета. Побуждать к ролевому диалогу с обозначением своей роли. Упражнять в классификации деталей по признаку «Цвет». Развивать воображение; Стимулировать желание вступать в речевое взаимодействие со сверстниками; Развивать игровое общение. Упражнять в называние мест обитания объектов живой природы. | Анкетирование родителей «Что я знаю о своем городе Бердске?» Индивидуальная консультация «Воспитываем будущего патриота Отечества». Размещение информации в родительском уголке «Растим любознательных детей». Домашнее задание: Подготовить фотографии для выставки «Любимый уголок родного города». | |
Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель
Май | «Осень» «Овощи и фрукты» «Хлеб» «Растения» «Домашние животные» «Дикие животные» «Труд взрослых» «Это интересно» «Зима» «Зимние забавы» «В гостях у сказки» «Растем здоровыми» «Я и мои друзья» «Что нам стоит дом построить» «Посуда» «Наша Армия» «Комнатные растения» «Народно прикладное искусство» «Маленькие исследователи». «Мамин день» «Весна в природе» «Потешки, хороводные игры». «Весенние хлопоты» «Космос» «Транспорт» «Человек -помощник природы». «Водичка, водичка». «Чудесные невидимки» «Цветы» «Это интересно» | Рассматривание сюжетной картины «Уборка урожая в саду». Дид.игра «Что бывает осенью?» Дид.игра «С какого дерева листик?»( на прогулке). Дид.игра «Скажи какой по форме?» Рассматривание овощей и фруктов. Дид.игры: «Угадай на вкус» Психологический этюд «Листопад». Дид.игра «В саду или в огороде?»
«Какой помощник умной головы поработал?» «Угадай, что я загадала?» «Найди коробочку» «В гости к тетушке Рифме». «Узнай по вкусу» «Скажи, какой по температуре?» Игровая образовательная ситуация «Медвежонок потерял корзинку с яблоками». Драматизация сказки «Теремок». Игровая образовательная ситуация «К нам пришел дядюшка Вопрос». Совместная деятельность «Стряпаем вкусное печенье». Дид.игры: «На что похоже?». «Карусель». «Большие – маленькие». «Назови правильно». Наблюдение за растениями на участке (с помощью кольца наблюдения). Дидактические игры: «Раз, два, три – к дереву беги». «Скажи какое?» «Мир вокруг нас». «Деревья бывают разные». Беседа «Кто живет в лесу?». Образовательная ситуация «Поможем мишке выбрать корзинку». Совместная деятельность «Наши любимые питомцы». Рассматривание дидактической картины «Кошка с котятами». Дид.игры «Кто как кричит?» «Покажи животное», «Кто, где живет?», «Животные и их детеныши». «Найди похожее». Беседа «Как мы ездим летом в зоопарк» Рассказывание сказки «Колобок» (с опорой на иллюстративный материал). Решение проблемной ситуации «Как помочь Колобку?» Дид.игры: -«Кто где живет?»; -«Летает – плавает-бегает» (с мячом); -«Хвастуны»; -«Расскажи, мы угадаем». Экскурсия по детскому саду. Дид.игры : -«Кому что нужно для работы?»; -«Кто что делает?»; -«Угадай, о ком я говорю». Образовательная ситуация «Кто заботится о нас? Как мы заботимся о нашей няне? Совместная деятельность «Мы настоящие помощники». Дид.игры : -«Что есть на свете круглое? Шарообразное?»; «Карлики и великаны». Игры – эксперименты. -«Эта удивительная вода». (физ.свойства воды) -«Изучаем свойства красок»; Игры – эксперименты со снегом. Ситуация общения «Что бывает зимой?» Образовательная ситуация «Поможем кукле собраться на прогулку» Рассматривание снеговика на системном операторе (техэкранка). Дид.игра «Да-нет-ка»(линейная). Дид.игра «Подари мне вопрос» Образовательная ситуация «К нам в гости пришел Волшебник». Рассматривание сюжетной картины «Таня не боится мороза». Образовательная ситуация «Миша потерял машину в снегу». Дид.игры: -«Что к чему относиться?» (с использованием кругов Лулия); -«Да-нет-ка» (линейная); -«Рифмовки и нерифмушки»; -«Найди коробочку». Строительная игра «Горка для куклы» Совместная деятельность «К нам пришли волшебники».
Рассказывание сказки «Теремок». Дид.игра «Теремок»(вариант «Чем на меня похож?»). Показ сказки «Теремок» (на фланелеграфе) Решение проблемной ситуации «Теремок сломался, как быть?». Дид.игры: -«Угадай героя»; -«Узнай и назови». Составления сказки (с помощью приема «каталога»). Сюжетно-ролевая игра «Открываем театр». Экскурсия в медицинский кабинет. Образовательная ситуация «Кукла Катя заболела». Игра –путешествие «Откуда берутся грязнули?». Сюжетно – ролевая игра «Больница».
Дид.игра «Узнай и назови своего друга по описанию». Игровое упражнения «Скажи хорошее о друге». Ситуация общения « Добрые поступки». Дид.игры : -«Угадай по описанию», -«Отыщи и назови», -«Что где стоит», -«Да-нет-ка» (линейная). Рассматривание иллюстраций «На стройке». Строительная игра «Городок для любимых игрушек» (с использованием матриц). Ситуация общения «Зачем нужна посуда?» Дид.игры: -«Четвертый лишний» -«Подари мне вопрос» -«Угадай объект». Совместная деятельность «Поможем накрыть на стол». Беседа об армии с рассматриванием иллюстраций.
Дид.игра. «Скажи куда спрятался солдатик?» Игровое упражнение «Бравые солдаты». Подвижная игра «Самолет летит». Сюжетно-ролевая игра «Мы моряки» Рассматривание цветущей герани. Беседа «Как ухаживать за комнатными растениями». Наблюдение за комнатными растениями. Решение проблемной ситуации «Как полить цветы?». Дид.игра. «Узнай растения по описанию». Дид.игра «Подари мне вопрос». Рассматривание матрешки. Русские народные игры: «Сорока -белобока», «Ладушки», «Коза», «Каравай».
Дид.игра «Собери матрешку». Посещение комнаты русского быта «В госте к бабушке Матрене». Совместная деятельность «В народной мастерской». (лепка из глины «Чашечка в подарок Мишутке»). Дид.игры: -«Каждому объекту свое место», -«Что было чего не стало» -«Да-нет-ка» (линейная). Игры – экспериментирования: -«Что такое воздух?» -«Какой бывает вода?» -«Цветное волшебство» -«Тонет – не тонет?». Беседа: «Как зовут мою маму, бабушку?». Сюжетно – ролевая игра «Дочки –матери». Совместная деятельность «К нам пришли волшебники». Дид.игры: -«Хорошо –плохо» -«Наоборот» -«Часть –целое» . Дид.игра «Назови ласково». Дид.игра «Скажи какой по весу». Дид.игры: -«Что сначала, что потом» -«Узнай и назови» -«Когда это бывает». Беседа о весенних изменениях в природе. Дид.игры: « Назови признак и его значение»; «Я назову часть, а ты объект»; Линейная «Да-нет-ка». Рассказывание русской народной сказки «Снегурочка и лиса». Русские народные игры: «Сорока белобока», «Ладушки», «Коза», «Каравай». Дид.игры: -«Найди похожее» Совместная деятельность «К нам пришли волшебники». Музыкальное развлечение «Проводы зимы». Беседа «Об весенних изменениях в природе». Дид .игра «Что бывает весной?». Дид.игра «Скажи какой по запаху». Дид.игра «Угадай кто спрятался в чудесном мешочке?». «В гости к тетушке рифме!». Дид.игры: -«Летает, не летает?» -«На чем поедем, полетим, поплывем?» -«Наоборот». Строительная игра «Ракета». Рассматривания ракеты на системном операторе (пятиэкранка). Дид.игра «Подари мне вопрос». Игровая образовательная ситуация «Поможем кукле Маше перейти дорогу». Дид.игры -«Что к чему относиться ?» (с использованием кругов Лулия). Дид.игры : - «Угадай-ка, чем повезешь?» -«Красный и зеленый» -«Встань там, где скажу» Подвижные игры: «Поезд», «Трамвай», «Цветные автомобили, «Ловкий шофер», «Трамвай», «Машины и пешеходы». Ситуация общения «С чем нельзя ходить в лес?». Дид.игры: -«Хорошо - плохо»; -«Опасно –неопасно»; «В гости к тетушке рифме».
Сюжетно-ролевая игра «Пожарные машины спешат в лес на помощь». Беседа «Зачем нужна вода?». Дид.игры : -«Кто, где живет?» -«Летает, плавает –бегает» (с мячом) -«Что, каким бывает?» «Скажи какой по звуку?» Подвижные игры: -«Рыбки и лягушки»; -«Невод»; -«Дождик». Беседа «Как мы ходим летом на речку?»
Игровая образовательная ситуация «Пчелки на разведке»
Дид.игры : -«Узнай по описанию» -«Что сначала, что потом?» -«Чья это тень?». Рисование «Волшебные бабочки». Дид.игры -«Угадай, что я загадала?»; -«Найди парочку»; -«Да-нет-ка» (линейная). Беседа «Как украсила весна наш участок». Совместная деятельность «К нам пришли волшебники». Сюжетно-ролевая игра «Магазин цветов». Дид.игры: -«Узнай цветок по описанию» -«Собери цветок». Ситуация –общения «Каким я буду когда вырасту?». Дид.игры: -«Кого не стало?»; -«Скажи какой?»; -«На что похоже?»; Рассматривание сюжетной картины «На арене цирка». | Развивать умение отвечать на вопросы; Побуждать к активности в речевом общении; Стимулировать желание рассказывать о содержании картины (3-4 предложения с помощью воспитателя). Активизация словаря (существительные); Побуждать к сравнению объектов по разным признакам. Познакомить с моделью признака «форма». Побуждать к использованию сложных предложений при высказывание своей точки зрения; Обогащать представления об анализаторах (помощниках умной головы). Стимулировать к участию в совместной деятельности; Поощрять самостоятельность в создании выразительных образов. Формировать представления о классификации группах «овощи», «фрукты». Обогащать представления об анализаторах. Побуждать к проговариванию их функций. Упражнять в определении объекта с опорой на модели признаков. Познакомить с рифмой. Поощрять активность и самостоятельность в поиске и назывании объектов, сходных по звучанию. Упражнять детей в подборе рифмующихся слов; Развивать интерес к рифмованию. Укреплять в определении функций анализаторов; Обогащать словарь прилагательных. Познакомить с моделью признака «температура». Побуждать детей к активности при решении проблемной ситуации; Поощрять речевые высказывания; Стимулировать желание малоактивных детей участвовать в коллективном разговоре. Поощрять желание участвовать в творческой деятельности, основанной на литературном тексте; Упражнять детей в составлении вопросов восполняющего типа; Познакомить со способом составления вопросов путем перестановки слов с использованием моделей вопросного слова, признака, объекта и дорожки вопросов. Поощрять инициативу в общении со взрослыми по поводу впечатлений об эмоционально значимом событии; Способствовать обсуждению последовательности деятельности и ее результатов. Упражнять в сравнении объектов с опорой на несколько признаков; Упражнять в использование моделей признаков объектов и составление вопросов восполняющего типа; Познакомить с моделью признака «размер»; Упражнять в умении сравнивать объекты (с учетом относительности понятия «размер); Обогащать словарь детей существительными. Познакомить детей с правилами пользования кольцом наблюдения; Поощрять речевую активность детей и обсуждение результатов наблюдений. Закреплять представления о деревьях на территории детского сада; Побуждать к обмену впечатлениями о различных растениях на основе личного опыта; Упражнять в назывании признаков объекта; Обогащать словарь прилагательными; Формировать элементарные представления о классификации объектов природного и рукотворного мира. Стимулировать желание объяснить свой вариант выбора картинок. Поощрять активность и самостоятельность детей. Упражнять в выкладывании целого изображения из частей с обсуждением полученного результата деятельности; Воспитывать стремление помочь, поддержать сверстников в случае затруднения; Развивать умения диалогической речи Обогащать словарь детей названием объектов природы. Побуждать к участию в коллективном разговоре; Поощрять стремление детей сообщить о своих впечатлениях от просмотра мультфильма; Стимулировать высказывания детей по поводу вариантов решения проблемы. Упражнять детей в совместной со взрослым составлении рассказа из 3-4 предложений о домашнем питомце; Совершенствовать навыки диалога при обсуждении содержания картины; Поощрять активность и инициативу детей в процессе ответов на вопросы; Стимулировать желание делиться впечатлениями о домашних животных из личного опыта. Обогащать представления детей о домашних животных. Побуждать к имитации особенностей их поведения. Поощрять оригинальность в создании выразительного образа. Побуждать к участию в коллективном разговоре; Обогащать словарь существительными (название детенышей). Закреплять представления о признаке «рельеф» .Обогащать словарь прилагательными и наречиями. Стимулировать желание детей высказываться о своих впечатлениях о значимом событии в их жизни с использованием простых распространенных предложений; Поощрять самостоятельные высказывания детей. Побуждать детей к совместному со взрослыми пересказу отдельных фрагментов знакомой сказки. Воспитывать интерес к коллективной деятельности. Поддерживать творческие проявления детей в создании выразительных образов героев сказки с помощью речевых средств. Развивать умение связно излагать свою точку; терпеливо ,не перебивая выслушивать сверстников; Упражнять в использование волшебников –преобразователей признаков. Упражнять в назывании места обитания объекта живой природы. Упражнять в навыках описания и сравнения объектов по признакам. Упражнять в составлении короткого описательного рассказа о животном с помощью взрослого (3-4 предложения с опорой на картину). Познакомить детей с разными службами ДОУ: кухней, медицинским кабинетом, прачечной, кабинетом заведующего; Обогащать словарь детей; Формировать навыки общения с незнакомыми людьми в необычной обстановке. Обогащать представления детей о труде взрослых как социально –значимом процессе; о профессиях. Активизировать словарь детей. Воспитывать уважительное отношение к продуктам труда взрослых из ближайшего окружения. Воспитывать уважительное отношение к продуктам , результатам труда взрослых. Побуждать к речевым высказываниям по поводу темы коллективного разговора. Поощрять инициативу детей в изложении оригинальных, творческих идей. Стимулировать желание включаться в общее дело, доводить до конца. Развивать умение высказывать впечатления от совместного труда; договариваться со сверстниками по поводу общего дела , не ссориться; Поддерживать самостоятельность и инициативу в деятельности. Формировать навыки обследовательской деятельности в процессе действий с объектами окружающего мира. Показать различия между круглыми и шарообразными объектами (можно погладить? можно обнять?). Закрепить представления о признаке объектов «размер». Упражнять в сравнении объектов по разным признакам. Побуждать к высказыванию по поводу наблюдаемых процессов, личных впечатлений детей на основе жизненного опыта; Упражнять детей в выполнении обследовательских действий, демонстрации возможностей изображения средств и материалов (набираем на кисть, делаем отпечатки, разводим водой, оставляем след на бумаге). Развивать воображение детей и побуждать к высказыванию по поводу полученного цветового пятна (на что похоже?). Закреплять умение описывать природный объект с опорой на модели признаков. Обогащать опыт восприятия разных свойств, побуждать к их проговариванию. Упражнять в выдвижении исследовательских задач. Стимулировать проявления внеситуативно-позновательного общения со взрослыми. Обогащать представления детей об одежде. Формировать классификационные навыки по разным признакам объектов. Формирование представления об объекте как системе. Побуждать к речевой активности в ходе коллективного разговора. Познакомить со способом сужения пространства поиска методом дихотомии. Активизировать в речи понятия «середина», «слева», «справа». Упражнять в составлении вопросов восполняющего и описательного типа. Познакомить с моделью волшебника «Увеличения – уменьшения», его функциями. Развивать желание участвовать в диалоге. Поощрять творческие проявления детей. Стимулировать желание делиться собственными впечатлениями из опыта зимних игр и забав. Упражнять в ответах на вопросы взрослого по содержанию картины. Побуждать к обсуждению путей решения проблемной ситуации; Воспитывать гуманистическую направленность поведения. Поощрять самостоятельность речевых высказываний вариантов решения. Упражнять в классификации объектов по разным признакам. Упражнять в сужении поля поиска загадочного объекта методом дихотомии. Закрепить навыки рифмования. Стимулировать желание договариваться со сверстниками в ходе вариантов картинок, помогать товарищу в случае затруднения. Побуждать к игровому общению в паре при подборе необходимых деталей с использованием матрицы. Закрепить представление о способах типового фантазирования с использованием волшебников преобразователей (увеличения, уменьшения). Познакомить с волшебником «оживления-окаменения». Поощрять речевые высказывания по поводу выполняемых ими функций. Побуждать детей к проговариванию фрагментов сказки вместе со взрослыми; Воспитывать интерес к слушанию художественного текста. Упражнять детей в сравнении объектов природного мира по ряду признаков, называние сходств и различий; Побуждать к обмену мнениями по поводу высказываний детей. Поощрять эмоциональное сопереживание героям сказки; Стимулировать желание изменить конец сказки и придумать свой; Поддерживать инициативу в процессе совместного обсуждения вариантов использования преобразователей – волшебников. Совершенствовать умение участвовать в коллективном разговоре; Побуждать к использованию волшебников-преобразователей. Развивать монолог. Упражнять детей в описании героя сказки с помощью взрослого. Побуждать к называнию известных героев сказок с опорой на наглядность с объяснением варианта своего ответа. Совершенствовать диалогическую речь в ходе обсуждения содержания сказки (с помощью художественного текста из книги); Формировать основы монологической речи при пересказе получившейся сказки с помощью взрослого. Стимулировать желание участвовать в игровой деятельности с выбором сказки по замыслу детей; Поощрять самостоятельность в обсуждении темы для игры, ролей, подборе атрибутов для создания выразительного образа. Побуждать к обращению с вопросами к малознакомому человеку о содержании его деятельности. Побуждать к осуждению путей решения проблемной ситуации; Поощрять самостоятельность речевых высказываний вариантов решения. Побуждать в ходе игры к созданию рисунков, символов; Развивать интерес к профессии врача.
Развивать интерес к совместной со взрослым игре; Побуждать к называнию своей роли, смене ролей в ходе игры; Совершенствовать ролевой диалог. Развивать монологическую речь в процессе описания внешнего вида сверстников, воспитывать доброжелательные отношения между детьми; Обогащать словарь прилагательными; Формировать дружеские отношения в группе. Стимулировать желание вступать в диалог со сверстниками; Воспитывать культуру общения (умей подождать, пока скажет товарищ). Побуждать к речевой активности в сравнении признаков объектов объяснении своей точки зрения; Упражнять в формулировке вопросов с использованием слов «посередине»», «слева», «справа». Совершенствовать диалогическую речь; Поощрять самостоятельные высказывания из личного опыта; Воспитывать уважительное отношение к высказыванием сверстников. Развивать способность к согласованию своих интересов и интересов партнеров, умение объяснить свои замыслы в ходе игры, конструктивно взаимодействовать со сверстниками. Воспитывать уважительное отношение к мнениям сверстников. Побуждать к речевым высказываниям по поводу темы коллективного разговора. Обогащать представления детей о том ,какая бывает посуда. Поощрять активность в речевом взаимодействии. Развивать классификационные навыки с опорой на разные признаки (цвет , размер, часть); Упражнять в сужении поля поиска загаданного объекта с использованием метода дихотомии. Стимулировать желание включаться в общее дело, доводить до конца. Поддерживать самостоятельность и инициативу в деятельности. Совершенствовать диалогическую речь в процессе познавательного общения со взрослыми и сверстниками. Активизировать в речи предлоги. Совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в движении согласно схемам с изображением действий; Побуждать к использование в речи глаголов, обозначающих действия. Совершенствовать звуковые культуры в речи; Поощрять самостоятельность в создании образа. Упражнять в ролевом диалоге, умении договариваться о смене ролей; Формировать ролевое поведение во взаимодействии со взрослыми. Упражнять в совместном со взрослыми составлении описательного рассказа с опорой на модели признаки. Развивать навыки диалога; Развивать познавательный интерес к миру растений; Формировать представление о растениях как о живом объекте. Побуждать к высказываниям по поводу решения проблемы; Поощрять речевую активность и инициативу детей. Упражнять в определении загаданного объекта с опорой на модели признаков. Упражнять в составлении вопросов восполняющего типа. Упражнять в использование моделей признаков объектов при рассматривании; Побуждать к речевой активности в процессе коллективного разговора. Развивать интерес к фольклору; Побуждать к самостоятельному проговариванию потешек, сопровождать текст выразительными движениями. Расширять представления детей о народной игрушке, воспитывать бережное отношение к ним. Побуждать к диалогу при ответах на вопросы взрослого; Поощрять активность при самостоятельной формулировке вопросов, высказывании впечатлений от увиденного. Стимулировать желание общаться со взрослыми и сверстниками по поводу планирования деятельности с опорой на пооперационные карты. Упражнять в использование модели «место»; Побуждать к активности в речевом взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Побуждать детей к активности при решении проблемной ситуации; Поощрять речевые высказывания; Познакомить с моделью признака «влажность». Побуждать детей к ответам на вопросы; Развивать интерес к общению со взрослыми и сверстникам по разным поводам. Побуждать к ролевому диалогу с обозначением своей роли; Стимулировать желание вступать в речевое взаимодействие со сверстниками; Развивать игровое общение. Закреплять представления о способах типового фантазирования с использованием волшебников – преобразователей (дробление –объединение). Формировать навыки обследовательской деятельности в процессе действий с объектами окружающего мира. Стимулировать желание вступать в речевой контакт со сверстниками; Побуждать детей к ответам на вопросы. Познакомить с моделью признака объекта «вес». Побуждать к сравнению объектов по разным признакам. Развивать умение диалогической речи; Обогащать словарь названиями объектов природы. Упражнять в название признаков объекта. Закрепить представления о признаках. Продолжить знакомство со способом сужения пространства поиска методом дихотомии. Воспитывать интерес к слушанию художественного текста; Поощрять эмоциональное сопереживание героям сказки. Обогащать представления детей о персонажах русского народного творчества. Закреплять представления о признаке «звук»; Обогащать словарь прилагательными и наречиями. Закрепить представления о способах типового фантазирования с использованием волшебников –преобразователей (дробление –объединение). Поддерживать желание участвовать в творческой деятельности вместе со взрослыми.
Продолжить развивать диалогическую речь, словарь детей названиями объектов природы. Активизировать словарь существительными. Познакомить с моделью признака объекта «запах». Побуждать к речевой активности при объяснении варианта своего ответа (Почему ты так решил?) Упражнять детей в подборе рифмующихся слов; Развивать интерес к рифмованию. Упражнять в сравнении объектов с опорой на несколько признаков; Упражнять в названии признаков объекта; Обогащать словарь прилагательными. Стимулировать желание включаться в общее дело, доводить начатое до конца; Развивать умение высказывать впечатления от совместного труда; Поддерживать самостоятельность и инициативу в деятельности. Формировать представления об объекте как системе; Побуждать к речевой активности в ходе коллективного разговора; Упражнять в составлении вопросов каузального и оценочного типа. Побуждать детей к активности при решении проблемной ситуации; Поощрять речевые высказывания. Упражнять в классификации объектов по разным признакам. Обогащать представления детей о транспорте; Обогащать словарь существительными (название частей машин). Стимулировать желание участвовать в игровой деятельности; Поощрять самостоятельность и инициативу. Побуждать детей к ответам на вопросы; Поощрять интерес к общению со взрослыми и сверстниками по разным поводам. Побуждать к сравнению объекта по разным признакам. Упражнять детей в подборе рифмующихся слов; Развивать интерес к рифмованию. Развивать воображение; Стимулировать желание вступать в речевое взаимодействие со сверстникам; Развивать игровое общение. Развивать умения диалогической речи; Обогащать словарь детей названиями объектов природы. Упражнять в назывании места обитания объекта живой природы; Упражнять в навыках описания и сравнения объектов по признакам; Обогащать словарь прилагательными; Закрепит модель признака «звук». Поощрять желание детей самостоятельно подбирать игрушки, атрибуты для игры. Стимулировать желание детей высказываться о своих впечатлениях об значимом событии в их жизни; Поощрять самостоятельные высказывания детей. Обогащать представления об объектах ближайшего окружения; Упражнять в ответах на вопросы. Побуждать к речевой активности при объяснении варианта своего ответа; Активизация в речи прилагательными. Побуждать желание делиться впечатлениями об объекте с опорой на жизненный опыт. Упражнять в определении объекта с опорой на модели признаков; Закрепить навыки рифмования; Упражнять в сужении поля поиска объекта методом дихотомии. Развивать умения диалогической речи; Развивать познавательный интерес к миру растений. Закрепить представления о способах типового фантазирования с использованием волшебников –преобразователей.
Упражнять в ролевом диалоге, умении договариваться о смене ролей, называние роли; Формировать ролевое поведения во взаимодействии со взрослым. Упражнять в определении загаданного объекта с опорой на модели признаков; Упражнять в выкладывании целого из частей с обсуждением результата деятельности. Побуждать детей к ответам на вопросы; Развивать интерес к общению со взрослыми и сверстниками по разным поводам. Побуждать к ответам на вопросы взрослого. Поощрять активность в речевом взаимодействии. Развивать умение отвечать на вопросы; Побуждать к активности в речевом общении; Стимулировать желание рассказать о содержании картины. | Домашнее задание: изготовление поделок на выставку «Осенняя мозаика» (из природного материала). Индивидуальная консультация «Растем себе помощника» Консультация «Учим детей не только смотреть, но и видеть». Домашнее задание: Изготовление моделей (экспонатов) для группа игрового модуля «Наша удивительная дача». Размещение статьи в родительском уголке «О витаминах» Мастер-класс для родителей «Учим детей составлять вопросы». Домашнее задание Подготовка экспонатов к групповому мини-музею хлеба. Участие родителей в совместной деятельности, совместное чаепитие с родителями в группе. Размещение информации в родительском уголке «Интересные факты из жизни растений родного края». Психологический тренинг (с участием психолога ДОУ) «Знаю ли я своего ребенка?». Родительское собрание «Умеем говорить красиво и правильно». Размещение информации в родительский уголок «Разговариваем со своим ребенком». Домашнее задание :Семейный рисунок животного для группового коллажа «Наш веселый зоопарк». Индивидуальная консультация «Звуковая культура речи –это важно!» Домашнее задание «Расскажи ребенку о своей работе». -Подготовка фотоматериалов для группового стенда «Мамы и папы –на работе». Домашнее задание: Выполнить и зарисовать в дневнике эксперименты «Тонет –не тонет», «Растворяется –не растворяется». Размещения информации в родительском уголке «Как организовать детское экспериментирование дома?». Консультация «Как организовать зимнюю прогулку?» Совместная с родителями целевая прогулка на берег реки Бердь, игровая программа. Домашнее задание: изготовление поделки из природного материала для игрового модуля «Зимой хорошо!». Размещение информации в родительский уголок «Русские народные традиции, игры и забавы зимы». Участие родителей в конкурсе «Наш участок самый красивый» (сооружение поделок, малых форм горки). Домашнее задание :подготовка фотоматериалов для группового стенда «Моя семья на зимней прогулке». Вручение семьям буклетов «Способы закаливания в зимнее время» Подготовка спектакля для детей «Заюшкина избушка» (с участием родителей). Совместное музыкальное развлечение «В гостях у сказки». Домашнее задание: «Нарисуем любимую сказку» (для группового коллективного коллажа «Волшебная страна сказок»). Совместный физкультурный досуг «Мама, папа, я-спортивная семья». Семейная газета «Наша здоровая семья» (для выставки в групповой приемной). Домашнее задание: беседа с ребенком об играх и увлечениях своего детства. Домашнее задание совместный рисунок для групповой выставки «Дом будущего». Домашнее задание совместный рисунок для групповой выставки «Любимая чашка». Размещение информации в родительском уголке «Растим здорового ребенка». Размещения информации в родительском уголке «Растим смелых и сильных». Домашнее задание: мы рисуем папу для выставки детских рисунков «Самые лучшие папы на свете». Домашнее задание: привлечь родителей к знакомству детей с домашними растениями . Размещение информации в родительский уголок «Какие русские народные сказки читать детям?» Домашнее задание : Подготовка экспонатов для выставки «Русский быт». Размещения статьи в родительском уголке «Трудовое воспитание детей в семье и в детском саду». Домашнее задание Подготовка экспонатов на выставку «Мамины руки» (поделки сделанные мамиными руками) Домашнее задание: мы рисуем маму для выставки детских рисунков «Лучшие мамы на свете». Размещение информации в родительском уголке на тему: «Как организовать весеннюю прогулку с детьми». Размещения информации в родительском уголке «Русские народные традиции игры и забавы» Индивидуальные консультации «Проблемы во взаимоотношениях родителей и детей» Домашнее задание: подготовка экспонатов для выставки «Мой космос» (к дню космонавтики) Домашнее задание: изготовить с родителями макет машины или другого транспортного средства.
Памятка в родительский уголок «Какие они, современные дети?» Домашнее задание: поиграть с водой, побеседовать с ребенком о том, кто живет в воде? Изготовление книжек-малышек «Чудесные неведимки» Домашнее задание: побеседовать «Зачем нужны цветы?» Размещение информации в родительском уголке «В какие игры можно поиграть с ребенком дома» |
III.Организация образовательной деятельности.
Описание материально –технического обеспечения программы.
Для эффективной реализации программы в группе создана оптимальная развивающая предметно-пространственная среда, которая отвечает следующим требованиям:
- она носит системный характер, отвечает целям и задачам воспитания, инициирует деятельность детей;
-учитывает специфику возрастного этапа развития ребенка, т.е, способствует решению задачи создания «зоны ближайшего развития»;
-обеспечивает возможность взаимодействия детей между собой и со взрослыми, что способствует формированию у них навыков коллективной деятельности;
-имеет, наряду с консервативными элементами ,часто меняющиеся составляющие ,которые побуждают детей к их познанию через практическое экспериментирование .Это порождает новые идеи, образы ,способы, что обогащает как саму детскую деятельность (игру, конструирование и т.д.),так и развитие детей в ней.
Предметно – пространственная среда в группе имеет ряд особенностей.
Игровое оборудование расположено так, чтобы не сковывать инициативу детей при постановке и решении ими игровых задач, возникающих по ходу игрового замысла. В группе и на участке размещается необходимое количество разнообразного игрового материала , который дети используют по своему усмотрению. Наряду с многофункциональными предметами (кубы, бруски, цилиндры), разными по размеру, форме, материала, детям предлагаются обычные игрушки и игровая атрибутика.
В группе имеется развивающий центр «Познавайкин мир», в котором широко представлены разнообразные мыслительные модели:
-«помощники умной головы»
-«имена признаков»
-формулировки вопросы
-установления причинно-следственной связи
-преобразования признаков объектов «волшебники»
-мышления (наблюдения, сравнения, морфологический анализ, решение проблемных ситуаций, пересказ текста, составления рассказов сказочного содержания, составления загадок, лимериков и т.д.)
Их использование позволяет превратить процесс познания признаков объектов, их преобразование в увлекательную для детей деятельность, ,в конечном итоге ,освоить базовые способы познания объектов окружающего мира и самостоятельно их использовать.
В группе создана игротека развивающих ,так называемых «тризовских» игр:
-«Умные карточки»;
-«Что сначала, что потом?»;
-«Логический паровозик»;
-«Мир вокруг нас»;
-«Узнай и назови»;
-«Подари мне вопрос»;
-«Скажи какой?»
- «В гостях у тетушки Рифмы» и другие, в том числе, широко представлены игры, выполненные руками воспитателей и родителей воспитанников «Найди парочку», «Составь рифму». Имеется уголок экспериментирования с необходимым оборудованием, которое расположено в доступном для детей месте. В группе широко представлены разнообразные изобразительные материалы: сангина, пастель, мелки, акварель, гуашь, уголь, фломастеры, пластические материалы.
Широко представлены различные настольно-печатные игры различной тематики («Наша улица», «Мы играем в магазин», «Животные и их детеныши», «Кто где живет?» и др.).В группе имеется постоянно действующий «огород на окне», содержание которого меняется в зависимости от сезона года.
Совместно с родителями часто организуется мини-музей («Моя любимая игрушка», «Домашние питомцы», «Деревянные игрушки», игрушек – самоделок, предметов привезенных из путешествий и др.). Литературный уголок представлен многообразием детской художественной и познавательной литературы, которая регулярно меняется в соответствии с темой недели.
Психологический уголок оснащен иллюстративным материалом, мелкими игрушками, книжками-малышками, семейными фотоальбомами и другим игровым материалом для организации индивидуальной работы с детьми по разным образовательным областям, а также – для самостоятельной творческой деятельности детей. В группе имеются разные виды театров :би-ба-бо, настольный, пальчиковый, теневой, кукольный ; многообразие атрибутов в игровых уголках: муляжей, игрушек заместителей, игрового оборудования, изготовленного руками воспитателей. Гибкому зонированию группы способствует новая игровая мебель и разнообразные ширмы, стеллажи для игрушек и развивающих игр. Для просматривания иллюстративного материала, мультимедийных презентаций, поиска необходимой информации широко используется ноутбук. Центр творчества представлен разнообразными материалами и оборудованием для продуктивных видов деятельности. В группе имеются продукты совместной и самостоятельной детской деятельности (схема «Моя дорога в детский сад»); стенды «Полянка настроения», «Наши добрые дела», «Моя семья». Особый интерес детей и семей воспитанников вызывает постоянно действующая экспозиция «Звезда недели» и выставки детских рисунков ,поделок.
Все компоненты развивающей предметно-пространственной среды побуждают детей к взаимодействию со взрослыми и сверстниками на основе партнерства и сотрудничества, а так же предполагают активное участие семей воспитанников в их обогащении и совершенствовании. Развивающая среда в полной мере соответствует требованием ФГОС ДО к условиям реализации Основной образовательной программы дошкольного образования.
Программно-методическое обеспечение
Используемые образовательные программы | Методики и технологии |
Основная образовательная программа ДОУ Т.И .Бабаева, А.Г .Гогоберидзе, О.В. Солнцева Примерная образовательная программа «Детство».-СПб., «Детство –Пресс»,2014г. | 1 Методическое пособие «Младший дошкольник в детском саду» .Как работать по программе «Детство».-СПб., «Детство –Пресс»,2014г. 2 Т.А. Сидорчук Методический комплекс «Я познаю мир».-Ульяновск,2014г. 3 Учебное пособие «Методы формирования навыков мышления, воображения и речи дошкольников. Т.А Сидорчук-АО Первая образцовая типография» ,Ульяновск 2015г. 4. Учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений и студентов педагогических колледжей «Развитие мышления, воображения и речи дошкольников» :Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н.-Ульяновск , ИПК ПРО,2003. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе формирования тонких движений пальцев рук
Опыт по данной теме может быть использован в практической деятельности воспитателей для повышения эффективности развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста....
Рабочая программа "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения технологии квиллинг"
Предлагаю вашему вниманию рабочую программу, с учетом регионального компонента растения Алтайского края. Данная программа соответствует основным требованиям ФГОС....
Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста.
Речь-великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взглды и убеждения, оказыва...
Мастер-класс: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Цель мастер-класса:- ознакомление педагогов с методом наглядного моделирования как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохр...
презентация "Использование метода моделирования для развития связной речи детей младшего дошкольного возраста"
Значение развития связной речи выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов обучения, которые бы облегчали, систе...
Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе игр - драмматизаций
Обогатить эмоциональное, речевое и умственное развитие детей посредством игровой деятельности...
РАБОЧАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи с использованием игровых методов и приёмов ОТСМ-РТВ-ТРИЗ.
Данная рабочая программа по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста предполагает создание условий для развития связной речи детей с нарушением речи старшего дошкольного возраста с ...