Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе формирования тонких движений пальцев рук
учебно-методический материал (средняя группа) на тему
Опыт по данной теме может быть использован в практической деятельности воспитателей для повышения эффективности развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_chervyakova_m.v.docx | 193.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
МКУ «Управление образования Администрации города Бийска»
Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе формирования тонких движений пальцев рук
Червякова Марина Васильевна
Воспитателя МБДОУ «Детский сад №1» города Бийска
Бийск 2014
Перечень модуля
1. Условия формирования опыта.
2. Актуальность опыта.
3. Теоретическая основа опыта.
4. Новизна опыта.
5. Ведущая идея опыта.
6. Технология опыта.
7. Результативность опыта.
8. Адресная направленность.
9. Литература.
10. Приложение.
Наименование опыта
Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе формирования тонких движений пальцев рук.
Условия формирования опыта
Опыт формировался на базе МБДОУ «Детский сад № 1» города Бийска Алтайского края. Детский сад расположен в типовом двухэтажном здании. Функционирует 11 групп, имеются спортивный и музыкальный залы, музей «Русская изба». Педагогический коллектив работает по основной общеобразовательной программе дошкольного образования.
Опыт осуществлялся в течение двух лет. Были задействованы дети 2-4 лет.
Актуальность
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Исследования психологов, педагогов, лингвистов (Л.С. Выготский, СЛ. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба, А.А. Пешковский, АН. Гвоздев, ВВ. Виноградов, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флёрина, Ф.А. Сохин, Л.А. Пеньевская, А.М. Леушина, О.И. Соловьева, М.М. Конина) отмечают необходимость комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников.
Младший дошкольный возраст характеризуется чрезвычайно возрастающей речевой активностью. Словарный запас младшего дошкольника зависит от условий жизни, воспитания, состояния здоровья, общего развития. Исследования М.М. Кольцовой, показали, что развитие рук, мелкой моторики и речи детей находятся в прямой зависимости друг от друга. Руки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.
Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем лучше он развивается. Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых зон» и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. У большинства современных детей, особенно городских, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Еще лет двадцать назад взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть домашних дел приходилось выполнять руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры и т.д. Сейчас не принято штопать одежду, мало кто занимается рукоделием, многие операции за человека выполняют машины. Все эти тенденции непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно моторики рук.
В 1873 г. Выдающийся немецкий педагог Фридрих Фребель, выделил воспитательное значение пальчиковых игр и включил их в учебный план созданных им детских садов. Ф. Фребель высказал предположение, что именно ассоциация звука и смысла слов с собственным телом ребенка наилучшим образом подходят для обучения маленьких детей. В те времена не могло существовать теоретического обоснования этого способа, Фребель делал заключения на основе собственных наблюдений и интуиции.
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно - коррекционные мероприятия в данном направлении.
Преодолеть эти проблемы могут пальчиковые игры, дидактические и развивающие игры, специально организованные игры для развития мелкой моторики и таких движений кистей и пальцев, как хватание, соотносящие движения, подражание движениям рук взрослого. Такие игры благотворно влияют на развитие мелкой моторики ребенка и их необходимо использовать в образовательной практике в ДОУ, а с другой – традиционно – сложившаяся образовательная практика не обеспечивает таких возможностей из-за недостаточной разработанности и систематизации методического и практического содержания этого направления.
Теоретическая основа опыта
Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно строить свою речь, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому человеку.
Из анализа литературных источников, следует что понятие “связная речь” относится как к диалогической, так и к монологической формам речи. А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, В.П. Глухов считают, что диалогическая (диалог) – первичная по происхождению форма речи, возникающая при непосредственном общении двух или нескольких собеседников и состоит в основном обмене репликами. Отличительными чертами диалогической речи являются:
- эмоциональный контакт говорящих, их воздействие друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса;
- ситуативность.
По сравнению с диалогической, монологическая речь (монолог) – это связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности. А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, А.А. Леонтьев к основным свойствам монологической речи относят: односторонний и непрерывный характер высказывания, произвольность, развернутость, логическую последовательность изложения, обусловленность содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации. Особенность этой формы речи состоит в том, что ее содержание, как правило, заранее задано и предварительно планируется.
А.А. Леонтьев отмечает, что, являясь особым видом речевой деятельности, монологическая речь отличается спецификой выполнения речевых функций. В ней используются и обобщаются такие компоненты языковой системы, как лексика, способы выражения грамматических отношений, формо- и словообразующие, а также синтаксические средства. Вместе с тем в монологической речи реализуется замысел высказывания в последовательном, связном, заранее спланированном изложении. Реализация связного развернутого высказывания предполагает удерживание в памяти составленной программы на весь период речевого сообщения, задействование всех видов контроля за процессом речевой деятельности с опорой как на слуховое, так и на зрительное восприятие. По сравнению с диалогом, монологическая речь более контекста и излагается в более полной форме, с тщательным отбором адекватных лексических средств и использованием разнообразных синтаксических конструкций. Таким образом, последовательность и логичность, полнота и связность изложения, композиционное оформление являются важнейшими качествами монологической речи, вытекающими из ее контекстного и непрерывного характера.
Независимо от формы (монолог, диалог) основным условием коммуникативности речи является связность.
Связная речь - это последовательный и логически связанный ряд мыслей, выраженных конкретными и точными словами, соединёнными в грамматически правильные предложения.
Основным в речевом развитии ребёнка является всё перестраивающееся и совершенствующееся умение пользоваться речью как средством общения. В зависимости от изменения форм этого общения изменяются и формы речи. Сначала общение у ребёнка происходит лишь с его ближайшим непосредственным окружением. Постепенно вводимые отдельные высказывания, просьбы, вопросы и ответы отливаются в разговорную диалогическую форму. Лишь после этого появляется потребность передать, отобразив его в речевом плане, более или менее обширное смысловое целое (описание, рассказ), предназначенное и для постороннего слушателя и ему понятное. Тогда развивается связная речь, умение раскрыть мысль в связном речевом построении. Всякая подлинная речь, прежде всего для самого говорящего, передающая мысль, желание говорящего, является связной речью, но формы связности в ходе развития изменились. Связной в специфическом смысле слова называют такую речь, которая отражает в речевом плане все существенные связи своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо потому, что, будучи представлены в мысли говорящего, эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи. Связность речи означает адекватность речевого оформления мысли говорящего с точки зрения её понятности для слушателя. Связная речь – это такая речь, которая может быть вполне понятна на основе её собственного предметного содержания. Для того, чтобы её понять, нет необходимости учитывать ту частную ситуацию, в которой она произносится; всё в ней понятно для другого из самого контекста речи; это контекстная речь.
Речь — это прежде всею результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Так называемые артикуляторные органы лишь выполняют приказы, поступающие из мозга.
Понимание речи (работа механизмов приема речи, как иногда говорят) возможно, только тогда, когда у ребенка развит слух и в мозгу происходит образование новых нервных связей между слышимыми звукосочетаниями и другими ощущениями.
Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией.
Первой формой общения первобытных людей были жесты, постепенно они стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время была связана с жестикуляторной речью.
Самые движения пальцев рук постепенно совершенствовались — из поколения в поколение люди выполняли все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Так развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.
Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.
Г.В.Люблина, кратко описала «ступеньки» развития руки и мозга, «ступеньки» развития психомоторики детей дошкольного возраста.
Первый месяц - руки сжаты в кулачки. Движения отрывисты и конвульсивны. Собственная рука в этот период бывает одним из главных «предметов», на котором останавливается взгляд малыша.
Второй месяц - руки ещё сжаты в кулачки, но взгляд малыша более определён и направлен. Третий месяц - руки большей частью сжаты в кулачки, но если вложить в них что-либо, пальцы ухватятся, и будут держать решительно и осознанно. Появляется желание дотянуться до предмета, схватить его, например игрушку, подвешенную над кроваткой.
Четвёртый месяц - пальцы не сжаты. Малыш любит играть с пальцами, умеет держать погремушку, размахивать ею, иногда ему удаётся поднести погремушку ко рту. Если игрушка попадает в поле зрения, то движения руки оказываются под контролем глаз, (этот процесс будет совершенствоваться).
Пятый месяц – ребёнок высоко поднимает голову, разглядывает всё вокруг, сам переворачивается. Если дать ему два пальца, он сразу же крепко их схватит и начнёт подтягиваться, пытаясь сесть. Лёжа на спине, хватает себя за ступни, притягивает их к голове, берёт в рот пальцы ног. Если рядом находятся игрушки, то хватает их, ощупывает, тянет в рот, снова рассматривает. Хватание и ощупывание предметов имеет большое значение не только для развития моторики, но и для мышления.
Шестой месяц - ребёнок умеет в каждую руку взять по предмету (схватить, удержать) или один предмет ощупывать двумя руками, «изучать». Целенаправленные манипуляции с предметом помогают материально понять причину и следствие: надавишь на игрушку – запищит, толкнёшь машинку – покатится.
Седьмой месяц - малыш настойчиво упражняет пальцы – продолжается совершенствование в хватании предметов.
Восьмой месяц - у ребёнка начинает интенсивно работать не только большой палец, но и указательный. Он предпринимает попытки снимать и закрывать крышки, открывать указательным пальцем коробочки, устроенные по типу спичечного коробка. Пытается, поднявшись, достичь заинтересовавших его предметов, «изучить» их цепкими хватающими кистями рук и подушечками пальцев. Губы и язык дают дополнительную информацию о предмете.
Девятый месяц - скачок в развитии тонкой моторики. Ребёнок берёт предметы уже не хватающим, а загребающим движением. Обычно сначала трогает указательным пальцем, а затем берёт двумя пальцами (например, шарики, легкую игрушку). Скачок в развитии моторики приводит к скачку в развитии речи и мышления. Десятый месяц - классическая пора ползания, а ползание – дорога открытий. Ребёнок добирается до всего, что его интересует, и изучает предметы органами чувств: стучит (слушает), берёт в рот (пробует на вкус), щупает (осязает), внимательно смотрит, что находится внутри предмета, и т.д. Кроме того, десятый месяц – это «университет радостного обучения. Малыш, играя с взрослым, как бы «говорит» своим поведением: «Основной принцип моего обучения – радостное подражание».
Одиннадцатый месяц - новый рывок в развитии мышления. Если раньше малыш производил с предметами манипулятивные действия, то сейчас он пытается использовать их функционально, то есть по целевому назначению: из кубиков пытается строить, из чашки – пить, куклу укладывает спать, укачивая. Ребёнок готовится овладеть вершиной ручных и сенсорных способностей – умением нанизывать кольца на стержень пирамидки.
Двенадцатый месяц и год - малыш начинает самостоятельно ходить. Постоянно и активно изучает рукой все доступные вещи (в том числе и опасные). С предметами «работает» функционально, подражает действиям взрослых: лопаткой копает, ведёрком носит песок.
В начале второго года жизни большинство детей начинает ходить. Получив относительную независимость. Ребёнок пытается «взять весь мир в свои руки». Начинается новый этап в развитии руки и мозга – ознакомление с окружающим предметным миром. В этот период ребёнок овладевает предметными действиями, т.е. использует предмет в соответствии с его функциональным назначением. Например, малыш не просто манипулирует ложкой и вилкой, он хочет выяснить, как можно действовать с ними. И хотя ребёнок в течение второго года жизни овладевает этими «орудиями труда», для него важен сам процесс, а не результат.
Особое значение имеет период, когда начинается противопоставление большого пальца остальным — с этого времени ребенку становятся доступны тонкие движения.
Случайность ли, что тренировка движений как-то влияет на созревание речевой моторной области? Для того чтобы ответить па этот вопрос, в лаборатории Л. А. Панащенко, были проведены такие наблюдения. У детей в возрасте шести недель в доме ребенка записывали биотоки мозга, затем у одних из этих детей тренировали правую руку, а у других — левую. Тренировка заключалась в массаже кисти руки и пассивных (т. е. производимых взрослым) сгибаниях и разгибаниях пальцев. Через месяц и через два месяца после начала такой тренировки повторно записывались биотоки мозга и математически вычислялась степень устойчивости в появлениях волн высокой частоты, что является показателем степени созревания коры мозга. Оказалось, что через месяц тренировки высокочастотные ритмы стали отмечаться в области двигательных проекций, а через два месяца — и в будущей речевой области, в полушарии, противоположном тренируемой руке! ».
Аналогичное исследование (ежемесячная запись биотоков мозга с последующим математическим анализом) было проведено и на группе детей такого же возраста, с которыми никаких тренировок не проводилось. Результаты, полученные в этих наблюдениях, показали, что тренировка пальцев рук на два с половиной месяца ускоряет процесс созревания речевых областей—у правшей в левом, а у левшей — в правом полушарии! Эти данные уже прямо говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов от пальцев рук.
Естественно, что этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно, там, где имеется отставание, задержка развития моторной речи детей.
Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Значение хватательного рефлекса состоит в способности ребенка не выпускать из рук предмет. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.
Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки-белобоки» и других) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.
Работы В.М. Бехтерева, доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит — развивать речь ребенка. Исследования М.М. Кольцовой, доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков исследователями А. В. Антакова-Фомина, М. М. Кольцова, Е. И. Исенина, в ходе обследования большого количества детей было установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так, на основе проведенных опытов была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это значит, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.
Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (М.М. Кольцова, Н.Н. Новикова, Н.А.Бернштейн, В.Н. Бехтерев, М.В. Антропова, Н.А. Рокотова, Е.К.Бережная.
Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.
Учёные считают, что наибольшее влияние на развитие мышления ребёнка оказывают соотносящие и орудийные действия.
Соотносящие действия – это такие действия, в процессе которых один предмет нужно привести в соответствие с другим (либо одну часть предмета в соответствие с другой) Например, чтобы закрыть коробочку, следует подобрать крышку (чтобы закрыть матрёшку – найти её вторую часть и т.д.). Таким образом. Ребёнок должен соотнести предметы по размеру (величине) и форме.
Орудийные действия – это действия, в процессе которых один предмет – «орудие» (ложка, вилка, сачок, карандаш и др.) употребляется для воздействия на другой предмет. Способ использования таких «орудий» ребёнок узнаёт от взрослого.
Самые любимые и важные для развития руки и мозга игры – с песком, водой и глиной. При этом важно прививать ребёнку необходимые гигиенические навыки (учить мыть руки с мылом, вытирать, поочерёдно массируя все пальцы), превращая каждую процедуру в радостную и полезную игру.
В этом возрасте очень важны книжки – раскладушки, так как малышу легче научиться листать книгу с твёрдыми картонными страницами. Взрослый вместе с ребёнком рассматривает картинки в книге, называет изображённых персонажей, читает короткие тексты. Речевой контакт открывает малышу новый мир. Однако учёными замечено, что в сознании ребёнка данного возраста глубоко зафиксированными оказываются только названия тех предметов, которые «прошли» через его руку, его действия.
На третьем году жизни предметная деятельность становится ведущей. Руки ребёнка в постоянном движении, в работе. Понаблюдайте, сколько видов деятельности сменит малыш за час, сколько успеет потрогать, разобрать, вставить, достать, сложить, показать, поломать и «починить». При этом он всё время говорит сам с собой, думает вслух.
Детские психологи считают: переход от пробы к умению – важнейшее достижение этого возрастного этапа.
Четвёртый год жизни - рука маленького труженика на четвёртом году жизни освоится с множеством рамок для застёгивания – расстёгивания пуговиц, петель, крючков, молний, пряжек, липучек и т.д.; с купанием и одеванием куклы – голыша; научится стирать платочки, носочки; научится резать варёные овощи для салатов, красиво накрывать стол, складывая по-разному бумажные и полотняные салфетки; мыть за собой посуду. И всё это будет косвенно готовить руку к письму. Руками ребёнок начнёт осваивать и сенсорные эталоны: величину, длину, форму, цвет, вкус, структуру поверхности и многое другое. От ощущения – к восприятию, от восприятия – к представлению, от представления – к пониманию.
Таким образом, «ручной» опыт даст «пищу для ума», обогатит речь специальными понятиями – «орудиями мысли». В этом возрасте важно развитие познавательных интересов, умений, целеполагания: чтобы голова замыслила, а рука сделала, чтобы сенсорно – моторная и вербальная (словесная) познавательная деятельности дополняли одна другую.
Постепенно хаотичные восприятия ребенка, накопленные за предыдущие три года жизни, начнут систематизироваться и упорядочиваться. В младшем возрасте навыки, приобретенные в младенчестве, постепенно совершенствуются. Дети в этом возрасте постепенно учатся класть предмет в определенное место. Если на предыдущем этапе ребенок преимущественно захватывал и держал предмет ладонью, то теперь он начинает активнее использовать пальцы. В это время он учится рисовать линии, круги, резать бумагу ножницами, снимать и надевать свободную одежду. Одним из показателей хорошего физического и нервно -психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой.
Развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и точное артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Каждый палец руки имеет обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Поэтому очень важно уже на ранних этапах заниматься развитием мелкой моторики рук ребенка.
Между двумя и тремя годами жизни ребенка становится особенно заметным значительный скачок в общем развитии ребенка, вызванный овладением речью. Ребенок накапливает определенный запас слов, который содержит все части речи. Превалирующее место в словаре занимают глаголы и существительные, обозначающие предметы и объекты ближайшего окружения, их действия и состояние, однако начинается активное употребление прилагательных и местоимений.
Дети осваивают навыки разговорной речи, излагают свои мысли простыми и сложными предложениями и подходят к составлению связных высказываний описательного и повествовательного типов.
Детям младшего дошкольного возраста доступна простая форма диалогической речи, однако они часто отвлекаются от содержания вопроса. Речь ребенка ситуативна, преобладает экспрессивное изложение.
Связная речь начинает только формироваться. В начале ребенок строит короткие простые предложения, но затем начинает пользоваться сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями. К концу года ребенок овладевает ситуативной, связной речью, то есть может рассказать о том, что он видел, что узнал, что он хочет. Связного пересказа большинство детей еще не дает. В этом возрасте дети любят слушать одни и те же сказки, стихи и после многократного прослушивания запоминают наизусть тексты и как бы читают их по книге. Передать же своими словами текст сказки дети еще не могут. Трехлетние дети в состоянии отгадывать не сложные загадки, в тексте которых много информации и есть намеки и подсказки, звукоподражания. В младшем дошкольном возрасте важным достижением в развитии фонематического восприятия становится осознание собственного ошибочного звукопроизнесения.
Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что речь детей младшего дошкольного возраста отличается недостатками звукопроизношения, она еще недостаточно ясна и чиста по звучанию. Уровень развития речи ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук в том случае, если развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Можно сделать вывод, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев.
Новизна опыта
Новизна опыта состоит в использовании с детьми младшего дошкольного возраста широкого спектра дидактического материала по развитию тонких движений пальцев, которая позволит максимально эффективно способствовать развить связной речи.
Ведущая идея
Использования в работе с детьми широкого спектра дидактического материала для развития тонких движения пальцев рук обогатит речь ребенка, речь начинает становиться не только средством общения, но и источником получения знаний посредством словесных объяснений взрослого, увеличивается объем активного словаря.
Технология опыта
Цель: Создание условий, способствующих развитию связной речи у детей младшего дошкольного возраста, в процессе развития тонких движений пальцев рук.
Задачи:
- Теоретически изучить проблему развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в научно-методической и педагогической литературе;
- Выявить условия развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста;
- Разработать и апробировать систему работы с детьми по формированию тонких движений пальцев рук способствующую развития связной речи.
- Оценить эффективность разработанной системы.
Принципы работы:
1. Принцип целенаправленности
2. Принцип систематичности и последовательности
3. Принцип доступности
Этапы работы:
Этап | Содержание |
Предварительный этап | 1. Аналитическая работа с литературой. 2. Выбор критериев оценивания речевого развития. 3. Подбор материала для работы с детьми. 4. Создание предметно-развивающей среды |
Диагностический этап | 1. Наблюдение и запись речи детей (сбор и обработка данных). |
Практический этап | 1. Работа с детьми (индивидуальная и групповая); 2. Работа с родителями. |
Аналитический этап | 1. Диагностика развития тонких движений пальцев рук; 2. Оценка соответствия речевого развития детей возрастным нормам. 3. Оценка результативности и эффективности внедрения системы. |
На практическом этапе работа велась в двух направлениях
Работа с детьми | Работа с родителями |
Первая младшая группа | |
|
|
Вторая младшая группа | |
|
|
Методы и приёмы:
Наглядный:
- Показ;
- наблюдение;
- рассматривание предметов;
Словестный:
- использование художественного слова;
Практический:
- игры и игровые приемы;
- массаж кистей рук.
Форма работы с детьми:
- индивидуальная;
- подгрупповая;
- групповая.
Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.
Результативность
Для оценки развития тонких движений пальцев рук использовала методику, предложенную Е.А. Стребелевой.
При выявлении состояния речевого развития детей особое место отводилось специальным наблюдениям, которые проводились в процессе воспитательно-образовательной работы в повседневной жизни. В течение определённого времени за детьми не только наблюдаю, но и фиксирую речь детей, отмечая как её недостатки, так и положительные сдвиги, а также трудности, которые испытывают дети при овладении программным материалом.
Соответствия уровня развития связной речи возрастным нормам, которые описывает О. А. Белобрыкина пришла к выводу:
1. Уровень развития тонких движений пальцев рук является одним из показателей уровня развития связной речи в дошкольном возрасте.
2. При целенаправленной и систематической работе наблюдается качественное изменение в развитие мелкой моторики у детей.
3. Развитие тонких движений пальцев рук является одним из эффективных средств речевого развития детей.
4. Работу по развитию мелкой моторики целесообразно начинать с раннего возраста.
Адресная направленность.
Опыт по данной теме может быть использован в практической деятельности воспитателей для повышения эффективности развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста.
Литература
1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. -- 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Антакова-Фомина Л.В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук. – В кн.: Тезисы докладов XXIV-го Всесоюзного совещания по проблемам высшей нервной деятельности. М., 1974.-256 с.
3. Бабаева Н. У школьного порога - М.: Просвещение, 1992.- 48 с.
4. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М., Просвещение 1998 .- 156 с.
5. Бехтерев В.М.Объективная психология. - М.: Наука, 1907 г. переиздано 1991г.-480 с.
6. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду.– М., Просвещение , 1977г-158 с.
7. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981.-256 с.
8. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль, Академия развития, 1997 .- 45с.
9. Гатанова Н. В., Тунина Е. Г. Развиваю мелкую моторику — СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 78 с.
10. Ермакова. С. Пальчиковые игры от года до трех лет- М.: Издательский дом МСП, 1997.-75 с.
11. Козырева Л.М. Развитие речи детей от 0 до 5. Издательство: «Академия развития», 2001.-159с.
12. Кольцова М.М. Ребёнок учится говорить. – 2-е изд., перераб. и доп.- М., Советская Россия, 1979 .- 122 с.
13. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга.- М., Педагогика, 1973.- 138 с.
14. Краузе Е.Н. Логопедия. – Санкт-Петербург, Корона принт, 2003 .- 179 с.
15. Коноваленко В.В, СВ. Коноваленко. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика: Комплекс упражнений к комплекту "Домашние тетради для закрепления произношения звуков". М.: Гном-Пресс, 2000. — 16 с.
16. Люблина Г.В. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие.- М.: Издательский дом МСП, 2008.-95 с.
17. Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. — М.: Академия.- 2000 . – 275 с.
18. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева и др. – М.: Просвещение, 1984. – 240 с.
19. Новоторцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. - Ярославль, Академия развития, 1998 .- 123с.
20. Панащенко Л.А. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М.: Педагогика, 1998. – 143 с.
21. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. -2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с, ил., 4 л. ил.
22. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. — 48 с.
23. Сухомлинский, В. А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // История педагогики в России / В. А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 1999. – 485 с.
24. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. / Под ред. Н.Н. Поддъякова, Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1984. – 207 с.
25. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.--метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.
26. Ушакова О.С, А.Г.Аршанова, А.И. Максаков. Программа и конспекты. Занятия по развитию речи в детском саду: Книга для воспитателей детского сада - М: Изд-во «Совершенство», 1998.-368 с.
27. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. - М.: Института Психотерапии. 2001. – 256 с.
28. Фребель Ф. Детский сад.- М: «Армада-пресс», Пер. с нем. Я. Соколова. Пед. соч., 1913, т. 2.- 268 с.
29. Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. - Санкт-Петербург, Лань, 1996 .- 98с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Возрастные нормы развития связной речи
по О.А. Белобрыкиной
3-4 года | 4-5 лет |
Ребенок односложно отвечает на вопросы при рассматривании предметов; | Пересказывает небольшие рассказы, сказки знакомые и вновь прочитанные; |
Повторяет за взрослым рассказ из 3-4 предложений, составленный об игрушке или по содержанию картины; | Составляет небольшие рассказы о предмете, по содержанию сюжетной картины; |
Участвует в драматизации отрывков из знакомых сказок. | Поддерживает беседу правильно по форме и содержанию, задает и отвечает на поставленные вопросы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста».
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, с...
Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.
В данном материале информация не только о значимости развития связной речи детей - дошкольников, но в нём предложены систематизированные игры и упражнения по развитию связной речи детей....
Исследовательско-творческий проект на тему: «Индивидуальный подход в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе их общения со сверстниками»
Изучение форм и методов развития связной речи старших дошкольников в процессе общения со сверстниками"....
Использование проектных технологий как средств развития связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе художественно-эстетической деятельности.
Статья для педагогов дошкольного образования...
Рабочая программа «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе совместной и самостоятельной деятельности с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ». (II младшая группа, возраст детей 3-4 года).
Рабочая программа «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе совместной и самостоятельной деятельности с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ»....
Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе игр - драмматизаций
Обогатить эмоциональное, речевое и умственное развитие детей посредством игровой деятельности...
План работы по самообразованию по познавательно-речевому развитию в подготовительной к школе группы по теме: "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе работы над пересказом"
Цель: Создать условия для развития речи детей старшего дошкольного возраста в процессе работы над пересказом...