презентация "Использование метода моделирования для развития связной речи детей младшего дошкольного возраста"
презентация к уроку по развитию речи (младшая группа) на тему
Значение развития связной речи выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов обучения, которые бы облегчали, систематизировали и направляли процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является метод наглядного моделирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_modelirovaniya_prezentatsiya.pptx | 2.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Современные подходы к дошкольному образованию детей определяются «Федеральным государственным стандартом дошкольного образования» (ФГОС ДО). В соответствии с ним развитие связной речи рассматривается как приоритетная задача познавательно-речевого развития дошкольников. Дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и другое).
Связная речь помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, способствует умственному развитию, является решающим. Развитая связная речь является важным условием обучения детей в школе. Значение связной речи
Речь односложная, состоящая из простых предложений Не могут грамматически правильно построить предложение Недостаточный словарный запас Плохая дикция Плохо запоминают стихи Не могут составлять рассказы Проблемы
Значение развития связной речи выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов обучения, к оторые бы облегчали, систематизировали и направляли процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является метод наглядного моделирования.
Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Цель моделирования - обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.
Развитие словаря Формирование грамматического строя речи Развитие звуковой стороны речи Формирование диалогической речи Обучение рассказыванию Развитие мышления, воображения, Памяти при отборе заместителей задачи
во-первых , использование метода наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить проблему быстрой утомляемости и потери интереса к занятию . во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»; в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания. А ктуальность использования наглядного моделирования
Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов , предметами, схематично изображенными или знаками . Главное - схему , изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям . Модель даёт возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае.
Методы и приемы Наглядные Рассматривание иллюстраций Использование наглядных пособий Использование картинок-символов Использование знаковой символики Использование графической аналогии Практические Игры с геометрическими фигурами Картинный план Творческие задания с применением образца Словесные Вопросы Объяснения Словесные дидактические игры Чтение художественной литературы Беседа Совместное составление рассказа
Модели, мнемотаблицы -схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи Обучение составлению рассказов всех видов Заучивание стихов Отгадывание и загадывание загадок Пересказ художественных произведений Прием Наглядного моделирования Дидактические игры
Ознакомление с моделями и обучение детей с помощью моделей можно начинать уже с младшего дошкольного возраста, к огда малыши уже хорошо различают на картинках знакомые предметы, находят по просьбе взрослого, называют их .
Карточка разделена на две части. На одной изображен реальный предмет (например – паровоз, солнце, домик, елка), а рядом схематическое изображение этого предмета. Дети называют предмет, изображенный на карточке, рассматривают его отдельные части: колесо, труба, окно, лучики и т.д. Затем педагог обращает внимание детей на схематическое изображение и сравнивает его с реальным предметом. Так ребенок запоминает, а затем и узнает реальный предмет в схематическом изображении. Знакомство детей с моделями можно начать с простых, несложных игр, постепенно их усложняя. Игра - «Что это?»
Такая же карточка, как и в первой игре. На одной части изображен реальный предмет, другая часть пустая. Перед детьми отдельно лежат карточки со схематичными изображениями предметов. Ребенок должен подобрать модель к реально изображенному предмету. Теперь можно перейти ко второй игре: «Лото»
Перед ребенком расположены схематические изображения различных предметов (неваляшка, круг, зонтик, ежик, гриб, часы). Малыши должны угадать, что изображено на карточке. Дети успешно справляются с этим заданием. Следующий этап - игра: «Угадай»
На листе бумаге, в верхней части нарисована схема - модель. К ней дети подбирают уже не по одной картинке, а находят несколько похожих на эту схему изображений предметов. Например, схема-модель: круг. К этой схеме малыши подбирают картинки – мяч, солнышко, воздушный шарик. Аналогично это игра проводится с другими схемами: «вагончик», «человечек». Схема-модель – прямоугольник. Какие картинки подходят к этой схеме? Коробка с карандашами, книга, окно. Игра « На что похоже ?»
Первый : замена реального предмета схематическим изображением. Здесь соблюдается принцип: сохранения формы . С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать два вида моделей:
Второй: замена реального предмета какой-либо геометрической фигурой - круг, квадрат, треугольник. Здесь соблюдается принцип сохранения цвета или размера.
Педагог рассказывает сказку, например «Репка», сопровождая свой рассказ выкладыванием на фланелеграфе персонажей, затем заменяет их схемами-моделями. Аналогично проводится рассказывание других сказок. Рассказывание сказок.
Метод моделирования можно с успехом применять в любых видах деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность Самообслуживание и элементарный быт. труд коммуникативная игровая, коммуникативная Изобразительная, конструирование
у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек ; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Результаты
Из выше сказанного и собственного опыта работы можно сделать вывод о том, что наглядное моделирование, является действенным методом в обучении детей связной речи. И чем раньше начать обучать детей рассказывать, пересказывать и заучивать стихи, используя данный метод, тем лучше мы сможем подготовить их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы «Использование метода моделирования при формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
В сообщении раскрыты основные принципы использования метода наглядного моделирования в работе по формированию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием...
Об использовании метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Метод моделирования успешно находит свое применение в работе по развитию связной речи. В ходе использования данного приема, дети знакомяться с графическим способом предоставлении информации - моделью,...
Мастер-класс: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Цель мастер-класса:- ознакомление педагогов с методом наглядного моделирования как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохр...
Отчет по самообразованию «Использование метода моделирования по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста».
Отчет по самообразованию....
«Использование метода моделирования по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста».
Основываясь на особенность развития наглядно-действенного мышления детей, я решила использовать в своей работе по обучению детей связной речи метод моделирования. Это позволяет детям эффективнее...
Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста мы часто сталкиваемся с тем, что у детей недостаточно сформированы навыки построения связной речи: высказывания, как правило, короткие; состоят из отдель...
Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с утвержденным стандартом дошкольного образования, каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно из...