Мастер-класс: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа) по теме
Цель мастер-класса:
- ознакомление педагогов с методом наглядного моделирования как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации;
- повышение профессиональной компетенции педагогов в развитии речи детей младшего дошкольного возраста;
- поиск новых рациональных средств, форм и методов речевого развития дошкольников;
- создание условий для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, воображения педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_modelirovaniya_master-klass.docx | 27.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Лысова Наталья Евгеньевна
Воспитатель ГБОУ СОШ №2 СП «Детский сад №25»
Цель мастер-класса:
- ознакомление педагогов с методом наглядного моделирования как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации;
- повышение профессиональной компетенции педагогов в развитии речи детей младшего дошкольного возраста;
- поиск новых рациональных средств, форм и методов речевого развития дошкольников;
- создание условий для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, воображения педагогов.
Задачи:
- дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы;
- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников.
Оборудование:
Листы бумаги, карандаши, мнемотаблица для заучивания стихотворения, мнемотаблица для отгадывания загадки, мнемотаблица для составления описательного рассказа.
Данный мастер-класс может быть интересен педагогам работающим с детьми дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты:
- получение педагогами представления о мнемотехнике;
- внедрение в образовательный процесс методику работы с мнемотаблицами для развития речи детей-дошкольников.
Форма проведения:
Педагоги, без участия детей.
Сообщение и практическая работа.
Ход мастер–класса
Добрый день, уважаемые коллеги! Тема нашей встречи: «Использования метода моделирования в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста».
Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в речевой работе с детьми.
Прекрасна речь, когда она как ручеек,
Бежит среди камней чиста, нетороплива,
И ты готов внимать ее поток, и восклицать:
“О, как же ты красива!”.
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.
Общаясь и наблюдая за детьми младшего дошкольного возраста в начале учебного года, проанализировав результаты диагностики по развитию речи, я сделала вывод, что дети испытывают трудности:
- при описании предмета или объекта;
- при самостоятельном пересказе текста;
- не могут удерживать в памяти эту последовательность;
- четко и последовательно изложить мысль;
- выучить наизусть стихотворение.
На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей, одной из них является метод наглядного моделирования, разработанный Л. А. Венгером, Д. Б. Элькониным, Н.А. Ветлугиной.
Ушинский писал: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам, он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету». Именно схемы и модели являются прекрасным подспорьем в развитии мыслительных операций, психических процессов. Также я убедилась, что использование схем и моделей ведет к созданию стойкого интереса у дошкольников к занятиям по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, экологии, опытнической деятельности. Развивает речь всех детей, независимо от их жизненного и речевого опыта.
Что же такое моделирование?
«Моделирование» - исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Моделирование своим объектом имеет модели.
«Модель» - это любой образ (схема, чертёж, график, план какого-либо процесса или явления), используемый в качестве заместителя.
«Наглядное моделирование» - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Из данных определений следует, что в основе метода моделирования, лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким – либо условным знаком.
Актуальность использования метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:
• Во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
• Во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»;
• В-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Над этой темой я работаю на протяжении двух лет и увидела эффективность метода наглядного моделирования, взяв за основу мнение великих педагогов, пользуясь готовыми схемами педагогов, но совершенствуя их по-своему, использую этот метод при составлении описательных рассказов, при пересказе сказок, при заучивании стихотворений, при составлении описательных загадок. И сегодня я хочу поделиться с вами некоторым опытом работы в этой области.
С детьми младшего дошкольного возраста я использую самый простой вид модели — предметный. Этот вид модели помогает детям в составлении элементарных описательных рассказов о животных. Как правило, это набор картинок, составляющих содержание будущего рассказа. Например, чтобы составить описательный рассказ о домашнем животном, можно использовать такие картинки: собака, собака со щенятами, собака ест, спит, помогает человеку. Предлагаю детям отобрать любые картинки на эту тему. Каждый ребёнок выбирает картинки по собственной инициативе и составляет небольшой рассказ. Все занятия сопровождаются сюрпризными моментами — появлением игрушки — животного (загадки). Конечно, таким занятиям предшествует огромная работа: наблюдение за животными на прогулке, просмотр мультфильмов, чтение художественной литературы, рассматривание картин, картинок; упражнения в наблюдательности, обогащение словаря и т. д.
Сейчас мы попробуем составить предложения по карточкам. (Раздать карточки для составления предложений о собаке, кошке, кролике. Педагоги составляют предложения)
В младшем дошкольном возрасте много времени отводится чтению сказок. Сказки состоят из коротких эпизодов, содержание и последовательность которых маленький ребёнок и сам в состоянии удержать в памяти. Ребенку будет намного интересней не только послушать сказку, но и поиграть в нее. Этому, мы, взрослые, должны научить его. И в этом мне опять помогает метод наглядного моделирования. Для пересказа сказок я подбираю набор сюжетных изображений на фланелеграфе или компьютере, книжных иллюстраций, чтобы смоделировать сказку. Для начала прочитайте выразительно сказку, рассмотрите все иллюстрации, а затем предложите ребенку рассказать ее. Чтобы дети легче усвоили ее содержание, можно сказку зарисовать. В этом помогут простые кружочки. Предложить педагогам нарисовать кружочки и превратить их в героев сказки: если к кружочку сверху подрисовать листики, то получится …(репка); если усы —…( дед); если ушки и хвостик -…(собачка) и т. д. А когда будете рисовать, то проговаривайте и внешний вид героев (мышка— маленькая, серенькая, длинный хвостик; дедушка — старый, усатый и т. д.).
Итак, перед вами, уважаемые коллеги, мнемотаблица к русской народной сказке «Репка». Попробуем пересказать текст. (Педагоги пересказывают сказку).
Многие из вас сталкивались с такими проблемами: как помочь ребёнку в заучивании стихотворения. Этапы работы по заучиванию стихотворений: - Выразительное чтение взрослым; - Беседа по содержанию, словарная работа; - Повторное чтение стихотворения с опорой на таблицу с установкой, что мы будем заучивать наизусть; - Чтение по опорным словам (взрослый читает, ребята повторяют с опорой на таблицу); - Выразительное чтение по желанию; - Индивидуальная работа в течение дня (мнемотаблица - в книжном уголке). Сейчас вашему вниманию я представлю мнемотаблицу для заучивания стихотворения. На каждую строчку стихотворения создан свой мнемоквадрат, и, вы, имея перед глазами такую карточку-символ, быстро запоминаете стихотворения и любые тексты. (Педагоги читают стихотворение по мнемотаблице).
Ветер по лесу гулял,
Ветер листики считал.
Вот дубовый, вот кленовый,
Вот рябиновый резной, вот с березы золотой
Вот последний лист с осинки ветер бросил на тропинку.
А сейчас попробуйте сами составить мнемотаблицу для разучивания стихотворения «Осенние подарки» Н. Нищевой:
Ходит осень в нашем парке.
Дарит осень всем подарки.
Бусы красные - рябине,
зонтик желтый - тополям,
фрукты осень дарит нам.
или «Ёлочка» Н. Нищевой:
Перед нами ёлочка:
Шишечки, иголочки.
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звезды, человечки
Перед вами, уважаемые коллеги, листы бумаги и карандаши. Рисуем схематично. Итак, перед нами ёлочка. Что можно нарисовать к этой строчке? Следующая строка и т. д. Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова.
А теперь, глядя на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст. Вам понравилось? Так можно нарисовать любое стихотворение от простого до сложного. Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ.
Из выше сказанного и собственного опыта работы можно сделать вывод о том, что наглядное моделирование, является действенным методом в обучении детей связной речи. И чем раньше начать обучать детей рассказывать, пересказывать и заучивать стихи, используя данный метод, тем лучше мы сможем подготовить их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Литература:
- Барсуковой Е.Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек. // Логопед, 2009, №5.
- Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. Дошкольное воспитание 2004г. № 6, с.6
- Давыдова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с.16
- Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников – М., 1985 — с.92
- Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи // Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51-54.
- Малетина Н.С., Пономарёва Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Дошкольное воспитание. 2004.№6. С. 64-68.
- Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. - с.102 -115.
- Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // Логопед. – 2005. – № 1. – С. 7-12.
- Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10 — с. 16-21.
- Чигирева Е. В. Использование метода наглядного моделирования в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста (4–5 лет) // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 643-645. — URL https://moluch.ru/archive/79/14040/ (дата обращения: 03.02.2018).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы «Использование метода моделирования при формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
В сообщении раскрыты основные принципы использования метода наглядного моделирования в работе по формированию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием...
презентация "Использование метода моделирования для развития связной речи детей младшего дошкольного возраста"
Значение развития связной речи выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов обучения, которые бы облегчали, систе...
Мастер-класс "Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей младшего дошкольного возраста".
Знакомство педагогов с эффективной методикой запоминания текста....
Отчет по самообразованию «Использование метода моделирования по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста».
Отчет по самообразованию....
«Использование метода моделирования по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста».
Основываясь на особенность развития наглядно-действенного мышления детей, я решила использовать в своей работе по обучению детей связной речи метод моделирования. Это позволяет детям эффективнее...
МАСТЕР-КЛАСС НА ТЕМУ «Мнемотехника как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста».
Мастер-класс для педагогов «Мнемотехника как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста»....