Интегрированная НОД В поисках колобка
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Интегрированное занятие для детей 5-6 лет по направлениям: театрализованная деятельность,
развитие речи, художественная литература по мотивам русских народных сказок с использованием разных видов кукол:
кукол- прыгунков, варежковых и штоковых кукол. Сказки: Заюшкина избушка, Девочка и лиса, русские народные небылицы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_v_poiskah_kolobka.docx | 28.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Северо-западное окружное управление образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Школа №1387
Интегрированная НОД
«В ПОИСКАХ КОЛОБКА»
для детей 5-6 лет
Подготовила и провела
воспитатель группы №6
Ледовская Н.В.
г.Москва
2015 г.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Цель: приобщать детей к культурным и моральным ценностям русского народа средствами фольклора и театрализованной деятельности.
Задачи:
- социально-коммуникативное развитие:
1. формировать способность к организации взаимодействия со взрослыми и сверстниками в ходе совместной деятельности (театрализованной игры)
2. развивать стремление детей принимать участие в творческой деятельности
3. формировать понимание важности безопасного поведения во время прогулки на природе
4. помогать освоению элементарных правил этикета
5. способствовать освоению норм и правил жизни в обществе, выраженных в понятиях «хорошо», «плохо», «можно», «нельзя», а также проявлению доброты, заботы;
6. обогащать представления об эмоциональных состояниях людей;
- речевое развитие
1. развивать связную речь в диалоге и монологе в процессе коллективной беседы, театрализованной игры, умение пользоваться разнообразными средствами общения – словесными, мимическими, пантомимическими;
2. совершенствовать словарь: учить понимать и активно использовать в речи синонимы, антонимы;
3. способствовать совершенствованию интонационной выразительности речи;
- художественно-эстетическое развитие:
1. приобщать детей к фольклору;
2. развивать интерес детей к рассказыванию по предложению взрослого, учить эмоционально и выразительно передавать содержание сказки;
3. развивать чувство юмора;
- физическое развитие:
1. укреплять и развивать мелкую моторику рук;
2. предупреждать плоскостопие посредством хождения по ребристой поверхности, толстому канату;
3. укреплять и развивать мышцы туловища и конечностей;
4. формировать правильную осанку.
Оборудование: ростовая кукла Бабушка, куклы-прыгунки: зайчик, лиса, петушок, волк, медведь; варежковая кукла Аленушка; шапочки Лисы, медведя; кукла Баба Яга; декорации к небылице: штоковые куклы поросята, варежковые куклы рыбки, синяя ткань – море, султанчики – огонь, борода и кепка для Тараса; игрушка Колобок; декорации: лубяная избушка, береза, избушка Бабы Яги, дуб; ребристая дорожка, толстый канат, обручи, гимнастическая скамейка; русская народная музыка; карусель; иллюстрации сказок «Заюшкина избушка» и «Девочка и лиса».
Предварительная работа: чтение и обсуждение русских народных сказок «Заюшкина избушка», «Девочка и лиса», «Царевна-лягушка», «Сивка-бурка», «Хаврошечка»; знакомство с жанром небылиц, чтение, обсуждение и разучивание небылицы «Вы послушайте, ребята»; изготовление кукол к инсценировке небылицы во второй половине дня; привлечение родителей к изготовлению декораций для инсценировки; обучение детей вождению кукол-прыгунков, штоковых кукол, варежковых кукол.
Ход:
Мотивационный момент.
Под русскую мелодию входит воспитатель с ростовой куклой Бабушкой.
Бабушка: Здравствуйте, детушки! Здравствуйте, голубушки! Да какие вы красивые, да пригожие! А у меня, детушки, горе. Испекла я колобка, поставила его на окошко остужать, а он пропал. Уж я его искала, искала, весь дом обошла, а его не нашла. Ох, не знаю, что и делать. Наверное, он в лес укатился, надо там его искать. Только боязно мне одной туда идти. Помогите мне, ребятушки, моего Колобочка отыскать, пожалуйста. Поможете? И в лес идти не побоитесь? (Нет)
Ну, раз так, сначала нужно подкрепиться.
Пальчиковая игра «Как у бабушки Наташи»
Как у бабушки Наташи | Пальчиками держать концы воображаемой косынки |
Ели вкусную мы кашу | Ладонями изобразить миску |
Каша пшеная с дымком | Левая ладонь кверху, указательный палец правой руки по спирали поднимается вверх |
С хлебом, маслом и яйцом. | «Печем пирожки» |
Взяли мы большие ложки! | Большие пальцы обеих рук вверх |
Съели все до самой крошки. | «Едим» обеими руками |
Вот какая каша | Руки вперед ладонями кверху |
У бабушки Наташи | Пальчиками держать концы воображаемой косынки |
Вот молодцы! Теперь нам пора в путь-дорогу. Ой, да вот тропинка, по ней и пойдем.
По дороженьке пойдем,
В лес волшебный мы придем.
Дети идут мелкими шагами по ребристой дорожке.
Бабушка: Вот и пришли мы с вами на полянку. Давайте понюхаем, как хорошо пахнут здесь цветочки.
Дети выполняют дыхательные упражнения 3 раза.
На «полянке» стоит избушка, рядом пенечек. За избушкой лежат куклы-прыгунки Зайчик, Лисичка и Петушок.
А здесь избушка лубяная стоит. Чья же это избушка может быть?
Дети: Зайчика.
Бабушка: А как можно назвать ласково зайчика?
Дети: Заинька, заюшка.
Бабушка: А где же он? Будем зайчика ждать . А пока мы ждем, давайте вспомним, как называется эта сказка?
Дети: Заюшкина избушка.
Бабушка: Вспомните, дети, о чем эта сказка.
Пересказ начала сказки.
Бабушка: А кто же приходил помогать заюшке? (Ответы детей)
Скажите мне, какой был заюшка?
Дети: Грустный, печальный, слабый, несчастный.
Бабушка: Представьте, дети, что это вы – заиньки. Покажите, какие вы насчастные, грустные, печальные. Дети показывают. А какая была лисичка?
Дети: Хитрая, злая, недружелюбная.
Бабушка: Давайте покажем, какая лисичка. Дети показывают . Очень похоже, молодцы.
Бабушка: А скажите, ребята, собаки, волк, медведь были сильными? (Да) А смелыми, храбрыми, отважными? (Нет) Правильно, не смогли они лисичку прогнать. Испугались ее. А кто же смог выгнать ее? (Петушок) А какой был петушок? (Смелый, храбрый, отважный).
Давайте поиграем, поможем заиньке.
Театрализованная игра с иаспользованием кукол-прыгунков..
Бабушка: Скажите мне, детки, чему же нас учит эта сказка? Какими не нужно быть? (Злыми, хитрыми, трусливыми) А какими нужно быть? (Добрыми, смелыми, нужно помогать друзьям в беде). Молодцы, все правильно сказали. Ой, заюшка, а мы ищем колобка. Ты его встречал?
Зайчик: Да, он от меня ушел вон туда, по дорожке.
Бабушка: Ну, значит, ребята, нам пора в путь по дорожке. Привела нас дорожка к оврагу.
Ходьба по толстому канату боковым шагом.
Мы по краешку пройдем,
И в овраг не упадем.
Бабушка: Пришли мы с вами в рощу. Ой, кажется, кто-то плачет? Да это девочка плачет, наверное, она заблудилась и на дерево залезла. Дети, вспомните, в какой русской народной сказке девочка на дереве плакала?
Дети: Девочка и лиса.
Бабушка: Молодцы, вспомнили. А как ту девочку звали? (Аленушка) Правильно.
Ребенок надевает варежковую куклу Аленушку, сажает ее на дерево.
Бабушка: Девочка, кто ты и почему ты плачешь?
Аленушка: Ау, ау, Аленушка! Ау, ау, голубушка. Одна я у бабушки у дедушки. Меня подружки в лес заманили, заманивши – покинули.
Бабушка: Аленушка, почему же ты заблудилась?
Аленушка: Не послушалась бабушку и дедушку, отстала от подружек.
Бабушка: Дети, почему Аленушка попала в беду, какая она? (Непослушная, невнимательная). А кто хотел Аленушку к бабушке, дедушке отвезти?
Дети: Волк, Медведь и Лиса.
Бабушка: А Аленушка пошла с волком, слезла с дерева (Нет), а медведя (нет). Правильно, она не зря боялась волка и медведя. А Лису? (Да) Почему? Значит, Аленушка была какая? (умная) Поэтому она добралась домой живая и здоровая. Какими нужно быть, чтобы не попасть в беду? (Послушными, внимательными, умными)
Бабушка: Давайте поможем Аленушке.
Театрализованная игра по сказке «Девочка и лиса» с использованием варежковой куклы, кукол-прыгунков, элементов костюмов (девочки – Аленушка и лисичка, мальчики – волк и медведь)
Бабушка: Слезла Аленушка, села на лису, и отвезла ее лисичка к бабушке. Здравствуй внученька! Спасибо тебе, лисичка сестричка, что привезла мне Аленушку. Волк-волчок, серый бочок, не встречал ли ты в лесу моего колобка?
Волк (ребенок): Встречал, он от меня укатился вон туда.
Бабушка: Аленушка, Лисонька, да и вы, звери лесные, пойдемте с нами колобка искать. Вместе-то веселее. Ой, да здесь болото. С кочки на кочку скачите, да в болото не упадите.
Прыжки на двух ногах из обруча в обруч.
Бабушка: Вот теперь мы в самую чащу зашли, здесь даже птички не поют.
А чья же это избушка? (Бабы-Яги) Кажется, я слышу ее шаги. Давайте присядем, посмотрим, что же будет.
Открывается занавес, за ним низкая ширма. Выходит Баба-Яга (штоковая кукла) к
Баба-Яга: Фу-Фу, русским духом пахнет. Кто это ко мне зашел? А, детишки, я о-очень детишек люблю. А зачем вы ко мне пожаловали?
Дети: Мы колобка ищем.
Бабушка: Бабусечка-Ягусечка, ты колобочка моего не видала?
Баба-Яга: Может, и видала, да только вам не скажу, где он, пока вы мне не поможете.. Я очень русские народные сказки люблю, а вы любите?
Дети: Да!
Баба-Яга: Да вот беда, память то уже не та. Позабыла, как многие сказки называются. Поможете вспомнить? (Да) Я буду вам сказку рассказывать, а вы мне название скажите. Согласны? (Да)
Дидактическая игра «Назови сказку».
- – Что, Иван-Царевич, не весел, ниже плеч буйну голову повесил? Не горюй, ложись-ка спать: утро вечера мудренее!
(Царевна-лягушка).
- В полночь прискакал на пшеницу конь — одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит — земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет. (Сивка-бурка)
- – Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано. (Хаврошечка)
Бабушка: Ну, что Баба-Яга, помогли тебе дети сказки вспомнить. А теперь скажи, где колобок.
Баба-Яга: Помогли-то помогли, да вот грустно мне, скучно. Развеселите меня, тогда скажу, где колобок.
Бабушка: Ох, ребята, чем же нам Бабу-Ягу развеселить? А давайте, покажем ей веселую небылицу. Согласны? (Да)
Инсценировка небылицы «Вы послушайте, ребята».
Декорации: дуб, вырезанный из картона и раскрашенный (высота примерно 130 см, к дубу прикреплена свинья и 4 штоковые (плоские) куклы-поросята (на съемные липучки). Перед морем на расстоянии 40-50 см лежит сложенная голубая ткань (море).
Поросята – штоковые куклы (4 ребенка)
Медведь – ребенок в костюме
Море держат с двух сторон работники сцены (2 ребенка)
Огонь – красные султанчики (в руках у ребенка)
Рыбки – варежковые куклы (2 ребенка)
Тарас – ребенок.
Дети берут кукол, Тарас надевает бороду, все исполнители прячутся за дуб.
Вы послушайте, ребята,
Нашей сказки небогатой.
Уж как пестрая свинья
На дубу гнездо свила.
Поросила поросят
Ровным счетом шестьдесят. Поросята появляются над дубом.
Шестьдесят поросят
По сучочкам висят.
Поросята визжат,
Полететь хотят! Поросята вертятся и хрюкают.
Полетели, полетели Поросята выбегают из-за дуба, бегают
врассыпную
И на воздухе присели. Забегают за дуб, «присаживаются» на
него.
Косолапый медведь Выходит медведь, имитирует движения.
С мухи шкуру содрал,
Полсапожки себе сшил,
В полсапожках щеголял
Поскользнулся и упал, Падает между дубом и морем.
В сине море он попал. 2 ребенка берутся за концы ткани,
Имитируют волнение на море.
Тут случилася беда! В море «плавают» рыбки
Загорелась вдруг вода! Выходит ребенок, встает на одно
колено и машет султанчиками
Сине море все повыгорело, Дети опускают «море»
Бела рыба вся повылетела. Рыбки «вылетают», убегают за дуб
Как его не заливали,
Но огня все не уняли.
На то счастье, на тот раз,
Проходил мимо Тарас. Выходит Тарас, проходит мимо моря
Мигом море потушил «Огонь» убегает за дуб
И тем славу заслужил. Все по очереди подходят и
Как он воду заливал, благодарят Тараса.
Про то он не рассказал,
Только шепчут стороной,
Затушил он бородой! Дети говорят все вместе.
Дети остаются в костюмах и с куклами, Баба-Яга смеется, хлопает в ладоши, все садятся.
Бабушка: Ну, Баба-Яга, повеселили тебя дети?
Баба-Яга: Ох, повеселили, рассмешили. Спасибо вам. Вот теперь я вам все про колобка расскажу, только вы меня вежливо попросите.
Дети: Пожалуйста! (3 раза с разной силой голоса).
Баба-Яга: Таким вежливым ребятам как не сказать.
Через речку перейдете,
На дорожку попадете.
По дороженьке пройдете
И в болото попадете.
Как болото перейдете – так на ярмарку придете.
На ярмарке вы колобка и встретите.
Дети прощаются с Бабой-Ягой, отправляются в дорогу под музыку проходят по гимнастической скамейке, ребристой дорожке, прыгают на двух ногах из обруча в обруч.
Заключительная часть.
Вот мы и пришли на ярмарку.
Подходят к занавесу, занавес открывается, там арка – проход на ярмарку. Звучит веселая музыка, дети заходят в арку, встают в круг. Колобок лежит в хохломской миске. Лиса берет колобка, прячет его за спиной.
Бабушка: Как здесь красиво! А где же колобок? Зайчик, ты колобка не видел? (Он от меня ушел) А ты волчок, моего колобка не видел? (Он и от меня ушел) А ты, Миша-медведь? (Он и от меня ушел) А ты, Лисонька, что за спиной прячешь?
Лиса: А я колобка перехитрила и сейчас его съем!
Бабушка: Лисонька, не ешь колобка, отдай его мне, а мы тебя на каруселях покатаем! Ай-яй-яй, колобок, не убегай от дедушки, от бабушки, а то не миновать беды.
Лиса отдает бабушке колобка, дети берутся левой рукой за карусели и катаются под веселую музыку.
Подвижная игра «Карусели».
Еле-еле, еле-еле
Закружились карусели,
А потом потом потом
Все бегом бегом бегом.
Тише, тише, не шумите,
Карусель остановите,
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
Подведение итогов.
Бабушка: Спасибо вам, ребята. Вы со мной по лесу ходили, русские сказки вспомнили, зайчику помогли и Аленушке, Бабу-Ягу развеселили и колобка мне вернули. А теперь мне пора возвращаться к дедушке, а то он меня уже заждался, а вам в группу. До свидания, ребята.
Бабушка уходит.
Литература
- Акулова О. Театрализованные игры// Дошкольное воспитание, 2005. - №4. – с. 24
- Алиева Т.И., Васюкова И.Е. Художественная литература для детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 224 с. – (Истоки)
- Мерзлякова С.И. Театрализованные игры: методическое издание для работников дошкольных образовательных учреждений/Светлана Мерзлякова. – М.: Обруч, 2012. – 152 с.
- Театрализованная деятельность как средство развития детей 4-6 лет: учеб.-метод. пособие /Т.Н. Доронова . – М.: Обруч, 2014. – 160с.
- Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 224 с. – (Развиваем речь)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНТЕГРИРОВАННАЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ "В ПОИСКАХ КОЛОБКА" 2 МЛ.ГРУППА.
ЦЕЛИ,МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ,ХОД НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,ИТОГ....
Конспект интегрированного занятия по познавательно-речевому и математическому развитию во II младшей группе. «В поисках колобка»
Конспект интегрированного занятия...
Интегрированное непосредственно образовательная деятельность по познаний (ФЭМП) на тему : « В поисках колобка»
МБДОУ №46 «Земляничка» г. Набережные Челны РТВоспитатель первой квалификационной категорииМустафина Альфия ГабделбариевнаИнтегрированное непосредственно образовательная деятельность по познаний (ФЭМП)...
Методическая разработка интегрированной игры-занятия для детей старшего дошкольного возраста «В поисках Колобка».
Предлагаемый материал был представлен на городской профессиональный конкурс методических разработок «Деятельность – путь к знанию» в номинации «Физическое развитие дошкольников» по направлению «...
Конспект интегрированного занятия для детей 2 младшей группы. Тема: «Поиски колобка»
Решение нескольких задач при проведении занятия :задачи на развитие физических способностей,задачи на развитие познавательных способностей,задачи на речевое развитие....
Интегрированное занятие в форме квест-игры на тему «Поиски колобка».
Провела квест-игру в средней группе.Хотелось изменить нетрадиционный конец сказки.Выполняя задания и переходя по этапам дети справились с заданиями....
Конспект интегрированного занятия в «Поисках колобка» в средней группе (опубликован на сайте в образовательном СМИ "Педагогический альманах")
опубликован на сайте в образовательном СМИ "Педагогический альманах"...